автор: Абашева Надежда Едиславовна
Воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения “Центр развития ребёнка – детский сад №35”
Приобщение детей дошкольного возраста к удмуртскому языку как один из аспектов реализации регионального компонента образовательной программы ДОУ
Абашева Надежда Едиславовна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №35» города Глазова Удмуртской Республики.
В условиях модернизации отечественного образования, дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Выделение в основной общеобразовательной программе дошкольного образования обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, нацеливает на отражение национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с историей, культурой, традициями полиэтнического и поликультурного населения региона.
Проблема воспитания детей в многонациональной среде является весьма актуальной, приоритетной в развитии современного образования. Важно с детства заложить в сердце ребёнка зёрнышко добра и любви, научить понимать, ценить и гордиться наследием не только своих предков, но и принимать и понимать культуру другого народа.
Многоязычная поликультурная среда в Удмуртии представлена более чем 120 этническими общностями, такими как русские, удмурты, татары, представители других национальностей.
Необходимо признать, что в последние десятилетия представители коренной национальности стали отходить от своего родного языка и выраженных в нем этнокультурных ценностей; вырастают поколения, не знающие обычаев, истории, культуры удмуртского народа. Главный элемент национальной культуры – язык. Язык – душа нации.
Мы считаем, что жители Удмуртии должны быть заинтересованы в сохранении языка и культуры коренной национальности и поднятии их престижа.
Исследованиями педагогов и психологов доказано, что внимание к национальному языку органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества.
Существует ряд проблем, которые тормозят процесс приобщения дошкольников к удмуртскому языку.
Во-первых, немногие родители желают, чтобы их дети говорили на удмуртском языке. В нашем детском саду воспитывается 130 детей. Среди них 15 детей из семей удмуртов и 50 детей из смешанных семей (русские -удмурты).
50 % родителей-удмуртов не знают удмуртского языка, не считают его родным; дети-удмурты родным языком не владеют. Это говорит о том, что в современных городских семьях удмурты на родном языке говорят крайне мало или вообще не говорят. Анкетирование родителей с целью выявления интересов и предпочтений в изучении детьми второго языка показал: большинство родителей хотят, чтобы их ребенок изучал английский язык, т. к. это престижно.
Многих родителей настораживает возможность приобретения ребенком удмуртского акцента в разговорной речи. Также родители опасаются, что их дети не будут должным образом подготовлены к школе из-за сложности программного материала по обучению удмуртскому языку.
Во-вторых, в детских садах желание узнавать новый язык у детей возникает, прежде всего, под влиянием внешних благоприятных условий, которые приходится создавать искусственно, учитывая при этом активность и любознательность ребенка, его интересы, склонности и способности. В связи с этим важно правильно определить оптимальное содержание обучения, выбрать рациональные и эффективные методы работы, а также индивидуальный подход к оценке учебных усилий детей.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью сохранения удмуртского языка и поднятия его престижа и отсутствием естественной языковой среды и недостаточным количеством педагогов, владеющих разговорным удмуртским языком.
Нами разработана и апробирована система мероприятий, ориентированная на приобщение детей к удмуртскому языку и включающая следующие направления деятельности:
- Образовательно-воспитательная деятельность:
а) обеспечение системных представлений о культуре удмуртского народа, способствующих воспитанию у детей уважения к коренному населению нашей республики, желание понимать удмуртскую речь и говорить на удмуртском языке,
б) создание языковой среды в группе, способствующей приобщению детей к удмуртскому языку,
в) тесное взаимодействие педагогов, детей, родителей, представителей социальных институтов в решении поставленных задач.
- Информационно – методическая деятельность:
а) разработка дидактических пособий для работы с детьми по приобщению к языку удмуртского народа,
б) педагогическое сопровождение родителей в вопросах воспитания детей на основе этнокультурного наследия удмуртского народа через консультации, родительские собрания, открытые занятия и другие формы работы.
- Музейная деятельность:
а) создание в детском саду «центра краеведения» по удмуртской культуре,
б) сотрудничество с музеями города (краеведческим, историко-культурным музеем-заповедником «Иднакар»).
- Культурно – досуговая деятельность:
а) проведение удмуртских праздников,
б) проведение досугов, знакомящих с культурой удмуртского народа,
в) участие в городских конкурсах детского творчества,
г) посещение городских тематических мероприятий (концерты, выставки, спектакли и др.),
д) «встречи с интересными людьми».
Самое главное – создать вокруг ребёнка пространство любви к родному краю, к народам, его населяющим. Мы стремимся, чтобы дети переживали радость познания удмуртского языка и культуры.
Этому способствуют:
– во-первых, организация ситуативного общения на удмуртском языке в течение дня, минимизация и пошаговое введение языкового материала.
Освоение разговорного удмуртского языка предполагает не накопление отдельных слов, а формирование речевых умений и навыков использования этих слов. Речь не составляется из отдельных элементов, а дробится на отдельные элементы. Поэтому работа над усвоением языкового материала идет не от слов к предложению, а путем наполнения новых речевых образцов словами – к умению строить фразы на основе типичных в общении речевых образцов в соответствии с реальными или подсказанными педагогом речевыми ситуациями.
– во-вторых, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям в условиях коллективной формы обучения: постановка речевых и познавательных задач, связанных с личностью обучаемого, его опытом, интересами и т.п.; подбор индивидуальных заданий в зависимости от способностей ребёнка и уровня сформированности у него речевых навыков и умений,
– в-третьих, организация языковой практики, чтобы дети овладевали языком осознанно, а не на основе имитации.
Мы считаем, что детям необходимо видеть результаты практического применения удмуртского языка. Для этого используется метод проектов, специфика которых заключается в том, что цель каждого из проектов направлена на достижение не «языкового», а практического результата, но создаёт реальную потребность что-нибудь понять или сказать на удмуртском языке.
К тому же метод проектов создает условия для расширения сферы применения удмуртского языка за счет включения удмуртской речи в разные виды детской деятельности: краеведческую, речевую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, игровую.
Нами разработаны такие детские образовательные проекты, как «Книжка-малышка «Любимый Глазов»», «Удмуртская кухня», «Удмуртский наряд», «Пригласительная открытка Лопшо Педуню», «Удмуртская изба», «Что за зверь», «Птицы Удмуртии» и др. Тематика проектов составляется таким образом, чтобы побуждать родителей изучать удмуртский язык вместе с детьми.
Кружковая работа является наиболее эффективной формой работы с детьми по приобщению к языку и культуре другого народа, т.к. в небольшой группе дети слышат каждого из сверстников и могут общаться с каждым из них. В обстановке непринужденного общения со сверстниками и педагогом дети относятся к языку уже не как к какой-то посторонней, отстраненной деятельности, а как к интересной игре. В данной ситуации они начинают овладевать языком осознанно, а не на основе имитации.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому мы рассматриваем игровую деятельность как одно из эффективных средств формирования у дошкольников познавательного интереса к удмуртскому языку.
Поскольку компьютерные игры вызывают у современных детей наибольший интерес, то мы используем их для разнообразия и индивидуализации языковой практики.
На сегодняшний день мы разработали дидактические компьютерные пособия для детей старшего дошкольного возраста по темам «Птицы Удмуртии», «Животные родного края» и другие с учетом возрастных интересов и потребностей детей.
Наша работа дает положительные результаты.
Создание в группе благоприятной среды приобщения к языку удмуртского народа пробуждает интерес к удмуртскому языку и желание его узнать у всех детей независимо от их национальности.
У детей формируются умения выделять и понимать разговорную удмуртскую речь, произносить отдельные слова на удмуртском языке.
Произнесение слов на удмуртском языке способствует развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата.
Но главное, мы воспитываем у детей любовь к родному краю, толерантное отношение к представителям разных национальностей, уважительное отношение к коренному населению республики.
При выполнении данной работы наш педагогический коллектив поддерживает связь с Глазовским государственным педагогическим институтом им. В.Г.Короленко, научно–исследовательским институтом национального образования Удмуртской республики.
На наш взгляд, решение проблемы приобщения к языку и культуре удмуртского народа, начиная с детских садов, в едином непрерывном звене: детский сад–школа–ВУЗ – эффективный и естественный путь гармонизации межнациональных отношений, сохранения удмуртского языка.