автор: Аликеева Мария Александровна

Учитель начальных классов Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 575 Приморского района Санкт-Петербурга

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников

 

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объёмом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учёбе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся.

И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

На современном этапе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.

Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности).

Переход на новый образовательный стандарт третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2022 года. Предполагается, что образовательный стандарт третьего поколения улучшит современную образовательную систему и конкретизирует её задачи.

Особый акцент новый ФГОС ставит на необходимость формирования у школьников навыков смыслового чтения и элементов читательской грамотности: понимания, рефлексии и использования. Эти элементы взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения: для участия в экономической, политической, социальной и культурной жизни общества.

Умение работать с текстом – самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека. Работа с текстом – это поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.

Как научить младшего школьника “смысловому чтению”? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

Основные методики работы над формированием осознанного чтения были разработаны еще К.Д.Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д.Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».

В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н.Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором.

Достоинства технологии.

Положительные стороны применения технологии:

  • Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;
  • Становятся активными участниками образовательного процесса.
  • Способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.

Недостаток: Занимает много времени на уроке.

Всю работу можно разделить на три этапа.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Приемы работы:

  • Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение слов в тексте параграфа)
  • Составление вопросов к теме высказывания;
  • Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала;
  • Организация проблемной ситуации и др.

Виды упражнений:

  • Прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
  • Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.
  • Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.
  • Прочтите текст до указанного места и скажите, как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

Приемы работы:

  • Комментированное чтение;
  • Чтение текста «с карандашом»;
  • Определение основных понятий (без чтения всего текста);
  • Составление таблиц (выборочное чтение);
  • Составление плана текста (для пересказа);
  • Поиск пропущенных слов

Виды упражнений:

  • Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.
  • Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
  • Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.
  • Скажите, какие из приведённных утверждений соответствуют содержанию текста.
  • Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.
  • Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.

III этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Приемы работы:

  • Диалог с автором
  • Постановка вопроса «почему»;
  • Повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям;
  • Выполнение творческих заданий

Виды упражнений:

  • Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.
  • Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что…. Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.
  • Выразите своё отношение к прочитанному.
  • Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной.
  • Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
  • Выразите своё отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.
  • Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.

Для развития сознательного чтения можно использовать на уроках специальные упражнения:

  • логические;
  • на составление слов со словами;
  • с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
  • с текстом.
  1. Логические упражнения
  2. Какое слово лишнее и почему?
    Красивый, синий, красный, желтый;
    Минута, час, время, секунда;
    Дорога, шоссе, тропинка, путь;
    Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр;
    Молоко, сметана, простокваша, мясо.
  3. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв;
они одного рода;
они состоят из двух слогов.

  1. Путём перестановки букв составь слово.

у, к, л, б, а;
с, н, о, а, с;
у, п, к, с.

  1. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза;
кора, лото, боксёр;
молоко, нерест, тарелка.

  1. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только второй слог.

Змея, рама;

Пуговица, молоток, лава.

  1. Составь слово по первым буквам слов.

Сок, ель, телефон, кактус, аист.

Кошка, улитка, ложка, ёжик, камыш.

  1. Даны три слова. Первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое слово.

а) Песня – композитор; самолёт – ?

– аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель;

б) школа – обучение; больница – ?

– доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

  1. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

  1. Какие буква, слог, слово лишние.

а, у, р, о, ы
ма, ра, ла, ны, та

  1. Игры по составлению слов со словами
  2. Найди слово в слове.
гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка
  1. Подбери пару.
песня практичный
площадь примерный
подруга прилежный
  1. Прочитай слова, написанные разным шрифтом.

БХТАЛОРТТЕОИБНК
МЧкОЛисАОеКлОьЙ

  1. Прочитай только чёрные буквы.
  2. Прочитай от самой маленькой к самой большой.
  3. Прочитай от самой большой к самой маленькой.

III. Работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

  1. Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются к теме урока.
  2. Составь предложения (3-4) к теме урока.

На реке. Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.

  1. Закончи рассказ.

Забота о птицах. Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу

  1. Работа с текстом
  2. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.
  3. Расположи вопросы по порядку содержания текста, зачитай ответ на второй вопрос. 
  4. Задай вопросы по тексту или по части текста.
  5. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
  6. Работа над заголовком.
  1. Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
  2. Выбери заголовок из предложенных.
  3. Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
  4. Озаглавь части.
  1.   Выборочное чтение.
  2.   Пересказ по вопросам и без них.
  3.   Составление плана текста.

Итак, смысловое чтение – это путь решения познавательных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.

Продуманная и целенаправленная работа с текстом, позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Начальная школа призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности. Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретѐнных ребѐнком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.

Иными словами, выпускники начальной школы, должны иметь навыки уверенной работы с различными письменными текстами.

Слова «письменный текст» подразумевают печатные, написанные от руки или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков, но исключает включение фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без изображений) и несплошные (с подобными изображениями). Вместе с тем визуальные изображения (визуальные тексты) могут быть предложены и отдельно, самостоятельно.

Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности. Один из метапредметных результатов образования звучит так: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах», а в стандарте основного образования один из метапредметных результатов сформулирован как «смысловое чтение». Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В XXI веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире.

 

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников