автор: Агеева Наталья Васильевна
Педагог-организатор
МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка»

Основные характеристики современных игровых технологий, используемых в системе дополнительного образования детей

Секция 1. Актуальные тенденции развития дополнительного профессионального образования педагогических и управленческих кадров

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Агеева Наталья Васильевна,

педагог-организатор

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Дворец детского и юношеского творчества

Кировского района города Донецка»

 

Аннотация. В статье охарактеризовано понятие «игровая технология» как составляющая системы педагогических технологий. Представлены основные характеристики современных игровых технологий, используемых с различными целевыми и возрастными группами воспитанников в системе дополнительного образования детей. 

Ключевые слова: игровая технология, воспитанники, система дополнительного образования детей, игра, участники.

 

Постановка проблемы. Феномен игры в течение всей истории человечества притягивал к себе внимание выдающихся мыслителей, философов, социологов, психологов, педагогов. И это понятно, ведь игра – древнейший и самый доступный инструмент обучения и воспитания, формирования моделей поведения у ребенка, а также коррекции поведения подростков, молодежи и иногда даже взрослых.

Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. Вопросам исследования и разработки теории игры, а также специфике педагогического руководства играми детей посвящены научно-практические поиски выдающихся педагогов, психологов и ученых разных веков, в частности Л. Выготского, Д. Эльконина, И. Иванова, А. Усовой и других. Дидактические аспекты игровой деятельности изучались в работах Л. Венгера, О. Газмана, Г. Селевко, С. Шмакова и других. Рекомендации по использованию игр в системе воспитательной работы образовательных организаций предложены в исследованиях О. Газмана, С. Шмакова и других. В работах Д. Менджерицкой, Б. Никитина и других освещены различные аспекты использования игр в учебно-воспитательном процессе современных образовательных организаций. Обоснование же и практическое применение игр, которые целесообразно было бы использовать в практике социальной работы, нашли отражение в работах А. Беспалько, Г. Вайнолы и других [1].

Цель статьи – рассмотреть основные характеристики современных игровых технологий, используемых в системе дополнительного образования детей.

Изложение основного материала. Под педагогической технологией понимается система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования и создающая необходимую совокупность условий для обучения, воспитания и развития обучающихся.

Игровые технологии являются составляющей системы педагогических технологий и связаны с игровой формой взаимодействия педагога и обучающихся (воспитанников) посредством реализации определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра – хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности человека любого возраста. Также она является одним из наиболее эффективных средств активизации, привлечения участников к игровой деятельности за счет содержательной сути самой игровой ситуации и способна вызвать у участников высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно проще преодолевать трудности, препятствия, психологические барьеры; она мотивационна по своей сути. В аспекте познавательной деятельности игра активизирует у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, целеустремленность, позволяет решать вопросы передачи знаний, умений и навыков, достигать глубины личностного осознания участниками законов природы, общества, безопасного поведения, ответственности. Игра позволяет осуществлять на участников воспитательное воздействие, захватывать их внимание, убеждать, осуществлять терапевтическое воздействие. Она является многофункциональной, так как ее влияние на человека невозможно ограничить каким-то одним аспектом, но все ее возможные влияния актуализируются одновременно.

Игра – это преимущественно коллективная или групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и сама играющая личность, в чем-то преодолевая себя, свои прошлые результаты. Она нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, публичное объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение, повышение самооценки) и др. Причем в условиях групповой деятельности результат воспринимается через призму общего успеха, результат успеха команды воспринимается как свой собственный. В обучении игра отличается наличием четко определенной цели и соответствующего ей педагогического результата.

Таким образом, понятие «игровая технология» можно определить как совокупность способов, действий, форм и методов игровой деятельности в условиях ситуаций, направленных на установление, сохранение или улучшение социального функционирования объекта, содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков, а также на воспроизведение и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [2].

Игровые технологии не случайно нашли широкое применение в сфере дополнительного образования детей, так как они имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи дополнительного образования: формирования субъектной позиции воспитанника по отношению к собственной деятельности, общению и самому себе.

По C. Шмакову, большинству игровых методик присущи такие черты, как: свободная развивающая деятельность, которая реализуется только по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [4].

Воспитательный потенциал игровых технологий, применяемых в сфере дополнительного образования детей, чаще всего зависит от: содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в правилах игровых действий участников; уровня самостоятельности участников в поиске средств согласования действий с партнерами; самоограничения во имя достижения цели и успеха; установленных доброжелательных отношений; выбора участниками образцов для подражания [3].

По Г. Селевко, игровая технология содержит спектр целевых ориентаций: дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; применение в практической деятельности знаний, умений, навыков; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков); воспитательных (воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности); развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения); социализирующих (привлечение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция) [2].

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Оптимальное сочетание игры с другими формами дополнительного образования детей – одно из самых сложных действий педагогов-внешкольников, так как каждый возрастной период развития ребенка имеет свои потребности и ведущие виды деятельности, которые продолжают включать игру в процесс развития ребенка.

Рассмотрим особенности применения игровых технологий в работе с воспитанниками разного возраста в рамках системы дополнительного образования детей.

В работе с дошкольниками следует учитывать, что еще до третьего года жизни ребенок овладевает ролевой игрой, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя переживания и начинает в них ориентироваться. В результате усвоения игровой деятельности в дошкольном возрастном периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Для младшего школьного возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Ведущим видом деятельности является учебная, но дети этого возраста легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками.

Для среднего школьного возраста ведущим видом является общественно полезная, а для старшего школьного – учебно-профессиональная деятельность. Именно поэтому в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр [5].

Рассмотрим особенности современных игровых технологий, применяемых педагогами дополнительного образования в работе с различными целевыми и возрастными группами.

Технология деловой игры

  1. 1. Этап подготовки к проведению игры. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят цель, описание проблемы, обоснование поставленных задач, план, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц. Далее следует введение в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости участники игры обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. 
  2. 2. Этап проведения или процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. В частности, с учетом определенных игровых позиций, выделяют такие типичные роли: 1) позиции, которые проявляются в отношении содержания работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик; 2) организационные позиции: организатор, координатор, контролер, тренер, манипулятор; 3) позиции относительно новизны: инициатор, осторожный критик, консерватор; 4) методические позиции: методолог, критик, методист, подстрекатель, программист; 5) социально-психологические позиции: лидер, принятый, независимый, отверженный.
  3. 3. Этап подведения итогов. На этом этапе осуществляется анализ, обсуждение и оценка результатов игры; выступление экспертов, обмен мнениями, защита участниками игры своих решений и выводов. В заключение ведущий (игротехник) делает общий вывод по результатам игры.

Технология творческой игры на самопознание (по Т. Березовской)

Поэтапное моделирование и конструирование творческой игры на самопознание оказывает положительное действие на участников игры, создает им условия для мобилизации сил, воли, формирования познавательных способностей и личностных качеств и предполагает соблюдение следующих основных этапов: педагогическое обоснование; коллективное планирование игры (активное взаимодействие); коллективная подготовка игровой деятельности (овладение участниками игры нормами поведения, этикета); проведение игры (самоорганизация игроков); коллективное обсуждение игр на самопознание (анализ итогов игрового взаимодействия с целью самооценки и определения значимости полученной информации для самокоррекции и самоутверждения); последействие (моделирование новых игр с опорой на предыдущий игровой опыт, определение путей совершенствования или коррекции личностно значимых качеств. На основе данной схемы можно в рамках системы дополнительного образования детей конструировать модели творческих игр на самопознание, которые способствуют: раскрытию личностных качеств воспитанника; усвоению норм межкультурного и межнационального этикета поведения; развитию познавательных способностей; формированию творческой индивидуальности личности воспитанника; развитию самостоятельности и подготовке к труду и жизни; самоактуализации, разностороннему, гармоничному развитию всех положительных сторон и качеств личности воспитанника.

Также технология такой игры ориентирована на формирование таких личностных установок, как: найди себя; пойми, кто ты; что тебе хорошо, а что плохо; твои жизненные планы и цели; стремись к самосовершенствованию и относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе; анализируй свои действия, слова, умения и навыки, так как самоанализ при самопознании является неотъемлемым компонентом.

Важным фактором в игровой деятельности, особенно для подростков, является возможность реализации и раскрытия собственного «Я», утверждения своей индивидуальности и пристальное внимание к своему внутреннему миру. В процессе игры воспитанники сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят задачи и решают их. Игра – это средство, с помощью которого воспитание переходит в самовоспитание, развитие – в саморазвитие. 

В творческой игре на самопознание, как и в любой игре, также акцентируется игровая роль. Игрок может выступать в роли автора, лидера, организатора или исполнителя, наблюдателя, бунтаря и т.п.

Технология ролевой игры

Ролевые игры являются неотъемлемым атрибутом детства. Маленькие дети играют в «дочки-матери», в «магазин», «больницу», «школа», «войну». В этих играх они имитируют взрослые отношения, тем самым овладевают миром с его сложными законами, но как только ребенку исполняется 10-12 лет, он стремится к играм более сложным, чем в раннем детстве.

Подросткам нужны игры, которые моделируют мир взрослых во всех его оттенках, которые позволяют на некоторое время стать «президентом», «детективом», «кинозвездой», «бизнесменом» и т.д., чтобы помочь воспитанникам на пути их взросления. Опыт спонтанного возникновения таких игр достаточно велик, но современные требования к профессиональной деятельности специалистов дополнительного образования детей требуют технологического подхода к использованию ролевых игр в работе с детьми, учащейся молодежью и другими участниками дополнительного образования.

Технологию ролевых игр для воспитанников организаций дополнительного образования детей с полным правом можно назвать новой педагогической технологией. Ее воспитательные, учебные и развивающие возможности широки и многогранны.

Познавательный потенциал игры – это универсальная характеристика, присущая любой игре. Можно выделить два наиболее характерных фактора, которые усиливают этот потенциал в ролевой игре: во-первых, это сам сюжет игры, который строится на основе литературных источников и стимулирует процесс их чтения и осмысления; во-вторых – принцип проведения игры – не просто соответствие ролевым задачам, но и участие в познании игрового мира, развитие этих знаний и выполнение своей игровой функции.

Большая ролевая игра подразумевает собой специфическое социокультурное пространство, имеющее две плоскости: во-первых, это союз игроков, объединенных в клубы (например, клубы ролевого моделирования); во-вторых – собственно социокультурное пространство со всеми его атрибутами, традициями, законами.

Одной из задач ролевой игры является предоставление игрокам возможности «проживания» в другой мировоззренческой системе. Следует отметить, что подобная возможность очень редко возникает в реальной жизни, но ее влияние на развитие личности воспитанника трудно переоценить. В технологии ролевой игры важен подготовительный этап, предусматривающий проведение вводных занятий, оформление игрового пространства, моделирование социально-психологических и эмоциональных условий существования участников в игровом пространстве.

На этапе проведения игры важно учитывать, что игровые события предъявляют высокие требования к участникам. Нередко само существование игрока в игровом (виртуальном) мире зависит не только от собственной силы, от коммуникативных, нравственных, творческих способностей, но и от помощи ему окружающих. Большие ролевые игры имеют сложную, но глубоко и детально продуманную систему организации совместной деятельности свободных и самостоятельных участников. Более того, эта система должна быть обязательно технологизированной, так как свод правил и методик позволяет учитывать все нюансы развития игры, регулирует ее ход и корректирует при необходимости ролевые позиции и психологическое состояние игроков.

Шоу-технологии

Обязательными особыми признаками шоу-технологии являются: распределение участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»); состязательность на сцене; подготовленный организаторами сценарий. Именно эти признаки отличают шоу от таких мероприятий, как обычный концерт (нет состязательности), проведение классической новогодней елки (не имеет устойчивого распределения на «зал» и «сцену»), коллективные творческие дела (нет «зала-сцены», сценария, план действий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела).

Ожидаемыми результатами применения шоу-технологии в соответствии с ее концептуальными целями являются: для «зала» – приобретение опыта эмоционального реагирования в культурных формах; для активных участников («сцена») – приобретение опыта индивидуальной и совместной публичной состязательности.

Цели шоу-технологии, как и задача любой воспитательной акции, в которой участвует группа воспитанников, триедины: педагогическая цель, жизненная задача, организаторское задачи.

Основные блоки шоу-технологии: подготовка – реализация – анализ итогов.

На этапе подготовки: решение принимается педагогом (игротехником) на основе идей, предложений взрослых, актива детей, традиций организации дополнительного образования, города и т.д.; планирование, проектирование осуществляется или педагогом (игротехником), или рабочей группой мероприятия (педагогами, активом детей). «Массы» (будущие участники) к планированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздников могут в той или иной степени участвовать.

Основные составляющие подготовительного этапа:

  1. «Сцена»: решение о принципе отбора участников (полная добровольность; добровольность, но с ограничивающими условиями (например, только для тех, кто владеет музыкальными инструментами); предварительный отборочный тур; о поведении участников: объяснение задач, выбор формы шоу, настроение на участие; формирование (если необходимо) команд, групп, домашние задания (этого может и не быть); помощь в подготовке участников или команд.
  2. Ведущий: решение о ведущем; разработка программы ведения и образа ведущего; репетиция ведения (может быть развернутая репетиция на сцене с режиссером).
  3. «Зал» : решение о способе формирования «зала» (без ограничений, по билетам, по приглашениям, по квотам); структура «зала» (расположение мест; места для младших, старших детей, гостей, участников, учителей, жюри; если необходимо, распределение «зала» на группы); настроение на «зал» (обращение к зрителям: в объявлении, в оформлении зала, в приглашениях-памятниках, в специальном слове ведущего, введение специальных правил для «зала», с акцентом не в запретах, а на то, что разрешено, желательно; символика участия; ведение обращения к «залу», задача для «зала», роли «зала» в сценарии шоу.
  4. Оценка: что и как (критерии) оценивается; кто и когда оценивается (основные варианты – жюри и зал); техника процесса оценки (бланки, карточки, символы, таблицы и др.); способы, формы предъявления оценок.
  5. Оформление: предмет: сцена, зал, место жюри, пространство снаружи зала; особое внимание к входу в зал; задача: создать в образном, символическом, эмоционально-требовательном плане ценности и настроение, которые станут содержанием шоу; техника исполнения: использование оформительских техник, особенно рекламы.

Ученые и практики в области игровой деятельности выделяют три основных психологических механизма шоу: эмоциональное заражение, состязательность и импровизацию.

Эмоциональное заражение – передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимовосприятии. Усиливают эмоциональное заражение три фактора: особенности внешности, поведения, речи того, кто «заражает»; особенности тех, кто «заражается», и условия (как физические, так и социальные), в которых разворачивается этот процесс.

Сила состязательности имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение.

Также важным механизмом шоу является импровизация, которая возникает как потребность в случае необходимости немедленно что-то додумать, сделать, ответить и т.п. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

Близкие функции выполняет игровая сторона шоу. Когда все «несерьезно» – меньше ответственности, больше свободы выражения себя. Но в игровой составляющей скрывается еще одна большая педагогическая сила – двуплановость, двусмысленность игры. В ней всегда есть два смысла: игровой («несерьезный») и фрагмент действительности, отраженный в игровой ситуации. Зрителю же предоставлена свобода принимать любой из этих смыслов.

Реализация проекта, плана, праздников основана на использовании элементов состязательности, импровизации или игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Состязательность подразумевает процедуру оценки и подведения итогов. Таким образом, на этапе реализации действие содержит три части: запуск, задачу-оценку, финал.

Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива детей). Анализ шоу его рядовыми участниками или не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.

Выводы. С целью предотвращения угрозы негативных последствий игровой деятельности на ее участников, актуальность приобретает вопрос грамотной организации игры, что позволит максимально приблизить ее к реальности.

Ведущий или игротехник должен очень серьезно подходить к выбору игры, учитывая: уровень развития и психологической зрелости аудитории; задачи, которые реализуются на данном этапе занятия (мероприятия) – стадию групповой динамики, на которой находится группа; имеющиеся временные рамки, в которые по продолжительности укладываются избранные игры. В процессе подготовки к занятию или мероприятию необходимо внимательно перечитать игры несколько раз и попробовать спроектировать, как группа отреагирует на выбранную игру, какие могут быть последствия ее применения, какие могут быть непредвиденные негативные/позитивные последствия и как или насколько возможно будет ими управлять. Необходимо убедиться, что аудитория будет соответствовать требованиям, которые выдвигает игра, а также проверить наличие необходимых в игре технических средств.

Игровая деятельность под руководством педагога (ведущего) тогда остается игрой самобытной, комплексной, профориентационной, развивающей, когда ее организаторы придерживаются таких принципов, как: отсутствие принуждения в любой форме при включении детей в игру; принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; принцип перехода от простых игр к сложным игровым формам.

Список литературы:

  1. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. B. C. Кукушина. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 333 с.
  2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 256 с.
  3. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: сб. статей / под ред. А. В. Запорожца; сост. Н. Я. Михайленко. – Москва: Просвещение, 1976. – 94 с. Шмаков, С. А. Волшебное слово «сам» / С. А. Шмаков. – Москва: Мол. гвардия, 1988. – 124 с.
  4. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры: монография / С. А. Шмаков. – Москва: Новая школа, 1994. – 239 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Основные характеристики современных игровых технологий, используемых в системе дополнительного образования детей