автор: Абашева Надежда Едиславовна

Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения “Центр развития ребёнка – детский сад №35”

Приобщение детей дошкольного возраста к удмуртскому языку как один из аспектов реализации регионального компонента образовательной программы ДОУ

 

Абашева Надежда Едиславовна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский  сад №35» города Глазова Удмуртской Республики.

         В условиях модернизации отечественного образования,  дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Выделение в основной общеобразовательной программе дошкольного образования обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, нацеливает на отражение национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

       Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями полиэтнического и поликультурного населения региона.

       Проблема воспитания детей в многонациональной среде является весьма актуальной, приоритетной в развитии современного образования. Важно с детства заложить в сердце ребёнка зёрнышко добра и любви, научить  понимать, ценить и гордиться наследием не только своих предков, но и принимать и понимать культуру другого народа.

Многоязычная поликультурная среда в Удмуртии представлена более чем 120 этническими общностями, такими как русские, удмурты, татары, представители других национальностей.

Необходимо признать, что в последние десятилетия представители коренной национальности  стали отходить от своего родного языка и выраженных в нем этнокультурных ценностей; вырастают поколения, не знающие обычаев, истории, культуры удмуртского народа. Главный элемент национальной культуры – язык. Язык – душа нации.

Мы считаем, что жители Удмуртии должны быть заинтересованы в сохранении языка и культуры коренной национальности и поднятии их престижа.

Исследованиями педагогов и психологов доказано, что внимание к национальному языку органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества.

Существует ряд проблем, которые тормозят процесс приобщения дошкольников к удмуртскому языку.

Во-первых, немногие родители желают, чтобы их дети говорили на удмуртском языке. В нашем детском саду воспитывается 130 детей. Среди них 15 детей из семей удмуртов и 50 детей из смешанных семей (русские -удмурты).

50 % родителей-удмуртов не знают удмуртского языка, не считают его родным;  дети-удмурты родным языком не владеют. Это говорит о том, что в современных городских семьях удмурты на родном языке говорят крайне мало или вообще не говорят. Анкетирование родителей с целью выявления интересов и предпочтений в изучении детьми второго языка показал: большинство родителей хотят, чтобы их ребенок изучал английский язык, т. к. это престижно.

Многих родителей настораживает возможность приобретения ребенком удмуртского акцента в разговорной речи. Также родители опасаются, что их дети не будут должным образом подготовлены к школе из-за сложности программного материала по обучению удмуртскому языку.

Во-вторых, в детских садах желание узнавать новый язык у детей возникает, прежде всего, под влиянием  внешних благоприятных условий, которые приходится создавать искусственно, учитывая при этом активность и любознательность ребенка, его интересы, склонности и способности. В связи с этим важно правильно определить оптимальное содержание обучения, выбрать рациональные и эффективные методы работы, а также индивидуальный подход  к оценке учебных усилий детей.

Таким образом, существует противоречие между необходимостью сохранения удмуртского языка и поднятия его престижа и отсутствием естественной языковой среды и недостаточным количеством педагогов, владеющих разговорным удмуртским языком.

Нами разработана и апробирована система мероприятий, ориентированная на приобщение детей к удмуртскому языку и  включающая следующие направления деятельности:

  1. Образовательно-воспитательная деятельность:

  а) обеспечение системных представлений о культуре удмуртского народа, способствующих  воспитанию у детей уважения к коренному населению нашей республики, желание понимать удмуртскую речь и говорить на удмуртском языке,

б) создание языковой среды в группе, способствующей приобщению детей к удмуртскому языку,

  в) тесное взаимодействие педагогов, детей, родителей,  представителей социальных институтов в решении поставленных задач.    

  1. Информационно – методическая деятельность:

  а) разработка дидактических пособий для работы с детьми по приобщению к языку  удмуртского народа,

  б) педагогическое сопровождение родителей в вопросах воспитания детей на основе этнокультурного наследия удмуртского народа через консультации, родительские собрания, открытые занятия и другие формы работы.

  1. Музейная деятельность:

  а) создание в детском саду «центра краеведения» по удмуртской культуре,

  б) сотрудничество с музеями города (краеведческим, историко-культурным музеем-заповедником «Иднакар»).

  1. Культурно – досуговая  деятельность:

  а) проведение удмуртских праздников,

  б) проведение досугов, знакомящих с культурой удмуртского народа,

  в) участие в городских конкурсах детского творчества,

  г) посещение городских тематических мероприятий (концерты, выставки, спектакли и  др.),

  д) «встречи с интересными людьми».

Самое главное – создать вокруг ребёнка пространство любви к родному краю, к народам, его населяющим. Мы стремимся, чтобы дети переживали  радость познания удмуртского языка и культуры.

Этому способствуют:

– во-первых, организация ситуативного общения на удмуртском языке в течение дня, минимизация и пошаговое введение языкового материала.

Освоение разговорного удмуртского языка предполагает не накопление отдельных слов, а формирование речевых умений и навыков использования этих слов. Речь не составляется из отдельных элементов, а дробится на отдельные элементы. Поэтому работа над усвоением языкового материала идет не от слов к предложению, а путем наполнения новых речевых образцов словами – к умению строить фразы на основе типичных в общении речевых образцов в соответствии с реальными или подсказанными педагогом речевыми ситуациями.

– во-вторых, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям в условиях коллективной формы обучения: постановка речевых и познавательных задач, связанных с личностью обучаемого, его опытом, интересами и т.п.;  подбор индивидуальных заданий в зависимости от способностей ребёнка и уровня сформированности у него речевых навыков и умений,

– в-третьих, организация языковой практики, чтобы дети овладевали языком осознанно, а не на основе имитации.

Мы считаем, что детям необходимо видеть результаты практического применения удмуртского языка. Для этого используется метод проектов,  специфика которых заключается в том, что цель каждого из проектов направлена на достижение не «языкового», а практического результата, но создаёт реальную потребность что-нибудь понять или сказать на удмуртском языке.

К тому же метод проектов создает условия для расширения сферы применения удмуртского языка за счет включения удмуртской речи в разные виды детской деятельности: краеведческую, речевую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, игровую.

Нами разработаны такие детские образовательные проекты, как  «Книжка-малышка «Любимый Глазов»», «Удмуртская кухня», «Удмуртский наряд», «Пригласительная открытка Лопшо Педуню», «Удмуртская изба», «Что за зверь»,  «Птицы Удмуртии» и др. Тематика проектов составляется таким образом, чтобы побуждать родителей изучать удмуртский язык вместе с детьми.

Кружковая работа является наиболее эффективной формой работы с детьми по приобщению к языку и культуре другого народа, т.к. в небольшой группе дети слышат каждого из сверстников и могут общаться с каждым из них.     В обстановке непринужденного общения со сверстниками и педагогом дети относятся к языку уже не как к какой-то посторонней, отстраненной деятельности, а как к интересной игре. В данной ситуации они начинают овладевать языком осознанно, а не на основе имитации.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому мы рассматриваем игровую деятельность как одно из эффективных средств формирования у дошкольников познавательного  интереса к удмуртскому языку.

Поскольку компьютерные игры вызывают у современных детей наибольший интерес, то мы используем их для разнообразия и индивидуализации языковой практики.

На сегодняшний день мы разработали дидактические компьютерные пособия  для детей старшего дошкольного возраста по темам «Птицы Удмуртии», «Животные родного края» и другие с учетом возрастных интересов и потребностей детей.

Наша работа дает положительные результаты.

Создание в группе благоприятной среды приобщения к языку удмуртского народа пробуждает интерес к удмуртскому языку и желание его узнать у всех детей независимо от  их национальности.

У детей формируются умения выделять и понимать разговорную удмуртскую речь, произносить отдельные слова на удмуртском языке.

Произнесение слов на удмуртском языке способствует развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата.

Но главное, мы воспитываем у детей любовь к родному краю, толерантное отношение к представителям разных национальностей, уважительное отношение к коренному населению республики.

При выполнении данной работы наш педагогический коллектив поддерживает связь с Глазовским государственным педагогическим институтом им. В.Г.Короленко, научно–исследовательским институтом национального образования Удмуртской республики.

На наш взгляд, решение проблемы приобщения к языку и культуре удмуртского народа, начиная с детских садов, в едином непрерывном звене: детский сад–школа–ВУЗ  – эффективный и естественный путь гармонизации межнациональных отношений, сохранения удмуртского языка.

Приобщение детей дошкольного возраста к удмуртскому языку как один из аспектов реализации регионального компонента образовательной программы ДОУ