автор: Андреева Людмила Николаевна

Руководитель школьного театра МОУ-СОШ №3 г. Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семёновича

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр 1-4 классы»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНОВА ВЛАДИМИРА СЕМЕНОВИЧА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 

«Школьный театр 1-4 классы»

театральной студии «Непоседы»

Направленность программы: художественная.

Уровень программы: базовый.

Возраст обучающихся:7 – 11 лет.

Срок реализации  программы: 1 год.

Количество часов в год: 68 часов.

                                                                            Разработала:

                                                                            Андреева Людмила Николаевна,

                                                                            учитель музыки

Аткарск

2022-2023 г.г.

Пояснительная записка

Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность, способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью.

Программа ДОО «Школьный театр 1-4 классы» обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.

 

Направленность программы

Данная дополнительная  общеобразовательная  общеразвивающая программа «Школьный театр 1-4 классы» театральной студии «Непоседы» имеет художественную направленность.

 

Уровень программы

Уровень программы – ознакомительный.

 

Актуальность программы

             Актуальность ДОО программы «Школьный театр 1-4 классы»  театральной студии «Непоседы» определяется необходимостью успешной социализации ребенка в современном обществе.

          Актуальность программы продиктована временем. У школьников, испытывающих значительную нагрузку школьной программы, сталкивающихся с ежедневными проблемами в общении со сверстниками и взрослыми, есть повышенная потребность в элементарном отдыхе, приятном общении. Занятия по программе помогут получить эмоциональную и физическую разгрузку. 

Деятельность данного  творческого объединения востребована  детьми, студия позволяет объединить детей  начальной школы интересующихся активными формами отдыха разной направленности, выявить потребности детей. 

 

Новизна программы

Новизна данной программы состоит в том, что в ней органично сочетаются овладение теоретическими знаниями и отработка практических навыков сценической культуры, что представляется ценным в условиях жизни нашего городка, где живут учащиеся, вдалеке от театров и концертных залов.

          Программа учитывает интересы образовательного учреждения, в котором занимаются ребята школьной студии.

          В работе творческого объединения могут принимать участие все желающие. В процессе реализации данной программы каждый ребенок получит необходимые  знания и сможет проявлять себя в качестве исполнителя отдельного произведения и роли в представлении.

Занятия актерским мастерством дают возможность решить ещё одну

важную задачу, необходимую для формирования человека и воспитания его души: воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к литературе и чтению.

Отличительные особенности

          Отличительной особенностью ДОО  программы «Школьный театр 1-4 классы» является использование традиционных методик в сочетании с современными педагогическими технологиями, соединенных в целом.  

          Интеграция социальной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать  способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность  ( конкурсы, фестивали,  концерты, праздники).

          Такой комплексно – целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

Отличительной особенностью программы можно считать и то, что на каждом занятии уделяется время здоровье сберегающим приемам: физкультминутки,  игры.

 

Педагогическая целесообразность

          Общество требует от детей высокого уровня развития не только мыслительной деятельности, но  и способности быстро адаптироваться в новых условиях.   ДОО  программа           « Школьный театр 1-4 классы» способствует  раскрытию задатков, способностей и получению  навыков эффективного взаимодействия и общения. Конструктивное общение с людьми – неотъемлемое условие успешной реализации личности. Программа построена так, чтобы у обучающихся по мере усвоения курса складывалось целостное восприятие закономерностей общения и взаимодействия с окружающими. Знания и умения приобретенные,  учащимися в процессе занятий являются базой для их успешной социализации в настоящем и будущем.

          При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение и саморазвитие, формируется гуманная личность.

          ДОО программа «Школьный театр 1-4 классы» может быть использована квалифицированными педагогами дополнительного образования,  учителями музыки, а также может быть частично использована заместителями директора по учебно-воспитательной работе, организаторами и классными руководителями общеобразовательных  школ,  в целях  развития задатков и способностей, раскрытия творческого потенциала, успешной социализации.

 

Цель  ДОО программы:  приобщение детей младшего  школьного возраста (1-4 классы) к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства. 

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучить основам сценического действия.
  2. Познакомить с основным языком театрального искусства.
  3. Познакомить с основными принципами коллективной творческой деятельности.
  4. Дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины.

Развивающие:

  1. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию,  воображение, эмоционально-волевую сферу, образное мышление.
  2. Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  3. Способствовать развитию культуры речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива, чувство ответственности за общее дело.
  2. Воспитывать культуру поведения в театре.
  3. Формировать потребность в творческом самовыражении и создать мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного образа.
  4. Содействовать формированию эстетического восприятия и художественного вкуса.
  5. Содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности.

 

Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.

Возраст и возрастные особенности обучающихся

Программа предназначена для младших школьников (1-4 классы начальной школы).

Возраст обучающихся по данной программе: 7-11 лет.

К обучению  по программе допускаются дети без предварительного отбора.

Группы формируются по возрастному принципу (7-9 лет, 10-11 лет).

Образовательный процесс выстраивается с учётом психофизических и возрастных особенностей детей в группе.

В младшем школьном возрасте интерес ребенка достаточно неустойчив. В этом возрасте дети являются в большей степени индивидуалистами, достаточно эгоцентричными. Ощущение коллектива и командности придет позже. На этапе учебы закладываются дружеские взаимоотношения с одноклассниками. Но оценочное суждение о друге связано прежде всего с оценочным суждением учителя о личностных качествах ученика. В 9-10-летнем возрасте, в отличие от более младшего, школьники острее переживают личные неудачи, замечания от учителя в присутствии других детей. Начинает проявляться потребность ребенка во внимании, уважении. Способность делать что-то лучше других достаточно важна для обучающихся младших классов. Необходимо создать условия, при которых каждый ребенок будет чувствовать свою неповторимость и значимость. В этом возрасте ребенок оказывается перед выбором: быть как все, принадлежать к большинству или быть лучшим, получать похвалу.

 

Сроки  реализации программы

Продолжительность реализации программы составляет  1 год.

Общее количество часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов.

 

Формы и режим занятий

  Занятия  проводятся  два раза в неделю по 1 часу, количество учебных недель в году: 34 недели.

Основной формой занятий является индивидуально-групповая. Данная форма организации занятий выбрана неслучайно: она позволяет проводить занятия с группой детей разного уровня подготовки. Во время взаимодействия с одним обучающимся, у других есть возможность приобретать знания, умения и взаимодействовать в малой группе. Таким образом, не нарушается целостность группы, так как дети всегда находятся в диалоге и, в тоже время педагог видит каждого конкретного ребенка.

Активно используются  групповые и индивидуальные формы  занятий. 

Групповые занятия:  беседы, рассказы, тренинги,  репетиции выступлений, практические работы, анализы и разборы пройденных этапов.

Индивидуальные занятия: этюды, беседы, эмоциональные гимнастики, консультирование.

Количество обучающихся в группе:15-25 человек.

 

Планируемые результаты освоения  программы

Предметные результаты:

По итогам освоения программы обучающиеся будут знать:

  • особенности театра как вида искусства;
  • виды театров;
  • правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
  • театральные профессии;
  • теоретические основы актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
  •  упражнения для  проведения артикуляционной гимнастики;
  •  упражнения для снятия мышечных зажимов;
  •  базовые упражнениядля проведения актёрского тренинга;
  •  правила проведения рефлексии;

уметь:

  • ориентироваться  в сценическом пространстве;
  • выполнять простые действия на сцене;
  • взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
  • произвольно удерживать снимание на заданном объекте;
  • создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ;
  • передавать образы с помощью вербальных и невербальных  выразительных средств;

Личностные результаты:

  •  умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
  •  приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
  •  осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • стремление к проявлению эмпатии , готовности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  •  приобретение навыков самоконтроля и самооценки ;
  •  понимание и принятие учебной задачи , сформулированной преподавателем;
  •  планирование своих действий на отдельных этапах работы;
  •  осуществление контроля , коррекции и оценки результатов своей деятельности;
  •  анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД позволяют:

  •  развить интерес к театральному искусству ;
  •  освоить правила поведения в театре ( на сцене и в зрительном зале );
  • сформировать представления о театральных профессиях ;
  •  освоить правила проведения рефлексии ;
  • строить логическое  рассуждение и делать вывод;
  •  выражать разнообразные эмоциональные состояния ( грусть , радость, злоба , удивление, восхищение);
  •  вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  •  ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.

Коммуникативные УУД позволяют:

  •  организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками ;
  •  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  •  формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения ;
  •  отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми ( диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей .

 

Формы и средства  контроля

 

Реализация программы «Школьный театр 1-4 классы» предусматривает текущий контроль, промежуточную и  итоговую аттестацию обучающихся.

 

Текущий контороль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.

Промежуточная  аттестация проводится для оценки эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образовательного процесса. Проводится  в форме открытого занятия 1 раз в год в период с 20-30 декабря и включает в себя проверку практических умений и навыков. Форма проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актёрскому психотренингу, театральные миниатюры (инсценировки).

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр 1-4 классы» в форме творческого отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей, проведения школьного мероприятия.

Контроль освоения программы обучающимися осуществляется по следующим критериям:

  • соблюдение правил техники безопасности на сцене;
  • знание и соблюдение законов сценического проживания;
  • артикуляция и дикция;
  • контроль  за свободой своего тела (владение собственным телом, мышечная свобода);
  • умение удерживать внимание зрителей/слушателей;
  • уверенность действия на сценической площадке;
  • правильность выполнения задач роли;
  • взаимодействие с партнёром или малой группой;
  • самоконтроль поведения, бесконфликтность поведения, вежливость, доброжелательность и т.п.

Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень освоения программы (8-10 баллов)

Для высокого уровня освоения программы характерны: активная познавательная и творческая преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, заинтересованность, увлеченность, высокая внутренняя мотивация.

Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

 

Средний уровень освоения программы (5-7 баллов)

Для среднего уровня освоения программы характерны: активная познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная мотивация.

Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создает по эскизу или словесной характеристике – инструкции педагога образ персонажа. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

 

Низкий уровень освоения программы (1-4 баллов)

Для низкого уровня освоения программы характерны: репродуктивный характер творческой деятельности ребенка, начальный познавательный уровень активности, трудности с изображением или представлением сценических персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний вид мотивации.

Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Несамостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Учебный план

 

Наименование раздела или темы Всего

часов

В том числе Форма контроля/аттестации
теория практика
1. Вводное занятие 1 1 Знакомство. Правила поведения. Инструктаж.
2. Азбука театра 4 3 1 Беседа, игры, тестирование.
3. Театральное закулисье 1 1 Телеэкскурсия.
4. Посещение театра 4 1 3 Просмотр теле- спектакля. Беседа.
5. Культура и техника речи. Художественное чтение. 10 2 8 Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий.
6. Основы актёрской грамоты 10 2 8 Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий.
7. Промежуточная аттестация 1 1 Инсценировка
8. Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры. 10 2 8 Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий.
9. Ритмопластика. Сценическое движение. 10 2 8 Беседа, наблюдение, выполнение творческих заданий.
10. Актёрский практикум. Работа над постановкой. 15 2 13 Наблюдение. Выполнение творческих заданий.
11. Итоговая аттестация. 2 2 Творческий отчёт.
ИТОГО 68 16 52

 

Содержание учебно-тематического плана 

 

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.

Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. 

  1. АЗБУКА ТЕАТРА

Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией.

Правила поведения в театре. Театральный этикет.

Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия спектаклей.

Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др.

  1. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ

Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.

Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему. Сценический этюд «Профессии театра…».

  1. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА

Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или просмотр телеспектакля.

Практическая часть. Обсуждение. 

  1. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

Теоретическая часть. Основы практической работы над голосом. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи.

Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:

  1. педагогический показ;
  2. просмотр упражнения;
  3. контроль и корректировка.

В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал; посмотрел – указал на ошибку – показал правильный вариант – посмотрел), можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения.

Упражнения, в которых дети подключают к работе речевого аппарата все тело. Такие практики переводят энергетическую активность в творческое русло.

Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с основами и законами художественного чтения.

Практическая часть. Можно начинать занятия с одной мизансцены (например, круг). Каждый ребенок задает индивидуальное звучание. Например, один участник произносит звук (звукосочетание, чистоговорку и т.д), и все в кругу должны за ним повторить. В этот момент ребенок становится как бы дирижером и управляет всей группой. Такие упражнения активно включают внимание в начале занятия.

ДЫХАНИЕ

Упражнения на развитие дыхания давать через образ и фантазию:

  • основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок, мяч и т.п.);
  • упражнения на «тёплый» и «холодный» выдох (например, сдувать пылинки пушинки, согревать партнера, оттаивать заледеневшее стекло или рисовать на нем рисунки);
  • упражнения на дыхание лёжа (например, поднимать ноги в положение «Шлагбаум» и не пропускать других детей или конкретного партнера).

АРТИКУЛЯЦИЯ

Обращать внимание на:

  • обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть находятся в покое);
  • медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение

более эффективным;

  • координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
  • соединение координации и моторики (например, использовать предметы-мячики, игрушки-мнушки, кольца су-джок и т.д.).

В итоге работы с артикуляционным блоком можно использовать упражнения под музыку.

ДИКЦИЯ

Обращать внимание на:

  • медленный темп упражнений (тексты скороговорок сначала читать медленно и только после четкого внятного произношения прибавлять скорость);
  • внятное произношение всех необходимых звуков (не проглатывать звуки, слоги, согласные в конце слова);
  • ритмические вариации (скороговорки в диалогах с различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.);
  • многократное повторение, которое должно перевести количество в качество.

Слушание сказок, стихов, басен. Развитие способности слышать ритмы музыкального, поэтического, сказочного произведения. Чтение вслух литературных произведений.

Знакомство с детским фольклором (песни, танцы, потешки, поговорки, пословицы и др.). Народные праздники, игры, традиции.

Самостоятельное сочинение сказок, былин на темы, связанные с народным творчеством. Сочинение своих сказок, колыбельных, былин (коллективно или индивидуально, на занятиях или дома). Придумывание своих сказочных сюжетов, объединяющих известных героев разных сказок в одну литературную композицию.

Проигрывания-импровизации с детьми народных праздников, игр, сказок. Организация «художественного события», своеобразного народного празднества.

Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:

  • развитие навыка логического анализа текста (на материале народных

и литературных сказок);

  • знаки препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи;
  • навык передачи смысловой и выразительной функций знаков препинания.

Финальным материалом может быть коллективно рассказанная сказка с вкраплением дикционных и дыхательных упражнений, а также детские стихи в хоровом и индивидуальном варианте.

 

  1. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ

Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актёрской профессии. Мышечная свобода. Особенности сценического внимания. Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской профессии.

Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания: «Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что одет» и т.д. Ответить на вопросы, например, «Что вы видели по дороге в школу?», «Сколько ступенек на лестничном пролёте?», «Сколько фонарей/деревьев от дома до школы?» и т.д. Если не получается сразу ответить на эти вопросы, дать задание подготовить ответы к следующему занятию.

Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных умений: «Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробей-ворона» и др.

Развитие фантазии на основе реальных образов природы. Рассматривание форм камней, раковин, корней и веток деревьев, поиск ассоциаций. Наблюдение за состоянием природы, движением снега, появление радуги, движением облаков, движением волн и т.д. Фантазии на эту тему. Разгадывание загадок о природе. Наблюдение за повадками диких и домашних животных, их эмоциями.

Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы, кошки, собаки, птиц, рыб и т.д. Разговор обезьян. Жужжание мух, комаров, пчел. Кваканье лягушек. Этюд «Птичий переполох», озвучивание русской народной сказки «Зимовье зверей».

Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских волн, вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья, гром и т.д.

Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др.

Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».

Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.

Рассмотрим, как это упражнение можно объяснить младшей возрастной группе.

Ребята, мы с вами оказались на необитаемом острове. Нам с вами нужно написать письмо и отправить его с голубем на материк, тогда к нам в гости смогут приехать наши родители и близкие друзья. А писать мы будем наше письмо волшебным способом. Каждую букву мы будем по очереди хлопать в ладоши. Например, слово «Здравствуйте!». А в конце нашего слова, два хлопка будет делать наш голубь (выбранный из учеников). Это будет означать, что он запомнил это слово, и мы может печатать дальше. В итоге печатается целое предложение. Голубь, запомнив всю фразу, улетает на материк, чтобы пригласить всех близких в гости на необитаемый остров.

Важно в этом возрасте создавать предлагаемые обстоятельства «сказочной игры», тогда линия поведения ребенка будет интегрирована в близкие для него обстоятельства, что послужит импульсом для его включения в театрально-игровой процесс, что повлияет на его творческое развитие.

Итоговым мероприятием может быть интегрированная инсценировка басен, сказок, открытое занятие по актёрскому мастерству.

 

  1. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Практическая часть. Открытое занятие. Показ специальных упражнений по актёрскому  психотренингу, театральных миниатюр (инсценировок), игры.

  1. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах.

Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие «театральная игра. Общеразвивающие игры и специальные театральные игры . Значение игры в театральном искусстве . Воображение и вера в вымысел . Язык жестов, движений и чувств .

Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.

Этюды-превращения: «Я – дерево, цветок, травинка, листик, шишка, раковина и т.д.», «Я – ветер, облако, водопад, морская волна, гром, вьюга, солнечный свет», «Я – арбуз, яблоко, лимон, авокадо, морковь, лук, семечко и т.д.».

Игры-перевёртыши: собака – кошка, лиса – заяц, волк – медведь, ворона – воробей и т.д. Игра в теневой театр – создание с помощью рук образов зверей, птиц, сказочных существ. Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др.

Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам.

  1. РИТМОПЛАСТИКА

Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.

Понятия:

точки зала (сцены);

круг, колонна, линия (шеренга);

темпы: быстро, медленно, умеренно.

 

Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).

Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности .

Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве.

Упражнения с приседаниями, игра с мячом, бег, ритмические игры. Например, удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка, бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф», счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.).

Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера.

Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений). Тренинги: «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья», «Подводные растения», «Плавники». Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча).

Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-рит- мом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь».

Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные движения, менять их с изменением характера музыки: «Мотылёк», «Лебедь», «Парус», «Снежинки», «Огонь» и т.п. Слушание музыки и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер дует и т.д.) в темпе музыкального произведения.

Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.

 

  1. РАБОТА  НАД  ПОСТАНОВКОЙ  (ИНСЦЕНИРОВКОЙ,

МИНИАТЮРАМИ,  МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)

 

Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.

Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения.

Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.

Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция.

  1. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ)

Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия.

Подведение итогов. Анализ работ.

 

Организационно – педагогические условия реализация программы

Учебно-методическое обеспечение программы

Основные формы организации образовательной деятельности: беседа, наблюдение, показ, репетиция.

При реализации ДОО  программы «Школьный театр 1-4 классы» используются следующие педагогические технологии:

  • личностно ориентированное обучение,
  • дифференцированное обучение,
  • игровые технологии,
  • системно-деятельностный подход в организации обучения школьников.

Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.

Программа построена на принципах дидактики:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
  • принцип систематичности и последовательности в практическом

овладении основами театральной культуры;

  • принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и практического материала;
  • принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
  • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Эти важнейшие педагогические принципы позволяют вносить коррективы в программу согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в его творческом развитии. При освоении программы используются следующие методы обучения:

  • наглядные (показ, просмотр видеоматериалов);
  • словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение);
  • практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных залов).

Материально-техническое обеспечение программы

 Требования к помещению для занятий:

  •  проветриваемый кабинет (аудитория, актовый зал) с хорошим освещением или учебный класс, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014, № 41);
  •  аудио и видеоаппаратура (компьютер);
  •  игрушки мягкие, мячи, маты (коврики) для тренинга;
  •  элементы театральных (сценических) костюмов;
  •  предметы мелкого реквизита для этюдов.

 Требования к мебели:

наличие ученических столов и стульев согласно (СанПиН 1.2.3685-21).

Учебно-информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты и документы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  17. Устав образовательной организации (государственного, муниципального, районного, сельского, автономного, бюджетного образовательного учреждения) и далее указать название населенного пункта.

 

Список литературы

 

Для обучающихся:

  1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
  3. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
  4. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. –

М.: Детская литература, 1982.

Для педагога:

  1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996;
  2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
  3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
  4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
  5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
  6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
  7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.: «Просвещение», 1975;
  8. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995;
  9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
  10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
  11. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
  12. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.

Интернет-ресурсы: 1. Устройство сцены в театре http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml


                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Контрольно- измерительные материалы для оценки результатов обучения по программе «Школьный  театр 1-4 классы» при проведении промежуточной аттестации обучающихся.

 

Контрольный критерий №1

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно

Обучающийся должен в зависимости от задания включиться в игровое пространство вместе с другими или выполнить действие один.

Контрольно-измерительный материал: игра «Японская машинка»: все участники занятия выполняют синхронно ряд движений (как машина). Когда группа овладела набором и последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, меняется темп движений согласно темпу, задаваемому ведущим. Затем вводится и речь. Упражнение тренирует координацию движений, слов, внимания.

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Обучающийся не понял смысл задания, начал движение не со всеми, закончил не по команде Обучающийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, но закончил не покоманде Обучающийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, но не справился с самостоятельным вступлением Обучающийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, справился с самостоятельным вступлением

 

Контрольный критерий №2

Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству

Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса.

Контрольно-измерительный материал: музыкально-театральные миниатюры.

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Не проявляет Низкий уровень Активная Высокий уровень
активности на занятии. познавательной познавательная познавательной
Нет интереса деятельности. деятельность. деятельности.
к изображению Самостоятельно Проявляет С интересом изучает,
и представлению выполняет задания, самостоятельность играет различные
различных но без инициативы. и инициативу роли. Проявляет
сценических Внешний вид на занятии. творческую
персонажей. мотивации Неустойчивая активность
Отрицательная положительная на занятии. Высокая
мотивация мотивация внутренняя мотивация

Контрольный критерий №3

Действие с воображаемым предметом

Обучающийся должен представить воображаемый предмет и совершить простейшие физические действия с ним.

Контрольно-измерительный материал: игра «Память физических действий»: школьники, работая с воображаемыми предметами, демонстрируют различные действия: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры и т.д.

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Обучающийся не представляет воображаемый предмет Обучающийся представил воображаемый предмет, но с неправильными формами и неточными движениями Обучающийся представил воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел точные действия с ним Обучающийся представил воображаемый предмет, правильно показал его формы и произвел действия с ним в согласованности с партнером

 

Контрольный критерий №4 Действие в предлагаемых обстоятельствах

Умение представить себя и партнера в предлагаемых обстоятельствах, выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.

Контрольно-измерительный материал: игра «Превращение комнаты»: обучающиеся работают по группам или по одному. Детям предлагается выполнить такие движения, которые бы подсказали действия на определенные предлагаемые обстоятельства (этюд), например: вы находитесь в лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь представить себя и других партнеров в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю.

Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах (индивидуальные и групповые).

Контрольный тест по программе «Школьный театр» Выберите правильный вариант ответа

1. Театр – это.

а) искусство

б) наука

в) учение

г) благотворительный фонд

  1. Театр – это искусство…

 

а) пения

б) действия

в) изобразительного творчества

г) макраме

  1. В театре выпускают.

 

а) модели одежды

б) спектакли

в) книги

г) кино

  1. Постановкой спектакля занимается.

 

а) оператор

б) режиссер

в) композитор

г) продюсер

  1. Выберите театральные профессии

 

а) учитель

б) режиссер

в) композитор

г) костюмер

  1. Выразительными средствами спектакля являются.

 

а) свет

б) музыка

в) декорации

г) грим

  1. Кого называют «главным чудом» театра?

 

а) художника

б) актера

в) осветителя

г) гримера

  1. Как называется театр, где актеры – куклы?

 

а) театр юного зрителя

б) драматический

в) кукольный

г) театр теней

  1. Выберите подходящую одежду для похода в театр:

 

а) школьная форма в) домашняя одежда

б) карнавальный костюм г) нарядное платье, костюм

 

  1. Что самое главное во время просмотра спектакля?
а) разговоры с соседом

б) внимание

в) смех

г) мысли о буфете

                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                                                                                                                             

Календарный учебный график

Месяц  Тема занятия Форма занятия  Кол-во часов Форма контроля
1. Сентябрь Вводное занятие. Знакомство с 

обучающимися. Режим занятий, правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Театр вокруг нас.  Ролевая игра «Мы идём в театр»

Беседа 1 Наблюдение
Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Рассказ 1 Тестирование
Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Рассказ 1 Опрос
Правила поведения в театре. Театральный этикет Беседа 1 Опрос
Посвящение в «театральные зрители» Практическое занятие 1 Практическая

работа

Знакомство со структурой театра и его основными профессиями. Актёр – главное «чудо» театра. Рассказ 1 Показ. Презентация
Экскурсия реальная или виртуальная Практическое занятие 1 Показ
Посещение театра или просмотр телеспектакля. Рассказ, просмотр 1 Показ
2. Октябрь Обсуждение Практическое занятие 2 Тестирование
Предмет сценической речи. Диапозон звучания. Темп речи.

Интонация.  Дыхательная гимнастика.

Рассказ 1 Наблюдение
Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией. Выразительное чтение. Рассказ 1 Наблюдение
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы практической работы над голосом. 

Выразительное чтение, громкость и отчётливость речи, посыл звука в зрительный зал. Участие в играх  на выразительность и громкость голоса»Оркестр», «Метание звуков», «Звук в движение».

Практические занятия 4 Самоанализ
3. Ноябрь Знакомство с основами и законами художественного чтения. Выполнение дикционных упражнений, произнесение скороговорок.

Выразительное чтение по ролям. Разучивание чистоговорок, скороговорок и стихов.

Практикум 4 Анализ педагога
Сказ о том, как была придумана азбука ( по сказке Р. Киплинга «Как была выдумана азбука») Рассказ 1 Наблюдение
Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков).Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения. Рассказ 1 Опрос
Участие в играх со словами и звуками: «Ворона»,»Чик-чирик»,»Все слова на букву…».

Упражнения «и,э,а,о,у,ы», «двойные согласные: «пэ-ббэ,па – бба, пу – ббу, пы – ббы».

Практикум 1 Практическая работа
4. Декабрь Работа актёра над собой.

Особенности сценического внимания. Тренинги на внимание.

Значение дыхания в актёрской работе. Упражнения на развитие сценического внимания.

Мышечная своболда.Зажим. Тренинги и упражнения с приёмами релаксации.

Практикум 6 Практическая работа
Инсценировка сказок, басен. Итоговое занятие. 1 Показ
Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Выполнение этюдов: на достижение цели, на события, на зону молчания, на рождение слова.

Понятие «Я»Понятие «игра». Понятие «театральная игра». Язык жестов, движений и чувств.

Беседа 1 Наблюдение
5. Январь Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. 

Понятие «игра».

Практикум 3 Практическая 

работа

Понятие «театральная игра». Значение игры в театральном искусстве. Практикум 3 Показ
6. Февраль Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.

Игры – импровизации.

 Игры-инсценировки. 

Игры-превращения.

 Сюжетные игры.

Практические занятия. 2 Показ
Этюды-пантомимы.

Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство»,«Ссора», «Радость», «Удивление»

Практическое занятие. 1 Самоанализ
Работа с реквизитом.

Работа с декорациями.

Практическое занятие. 2 Практическая 

работа

Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей, на освобождение мышц, равновесие, координацию. Практикум 3 Практическая работа
7. Март Упражненя на развития пластичности и выразительности рук,  на развитие умения двигаться с заданным музыкой темпо-ритмом. Практикум 5 Практическая работа
Выбор произведения. Чтение литературного произведения. Анализ. Читка по ролям. Рассказ, беседа 3 Опрос
8. Апрель Распределение ролей. Разучивание текстов. Этюдные репетиции. Отработка монологов. Практические занятия. 8 Самоанализ
9. Май Репетиция отдельных картин. Подбор музыки для музыкального оформления постановки Практические занятия. 2 Показ
Сводная репетиция. Генеральная репетиция. Творческие занятия. 3 Показ
Творческий отчёт. Показ спектакля. Анализ работы за год. Концерт. 2 Отчёт. 

Анализ педагога.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр 1-4 классы»