автор: Агаркова Лина Владимировна

учитель русского языка и литературы МБ НОУ “Лицей №111”, г.Новокузнецк

Организация диалогового общения с обучающимися

 

«Организация диалогового общения с обучающимися»

 

Коммуникация и диалог между людьми играют ключевую роль в формировании индивидуального развития ребенка. В современном образовании особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу, который направлен на развитие способности к диалогу, улучшение речевой коммуникации и общения. Таким образом, организация диалога в процессе обучения имеет большое значение для современного образования.

Особенно важная данная тема в контексте дополнительного образования, где отношения участников строятся на основе диалога, способствуя эффективному взаимодействию между равными уважающими друг друга людьми.

Технологии диалогового взаимодействия представляют собой способы организации учебной деятельности, в которых важным условием является общение нескольких лиц. Они позволяют обучающимся выражать свои мысли, учиться новым ценностям и активно участвовать в процессе обучения. Диалог воспринимается как среда, способствующая приобретению нового опыта и изменению смыслов.

Принципы диалогового взаимодействия предполагают равноправное участие всех участников процесса обучения, совместное развитие и самообучение. Важно создавать условия для взаимодействия, поддерживать интерес и способствовать развитию взаимоуважения и понимания.

Для успешной организации диалогового взаимодействия необходимо обеспечить комфортное учебное пространство, установить правила общения и участия в диалоге. Работа в группах также способствует развитию навыков диалога и взаимодействия между учащимися.

Диалоговое общение в процессе обучения позволяет ученикам развивать навыки аргументации, критического мышления, умения слушать и высказываться, сотрудничать со сверстниками. Таким образом, это способствует не только усвоению учебного материала, но и развитию личности в целом.

Технологии диалогового взаимодействия дают возможность ученику работать в своем темпе, снимают психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и  индивидуальному общению  с учениками.

Технологии диалогового взаимодействия могут применяться:

  • при изучении нового материала;
  • при закреплении пройденного материала
  • при организации контроля и проверке знаний учащихся;
  • при знакомстве с  теоретическим  курсом;
  • при отработке теоретических знаний;
  • при практических работах, работе в команде

Диалоговое взаимодействие – это не воздействие учителя на ученика, а взаимная вовлеченность в процесс обучения, должно присутствовать не стремление педагога передавать знания, а умение развиваться и самообучаться вместе с учениками. При диалоговом взаимодействии педагог старается не формулировать проблему сам, а предлагать сформулировать её обучающимся.

Диалоговое взаимодействие воспитывает взаимоуважение, эмпатию, стремление к пониманию, корректному межличностному взаимодействию. Однако это достаточно длительный процесс.

Для обучения диалоговому взаимодействию часто используется работа в группах. Это могут быть пары, или малые группы до пяти человек. Группы из большего числа детей обычно не являются работоспособными, поскольку в них присутствуют обучающиеся, которые в действительности не принимают участия в решении задачи.

Работа в группах протекает следующим образом. Участниками группы выбирается лидер, который руководит работой; потом идет постановка группой своей учебной задачи, связанной с выданным педагогом заданием, группа определяет пути достижения результата, распределяет работу между её участниками. После этого идёт непосредственно работа по выполнению учебного задания. Контролем занимается либо лидер группы, либо педагог (в зависимости от готовности обучающихся к самостоятельной деятельности). Ближе к концу происходит окончательная корректировка работы, деятельность группы завершается. Происходит отчёт по результатам проделанной работы.

Представление результатов деятельности может принять форму научной конференции, игры или творческого отчета. Того, кто будет представлять результаты работы группы, может выбрать преподаватель или сама группа.

Итак, принципы диалогового взаимодействия разнообразны, их можно применять в зависимости от поставленной педагогом задачи и количества обучающихся. Подобное взаимодействие можно использовать на каждом занятии, и для этого не нужно проводить масштабные проекты. 

Использование технологий диалогового взаимодействия в процессе обучения повышает вовлеченность обучающихся и их интерес к изучаемому материалу, позволяет воспринимать его творчески, что развивает мышление и фантазию. Также диалоговое взаимодействие дает условия развития личности обучающегося, его самореализации и уровня самосознания.

Результаты использования диалогового взаимодействия на занятиях выражаются в следующих умениях обучающихся:

  • Умение вести диалог;
  • Умение выстраивать беседу;
  • Умение формулировать вопросы и ответы
  • Умение ставить перед собой задачу и  осознавать свои цели;
  • Умение выделять главное из окружающей информации;
  • Умение внимательно и толерантно относиться к собеседнику;
  • Умение защищать, но не навязывать своё мнение;
  • Умение выслушивать и слышать.

Список литературы:

  1. Бурханова И.Ю. Диалоговые технологии образования в формировании метапредметной компетенции магистрантов// – М.: Современные наукоёмкие технологии. – 2017. – №4. – С. 75-79;
  2. Гиппенрейтер Ю.Б., Чудеса активного слушания. – М.: Mainstream, АСТ, 2013. – 192 с.
  3. Дьяченко В.К., Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. – М.: «Просвещение», 1991. – 179 с.
  4. Колесникова И.А., Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – 242 с.
  5. Мардахаев Л.В., Социальная педагогика – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.;
  6. Чернеева. Педсовет [Электронный ресурс]: сообщество взаимопомощи учителей./Н. Чернеева. – электрон. текст. дан. – 2014. 

 

Организация диалогового общения с обучающимися