автор: Абрамкина Юлия Александровна

учитель-логопед ГБОУ Школа № 920, г. Москва

Теоретические аспекты развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта

 

Теоретические аспекты развития графомоторных навыков у младших  школьников с нарушением интеллекта 

Аннотация. Данная статья посвящена изучению основных  теоретических аспектов формирования графомоторных навыков школьников  младшего возраста, имеющих интеллектуальные нарушения. Современная  практика показывает, что подобные нарушения могут возникать у всех детей,  так как в рассматриваемом возрасте происходит формирование особо важных  психических свойств личности. Именно поэтому в настоящее время статья  актуальна для всех педагогов, осуществляющих свою деятельность в  коррекционных школах, либо ведущих деятельность в коррекционных  группах детей младшего школьного возраста. 

Ключевые слова: графомоторные навыки, младшие школьники,  нарушения интеллекта, интеллектуальные нарушения младших школьников,  развитие графомоторных навыков. 

Annotation. This article is devoted to the study of the main theoretical  aspects of the formation of graphomotor skills of younger schoolchildren with  intellectual disabilities. Modern practice shows that such disorders can occur in all  children, since at the age in question, the formation of particularly important  mental personality traits occurs. That is why the article is currently relevant for all  teachers who carry out their activities in correctional schools, or conduct activities  in correctional groups of primary school children.  

Keywords: graphomotor skills, younger schoolchildren, intellectual  disabilities, intellectual disabilities of younger schoolchildren, development of  graphomotor skills. 

Современный теоретический пласт изучения интеллектуальных  нарушений младшего возраста в дефектологии имеет особую популярность и  распространенность ввиду того, что с каждым годом количество детей, 

имеющих какие-либо отклонения от общего развития, постоянно растет.  Именно поэтому, в настоящее время отечественная и зарубежная научная  сфера в данном направлении имеет большое количество исследования и  других работ по изучению формирования графомоторных навыков у  младших школьников с нарушениями интеллекта. Так, основными учеными в  данной области являются А. Р. Лурия, И. Карлин, Р. Е. Левина,  М. А. Савченко и другие. 

Согласно современным научным исследованиям мозг человека  характеризуется как особая сложная система, состоящая из трех блоков. В  сфере нарушения интеллекта данные блоки рассматриваются со следующих  позиций: 

– нарушение общего тонуса мышц; 

– нарушения зрительных анализаторов; 

– нарушение письменных процессов; 

– нарушение пространственной координации. 

К первому блоку относятся системы верхних отделов мозга, ко второму  – задние мозговые отделы, а к третьему – лобные доли мозга. Все указанные  блоки принимают непосредственное участие в психической деятельности  человека, в том числе и организации письма как графомоторного навыка.  Соответственно, при нарушении какого-либо отдела возникают и отклонения  в организации деятельности человека.  

В настоящее время в России только осуществляется становление  педагогической системы коррекционно-развивающей работы для детей,  которые испытывают трудности в освоении учебных программ и социальной  адаптации. 

Согласно статистическим данным, более половины детей,  поступающих в первый класс, обладают различными видами нарушений. Из  них более 35% относятся к тем детям, у которых такие нарушения были  обнаружены еще в детском саду.

Таким образом, актуальность с каждым годом приобретает  осуществление эффективной разработки направлений, которые будут  связываться с устранением дефектов. Как показывает ряд исследований  таких авторов-дефектологов, как Р. М. Боскис, К. Г. Коровин, Р. Е. Розанова,  Ж. И. Шиф, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина и др., практически при любом  отклонении в интеллектуальном развитии в той или иной степени страдает не  только развитие речи (устная и письменная речь), но и связанные с ней:  

– уровень сформированности графомоторных навыков; 

– развитие фонематического слуха; 

– развитие мелкой моторики в целом; 

– развитие познавательной деятельности и активности детей. В младшем школьном возрасте речевое недоразвитие может  компенсироваться тем, что учащиеся начинают овладевать следующими  навыками: 

– учат базисную лексику; 

– изучают базисную грамматику. 

Благодаря этому, после 1 класса возникает возможность в расширении  кругозора учеников, что позволяет учителям перейти на более  систематическое изучение лексических и грамматических единиц. 

Стоит отметить, что специфичность речевых нарушений у младших  школьников, а, следовательно, и специфика проводимой коррекционной  работы с ними, обуславливается отличительными особенностями нервной  деятельности и психического развития младших школьников.  

Так, как считает С. Я. Рубинштейн, важными причинами речевой  недоразвитости у детей выступают следующие: 

– слабость замыкательных функций головного мозга; 

– слабость и медлительность осуществления раздельных анализаторных  связей в коре головного мозга. 

В связи с вышеуказанными параметрами дети с интеллектуальными  нарушениями просто фактически не могут различать речевые звуки, не могут 

адекватно дифференцировать слова в речи окружающих детей и взрослых, а,  следовательно, не могут четко и правильно воспринимать произносимую  речь. Отсюда следует формирование и проявление следующих проблем  нарушений, среди которых – нарушения в письме и чтении. Учителям в  данном случае достаточно сложно обеспечивать быстроту усвоения  предоставляемой информации и ее соответственное смысловое разделение.  Как отмечает В. Г. Петрова, главным факторов развития речевых нарушений  у детей младшего школьного возраста выступает недоразвитие деятельности  в познавательной сфере.  

Далее происходят дополнительные нарушения развития, включая  следующие: 

– ухудшение аналитических навыков; 

– снижение фонематического восприятия; 

– увеличение сложности в психической деятельности посредством  наличия трудностей в дифференциации речевых звуков; 

– снижение уровня усвоения семантической языковой стороны. Главной проблемой в современной коррекционной педагогике – это  рост количества детей, которые обладают теми или иными нарушениями  развития и не являются готовыми начать школьное обучение, что  впоследствии приводит к разнообразным трудностям и отсутствию  успеваемости. Исходя из этого, родителям рекомендуется задумываться о  подготовке своего ребенка к школьному обучению как можно раньше – не  менее, чем за несколько лет до поступления.  

Особую роль для подготовки детей к школе играет развитие  следующих направлений: 

– формирование ручной умелости, включая развитие мелкой моторики,  целенаправленности, навыков самообслуживания и так далее; – формирование графических навыков, включая работу с раскрасками,  шаблонами и так далее.

От рисования и практических умений в бытовых ситуациях ребёнок  переходит к приёмам графического моделирования текстов в младших  классах. 

Таким образом, основная коррекционная задача педагога в том,  сформулировать у проблемных детей дошкольного и младшего школьного  возраста поисковые способы ориентировки в пространстве, развитие  познавательных процессов, познавательной активности, развитие речи,  развитие и совершенствование фонематического слуха, мелкой моторики рук,  графомоторных навыков в целом. На этой основе необходимо создать  интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в  деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной  ориентировке и познанию окружающего мира в его полной мере, умению его  отражать. 

Литература: 

  1. Баранов С.Н. Особенности графомоторных навыков у младших  школьников с легкой степенью умственной отсталости / С.Н. Баранов, С.А.  Мусихина // Приоритетные направления развития науки и образования :  материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2019 г.) /  редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019.  С. 119-120. 
  2. Гонина О.О. Особенности формирования графомоторных навыков у  детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном  развитии / О.О. Гонина, Д.С. Елисеева, Т.И. Рахимова // Вестник  экспериментального образования. 2021. №2 (27). С. 77-86. 
  3. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной  умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лапшина, В.А.  Левченко [Текст]. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2020. 50 с. 
  4. Шорохова О.А. Формирование графомоторных навыков у детей  младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / О.А. Шорохова, 

А.В. Демина // Материалы VI Международной научно-практической  конференции / под ред. А.И. Ахулковой. Орел: Орловский государственный  университет, 2019. С. 369-370.

Теоретические аспекты развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта