автор: Андреева Ирина Никоноровна
учитель
ГБОУ Салаватская коррекционная школа для детей с ОВЗ
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Сказкотерапия — это метод психологической помощи, который основан на использовании художественных произведений, в частности, сказок, для решения эмоциональных и психологических проблем. В работе с детьми с ОВЗ этот подход не только обогащает опыт общения ребенка с миром, но и способствует развитию его эмоционального интеллекта, социальной адаптации и способности к сопереживанию.
Основные цели сказкотерапии включают:
- Эмоциональная поддержка. Помощь детям в выражении и понимании своих эмоций, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Социальная адаптация. Развитие навыков общения, сотрудничества и взаимодействия с другими детьми через обсуждение и анализ сказочных сюжетов.
- Повышение самооценки. Сказкотерапия помогает детям осознать свои сильные стороны и возможности, что способствует формированию уверенности в себе.
- Развитие воображения и творчества. Стимуляция креативного мышления и воображения через погружение в сказочный мир.
- Снятие психологического напряжения. Использование сказок для создания комфортной и безопасной атмосферы, где дети могут обсудить свои страхи и переживания.
- Обучение жизненным урокам. Привлечение внимания к моральным и социальным аспектам через тематические сказки, которые могут служить примером принятия решений и разрешения конфликтов.
- Развитие навыков сопереживания. Помощь детям в понимании и уважении чувств других людей через персонажей и их истории.
- Коррекция поведения. Использование сказок для иллюстрации положительных моделей поведения и предупреждения нежелательных действий.
Эти цели помогают создать основу для позитивного эмоционального и социального развития детей, способствуя их интеграции и гармонии с окружающим миром.
Основные принципы сказкотерапии:
- Индивидуализация подхода. Каждое дитя с ОВЗ уникально, и сказкотерапия позволяет адаптировать рассказы под конкретные нужды, интересы и особенности развития ребенка. Этот метод может варьироваться в зависимости от типа ограничения, эмоционального состояния и уровня понимания.
- Создание безопасной атмосферы. Сказки создают пространство, где дети могут без страха делиться своими переживаниями и страхами. Сказочное повествование помогает им дистанцироваться от реальных проблем, что облегчает обсуждение сложных тем.
- Развитие воображения. Сказкотерапия помогает детям развивать творческое мышление. Сказки стимулируют воображение, открывают новые горизонты и способствуют формированию личного опыта, который может быть проекцией их собственных переживаний.
- Социальная адаптация. Сказки не только рассказывают о приключениях, но и учат важным жизненным урокам — дружбе, смелости, пониманию и сопереживанию. Обсуждая сюжеты и персонажей, дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивают навыки коммуникации.
Основные этапы применения сказкотерапии могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, но в общем виде они включают следующие шаги:
- Подготовка и установление контакта.
– Создание доверительной атмосферы, где ребенок чувствует себя в безопасности и может открыться. Это может включать в себя беседы, игры или другие методы снoсения.
- Выбор сказки.
– Подбор сказки, соответствующей интересам и потребностям ребенка. Важно, чтобы содержание сказки отражало проблемы или темы, которые ему актуальны, а также соответствовало уровню понимания.
- Чтение или рассказ сказки.
– Прямое чтение или пересказ выбранной сказки. Это следует делать с использованием выразительной интонации и жестов, чтобы максимально погрузить ребенка в сказочный мир.
- Обсуждение сказки.
– Постоянный диалог с ребенком после чтения, в ходе которого обсуждаются персонажи, их чувства, поступки и моральные уроки. Важно дать ребенку возможность высказать свои мысли и чувства, а также задать вопросы.
- Творческая работа.
– Поддержка ребенка в творческих активностях, связанных с сюжетом сказки, таких как рисунки, поделки или dramatisation (игра ролей). Это способствует углублению понимания и осмысления сказки.
- Рефлексия и закрепление.
– Помощь ребенку в осознании полученного опыта и уроков, полученных из сказки. Необходимо обобщить обсуждение и воскресить важные моменты.
- Применение полученного опыта.
– Стимулирование ребенка к применению уроков из сказки в реальной жизни, обсуждение, как он может использовать их в своей повседневной практике.
- Подведение итогов и анализ.
– Оценка динамики изменений в эмоциональном состоянии ребенка, его поведении и взаимодействии с окружающими. Это может потребовать дополнительного времени и анализа со стороны специалиста.
Каждый этап важен для достижения поставленных целей и создания глубокой, значимой и эффективной терапии для детей.
Пример использования сказкотерапии:
Можно использовать известные сказки, адаптируя их под реалии детей с ОВЗ. Например, сказка о “Болтливой воробейке” может быть пересказана с акцентом на важность друзей и поддержки в трудные времена. После прочтения сказки можно организовать обсуждение, где дети поделятся своими чувствами и мыслями о героях.
Заключение.
Сказкотерапия является эффективным методом работы с детьми с ОВЗ, так как она способствует развитию эмоционального интеллекта, социальной адаптации и личностного роста. Используя сказки как инструмент, специалисты могут помочь детям преодолеть трудности, улучшить качество жизни и построить гармоничные отношения с окружением.