автор: Андреева Ирина Никоноровна
учитель
ГБОУ Салаватская коррекционная школа для детей с ОВЗ

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

 

Сказкотерапия — это метод психологической помощи, который основан на использовании художественных произведений, в частности, сказок, для решения эмоциональных и психологических проблем. В работе с детьми с ОВЗ этот подход не только обогащает опыт общения ребенка с миром, но и способствует развитию его эмоционального интеллекта, социальной адаптации и способности к сопереживанию.

Основные цели сказкотерапии включают:

  1. Эмоциональная поддержка. Помощь детям в выражении и понимании своих эмоций, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  2. Социальная адаптация. Развитие навыков общения, сотрудничества и взаимодействия с другими детьми через обсуждение и анализ сказочных сюжетов.
  3. Повышение самооценки. Сказкотерапия помогает детям осознать свои сильные стороны и возможности, что способствует формированию уверенности в себе.
  4. Развитие воображения и творчества. Стимуляция креативного мышления и воображения через погружение в сказочный мир.
  5. Снятие психологического напряжения. Использование сказок для создания комфортной и безопасной атмосферы, где дети могут обсудить свои страхи и переживания.
  6. Обучение жизненным урокам. Привлечение внимания к моральным и социальным аспектам через тематические сказки, которые могут служить примером принятия решений и разрешения конфликтов.
  7. Развитие навыков сопереживания. Помощь детям в понимании и уважении чувств других людей через персонажей и их истории.
  8. Коррекция поведения. Использование сказок для иллюстрации положительных моделей поведения и предупреждения нежелательных действий.

Эти цели помогают создать основу для позитивного эмоционального и социального развития детей, способствуя их интеграции и гармонии с окружающим миром.

Основные принципы сказкотерапии:

  1. Индивидуализация подхода. Каждое дитя с ОВЗ уникально, и сказкотерапия позволяет адаптировать рассказы под конкретные нужды, интересы и особенности развития ребенка. Этот метод может варьироваться в зависимости от типа ограничения, эмоционального состояния и уровня понимания.
  2. Создание безопасной атмосферы. Сказки создают пространство, где дети могут без страха делиться своими переживаниями и страхами. Сказочное повествование помогает им дистанцироваться от реальных проблем, что облегчает обсуждение сложных тем.
  3. Развитие воображения. Сказкотерапия помогает детям развивать творческое мышление. Сказки стимулируют воображение, открывают новые горизонты и способствуют формированию личного опыта, который может быть проекцией их собственных переживаний.
  4. Социальная адаптация. Сказки не только рассказывают о приключениях, но и учат важным жизненным урокам — дружбе, смелости, пониманию и сопереживанию. Обсуждая сюжеты и персонажей, дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивают навыки коммуникации.

 

Основные этапы применения сказкотерапии могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, но в общем виде они включают следующие шаги:

  1. Подготовка и установление контакта.

   – Создание доверительной атмосферы, где ребенок чувствует себя в безопасности и может открыться. Это может включать в себя беседы, игры или другие методы снoсения.

  1. Выбор сказки.

   – Подбор сказки, соответствующей интересам и потребностям ребенка. Важно, чтобы содержание сказки отражало проблемы или темы, которые ему актуальны, а также соответствовало уровню понимания.

  1. Чтение или рассказ сказки.

   – Прямое чтение или пересказ выбранной сказки. Это следует делать с использованием выразительной интонации и жестов, чтобы максимально погрузить ребенка в сказочный мир.

  1. Обсуждение сказки.

   – Постоянный диалог с ребенком после чтения, в ходе которого обсуждаются персонажи, их чувства, поступки и моральные уроки. Важно дать ребенку возможность высказать свои мысли и чувства, а также задать вопросы.

  1. Творческая работа.

   – Поддержка ребенка в творческих активностях, связанных с сюжетом сказки, таких как рисунки, поделки или dramatisation (игра ролей). Это способствует углублению понимания и осмысления сказки.

  1. Рефлексия и закрепление.

   – Помощь ребенку в осознании полученного опыта и уроков, полученных из сказки. Необходимо обобщить обсуждение и воскресить важные моменты.

  1. Применение полученного опыта.

   – Стимулирование ребенка к применению уроков из сказки в реальной жизни, обсуждение, как он может использовать их в своей повседневной практике.

  1. Подведение итогов и анализ.

   – Оценка динамики изменений в эмоциональном состоянии ребенка, его поведении и взаимодействии с окружающими. Это может потребовать дополнительного времени и анализа со стороны специалиста.

Каждый этап важен для достижения поставленных целей и создания глубокой, значимой и эффективной терапии для детей.

Пример использования сказкотерапии:

Можно использовать известные сказки, адаптируя их под реалии детей с ОВЗ. Например, сказка о “Болтливой воробейке” может быть пересказана с акцентом на важность друзей и поддержки в трудные времена. После прочтения сказки можно организовать обсуждение, где дети поделятся своими чувствами и мыслями о героях.

Заключение.

Сказкотерапия является эффективным методом работы с детьми с ОВЗ, так как она способствует развитию эмоционального интеллекта, социальной адаптации и личностного роста. Используя сказки как инструмент, специалисты могут помочь детям преодолеть трудности, улучшить качество жизни и построить гармоничные отношения с окружением.

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)