автор: Алексеева Ирина Владимировна
учитель биологии
МБОУ СОШ №15

Мастер-класс «Биология в нашей жизни» (о применении метода аналогии на уроках биологии)

Мастер-класс «Биология в нашей жизни»

учителя биологии МБОУ СОШ №15 города Мичуринска Тамбовской области Алексеевой Ирины Владимировны

 

Добрый день, дорогие друзья! Рада всех приветствовать в этом зале. Сегодня к вам я пришла не с пустыми руками. У меня в руках скальпель, паяльник и интеграл. Что означают эти предметы и как связаны они между собой?

А поможет ответить на этот вопрос мастер-класс по теме «Биология в нашей жизни» .

Все мы знаем, что биология – это наука о живых организмах. Кирпичиком, основой жизни является клетка. Она состоит из множества частей – органоидов, каждый из которых имеет сложное строение и выполняет определённую функцию. Тема клетка является ключевой в курсе биологии. И чтобы дети хорошо её усвоили, я использую метод аналогии, который сегодня хочу  представить Вашему вниманию.

Клетка-целая система, состоящая из взаимосвязанных частей-государство. Её оболочка,  осуществляющая избирательный транспорт веществ выступает в роли таможни. Ядро -правительство, которое осуществляет кординацинацию за всеми поцессами, поисходящими в клетке. ЭПС-система дорог, по её каналам транспортируются вещества. Лизосомы-перерабатывающие комбинаты-они расщепляют сложные в-ва до простых, а рибосомы-это фабрики по сборке белка. Митохондрии-энергостанции клетки, выделяющие энергетическую валюту-АТФ.

Сегодня я хочу Вас научить смотреть и видеть, слушать и слышать, знать, понимать и уметь применять, используя метод аналогии. 

Идёт монолог «Отчего люди не летают так как птицы» из фильма «Дом, в котором я живу».

Человек издавна мечтал научиться летать как птицы, плавать как рыбы, передвигаться подобно гепардам. Шли годы. Мечты человека становились реальностью. И во многом этим он обязан природе, наблюдая и изучая которую он делал открытия и изобретения.

Прелагаю вам попробывать себя в роли наблюдателя и исследователя.

Выполним задания.

  1. Перед вами ласты. Какое животное стало подсказкой этого изобретения? (лягушка)
  2. Посмотрите небольшой видеофрагмент. Какое изобретение удалось создать человеку, наблюдая за полётом семян одуванчика? (парашют)

А теперь  предлагаю вам попробывать  себя в роли инженера-конструктора. 

Приглашаю выйти на сцену 6 человек. 

Вам предстоит вырезать фигуры и составить пары: объект живой природы и её аналог. Приступайте.

Обращение к зрителям в зале. 

Пока участники творческой группы выполняют задание, мы займёмся установлением соответствия (подбором пар) по аналогии.

Выполнение заданий с залом:

  1. Какое растение или животное помогло человеку изобрести липучку? репейник.

Итак, получили первую пару-липучка-репейник

составляем вторую пару: шприц-комар,  шприц был создан при изучении колюще-сосущего ротового аппарата комара. 

молния-перо птицы. Молодцы, продолжим.

  1. Назовите объект живой пироды, который  стал подсказкой при изобретении  гусеничного  трактора.

На слайдах появляются гусеница, дождевой червь, крот.

Назовите объект живой природы, который помог человеку изобрести снегоход. На слайде пингвин, тюлень, белый медведь. Ответ: пингвин (он лежа на брюхе легко катится по рыхлому снегу, не проваливаясь.)

  1. какое изобретение сделал человек, изучая способ ориентации этих животных в пространстве? на слайде летучая мышь, дельфин, кит. (эхолокационные приборы: радар)
  2. Посмотрите внимательно на удивительную (сооружение) конструкцию пчёл-соты. В основе какого изобретения лежит идея применения пчелиных сот? (останкинская башня, многоэтажный дом, солонка)

А теперь попросим творческую группу предоставить результаты своей работы.

Отчёт группы: Мы установили соответствие между объектом живой природы и её аналогом: клешня рака-плоскогубцы, сердце-насос, дельфин-подводная лодка. Учитель: Спасибо за участие. А теперь внимание на экран (наблюдаем полёт птицы)

Учитель: Какое изобретение сделал человек, наблюдая за полётом птицы? (самолёт, летательный аппарат)

Первую попытку сконструировать летательный аппарат на основе принципа строения крыла птицы педпринял Леонардо да Винчи. Поэтому именно его считают основоположником науки, которая особенности строения организмов  использует для решения технических задач.

Знания каких наук, кроме биологии, необходимыля создания самолта или к-л др. изобретения (физики, математики, химии). Леонардо да Винчи обратил внимание на высочайшую гармонию и пропорциональность природы. Это позволило ему ввести в науку метод золотого сечения.

Золотое сечение-это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором длина всего отрезка относится к длине его большей части как длина большей части к меньшей.

Золотое сечение прослеживается в архитектуре, живописи, музыке, одежде. Всё, что создано по принципу золотого сечения, смотрится очень гармонично.

Я начала свой мастер-класс с этих предметов: скальпеля, паяльника и математического знака-интеграла. Скальпель-это инструмент-…биолога, .паяльник-инженера, техника, а интеграл –отражает математику-царицу всех наук. Эта интегрраци привела к образованию бионики-науки, которую вдохновляет природа. Она лучший учитель и изобретатель, она является неиссякаемым источником вдохновения, творчества, новых открытий и идей. Надо только уметь общаться с ней. Надо только смотреть и видеть, слушать и слышать, знать, понимать и уметь применять!.

Природа-это ещё и удивительный мир красок. Давайте, вспомним одно чудо природы. Дождь, солнце и на небе появляется …радуга. Это превосходное сочетание цветов никого не может оставить равнодушным. Я всем желаю разноцветных эмоций, ярких впечатлений и радужного настроения!

Мастер-класс «Биология в нашей жизни» (о применении метода аналогии на уроках биологии)