автор: Абдрахманова Елена Ивановна

Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 112

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 112

 

ПРОЕКТ

Игры – занятия по сенсорному развитию с детьми

первой младшей группы (2-3 года)

 

Подготовила: Абдрахманова Елена Ивановна

воспитатель МБДОУ № 112

Ангарск, 2017

 

Тема: «Горшочки для цветов»

Актуальность:

В группе детей возраста сенсорному развитию уделяется достаточно много времени. Усвоение сенсорных эталонов цвета происходит несколько медленнее и сложнее. Так как формирование представлений у детей о цвете опирается только на зрительные ощущения и восприятие. От педагога требуется активная работа по формированию целенаправленного зрительного восприятия, а так же создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр и упражнений.

Как показывает практика, лучшие результаты развития восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются разнообразные предметы. С ними ребенок имеет возможность действовать. Использование дидактических игр позволяет направить все внимание на выделение определенного признака (в данном занятии цвета). Сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие и данным и многим другим предметам.

Данное занятие входит в цикл занятий по формированию представлений о цвете у детей. Содержание включает разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию цветовых представлений. На занятии элементарные действия продуктивного характера, которые сформировались у детей начиная с 2-х летнего возраста (прикладывание, сопоставление), преобразовались в сенсорные действия, позволяющие зрительно сопоставлять предметы (горшочки и цветочки) по цвету.

 

Цель: Развитие сенсорных представлений о цвете (синем, желтом, красном, зеленом).

Задачи:

Образовательная: Продолжать учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет;

Учить подбирать и называть предметы по цвету;

Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова «цвет», «цветок», «стебелек», «полянка», «разные», «одинаковые», «горшочек», «красные, синие, зеленые, желтые», «».

Развивающая: Формировать умение понимать и выполнять инструкции педагога;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающая: Воспитывать любознательность, целенаправленность действий.

Образовательные области: «Познавательное развитие». «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методическое обеспечение:

Демонстрационный: полянка с горшочками и цветами, куколка в корзиночке.

Раздаточный: панно с горшочками и цветочками.

Предшествующая работа: дидактические игры на развитие сенсорных представлений о цвете «Подбери по цвету», «Цветные ежики», «Найди такой же»,  «Подбери похожее», разучивание песни с платочками.

Характеристика группы детей

В занятии принимает участие подгруппа детей в составе 7 человек. Все дети посещают группу первый год. Особенности нервно-психического развития следующие:

Высокий уровень познавательного и эмоционального развития имеют два ребенка. Эти дети заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно в некоторых случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

Средний уровень познавательного и эмоционального развития имеют 4 ребенка. Эти дети не всегда могут самостоятельно выполнить задание. Иногда действуют без учета свойств предметов. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения не всегда самостоятельно справляются с заданием. У этой группы детей необходимо формировать способы усвоения общественного опыта через активную совместную деятельность. Особое место в работе с этими детьми уделяется совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а сенсорных представлений.

Уровень речевого развития детей соответствуют возрастной норме. Все дети понимают речь взрослого, активно используют речь для общения, способны выполнять двусоставные инструкции типа (возьми, поставь).

Образовательные задачи «Продолжать учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет. Учить подбирать и называть предметы по цвету» будут решаться через использование приемов практических: совместная предметная деятельность – рассматривание, обследование, соотнесение по цвету. Словесных: словесное обозначение цвета, беседа речевая поддержка, наводящие, уточняющие вопросы. Игровых: дидактическая игра «горшочки для цветочков», Наглядно-демонстрационных: показ, рассматривание.

Развивающие задачи «Формировать умение понимать и выполнять инструкции педагога. Развивать мелкую моторику пальцев рук», будут решаться через использование игровых приемов: создание игровой ситуации (кукла пришла в гости, создание мотивации (оказание помощи в раскладывании цветов по горшочкам). Словесные: беседа, дидактические упражнения. Практические приемы: предметные действия по обследованию, нанизыванию бусин.

Воспитательная задача «Воспитывать любознательность, целенаправленность действий» будет решаться через использование игровых, словесных, практических приемов.

Задачу по развитию речи «Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова «цвет», «стебелек», «цветок», «поляна», «разные», «одинаковые», «красные, синие, зеленые, желтые», буду решать на протяжении всей игры – занятия.

Для создания положительного эмоционального настроя, интереса к совместной деятельности на протяжении всего занятия будет использоваться яркая красочная наглядность, игровые приемы, доброжелательный тон общения, эмоциональная оценка деятельности детей, пение, двигательная деятельность – танец.

В процессе организации занятия использованы следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие (смена динамических поз: стоя у стола, сидя за столами, двигательная активность).

Предполагаемый результат: в процессе игры-занятия у детей будут сформированы представления об основных цветах (синем, зеленом, красном, желтом). У детей активизируются в речи слова – названия цветов, пополнится словарь. Дети получат удовольствие от совместной деятельности и удовлетворение от оказанной помощи любимой игрушке.

План мероприятия

Образовательная область Методы и приемы Виды детской деятельности Название Цель
Вводная часть 1-2 минуты
1 «Речевое развитие» Игровые

Словесные

Сюрпризный момент приход куколки в гости.

Кукле нужна помощь.

Беседа

– живет?

Какие цветы?

Как куколке помочь?

Создать игровую ситуацию, вызвать эмоциональный отклик  и интерес к предстоящей деятельности.

Установление эмоционального контакта между педагогом и детьми, настрой на совместную деятельность.

Называние цветов

Развивать активный и пассивный словарь у детей.

Основная часть 5 минут
1 «Познание»

«Речевое развитие»

Практические

Словесные

Игровые

Наглядно-демонстрационные

Предметная деятельность – рассматривание горшочков и цветочков, обследование, соотнесение по цвету.

Словесное обозначение цвета

Игровая деятельность «Собери бусы»,

Беседа

Формировать навык обследования предметов (выделение цвета, соотносить по признаку цвета.

Закреплять умение словесно обозначать цвета;

Развивать мелкую моторику,

Воспитывать целенаправленность действий, умение слушать и выполнять задание

2 «Художественно-эстетическое развитие» Игровые Пение,

Двигательная деятельность – танец

Удовлетворить потребность детей в движении, вызвать положительный отклик на совместную игровую деятельность;

Формировать эстетические чувства.

Заключительная часть 3 минуты
1 «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»

Практический

Словесный

Дидактическое упражнение «поставь цветочек в горшочек»

Беседа,

Речевая поддержка, Наводящие вопросы

Формировать умение соотносить предметы (цвета цветочка с цветом горшочка)

Активизировать в речи слова, обозначающие названия основных цветов;

 

Используемые дидактические и научные теории:

Работа по сенсорному развитию строится с учетом научных теорий ученых и методических разработок педагогов: Поддъякова Н.Н., Венгера Л.А., Пилюгиной Э.Г., Новоселовой С.Л.

 

Использованная литература:

  1. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
  2. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [ТЕКСТ]: Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др./ Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А. Сохина. 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 192с.
  3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с.
  4. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 19737г. – 110с.
  5. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. –. 96 с.
  6. Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [ТЕКСТ]: пособие для воспитателя детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., переработанное. – М.: Просвещение, 1985. – С. 4 – 25

 

Проект “Горшочки для цветочков”