автор: Андреева Людмила Николаевна

Руководитель школьного театра МОУ-СОШ №3 г. Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семёновича

Сценарий пьесы «Зимородок» по мотивам прозы Юрия Яковлевича Яковлева «Зимородок» для учащихся 6-х, 9-11 классов

 

Сценарий пьесы «Зимородок»

по мотивам прозы Юрия Яковлевича Яковлева «Зимородок»

для учащихся 6-х, 9-11 классов

 

Действующие лица:

Ведущий 

Ученики: Марат, Василь, Зоя 

Учитель  Сергей Иванович   

Зимородок 

Бабка – работница тира

Седой лётчик   

Музейщик 

Путеец Надя 

Следователь Павлов Виктор 

Жительница Жуковки

Учительница

Немец 

Ученики

 Жители  деревни 

 

Звучит Увертюра.

Сцена 1.
Ведущий: Шёл третий год войны… Зимородок прыгает с парашютом, падает, зарывает парашют.
Ведущий: Он долго шел и падал, шел и падал.… И мост надвигался на него с неотвратимой силой. Зимородок хромает и уходит (дугой по сцене), опираясь на большую палку…
Ведущий: Спустя много лет после войны мальчишки со станции Река нашли в лесу странный полуистлевший предмет. Они долго очищали его от земли
Мальчишки:— Да это же парашют!!! – Точно, парашют! – Смотрите, что-то здесь написано!
– Зи-мо-ро-док. – Так птица называется…
— Давайте этот парашют в музей отдадим! —Давай! (Уносят парашют.)

 

(Звенит звонок  на урок)
Сцена 2. Урок.
Учитель: – Здравствуйте, люди-человеки! Садитесь. Повторим предыдущую тему: «Лесные птицы». Каких вы знаете?
Ученики: – Певчий дрозд – Пеночка- – Поползень – Свиристель – Синица – Зимородок – Скворец  – Снегирь – Сойка – Сорока – Филин – Зяблик…
Учитель: – А кто так свистит??? 

 Дети: – Это иволга! 

Учитель:- Верно!
Марат :  Серг Иван, какая птица начинается с «ка» и кончается на «ква»?

Учитель:  Во-первых, Марат, на уроке надо слушать, а не решать кроссворды. Для кроссвордов можно найти более подходящее место… Эта птица — кряква, утка кряква.
Василь:  Ку-ку!  Сергей Иванович, а бывает… слепая кукушка?
Учитель Сергей Иванович:  Слепой кукушки не бывает. Бывает еще фазанья, воробьиная, ящерная… Советую тебе, Василь, выучить все виды. Потренируешь  память и реже будешь задавать глупые вопросы. Очень полезно!
А теперь, люди-человеки, займемся повторением домашних птиц. Напомню вам: впервые дикие куры были приручены в Индии. Надеюсь, что по этому случаю никто не будет кукарекать?

(Звенит звонок  с урока)

Учитель: Ребята, урок окончен. Можете быть свободны.

Зоя: Сергей Иванович, а мы же не повторили про домашних птиц.

Учитель: Повторим на следующем уроке.

Марат: Ребята, а пойдёмте после уроков в тир?

Василь: А у тебя деньги  имеются?

Марат: Да, имеются.

Василь: Тогда, ребята, пойдёмте.

Сцена 3. Тир. Знакомство с лётчиком.
Ведущий: Если у вас неожиданно заведутся деньги и вам захочется пострелять, спросите любого мальчишку и он приведет вас к большому серому дому, где в подворотне разместился стрелковый тир. Здесь за железным прилавком сидит огромная  бабка и вяжет чулок. Марат, Василь и Зоя шли мимо тира.

 

Марат: Ну, что зайдём?

Василь: Зайдём!

Марат: Можно пострелять?

Бабка: Стреляй, если у тебя есть деньги. А если в кармане пусто, стой в сторонке и наблюдай, как стреляют другие.


(Стреляет Седой лётчик)


Марат: Промазал!

Василь:   Мазила!

Марат:  Мушку заваливаете.

Седой лётчик:  Мушку? (протянул ружьё)  Держи! Пробуй, не заваливая мушку.

 

(Марат стреляет, промахивается)

Василь:  Мазила!

 

(Лётчик молча берёт ружьё и стреляет)

Маьчишки: Промазал!

Седой лётчик: — Что это еще за птица?
Бабка: Птица не работает!!!

Марат: Эта птица — Зимородок!
Василь : Есть такая птица — зимородок!
Седой лётчик: … Зи-мо-ро-док. Знал я одного Зимородка!
Марат: С короткой шеей и прямым клювом?
Седой лётчик — Не помню, какой у него был клюв. Но котелок у него варил довольно странно.
Зоя : Как это «варил странно»? 

Седой лётчик:  Пошли , расскажу, если интересно…
Ведущий: Лётчик рассказал ребятам, как в августе 1943 десантировал у Нового моста парня по прозвищу Зимородок. У Зимородка был приказ- взорвать мост!!!!


(Звук самолёта)
Сцена 4. Полёт с лётчиком.
Зимородок: У меня приказ- взорвать мост! Взорвать сегодня! На лошади я никуда не успею. А ты меня в два счёта добросишь.

 Лётчик : Гляди-ка какой шустрый! Ладно, доброшу! Как тебя зовут?
Зимородок: Зимородок… Ты только ничего не говори командиру!!!
Лётчик — зрителям: И мы полетели.
(звук Пропеллер САМОЛЁТА — 0.24 — 1.44 – с повтором!!!)
Зимородок:—А что надо делать, чтобы парашют раскрылся?
Лётчик : Ты же прыгал!
Зимородок:— Не прыгал я, .
Лётчик : Что же ты голову морочишь? Возвращаюсь!
Зимородок:— Стой! Что мне делать по инструкции?
Лётчик : Дергай за кольцо!
Зимородок:— Не найду кольца!
Лётчик : На передней лямке!..
Зимородок:— Я нашел кольцо! Прощай!
Лётчик: Так и улетел наш Зимородок…

 

Ведущий:  Уехал седой лётчик. Улетел Зимородок. Течение времени подхватило трёх одноклассников и понесло их дальше. И ничего в их жизни не изменилось. Но маленькое незаметное зёрнышко, обронённое бывшим лётчиком, неожиданно проросло в сердце Марата.  Между Маратом и Зимородком завязалась таинственная, никому неведомая дружба. 

 

Марат:   Неужели парашют не раскрылся?

                 А мост?  Был ли взорван мост?

                 Жив Зимородок или погиб?

 

Ведущий:  Друзья  не забыли о седом лётчике и его рассказе.  Ребята  решили пойти в музей. Это был слишком простой путь, но другого пока не было. По крайней мере, про мост там должны были знать.

 

(Звучит тема Зимородок)
Сцена 5. Музей.
Марат:  Здравствуйте!

Музейщик:  Здравствуйте! Это ты спрашивал  про Новый мост на станции Река?
Марат: Да, я спрашивал!  Его взорвали в 1943 году.
Музейщик: Новый мост был действительно взорван 23 августа 1943 года. Несколько НЕМЕЦКИХ эшелонов с горючим и боеприпасами не дошли до фронта. Это обеспечило наступление нашей армии… А кто взорвал мост – не установлено.
Марат:  Мост взорвал Зимородок!
Музейщик: Мы не располагаем такими данными. Возможно, действовала наша авиация…
Марат:  Авиация действовала??  Какая? 

Музейщик: Кукурузник!!! 

Марат: Но взорвал мост Зимородок…
Музейщик: Зимородок?! Странная фамилия… Но это надо ещё доказать!
Марат: Это надо еще доказать!!! А пока это не доказано, не существует ни Зимородка, ни его подвига?? Так что ли???
И то, что он прыгал с парашютом, который мог не раскрыться, ровным счётом ничего не значит???  И то, что мост был взорван, — тоже не в счёт?

Василь: Если имя не доказано, значит, подвиг совершен никем?

Музейщик: Почему никем? Неизвестным солдатом.

Зоя: Когда солдаты уходили на войну, у них были имена и фамилии. Почему же, когда они погибали за Родину, то становились неизвестными? Это несправедливо! Мост был взорван! Его взорвал Зимородок.

 

(Музейщик пожал плечами)

 

 Музейщик  (Марату):  Но мост взорван – значит, парашют раскрылся, и жизнь Зимородка продлена на час, а может быть на день. И теперь всё в твоих руках: продлить его жизнь дальше или оборвать, потому что «это ещё не доказано».

(Уходят)

 

Ведущий:  С тех пор много утекло воды. Воды и времени. А что такое время? Станции! Мимо одних  поезд уже промчался, до других – ещё  не доехал. Но как быть, если нужно вернуться на станцию, давно оставшуюся позади.

(Звуки приближающегося поезда)
Сцена 6. Путеец (Надя) и Зимородок (за кадром)
Путеец (Надя) зрителям: Он пришёл к будке путейца, где я тогда дежурила. Он шел, опираясь на палку. Левая нога как бы проваливалась в землю, но правая — здоровая — ступала твердо.
Зимородок:  Перетяни ногу. Ступать не могу!
Путеец (Надя) зрителям: Я туго забинтовала его опухшую ногу. … Как зовут тебя?
Зимородок: Зимородок… Ладно, через полчаса здесь пройдёт воинский эшелон. Сможешь помочь?
Путеец (Надя) Зимородку:  А что надо делать?
Зимородок: Притормозишь его красным светом, а потом включишь зелёный!
Путеец (зрителям): И вот подходит тот самый поезд.

 

 (ПАУЗА. Поезд. Стук колёс.)


Путеец (зрителям): Я включила красный фонарь. Состав стал сбавлять скорость. Заскрипели буксы.
Зимородок: Давай зеленый!!!
Путеец (зрителям): А я от волнения всё держала красный.
Зимородок: Давай зеленый!!!  Все дело испортишь!
Путеец зрителям: Я включила зелёный и оглянулась. Только что был — и исчез. Улетел Зимородок.
Путеец (зрителям):  Примерно через час грохнуло. Это взорвался мост.

 

(Взрыв моста.  Путеец Надя уходит. Входят ученики.)


Зоя: Погиб ли Зимородок или остался жив?
Марат: Путеец не знает этого!
Василь: Но она сказала, что есть в посёлке старожил Павлов. Он в милиции работает. Всех знает.
Зоя: Нам надо найти Павлова!!! 

 Марат: Поехали в милицию! 

 Василь:  Поехали!


(Звучит сирена)
Сцена 7. Милиционер
Ученики:  Здравствуйте! Как нам увидеть следователя Павлова?
Павлов: Я-Павлов. Что вы хотели?
Зоя:  Мы ищем человека… 

Марат: Который взорвал мост во время войны.
Василь:  Хотим знать о нем правду…
Виктор Павлов: Хорошо, уважаю людей, которые ищут правду. Конечно, от моей правды мало радости. Вас интересует мост?

 Ученики: Мост!!!
Виктор Павлов:  Разговор долгий, а мне сейчас выезжать на аварию.  Поедете со мной?

Ученики:  Поедем!
Ведущий:  По дороге Павлов рассказал, как парень по прозвищу Зимородок не только взорвал мост, но и спас от расстрела половину жителей посёлка.

 

(Входят ученики)
Марат:  Мост взорвал Зимородок. Значит, парашют раскрылся. Только при прыжке подвернулась нога. Но потом его расстреляли.

Зоя:  Не может быть! Как же так?

Василь: Фашисты хотели расстрелять много людей-заложников.

Марат: Людей! Тогда он сказал: «Это я взорвал мост». Людей отпустили, а его расстреляли. Вот и всё. 

 Василь: Вот и всё!

Зоя: Неужели всё? 

Марат: Нет, не всё. Я должен узнать его имя. Человек, который совершил такое, не может оставаться без имени.

Зоя: Конечно, не может.

 

Ведущий: И каждый раз, когда казалось, всё кончено, оборвались следы, поставлена точка  и нет никакой надежды, – оттуда, из далёких военных времён, доносился неумолкающий позывной: 

 – Я Зимородок! Я зимородок!

Он звал. Он вселял в сердце тревогу. Нет, нельзя останавливаться. Поиск продолжается.
Ведущий:  Бабка, которая работала в тире вспомнила, что в Жуковке был отряд, там один парень умел свистеть иволгой. Имя его не помнила. И в Жуковке есть братская могила. Там похоронены партизаны. Имена написаны на камне…

 

(Звучит немецкая речь, автоматная очередь, лай собак)
Сцена 8. Немец и Зимородок, и ЖИТЕЛИ   
1ый Немец:— Если вы не выдадите человека, который взорвал мост, мы расстреляем каждого второго!
2ой Немец: – Вам ясно???
Зимородок: — Стой! Остановись! Отпусти людей! Это я взорвал мост!
1ый Немец:- Ты??? (режет, кровь на щеке) Допросить его и расстрелять! Быстро! (УВОДИТ ВЛЕВО)
2-ой немец: – Как зовут тебя, парень?
Зимородок:— Зимородок…

 Жители: Это Зимородок… Это Зимородок…
2ой Немец: Всем по домам! Быстро! Быстро! (Очередь из автомата)

(Звуки природы)

Сцена 9. ШКОЛА в Жуковке. Зимородка нет в могиле
Ученики: – Здравствуйте! Подскажите, как нам найти учительницу, которая была в войну в партизанском отряде!
Жительница Жуковки: Это Нина Петровна!!! Да вот она идёт!
Все:  Здравствуйте! 

 Учительница:  Здравствуйте!
Василь:  Нина Петровна! Мы были на братской партизанской могиле, где похоронен Зимородок.
Марат: Зимородок, который взорвал мост!
Учительница Нина Петровна: Ребята! Зимородка нет в этой могиле….
Ученики:  Как нет? Там же написано…
Учительница: Немцы расстреляли его… И, чтобы имя не затерялось, мы написали его на доске рядом с погибшими в боях.
Но в могиле его нет… Забавный был паренёк.  И ещё он умел свистеть иволгой. (Учительница уходит)
Ученики: Неужели всё?
Марат: Нет, не всё!!! Мы должны узнать его настоящее имя.
Василь: Человек, который совершил подвиг, не может оставаться без имени!
Зоя: Конечно, не может!!!
Учительница возвращается: Подождите, ребята! в Заречье живет такой доктор Стройло. Слыхали???
Ученики: Нет!  Не слыхали…
Учительница: В войну он был начальником подпольного госпиталя. Этот доктор много знает…
Марат: Может быть, и про Зимородка знает?
Учительница: Может быть, и знает. Через него много раненых прошло. Скольким людям жизнь спас!!!


ШКОЛЬНИКИ – зрителям:
Марат: Мы побывали в Заречье у доктора Стройло
Василь:  Бывшего начальника подпольного госпиталя.
Зоя: Этот доктор рассказал нам про Зимородка.
Марат: Как сделал ему сложнейшую операцию.
Василь: Как потом с большим трудом Зимородка переправили на самолёте за линию фронта.
Зоя:  А звали его то – ли Сергей, то – ли Серёгин!


Сцена 11. Встреча ребят. Август. (2скамейки на краю сцены)
Марат: Ребята! Всё сходится! Зимородок и наш учитель Сергей Иванович — один и тот же человек!!! (Все садятся на 2скамейки на краю сцены)
Василь: Когда нужно было взорвать мост, он полетел в тыл врага.
Зоя: А сам до этого никогда не прыгал с парашютом.
Лётчик:  Даже не знал, за что надо дергать…
Путеец Надя:  А после прыжка он повредил левую ногу. …
Марат: И Сергей Иванович хромает на левую ногу.
Василь: Зимородок добровольно пошел на расстрел, чтобы спасти людей.
Павлов:  Его расстреляли. Но он остался жив.
Марат: И шрам от немецкого ножа у него на левой щеке.
Зоя:   А  звали его то -ли Сергей, то- ли Серёгин! Нам доктор Стройло сказал.
Василь: Точно! У Сергея Ивановича тоже шрам на левой щеке.
Учительница:  И ещё он умеет свистеть иволгой.
Марат: Да, да! Всё сходится! Наш Сергей Иванович – это и есть Зимородок!!
Василь: Он и есть Зимородок!! —

Зоя:  Точно!  Точно – это он!!! 

 

(Все уходят)


ГОЛОС ведущего ЗА СЦЕНОЙ: Наутро ребята пришли в служебную квартиру Серёгина, но комендант сказал, что с начала июня ключи сданы, и квартира пуста.
Через 3 дня в полдень возле братской могилы должна была состояться встреча бывших партизан, подпольщиков и фронтовиков.

(Все входят, встают за 2скамейки и обращаются к зрителям):
Марат: Сергей Иванович точно должен знать об этой встрече!
Василь:  Об этом ещё весной писала районная газета.
Но ни на следующий день, ни на второй, ни на третий наш учитель Сергей Иванович не приехал.
Зоя: Он должен приехать на эту встречу! Обязательно должен!!!

(Звучит тема Зимородок. Все артисты выходят на сцену.)

Сцена 12. Встреча на вокзале. 

Вдруг – тонкий переливчатый свист: ИВОЛГА пение (с 28 по 38 сек)
Ребята увидели Зимородка (плащ, кепка, рюкзак, трость).
Марат: Сергей Иванович! Сергей Иванович!
Зоя: Сергей Иванович! Как долго мы Вас искали!
Василь: Мы знали! мы знали, что Вы вернётесь!
Сергей Иванович: Здравствуйте, дорогие мои люди-человеки! А я с поезда зашёл в буфет и даже не успел умыться с дороги…

Марат: Серг Иванович! Мы знаем, что Вы — Зимородок!!!
Василь: Сейчас, совсем скоро на кургане памяти у братской могилы встречаются бывшие партизаны и фронтовики!!!
Зоя: Пойдёмте туда! Они Вас помнят, но почти ничего о Вас не знают!
Сергей Иванович: – Ну, так что же мы стоим?! Вперёд, друзья…

(звучит ПЕСНЯ «Зимородок»)

Сценарий пьесы «Зимородок» по мотивам прозы Юрия Яковлевича Яковлева «Зимородок» для учащихся 6-х, 9-11 классов