автор: Агапитова Татьяна Николаевна

учитель географии МКОУ ООШ с. Колянур Советского района Кировской области

Использование ИКТ в преподавании предметов естественнонаучного цикла и географии

 

 

«Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием».

К.Д. Ушинский.

 

Предметы биология, география, химия требуют использования большого количества наглядного материала. Проводя много времени за мобильными телефонами, планшетами дети привыкли к ярким быстро меняющимся картинкам. Существует ли способ добиться того, чтобы ученик в классе был более внимателен, получал гораздо больше информации и при этом уставал меньше, шел бы на урок с большим желанием и получал удовольствие от урока?

Информатизация процесса преподавания в классе позволит этому осуществиться. Широкое использование информационных технологий непосредственно в классе учителем является  центральным элементом любой системы информатизации школы.

Одним из направлений модернизации системы  образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.

Существуют факторы за пределами образовательной системы, которые непосредственно влияют на процесс обучения:

  • ⎯массовое распространение цифровых информационных технологий
  • ⎯изменение требований, предъявляемых к выпускникам
  • ⎯изменение характера взаимодействий между школой и семьей, обществом и государством, учителем и учеником.

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями, осуществляется переход от индустриального к информационному обществу. В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в стране цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность России, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.

Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования. Одним из мощных ресурсов преобразования в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Изменения, которые происходят в системе образования в настоящее время, касаются не только оборудования, качества сети интернет, электронных образовательных ресурсов, но в первую очередь самого учителя: его готовности на компетентностном и личностном уровне принять изменения, быть в них успешным профессионалом

Цифровизация порождает доступность информации в различных ее формах, но та же самая доступность требует постоянного поиска и выбора нужного и оптимального контента, а также высоких скоростей обработки. Исходя из этого, педагог обязан обучаться применению новых технологических инструментов и практически неограниченных информационных ресурсов.

Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным. Речь идет об овладении обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. При таком подходе существенно меняется роль и задачи изучения дисциплин социально-гуманитарного и естественнонаучного цикла, возрастает значимость учебных курсов с элементами освоения технологий. В них  активно используются проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Меняется подход к преподаванию естественнонаучных дисциплин. Акцент сделан на проведении исследований, выдвижении и проверке гипотез, решении аналитических и проектных задач. Это потребует разработки новых образовательных технологий и учебных материалов, использования информационно-коммуникационных технологий.

Учитель не может работать как раньше. Учитель должен научить учеников пользоваться ИКТ и самостоятельно добывать информацию. Для достижения этого большая часть урока должна быть посвящена организации самостоятельной познавательной деятельности. В условиях обычного урока сделать это достаточно сложно. Преодолеть существующие трудности может помочь применение  ЦОР.

. Применение ЦОР на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, визуализацию, привлечение большого количества дидактического материала.

С применением ЦОР учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.

Использование ЦОР способствует повышению качества образования, позволяет проводить интегрированные уроки, повышает результативность проектной деятельности, а также совместной медиапроектной деятельности учителя и обучающихся.

Развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся возможно только тогда, когда образовательный процесс организован как интенсивная интеллектуальнвя деятельность каждого школьника.

В своей педагогической деятельности внедрение ИКТ я осуществляю по следующим направлениям:

  • построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов;
  • осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки;
  • разработка методических программных средств;
  • использование  Интернет – ресурсов;
  • коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Мультимедийные презентации

Электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор обучающихся, мотивировать их на изучение предмета. И это при том, что на изучение практически каждой темы выделяется не более одного урока, и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал.

Электронные презентации также хороши тогда, когда обучающимся дается опережающее или творческое задание и на факультативных занятиях. Моя практика подтвердила, что созданные электронные презентации как вид творческой деятельности обучающихся можно и нужно использовать в проектной и других видах деятельности  как  урочной, так и внеурочной.

Например, проекты, созданные обучающимися:

  • «Достопримечательности Австралии»,
  • «По страницам Красной книги»,
  • «Памятники природы Кировской области»,и т.д.,

активно использовались мной на уроках

. Интерактивные карты

Я активно использую несколько интересных ресурсов с интерактивными картами:

  • Google Карты;
  • Яндекс карты;
  • Интерактивная карта часовых поясов мира,

которые позволяют создавать мини – проекты с обучающимися. Например, используя ресурс Google Карты, Яндекс карты, создайте виртуальную экскурсию по черноморскому побережью г. Сочи.

Они позволяют найти интересующее место на карте, проложить собственный маршрут, создать собственные карты и обмениваться ими, накладывать различную информацию, например, фотографии, погоду или маршруты общественного транспорта. Эти виртуальные экскурсии можно проводить во время урока в онлайн режиме, что очень оживляет урок,  стимулирует учащихся к созданию собственных виртуальных маршрутов. Интерактивную карту часовых поясов мира я использую на уроках географии 8 класса при изучении темы «Поясное время», особенно при решении задач на определение поясного времени, когда можно проверить ответ просто подводя курсор к интересующему объекту, и карта покажет, какое время (РМ) в данном регионе.

Ресурсы сети Интернет

Ресурсы сети Интернет, которые значительно облегчают работу учителя и стимулируют творческую активность обучающихся. Особенно это важно во время дистанционного обучения. Я остановлюсь лишь на тех, которые часто использую в своей практике.

Учи.ру Образовтельный портал на базе интерактивной платформы обучения детей. Использую на различных этапах проведения урока, проверка домашнего задания, закрепление. На обобщающих уроках. Во внеурочной деятельности, олимпиады классные часы. 

LearningApps.org замечательная система для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Здесь представлено более 14 различных интерактивных упражнений, 4 из них – в форме игры от 2 до 4 участников. Эти упражнения я использую на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, на этапе постановки задач и определении целей урока, а также на этапе закрепления знаний в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса обучающихся. 

Онлайн сервис  Биоуроки. Ру Фабрика кроссвордов позволяет очень быстро создать кроссворд, тест с использованием собственных слов или используя словарик сервиса. Форму кроссворда можно создать с помощью мышки. Для начала работы нет необходимости регистрироваться. На своих уроках я применяю кроссворды и для проверки домашнего задания, для закрепления материала и как творческое задание для обучающихся любых возрастов. Причем составленные кроссворды можно распечатать и раздать обучающимся на уроках обобщения изученного материала. 

Кроме этого, ЦОРы предлагают в настоящее время большое количество тренажеров и тестов по географии, и при наличии интерактивной доски работать с этим материалом очень удобно как ученикам, так и учителю. Кроме них, в моей практике я использую при подготовке к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ не только традиционные ресурсы:

  • http://www.ege.edu.ru/
  • http://test.allbest.ru/
  • сдамгиа.рф
  • сдамегэ.рф
  • http://www.fipi.ru/
  • http://geo2000.mn.ru/,

но и другие Интернет – ресурсы:

  • www.rgo.ru/  – “RGO.ru”
  • www.geo2000.nm.ru/index1.htm
  • www.geoport.ru/ 
  • www.georus.by.ru/
  • geo.historic.ru/
  • adventure.hut.ru/general/
  • География.ру
  • nature.worldstreasure.com/

Каждый из них представляет огромное количество систематизированной информации как для учителя при подготовке к урокам, так и для учеников при подготовке своих проектов и домашних заданий в форме веб-квестов.

Веб-квесты

 Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.  Российское общество “Знание” в феврале проводило две игры Достижения России в 21 веке. Мы приняли участие, очень понравилось. Ежегодно принимаем участие в интернет-викторине «Природа родного края», онлайн-игры проводимые РМО учителей предметов ЕНЦ и географии.

Готовые электронные продукты

Электронные учебники:

  • реализуют личностно-ориентированный и деятельностный подход к обучению;
  • помогают отказаться от репродуктивного стиля в организации практической деятельности для творческого развития личности.

Отличительными особенностями электронных учебников является их структура, web-ориентированный интерфейс, использующий разнообразные возможности гипермедиа, что гарантирует быструю к ним адаптацию и обучающихся, и учителей. В своей практике я использую ЭФУ  «Биология 5,6» издательства «Просвещение»  

Электронные приложения к учебникам

В используемом мною УМК «Полярная Звезда», «География 5-6 класс» есть электронное приложение к учебнику, которое полностью соответствует темам уроков. Тщательно отобранный тематический ресурс, в нем есть тестовые задания в режиме тренажера и контроля. Интерактивные творческие задания направлены на формирование ключевых компетенций и освоение навыков проектирования в учебной деятельности.

Средства Искусственного интеллекта Kandinsky generative art, использую на урока получения наглядного образа изучаемого предмета детьми самостоятельно в ходе изучения нового материала, например животный мир Южной Америки.

 

Заключение

В условиях реализации ФГОС ИКТ  я использую на всех этапах урока:

  • при объяснении нового материала;
  • при отработке и закреплении навыков;
  • на этапе самостоятельной работы;  
  • на этапе контроля знаний;
  • исследовательской деятельности.

Что дают такие уроки  с применением ИКТ обучающимся?

  1. С удовольствием посещать занятия по предмету.
  2. За счет повышенного интереса существенно повышается качество знаний.
  3. При помощи яркого наглядного материала легко воспроизводить даже самый трудный материал.
  4. Желание учиться ради познания, а не ради оценки.
  5. Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.  

 Что дают такие уроки учителю?

  1. Более ярко и образно проводить каждый урок.
  2. Шире раскрывать даже самую сложную тему.
  3. Использовать разнообразную наглядность, которую трудоемко использовать обычным путем.
  4. Повысить качество обучения за счет живого интереса ребенка к предмету.

Но всегда надо помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима. На практике я убедилась, что с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным и не однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребенка.

.

 

Использование ИКТ в преподавании предметов естественнонаучного цикла и географии