автор: Ларина Татьяна Александровна

заместитель директора МАОУ СШ №144 Красноярск

Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса.

Современные формы взаимодействия участников

образовательного процесса.

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, идет модернизации содержания всех сфер общего образования. Это нашло отражение во ФГОС, где прописано, что взаимодействие всех участников образовательного процесса – важнейшая составляющая часть успешного функционирования образования. Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на таких принципах, как добровольность, сотрудничество, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и нормативных актов.

Образовательный процесс как взаимодействие, представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов – родителей, выступающих в позиции субъектов. Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий, взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. 

В образовательной системе происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, коллектив педагогов, родительский актив, шефская общественность.

В роли объектов воспитания выступают ученический коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.

Взаимная активность педагога и ученика в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие». 

Что такое педагогическое взаимодействие?

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. 

Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.

Педагогическое взаимодействие – сложный процесс, состоящий из множества компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. 

Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между всеми участниками образовательного процесса. В процессе педагогического взаимодействия особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене между учителем и учеником, организационно-деятельностные связи, коммуникативные связи. А также важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие подходы к организации педагогического взаимодействия:

 – деятельностный, формирующий у учащихся разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса;

 – личностно ориентированный, обеспечивающий у учащихся развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие педагога с обучающимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Педагог должен быть подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с обучающимися. Однако на практике взаимоотношения складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля педагогического общения педагога и реализации основных принципов процессов воспитания. Назовем их:

  1. Ценность личности раскрывается в ее духовном содержании внутреннего мира и принятии собственного образа. Реализацию внутренней свободы обеспечивает доверие, как компонент мышления и культуры общения человека.
  2. Для становления и развития личности необходима предметно-развивающая среда, среди принципов организации которой есть категория открытости миру людей, миру искусства, миру природы. Открытость – это важнейшая этическая категория, объясняющая многие глубины бессознательных процессов. Это мера свободы и согласия человека в отношении себя, других. 
  3. Организатором развивающей среды является учитель, по отношению к которому ученик тоже чувствует доверие или недоверие, а, следовательно, будет открыт или закрыт для взаимодействия с ним. 
  4. Позитивная психологическая атмосфера – одно из условий эффективного воспитания и развития личности человека. Доверие выступает одним из признаков благоприятной атмосферы, так как обеспечивает доброжелательную критику, свободное выражение собственного мнения, отсутствие давления, признание прав, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, высокую эмоциональную включенность. 
  5. Принцип целостности предполагает единство социально-нравственного и общекультурного развития личности. 

В процессе взаимодействия формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства. Структурными компонентами взаимодействия выступают:

эмоциональный – показывает способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс;

оценочно-рефлексивный – определяет способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений;

операционально-деятельностный – отражает способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания;

ценностно-смысловой – характеризуется признанием опыта родителей по воспитанию детей, осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных формах взаимодействия;

потребностно-мотивационный – определяет потребности во взаимно открытых, равных и свободных действиях друг другу, в конструктивном разрешении противоречий;

интеллектуально-когнитивный – проявляется в способности изучать взаимодействие, приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений.

Уровни педагогического взаимодействия

В теории взаимодействия большое значение, по мнению Т.М. Палий, имеют факторы, условия и принципы его успешности для последующего перехода с уровня общения на уровень сотрудничества и партнерства. Исследователи определяют факторы риска, снижающие эффективность взаимодействия. Это авторитарный стиль общения, недоверие, низкая педагогическая культура, неспособность правильно оценивать воспитательные возможности, отсутствие желания системно заниматься воспитанием, переоценка возможностей, субъективный подход к оценке качества образования, несоответствие социальных требований с конкретными задачами взаимодействия. 

Учет данных факторов позволяет обеспечить эффективный переход на более высокий уровень взаимодействия.

Уровни педагогического взаимодействия

 Начальный (первый) уровень – общение основано на принципах тактичности, соблюдении прав и свобод друг друга с признанием приоритета родителей в образовании и воспитании детей; правильной оценке достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи; понимании субъективности точки зрения педагогов. 

Второй уровень – повышение педагогической культуры и педагогического самообразования с опорой на принципы многообразия форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на основе дифференцированного и индивидуального подходов, опора на положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства; единство педагогического просвещения и самообразования.

Целесообразно выделить виды взаимодействия в образовательном процессе с точки зрения его субъектов: педагог – обучающийся, родитель – ребенок, педагог – родитель, педагог – коллега, руководитель ОУ – педагог, взаимодействие педагога с коллективом обучающихся.

Формы взаимодействия участников образовательного процесса

Педагог – обучающийся

Педагог и ребенок – это две наиболее важные фигуры в целостном педагогическом процессе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Формы взаимодействия могут быть позитивными и негативными.

Позитивные формы взаимодействия. Негативные формы взаимодействия
диалог Конфронтация между педагогом и обучающимся

Подавление педагогом учащихся в ходе занятия.

Конфликт педагога с детьми.

Индифферентность педагога по отношению к обучающимся

 

Рассмотрим позитивные формы взаимодействия. 

Диалог характеризуется высоким уровнем эмпатии педагога, умением принимать ребенка таким, какой он есть на самом деле, гибкостью мышления педагога, умением адекватно оценивать себя, отсутствием у педагога стереотипов в восприятии обучающихся.

Сотрудничество предполагает совместное определение целей образования и планирование учебного процесса, совместное распределение сил и средств на основе возможностей педагога и обучающихся, контактность, доброжелательность, мобильность, социальную активность, вежливость, эмоциональную стабильность педагога. 

Опека, как форма взаимодействия, включает заботу педагога об обучающихся, социальную активность, высокий уровень эмпатии и умение педагога прийти на помощь.

ФГОС требует изменения отношений между педагогом и обучающимися и установления связей сотрудничества. Взаимоотношения на основе сотрудничества являются в настоящее время актуальными и позволяют решать следующие взаимосвязанные задачи:

– создание отношений доверия;

– обеспечение сотрудничества решений между участниками целостного педагогического процесса;

– актуализация мотивационных ресурсов учения;

– развитие личностных установок у педагога, адекватных гуманистическому обучению;

– помощь педагогам и учащимся в личностном развитии.

Важную роль играют личностные установки педагога. В качестве основных К. Роджерс выделяет:

– «открытость» педагога своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;

– выражение внутренней уверенности педагога в возможностях каждого учащегося; 

– видение педагогом учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого ребенка, это так называемое «эмпатическое понимание».

Психологическая поддержка как форма взаимоотношений

 В современном образовательном учреждении в основе педагогических взаимодействий по линии педагог-обучающийся лежит психологическая поддержка, основные формы которой направлены на достижение результатов образования. 

Психологическая профилактика – это содействие полноценному социально-психологическому, личностному, профессиональному развитию ребенка; предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций со стороны педагога по улучшению социально-психологических условий самореализации с учетом социально-экономических, культурно-этнических и других условий жизнедеятельности ребенка.

Психологическое консультирование – это оказание помощи ребенку со стороны педагога в самопознании, адекватной самооценке, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости. Все вышеперечисленное должно способствовать непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии.

Психологическая коррекция – это активное психологическое воздействие педагога на личность обучающегося с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности.

Повышению эффективности взаимодействия (сплоченности, срабатываемости) педагога с учащимися способствуют психолого-педагогические тренинговые технологии

Социально-психологический тренинг: тренинг делового общения, перцептивный тренинг, тренинг сензитивности, тренинг семейных отношений.

Интеллектуальные тренинги: тренинги формирования развития внимания и наблюдения, тренинг гибкости мышления, тренинг увеличения объёма памяти и развития её характеристик, тренинг по развитию творческого мышления (креативности).

Организационные тренинги: тренинги формирования сплоченности команды (класса), тренинг принятия решения, тренинг поведения учащихся в экстремальных ситуациях, тренинг бесконфликтного общения в классе, тренинг повышения эффективности и совместной деятельности учащихся в классе.

Тренинг саморегуляции: психологические тренинги, аутотренинги, релаксирующие тренинги и тренинги биологической обратной связи.

Тренинги личностного роста учащихся: тренинги динамической ориентации (психодрама), тренинги социальной перцепции, тренинги гуманистической ориентации (гештальт), ролевые тренинги, тренинги саморегуляции эмоционально-волевой сферы учащихся.

Педагог – родитель

Условия нынешнего образования провозгласили родителей субъектами образовательного процесса. А это означает, что и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. Взаимодействие с родителями является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы образовательной организации. Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи отводится педагогам. В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В работе педагогов с родителями значимое место отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила превентивный характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм взаимодействия участников образовательного процесса.

Взаимодействие педагогов с родителями школьников реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.

Традиционные формы делятся на следующие группы:

– коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые, так и общие со всеми родителями обучающихся);

– групповые (консультации, конференции);

– ндивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);

– наглядные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей).

Нетрадиционные формы

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе/классе.

Познавательные формы включают ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями учащихся, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительная и информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с учреждением, особенностями его работы, педагогами. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития, обучения и воспитания. К ним относятся: конференции, семинары, мастер–классы. 

Разделим обозначенные формы взаимодействия педагогов и родителей на две большие группы – инновационные и традиционные формы. 

Традиционные формы взаимодействия: родительское собрание; работа с родительским комитетом; организация соревнований; консультации; беседы; совместное проведение праздников; посещение на дому.

Инновационные формы взаимодействия: родительские университеты; конференции; тренинги; родительские ринги; час вопросов и ответов; диспут-размышление по проблемам; дни открытых дверей; родительские клубы, коллективные творческие дела; деловая игра; сетевое взаимодействие.

Взаимодействие в образовательном учреждении между педагогом и родителем включает в себя следующие функции: 

– информационная – педагог дает максимально достоверные и полные сведения об этапах развития ребенка;

– воспитательно-развивающая – взаимодействие педагога и родителей имеет целью воспитать и развить верное отношение родителей к ребенку, которое приведет в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития ребенка;

– формирующая – педагог с помощью педагогических приемов формирует у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности;

– охранно-оздоровительная – формирует правильное представление родителей о ребенке-школьнике, направлено на сохранение здоровья учащихся;

– контролирующая – с помощью взаимодействия педагог может контролировать уровень развития осознанности родителей по отношению к детям; 

– бытовая – верное понимание родителями своих функций по отношению к ребенку, ведет к улучшению и бытовых отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми.

Администрация – педагоги

Формы взаимодействия между администрацией образовательной организации и педагогами можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

– групповые формы методической работы: педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры.

– индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Рассмотрим некоторые из них:

Педагогический совет, как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, ставит и решает конкретные проблемы учреждения.

Из разнообразных форм методической работы в школе особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации бывают индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут педагоги, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ. У каждого учителя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы на уроке.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол» — одна из форм взаимодействия педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяют поставить всех участников в равное положение, обеспечивают взаимодействие и открытость.

В образовательных организациях часто внедряется интересная форма работы, объединяющая сотрудников – педагогическая газета. Цель: показать развитие творческих возможностей педагогов, детей и родителей.

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в целостный педагогический процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Это могут быть:

Электронный дневникодин из вариантов работы с родителями и всеми остальными участниками образовательного процесса. Он обеспечивает необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования. А это объединяет всех участников образовательного процесса. Система электронных дневников позволяет родителям осуществлять контроль образовательного процесса с учреждением, где занимается их ребенок. Интерактивное общение – отличная возможность для родителей вести общение напрямую с администрацией школьного учреждения. Достаточно подписаться на SMS-рассылку, и родители своевременно будут получать самые свежие новости о событиях в школе.

Блог это разновидность сайта, где веб-страницы отсортированы по дате: самые ранние публикации (посты) находятся сверху. На нём лежит отпечаток личности автора, он не обезличен. 

Блог учителя-предметника может содержать: план или материалы урока, краткий конспект, задания учащимся, полезные ссылки, дополнительная информация ученикам, учебные видео, полезные и интересные гаджеты, форму обратной связи и т.д.

Можно создать блог класса, пригласить в качестве соавторов родителей и учеников, размещать информацию о мероприятиях, которые проводятся; планы внеклассной работы; учебные материалы; информацию для родителей; фотографии и видео класса и т д.

Блог сетевого сообщества. Сетевые сообщества – это обмен опытом и знаниями, копилка учебных материалов, полезные ссылки и онлайн работа. Сюда можно отнести блог предметного объединения или профессионального сообщества. Подобные блоги создаются с целью объединения учителей предметных секций. В них может содержаться информация для учителей-предметников, объявления о конкурсах и их результаты, новости в своей предметной области, учебные материалы и ссылки на интересные блоги.

Блог-проект. Это очень интересный блог, посвященный изучению темы, можно определить и как «блог – учебный проект» и как «блог, посвященный какой-то конкретной теме». Блог содержит опросники, задания, словари. Работа учащихся организована и продумана: есть методический паспорт проекта и таблица оценивания.

Блог – школьная газета. Удобная форма для создания, использования и редактирования школьной газеты. Широкое поле деятельности для учеников: позволяет проводить различные опросы, устраивать дискуссии, конкурсы, демонстрировать фотографии, видео.

Одной из современных форм развития педагогического взаимодействия являются социальные сети.

Все больше педагогов осуществляют взаимодействие с ребенком и родителями с помощью социальных сетей. К организационным целям, решаемым с помощью социальных сетей, относятся организация учебной и внеурочной деятельности учащихся. Для реализации этих целей создаются «группы» в социальных сетях «В Контакте» или «публичная страница», на которых в режиме «онлайн» можно обмениваться необходимой информацией, получить доступ к домашним заданиям, электронным учебникам или справочникам. Основными различиями между ними является то, что в «группе» все члены сообщества могут высказывать своё мнение по тому или иному поводу, выкладывать фото-, видео-, аудиоматериалы, а «публичная страница» выступает в роли некой «доски объявлений», и возможность редактировать или комментировать находящуюся в ней информацию может лишь создатель данной страницы.

Выбор той или иной интерактивной формы зависит напрямую от стиля педагогического общения, выбранного учителем. 

Комплексность данных форм организации деятельности заключается в том, что, решая организационные вопросы, педагог одновременно реализует и методические цели. Методические цели педагога, как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм и методов образовательной деятельности. Вводя в свой профессиональный арсенал социальные сети, учитель меняет отношение к ним самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения, но и средством обучения. Определим преимущества социальных сетей в качестве учебной площадки:

– привычная среда для учащихся;

– технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;

– возможность совместной работы;

– наличие форума, стены, чата;

– каждый участник может создать свой блог;

– активность участников прослеживается через ленту друзей;

– удобно использовать для реализации проекта;

– можно использовать в качестве портфолио. 

Таким образом, появляется новое образовательное пространство, которое к тому же является привычной средой для современного ребенка, и не воспринимается им враждебно. А также появляются новые, более привычные современному поколению формы взаимодействий.

Литература

1.Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. – Новосибирск: ЦРНС, 2010.

2.Абрамова Л.А. Нравственные отношения между участниками педагогического

процесса: Лекции и практические занятия. Чебоксары, 1997.

  1. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии:

Монография. Тюмень, 2008.

4.Борисова, Л.Г., Дахин, А.Н. Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы / Борисова Л.Г., Дахин А.Н.; Москва, 2010. – Научно-исследовательский институт школьных технологий, журнал “Педагогические технологии” №1, 2010.

5.Веннецкая О., Таначева В. Проблемы и практика социального партнерства в

условиях введения ФГОС. М.: Издательство «Творческий Центр Сфера». 2014

  1. Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017
  2. Зебзеева В.А. Взаимодействие семейного и общественного воспитания на

современном этапе развития школьного образования. М., 2009.

8.Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., 2010.

9.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студентов образовательных

учреждений профессионального образования. М., 2004

10.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: Ростов н/Д.,

2005.

11.Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. – М.: Дашков и К, 2013. 

12.Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. СПб. Питер, 2001

  1. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции

взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение: стратегия

и практика. – М.: Педагогика, 1994.

14.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000

15.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009

16.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006.

  1. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учебное пособие. Кемерово, 1996.
  2. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. – Казань, 1992.
  3. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981

 

Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса.