автор: Андреева Людмила Николаевна

Руководитель школьного театра МОУ-СОШ №3 г. Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семёновича

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр 5-9 классы» театральной студии «Юные таланты»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНОВА ВЛАДИМИРА СЕМЕНОВИЧА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Школьный театр 5-9 классы»

театральной студии «Юные таланты»

Направленность программы: художественная.

Уровень программы: базовый.

Возраст обучающихся: 11 – 15 лет.

Срок реализации  программы: 1 год.

Количество часов в год: 68 часов.

                                                                              Разработала:

                                                                             Андреева Людмила Николаевна,

                                                                             учитель музыки

Аткарск

2023-2024 г.г.

 

Пояснительная записка

Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность, способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью.

Театральное искусство предоставляет все возможности для развития разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и искусство общения.

 

Направленность программы

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программ «Школьный театр 5-9 классы» театральной студии «Юные таланты» имеет художественную направленность.

 

Уровень программы

Уровень программы – базовый.

 

Актуальность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Школьный театр 5-9 классы» направлена на развитие творческих способностей детей, расширение их кругозора и получение базового объема компетенций в области театрального искусства.

ДОО программа «Школьный театр 5-9 классы» актуальна, так как обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.

Театрализованная деятельность является способом самовыражения, средством снятия психологического напряжения, предполагает развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.

Сценическая работа детей – это проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной работе приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы  и творчества.

 

Новизна программы

Новизна данной программы состоит в том, что в ней органично сочетаются овладение теоретическими знаниями и отработка практических навыков сценической культуры, что представляется ценным в условиях жизни нашего городка, где живут учащиеся, вдалеке от театров и концертных залов.

          Программа учитывает интересы образовательного учреждения, в котором занимаются ребята школьной студии.

          В работе творческого объединения могут принимать участие все желающие. В процессе реализации данной программы каждый ребенок получит необходимые  знания и сможет проявлять себя в качестве исполнителя отдельного произведения и роли в представлении.

Занятия актерским мастерством дают возможность решить ещё одну

важную задачу, необходимую для формирования человека и воспитания его души: воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к литературе и чтению.

Отличительные особенности

 

          Отличительной особенностью  ДОО программы «Школьный театр 5-9 классы» является использование традиционных методик в сочетании с современными педагогическими технологиями, соединенных в целом.  

          Интеграция социальной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать  способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность  ( конкурсы, фестивали,  концерты, праздники).

          Такой комплексно – целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей, и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

Отличительной особенностью программы можно считать и то, что на каждом занятии уделяется время здоровье сберегающим приемам:  игры, физминутки.

 

Педагогическая целесообразность

Современное общество требует от детей высокого уровня развития не только мыслительной деятельности, но  и способности быстро адаптироваться в новых условиях. Программа  ДОО « Школьный театр 5-9  классы» способствует развитию разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах.

Театр с его широчайшим спектором художественно – выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и искусство общения. В процессе занятий театральной деятельностью происходит объединение участников в сплоченный коллектив, а общение и взаимопонимание всех обогащают.

Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.  Программа предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить учащихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненно адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.

 

Цель  ДОО программы:  приобщение детей среднего школьного возраста (5-9 классы основной школы) к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства.

 

Задачи

 

Обучающие:

 

  1. Познакомить с историей театра; познакомить с основами сценического искусства.
  1. Научить анализировать текст и образы героев художественных произведений.
  2.   Научить выразительной речи, ритмопластике и действию на сцене.
  3.   Сформировать навыки театрально-исполнительской деятельности.
  4.   Овладеть основными навыками речевого искусства.

 

Развивающие:

 

  1.   Развивать творческие задатки каждого ребенка.
  2.   Пробудить интерес к чтению и посещению театра.
  3.   Пробудить интерес к изучению мирового искусства.
  4. Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, художественный                     вкус
  5.   Развивать индивидуальные актерские способности детей

(образное мышление, эмоциональную память, воображение, сосредоточенность, наблюдательность, выдержку, слуховое и визуальное внимание,

умение ориентироватьсяв пространстве, взаимодействие с партнером на сцене).

  1. Формировать правильную, грамотную и выразительную речь.
  2. Развивать навыки общения, коммуникативную культуру, умение вести диалог.
  3. Развивать навыки самоорганизации.
  4. Формировать потребность в саморазвитии.

Воспитательные:

 

  1. Воспитывать интерес к театральному искусству и зрительскую культуру.
  2. Прививать культуру осмысленного чтения литературных  и драматургических произведений.
  3.   Воспитывать волевые качества, дух командности (чувство коллективизма, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие, ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку.
  4. Воспитывать социально адекватную личность, способную  к активному творческому сотрудничеству.
  5.   Помочь обучающимся обрести нравственные ориентиры.
  6. Формировать навыки поведения и совместной деятельности в творческом коллективе.

Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.

 

Возраст и возрастные особенности обучающихся

 

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов основной школы.

Возраст обучающихся по данной программе: 11-15 лет.

К обучению по программе допускаются дети без предварительного отбора.

 Группы формируются по возрастному принципу (11-13 лет, 13-15 лет).

Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей в группе.

 

У подростков в среднем школьном возрасте 5-7 классы  (возрастная группа 11-13 лет) происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм ребенка: физиологическую, интеллектуальную и нравственную стороны. В этом возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот период становления отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью управления ими, прежде всего из-за неспособности их контролировать, неумением сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за резкости поведения ученика. Влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им книг и учителей.

Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной стороны, формируется произвольное внимание, с другой – обилие различных впечатлений, связанных с эмоциональной, чувствительной активностью, приводит к быстрой потере внимания.

В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется определенная систематичность в подходе к изучению предметов школьной программы: самостоятельный мыслительный процесс, возможность делать выводы и обобщения, раскрытие содержания того или иного понятия в конкретных образах.

У подростков появляется потребность в новых знаниях и впечатлениях. Задача педагога заключается в поддержке этих стремлений школьника. В процессе воспитания и обучения в школьных театрах необходимо всячески убеждать подростков в том, что именно образованный и умный человек может быть успешным, лучшим в своем деле. Если у подростка произойдет слияние его интересов и убеждений (педагогическая задача), тогда произойдет эмоциональный всплеск, направленный на изучение предмета. Важно, чтобы ученик всегда ощущал успех, чувствовал, что у него получается, тогда будет постоянная заинтересованность в дальнейшем освоении процесса обучения. Ни в коем случае нельзя натаскивать подростков на определенный результат.

 

Дети 7-9 классов  (13-15 лет)становятся более самостоятельными. Исходя из особенностей школьников этого возраста (продолжение становления личности; актуализация отношений между мальчиками и девочками; понимание личной ответственности; проявление психологической неустойчивости, ранимости и в то же время независимости, отсюда часто становятся дерзкими и их высказывания сложно поддаются социальному нормированию), педагог должен проявить чуткость и внимание к мнению учащихся, объяснять и обосновывать свою позицию, заинтересовывать и мотивировать на занятия речью. Рекомендуется выявлять лидеров в группе, налаживать с ними отношения и привлекать к «мозговому штурму» – придумыванию новых упражнений на заданную тему с точно сформулированными техническими заданиями. При этом важно обеспечивать психологическую поддержку всем участникам занятия.

Подростков в этот период отличает пик эмоциональной неуравновешенности, происходит легкость возбуждения и невозможность справится со своим состоянием, отсутствие контроля, – это приводит к ухудшению дисциплины. Настроение подвержено серьезным перепадам (от веселья к депрессии), возможно занижение самооценки; борьба за самостоятельность; переутомление снижение внимания; нежелание слушать какие-либо советы; опоздание на занятия; нежелание учиться; обидчивость; упрямство.

Основное направление интересов – это общение со сверстниками и осмысление, каким видят подростка его одноклассники. Однако, именно общение со взрослым является для подростка скрытым желанием, так как именно через «общение на равных» повышается самооценка подростка и его роль в коллективе. Педагогу придется проводить много индивидуальных бесед с ребятами. Необходимо в процессе обучения смягчать требования, если есть ощущение внутреннего протеста у учащегося, предоставлять право выбора ученику, не требовать, не критиковать, а наоборот всячески поощрять. Ни в коем случае нельзя позволять занижать оценки за обучение, игнорировать или легкомысленно относиться к успехам учеников, обобщать в негативном смысле и переносить настроение на личность подростка в присутствии коллектива.

Педагогу необходимо очень тонко работать с учащимися этой возрастной категории, выстраивая общение с ними как со взрослыми людьми. Важно, чтобы ребята чувствовали доверие и уважение со стороны преподавателя.

 

Сроки  реализации программы

 

Продолжительность реализации программы составляет  1 год.

Общее количество часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов.

 

Формы и режим занятий

  Занятия  проводятся  два раза в неделю по 1 часу, количество учебных недель в году: 34 недели.

Основной формой занятий является индивидуально-групповая. Данная форма организации занятий выбрана неслучайно: она позволяет проводить занятия с группой детей разного уровня подготовки. Во время взаимодействия с одним обучающимся, у других есть возможность приобретать знания, умения и взаимодействовать в малой группе. Таким образом, не нарушается целостность группы, так как дети всегда находятся в диалоге и, в тоже время педагог видит каждого конкретного ребенка.

Активно используются  групповые и индивидуальные формы  занятий. 

Групповые занятия:  беседы, рассказы, тренинги,  репетиции выступлений, практические работы, анализы и разборы пройденных этапов.

Индивидуальные занятия: этюды, беседы, эмоциональные гимнастики, консультирование.

Количество обучающихся в группе:15-25 человек.

 

Планируемые результаты освоения  программы

Предметные результаты:

По итогам освоения программы обучающиеся будут знать:

  • правила безопасности при работе в группе;
  • сведения об истории театра;
  • особенности театра как вида искусства;
  • виды театров;
  • правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
  • театральные профессии и особенности работы театральных цехов;
  • теоретические основы актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
  • упражнения и тренинги;
  • приёмы раскрепощения и органического существования;
  • правила проведения рефлексии;

 

уметь:

  • ориентироваться  в сценическом пространстве;
  • взаимодействовать на сценической площадке с партнёрами;
  • работать с воображаемым предметом;

 

владеть:

  • основами дыхательной гимнастики;
  • основами  актёрского мастерства через упражнения и тренинги, навыками сценического воплощения через создания художественного образа;
  • навыками сценической речи, сценического движения, пластики;
  • музыкально-ритмическими навыками.

 

Личностные результаты:

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • формирование художественно-эстетического вкуса;
  • приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной  учебной работе;
  • приобретение опыта общественно- полезной социально-значимой деятельности.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • приобретать навыки самоконтроля и самооценки ;
  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную преподавателем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы;
  • осуществлять контроль , коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • объективно анализировать свою работу.

Познавательные УУД позволяют:

  • освоить сведения об истории театра, особенности театра как вида искусства , виды театров;
  • развить интерес к театральному искусству ;
  • освоить правила поведения в театре , на сцене и в зрительном зале ;
  • познакомиться с театральными профессиями и особенностями работы театральных цехов;
  • освоить правила проведения рефлексии ;
  • строить логическое рассуждение и делать вывод;
  • выражать разнообразные эмоциональные состояния ;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста.

Коммуникативные УУД позволяют:

  • организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми

( диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • соблюдать нормы публичной речи , регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

 

Формы контроля  и оценочные материалы

 

Реализация ДОО программы «Школьный театр 5-9 классы» предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, творческих заданий, тестирования, конкурсов, викторин по пройденному материалу. Оценивается также умение решать проблемные ситуации по темам «Этикет в театре», «Событийный ряд». Проводится показ этюдных зарисовок, танцевальных этюдов.

Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образовательного процесса.

Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в форме открытого занятия в период с 20 по 30 декабря и включает в себя проверку практических умений и навыков.

Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, этюдные зарисовки, инсценировки, показ отдельных эпизодов или сцен из спектакля; выполнение тестовых творческих заданий по разделам программы, самооценка обучающихся.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр 5-9 классы» в форме творческого отчета – показа инсценировок, эпизодов или сцен из спектакля, театральных постановок.

Контроль освоения программы обучающимися осуществляется по следующим критериям:

  •  соблюдение правил техники безопасности на сцене;
  • знание и соблюдение законов сценического проживания;
  • артикуляция и дикция;
  • контроль  за свободой своего тела (владение собственным телом, мышечная свобода);
  • умение удерживать внимание зрителей/слушателей;
  • уверенность действия на сценической площадке;
  • правильность выполнения задач роли;
  • взаимодействие с партнёром или малой группой;
  • самоконтроль поведения, бесконфликтность поведения, вежливость, доброжелательность и т.п.

 

Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: высокий, средний, низкий.

 

Высокий уровень освоения программы (8-10 баллов)

Для высокого уровня освоения программы характерны: активная познавательная и творческая преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, заинтересованность, увлеченность, высокая внутренняя мотивация.

Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

 

Средний уровень освоения программы (5-7 баллов)

Для среднего уровня освоения программы характерны: активная познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная мотивация.

Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создает по эскизу или словесной характеристике – инструкции педагога образ персонажа. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

      Низкий уровень освоения программы (1-4 баллов)

Для низкого уровня освоения программы характерны: репродуктивный характер творческой деятельности ребенка, начальный познавательный уровень активности, трудности с изображением или представлением сценических персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний вид мотивации.

Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Несамостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

 

Учебный план

 

Наименование раздела или темы Всего

часов

В том числе Форма контроля/аттестации
теория практика
1. Вводное занятие 1 1 Наблюдение
2. Основы театральной культуры.

История театра

3 2 1 Творческие задания, тестирование, проблемные ситуации «Этикет в театре», презентация
3. Виды театрального 

искусства

2 1 1
4. Театральное закулисье 1 1
5. Театр и зритель 1 1
6. Сценическая речь. Речевой тренинг 10 2 8 Конкурс чтецов (басня, стихотворение, проза) наблюдение, контрольные упражнения
7. Работа над  литературно-художественным произведением 4 4
8. Ритмопластика.

Пластический тренинг

3 3 Контрольные упражнения, этюдные зарисовки,

танцевальные этюды

9. Пластический образ персонажа 4 4
10. Элементы танцевальных движений 4 1 3
11. Актёрское мастерство.

Организация внимания, воображения, памяти

4 1 3 Упражнения, игры, этюды
12. Игры на развитие чувства пространства

 и партнёрского  взаимодействия

4 2 2
13. Сценическое действие 6 1 5
14. Промежуточная аттестация 1 1
15. Знакомство с пьесой.

Читка пьесы.

2 2 Упражнение «Событийный ряд», наблюдение, показ эпизодов и сцен из спектакля, творческие задания, анализ
16. Анализ пьесы по событиям 1 1
17. Работа над отдельными эпизодами 4 4
18. Выразительность речи, мимики, жестов 3 3
19. Закрепление мизансцен 3 3
20. Изготовление реквизита, декораций 2 2
21. Прогонные и генеральные репетиции 3 3
22. Показ спектакля 1 1 Творческий отчёт
23. Итоговое занятие 1 1
ИТОГО 68 14 54

 

Содержание учебно-тематического плана 

 

  1. Вводное занятие

Практика. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. Устав и название коллектива. График занятий и репетиций.

  1. Основы театральной культуры .История театра.

Теория. Древнегреческий театр. Древнеримский театр. Средневековый европейский театр (миракль, мистерия, моралите). Театр эпохи Возрождения (комедия дель арте). «Глобус» Шекспира. Русский Театр. Известные русские актеры.

Практика. Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов.

 

  1. Виды театрального искусства.

Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Особенности. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира.

Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок.

  1. Театральное закулисье.

Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы. Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».

 

  1. Театр и зритель.

Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.

  1. Сценическая речь

Игровая форма занятий с детьми 11-13 лет остается, но игры меняютсяв соответствии с возрастными интересами.

Дыхание. Обращать внимание на:

соединение дыхания и движения (например: гусиный шаг, пол горит, ритмичные шаги, координация движений и т.п.);

одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами образов (например: фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров, рисую портрет и т.п.);

  • активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например: парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить воображаемые мячики и т.п.).

Артикуляция. Обращать внимание на:

  • обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка,

а губы и нижняя челюсть находятся в покое);

  • медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более эффективным;
  • координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
  • координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например: движение языка противоположно движению и темпу движения рук, плюс к этому движение зрачков и т.п.).

Дикция. Обращать внимание на:

  • активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например: давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных звукосочетаний)
  • ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.).

Голос. Упражнения на развитие голоса для этого возраста нецелесообразны.

Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные этюды с использованием упражнений по дикции и дыханию.

В возрасте 13-15 лет ребятам можно предлагать парные и тройные этюды, которые окажут позитивное влияние на процесс дальнейшей коммуникации.

Дыхание:

  • работать со всеми предыдущими блоками, но подключать больше ритмических составляющих;

создание «дыхательно-ритмического оркестра».

Артикуляция:

в этом возрасте необходимо требовать четкого и внятного выполнения всех данных артикуляционных упражнений;

можно попробовать упражнение «оркестр», когда один участник дирижирует всеми;

артикуляционные парные этюды под музыку, в которых не нужно ограничивать фантазию учащихся, но при этом максимально контролировать внятность упражнений.

Дикция

звукосочетания усложняются и плавно переходят в сложно выговариваемые слова и фразы;

активная работа с мячом;

индивидуальное дикционное проявление в различных темпо-ритмических рисунках (например, один участник показывает сложное звукосочетание по всей линейке гласных звуков, а остальные дети его хором повторяют);

активное использование словесного действия;

чистоговорки можно складывать в многоговорки

(рассказ из специально подобранных слов), объединенные общей темой;

проводить дикционное состязание между мальчиками и девочками.

Финальным материалом может стать коллективный рассказ по литературному материалу и поэтическая композиция на актуальные темы.

       Речевой тренинг.

Теория. Орфоэпия. Свойства голоса.

Практика. Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения.

 

  1. Работа над литературно- художественным произведением.

Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.

  1. Ритмопластика.  Пластический тренинг.

Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.

 

  1. Пластический образ персонажа.

Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты, пластика тела.

Этюдные пластические зарисовки.

 

  1. Элементы танцевальных движений.

Теория. Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа. Народный танец. Современный эстрадный танец.

Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный танец. Танцевальные этюды.

  1. Актерское мастерство.

Педагогам предлагается определенная форма подачи того или иного упражнения в процессе воспитания и обучения детей 11-13 лет.

Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».

Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово «Носорог». Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н», затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает емув ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисункеи без хлопков преподавателя.

Теперь, рассмотрим, как это упражнение можно объяснить нашей возрастной группе (11-13 лет).

Ребята, представим, что вокруг нас летает комар, который не дает нам уснуть. Нам необходимо его поймать. А ловить мы будем его только одним способом, и я посмотрю, кто же из вас сможет точно выполнить это упражнение. Сложность заключается в том, что нам необходимо стоять на месте и с помощью лишь одного хлопка в ладоши попытаться поймать назойливого комара.

Кто лучше всех справиться с этим упражнением, получит от меня подарок! Сейчас каждому из вас я раздам букву, необходимо ее запомнить, а у кого-то будет целых две буквы. В определенном ритмическом рисунке вам необходимо не только напечатать слово «Воробей», но и попытаться поймать комара, который будет постоянно вам мешать.

В создании определенной формы подачи того или иного упражнения педагогу необходимо, с одной стороны, погружать ребенка в знакомую для него ситуацию («ловля комара» – как предлагается в примере), развивающую его внимание и воображение. А, с другой стороны, начинать задействовать в них принцип соперничества и соревновательности, но ни в коем случае не выделять победителя и проигравшего!

Подросткам 13-15 лет нравится выполнять задания, в которых нужно поразмыслить, поспорить с педагогом, придумать интересные и необычные пути решения.

Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».

Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного участника может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н», затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.

Теперь, рассмотрим, как это упражнение можно объяснить возрастной группе 13-15 лет.

Сейчас нам с вами необходимо без клавиатуры, без телефона, напечатать предложение: Носорог – самый смешной и самый сильный. У кого есть предложения, как будем печатать? (происходит диалог с ребятами). Отлично, хлопками. Молодцы, что догадались. Объяснив правила упражнения, педагог, прежде чем задать определенный ритм «печати» (выполнения упражнения), говорит: «Кто сможет выполнить это упражнение, ни разу не нарушив ритм, сделав все правильно, тот завтра сам как педагог проведет это либо любое другое упражнение, придуманное им самим».

Ребята начинают выполнять данное упражнение.

Это необходимо для вовлечения школьников в учебный процесс, что будет способствовать их личностному росту в глазах сверстников.

Форма подачи упражнения должна быть созвучна современной жизни школьника, а также необходим диалог с учениками (как печатать, на чем и т.д.), в котором проявляется непосредственность общения и возможность услышать их мнение.

Организация внимания, воображения, памяти.

Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами игры.

Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.

Игры: «Волшебный мешочек», «Перевод цвета в звук, запаха в жест и т.д.»

Упражнения «Передай другому», «Что изменилось», «Найди предмет»

Игры: «Поймай хлопок», «Нитка», «Коса-Бревно».

 

  1. Игры на развитие чувства пространства и партнерского взаимодействия 

Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами и принципами партнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом взаимодействии.

Практическая часть. Игры: «Суета», «Король», «Голливуд», «Салют». Игры: «Зеркало», «Магнит», «Марионетка», «Снежки». «Перестроения»

 

  1. Сценическое действие.

Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Словесные действия. Способы словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.

Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые словесные действия».

Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.

  1. Промежуточная аттестация в форме открытого занятия.
  2. Знакомство с драматургией. Работа над пьесой и спектаклем.  Выбор пьесы.

Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.

Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».

 

  1. Анализ пьесы по событиям.

Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.

Театральные термины: «событие», «конфликт».

  1. Работа над отдельными эпизодами.

Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.

 

  1. Выразительность речи, мимики, жестов.

Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».

 

  1. Закрепление мизансцен.

Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.

Театральные термины: «мизансцена».

 

  1. Изготовление реквизита, декораций.

Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

Выбор музыкального оформления.

 

  1. Прогонные и генеральные репетиции.

Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средстви таланта.

 

  1. Показ спектакля.

Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая встреча со зрителем.

  1. Итоговое занятие.

Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам обучения. Основы театральной культуры – тест по истории театра и театральной терминологии.  Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение.

 

Организационно – педагогические условия реализация программы

Учебно-методическое обеспечение программы

Основные формы организации образовательной деятельности: беседа, наблюдение, показ, репетиция.

При реализации ДОО  программы «Школьный театр 5-9 классы» используются следующие педагогические технологии:

  • личностно ориентированное обучение,
  • дифференцированное обучение,
  • игровые технологии,
  • системно-деятельностный подход в организации обучения школьников.

Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.

Программа построена на принципах дидактики:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
  • принцип систематичности и последовательности в практическом

овладении основами театральной культуры;

  • принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и практического материала;
  • принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
  • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Эти важнейшие педагогические принципы позволяют вносить коррективы в программу согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в его творческом развитии. При освоении программы используются следующие методы обучения:

  • наглядные (показ, просмотр видеоматериалов);
  • словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение);
  • практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных залов).

Материально-техническое обеспечение программы

 Требования к помещению для занятий:

  •  проветриваемый кабинет (аудитория, актовый зал) с хорошим освещением или учебный класс, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014, № 41);
  •  аудио и видеоаппаратура (компьютер);
  •  костюмерная для хранения костюмов, головных уборов, декораций, реквизита;
  •  фото и видеоаппаратура;
  •  предметы мелкого реквизита для этюдов.

 Требования к мебели:

наличие ученических столов и стульев согласно (СанПиН 1.2.3685-21).

Учебно-информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты и документы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  17. Устав образовательной организации (государственного, муниципального, районного, сельского, автономного, бюджетного образовательного учреждения) и далее указать название населенного пункта.

 

Список литературы

 

Для обучающихся:

  1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
  3. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
  4. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. –

М.: Детская литература, 1982.

Для педагога:

  1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996;
  2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
  3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
  4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
  5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
  6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
  7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.: «Просвещение», 1975;
  8. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995;
  9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
  10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
  11. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
  12. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.

Интернет-ресурсы: 1. Устройство сцены в театре http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml

 

Приложение 1

Календарный учебный график

Месяц  Тема занятия Форма занятия  Кол-во часов Форма контроля
1. Сентябрь Вводное занятие. Знакомство с 

обучающимися. Режим занятий, правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Организационные вопросы.

Практика 1 Наблюдение
Основы театральной культуры.

История театра.

Рассказ 2 Тестирование
Этикет в театре. Проблемные ситуации 1 Практикум
Виды театрального искусства.

Драм.театр, музыкальный театр, опера, балет, мюзикл, театр кукол.

Беседа 1 Опрос
Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок. Практическое занятие 1 Практическая

работа

Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы. Рассказ 1 Показ. Презентация
Театральный этикет.

Культура восприятия и анализ спектакля.

Беседа 1 Показ
2. Октябрь Сценическая речь.

Речевой тренинг.

Орфоэпия. Свойства голоса.

Беседа 2 Тестирование
Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика.

Речевая гимнастика. Дикция.

Интонация. Полётность. Диапозон голоса.

Выразительность речи. Упажнения.

Тренинг 4 Наблюдение
Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией. Выразительное чтение. Тренинг 2 Наблюдение
3. Ноябрь Художественное чтение как вид исполнительского искусства. 

Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом.

Выбор произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения.

Логико-интонационная структура текста.

Практические занятия 2 Самоанализ
Знакомство с основами и законами художественного чтения. Выполнение дикционных упражнений, произнесение скороговорок.

Выразительное чтение по ролям. Разучивание чистоговорок, скороговорок и стихов.

Практикум 2 Анализ педагога
Сказ о том, как была придумана азбука ( по сказке Р. Киплинга «Как была выдумана азбука») Рассказ 1 Наблюдение
Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков).Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения. Рассказ 1 Опрос
Участие в играх со словами и звуками: «Ворона»,»Чик-чирик»,»Все слова на букву…».

Упражнения «и,э,а,о,у,ы», «двойные согласные: «пэ-ббэ,па – бба, пу – ббу, пы – ббы».

Практикум 1 Практическая работа
4. Декабрь Работа актёра над собой.

Особенности сценического внимания. Тренинги на внимание.

Значение дыхания в актёрской работе. Упражнения на развитие сценического внимания.

Мышечная своболда.Зажим. Тренинги и упражнения с приёмами релаксации.

Практикум 6 Практическая работа
Инсценировка сказок, басен. Итоговое занятие. 1 Показ
Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Выполнение этюдов: на достижение цели, на события, на зону молчания, на рождение слова.

Понятие «Я»Понятие «игра». Понятие «театральная игра». Язык жестов, движений и чувств.

Беседа 1 Наблюдение
5. Январь Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. 

Понятие «игра».

Практикум 3 Практическая 

работа

Понятие «театральная игра». Значение игры в театральном искусстве. Практикум 3 Показ
6. Февраль Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.

Игры – импровизации.

 Игры-инсценировки. 

Игры-превращения.

 Сюжетные игры.

Практические занятия. 2 Показ
Этюды-пантомимы.

Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство»,«Ссора», «Радость», «Удивление»

Практическое занятие. 1 Самоанализ
Работа с реквизитом.

Работа с декорациями.

Практическое занятие. 2 Практическая 

работа

Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей, на освобождение мышц, равновесие, координацию. Практикум 3 Практическая работа
7. Март Упражненя на развития пластичности и выразительности рук,  на развитие умения двигаться с заданным музыкой темпо-ритмом. Практикум 5 Практическая работа
Выбор произведения. Чтение литературного произведения. Анализ. Читка по ролям. Рассказ, беседа 3 Опрос
8. Апрель Распределение ролей. Разучивание текстов. Этюдные репетиции. Отработка монологов. Практические занятия. 8 Самоанализ
9. Май Репетиция отдельных картин. Подбор музыки для музыкального оформления постановки Практические занятия. 2 Показ
Сводная репетиция. Генеральная репетиция. Творческие занятия. 3 Показ
Творческий отчёт. Показ спектакля. Анализ работы за год. Концерт. 2 Отчёт. 

Анализ педагога.

ВСЕГО: 68ч.

 

Приложение 2

Оценочные материалы

 

Сводная информационная карта освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы

Название

программы

уровень освоения программы

Ф.И.О. педагога

Год обучения Группа

Раздел, темы рограммы полугодия:

Фамилия, имя учащегося Показатели Общая

сумма баллов

Уровень результат ивности:

Н – низкий;

С – средний;

В – высокий

Знание специальных техник, терминов, упражнений, заданий в рамках уровня освоения программы

(тест, сводная карта тестирования)

Предметные результаты

Показ, демонстрация собственных возможностей при выполнении разнообразных творческих заданий

(карты педагогического наблюдения)

Метапредметн ые результаты

Участие в конкурсах, соревнованиях, коллективно – творческих делах

(карта социальнотворческого рейтинга)

Личностные результаты

 

Карта социально-творческого рейтинга

Дата заполнения: № группы: Год обучения:

Ф.И.О. педагога:

Ф.И. учащегося Спектр предложенных педагогом творческих заданий (указать в вертикальных графах конкретное название задания)1 Кст Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9

1например: выставка, концерт, поход, фестиваль, акция, открытое занятие и т.д.

10
11
12
13
14
15

 

В таблице проставляются: отметка об участии (+); отметка об отсутствии участия (-).

Количество проявленных творческих инициатив
Кст = Количество предложенных педагогом заданий

 

Например, педагогом в течение полугодия было предложено 10 заданий, учащийся принял участие в 5 заданиях, тогда его Кст = 5/10 = 0,5

Итоговое ранжирование по уровням освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Высокий уровень (В)

Кст =/1-0,8/ Количество человек 

Средний уровень (С) Кст = /0,7-0,55/ Количество человек  Низкий уровень (Н)

Кст = /0,54-0/

Количество человек 

Карта педагогического наблюдения на учебном занятии

Дата: _ № группы: год обучения: Ф.И.О. педагога:

Тема занятия:

п.п.

Ф.И. учащегося Включенность учащегося в занятие:

  • балл

пассивен;

  • балла

активен;

  • балла

проявляет инициативу.

Учащийся выполняет задание с помощью:

  • балл – педагога;
  • балла – учащимихся группы;
  • балла – самостоятельно.
Интерес к выполнению задания учащийся:

  • балл – проявляет;
  • балла

теряет частично;

  • балла – сохраняет.
Учащийся выполняет задание:

  • балл –с грубыми ошибками;
  • балла – с небольшими недочётами;
  • балла – качественно, соблюдая все требования.
Учащийся по отношению к коллектив у:

  • балл – допускает негативные проявления;
  • балла – нейтрален;
  • балла – позитивен.
Общая сумма баллов Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Итоговое ранжирование по уровням освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Высокий уровень (В): 15-13 баллов: человек Средний уровень: 12- 10 баллов:  человек Низкий уровень (Н) 9-1 балл: человек

 

Сводная карта тестирования учащихся за __1__ полугодие.

Дата:___ № группы: Год обучения:

Ф.И.О. педагога: 

Ф.И. учащегося № вопроса теста Кст Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

В таблице отмечаются знаком «+» правильные ответы учащихся.

 

Итоговое ранжирование по уровням освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы__

Высокий уровень (В) Средний уровень (С) Низкий уровень (Н)
10-9 8-6 5-1
Количество человек Количество человек Количество человек

 

1

  • Тест содержит не менее 10 вопросов по темам программы 1 п.г. и 2 п.г. и прикладывается к сводной карте.
  • Если тест содержит более 10 вопросов, то уровень определяется по процентному отношению правильных ответов к общему количеству вопросов теста:
  • свыше 80% правильных ответов – высокий уровень
  • 70%-80% правильных ответов – средний уровень
  • 60% и ниже – низкий уровень.

Тестовое задание

по темам: «Пластика», «Репетиционная работа», «Введение в мир театра»

  1. год обучения
  1. полугодие

Инструкция Для учащихся

Дорогие ребята!

Вам предстоит выполнить девять тестовых заданий. Внимательно слушайте вопрос и предложенные варианты ответов. Отвечая на вопрос, выберите, на ваш взгляд, правильный ответ и запишите соответствующую ему букву рядом с номером вопроса на бланке ответов (приложение 1).

Время на выполнение тестовых заданий – 15 мин.

За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.

Максимальное количество – 10 баллов.

Желаю удачи!

Основной текст тестового заДания

  • Назовите страну-родину европейского театра
а. Греция
б. Италия
в. Россия
г. Япония

 

  • Как переводится слово «трагедия»?

а. Грустная песня

б. Песнь козлов

в. Действие

г. Представление

  • Как в античном театре называли высокие подставки, прикрепленные к обуви актеров?

а. Котурны

б. Экиклемы

в. Эоремы

г. Лабутены

  • Найдите отличие древнегреческого театра от современного.

а. В театре ставились трагедии и комедии

б. Участниками представлений могли быть только мужчины

в. Представление продолжалось весь день

г. Зрители выражали свое отношение к актерам

  • Маска использовалась античными актерами для

а. Передачи эмоционального состояния персонажа

б. Специальное устройство позволяло усилить звучание голоса актера

в. Отгнания злых духов

  • Первые профессиональные артисты на Руси-это

а. Ряженые

б. Бояре

в. Скоморохи

  • Как называлась временная постройка, где давались представления во время ярмарок?

а. Театрон

б. Стадион

в. Балаган

  • Какие из перечисленных театров находятся в Петербурге?

а. Александринский

б. ТЮЗ им. Брянцева

в. МХАТ

г. Большой Театр Кукол

  • Человек, который отвечает за постановку спектакля-это

а. Монтировщик

б. Гример

в. Режиссер

г. Художник

  • Кто создает декорации к спектаклю?

а. Композитор

б. Драматург

в. Суфлер

г. Художник

Инструкция Для проверки тестового заДания.

Максимальное количество баллов – 10.

По результатам выполнения тестовых заданий определяются уровни освоения учащимися группы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • высокий уровень (В): 9-7 баллов;
  • средний уровень (С): 6-4 баллов;
  • низкий уровень (Н): 4-1 балл.

Ключ к тестовому заДанию:

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква правильного ответа а б а б б в в а,б,в в г

 

по темам: «Пластика», «Репетиционная работа», «Введение в мир театра»

Группа №

  1.  4. 5.
  1. 9. 10.

Тестовое задание

по темам: «Театральная игра», «Сценическая речь»

2 год обучения

  1. полугодие

Инструкция Для учащихся

Дорогие ребята!

Вам предстоит выполнить девять тестовых заданий. Внимательно слушайте вопрос и предложенные варианты ответов. Отвечая на вопрос, выберите, на ваш взгляд, правильный ответ и запишите соответствующую ему букву рядом с номером вопроса на бланке ответов (приложение 1).

Время на выполнение тестовых заданий – 15 мин.

За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.

Максимальное количество – 10 баллов.

Желаю удачи!

Основной текст тестового заДания

  1. Дикция- это

а. Четкое произнесение звуков

б. Правильное дыхание

в. Диктор-женщина

  1. Тембр-это

а. Окраска звучания голоса

б. Сила звучания

в. Скорость речи

  1. К органам артикуляции не относится

а. Губы, язык

б. Нижняя челюсть

в. диафрагма

  1. Кто помог девочке и подарил ей цветик-семицветик?

а. Милиционер

б. Пожарный

в. Старушка

5.Что разбила девочка?

а. Любимую мамину вазу

б. Графин с компотом

в. Тарелку с супом

6.Где оказалась девочка, когда загадала третье желание?

а. На Северном полюсе

б. В Австралии

в. В Париже

  1. В какую игру играли мальчишки во дворе?

а. в футбол

б. в казаки-разбойники

в. в папанинцев

  1. Как звали мальчика, которому Женя предложила поиграть

а. Павлик

б. Витя

в. Женя

9.Что значит выражение «зевать по сторонам»?

а. оглядываться, широко открывая рот

б. быть невнимательным, отвлекаться от дела

в. хотеть спать

10.Кто написал сказку «Цветик-семицветик»

а. В. Катаев

б. А.Пушкин

в. А.Гайдар

Инструкция Для проверки тестового заДания

Максимальное количество баллов – 10.

По результатам выполнения тестовых заданий определяются уровни освоения учащимися группы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • высокий уровень (В): 9-7 баллов;
  • средний уровень (С): 6-4 баллов;
  • низкий уровень (Н): 4-1 балл.

Ключ к тестовому заДанию:

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква правильного ответа а а в в а а в б б а

 

по темам:«Сценическое движение», «Актерское мастерство», «Сценический танец»

Ф.И. учащегося

Группа №

  1. 2. 3.
  2. 7. 8.
  3. 5.
  4. 10.

 

Тестовое задание
по темам:»Сценическая речь», «Сценическое движение», «Актерский тренинг»

2 год обучения

2 полугодие

Инструкция Для учащихся

Дорогие ребята!

Вам предстоит выполнить девять тестовых заданий. Внимательно слушайте вопрос и предложенные варианты ответов. Отвечая на вопрос, выберите, на ваш взгляд, правильный ответ и запишите соответствующую ему букву рядом с номером вопроса на бланке ответов (приложение 1).

Время на выполнение тестовых заданий – 15 мин.

За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.

Максимальное количество – 10 баллов.

Желаю удачи!

Основной текст тестового заДания

1.Отметьте первый речевой ряд

а. У-О-А-Э-И-Ы

б. Ю-Е-Я-Е-И-

в. Ж-Ч-Ш-Щ

  • Постановка языка при произнесении звука С

а. Язык за нижними зубами

б. Язык за верхними зубами

в. Язык не участвует в произнесении

  • Запятая указывает на

а. намерение уточнить, разъяснить

б. то, что мысль не закончена

в. что-либо недоговоренное

  • Люфтпауза-это

а. пауза между речевыми тактами

б. пауза между группами речевых тактов

в. незначительная, воздушная пауза, служащая для добора дыхания или выделения главного слова

  • Тембр-это

а. Сила голоса

б. «окраска» звучания

в. Скорость речи

  1. Сколько различают кругов внимания

а. 1

б. 3

в. 10

  • Память накапливающая информацию о действиях тела

                        а.   Зрительная

                        б. Слуховая

 в. Мышечная

  1. Монолог

а. Разговор двух дейсвующих лиц

б. Размышления вслух, когда герой остается один

в. обращение одного действующего лица к другому действующему лицу или к группе действующих лиц

  • Монолог помогает

а. раскрыть душевную жизнь персонажа

б. отдохнуть остальным актерам

в. выявить противоречия его мировоззрения и сложность характера

  • Подтекст-это

а. То, что написано мелким шрифтом

б. Мысли и чувства, содержащиеся в тексте

в. То, что раскрывается актерами не только в тексте, но и в пауза

Инструкция Для проверки тестового задания.

Максимальное количество баллов – 10.

По результатам выполнения тестовых заданий определяются уровни освоения учащимися группы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • высокий уровень (В): 9-7 баллов;
  • средний уровень (С): 6-4 баллов;
  • низкий уровень (Н): 4-1 балл.

Ключ к тестовому заДанию:

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква правильного ответа а а а в б б в Б,в А.в Б,в

 

Бланк ответов на тестовое задание
по темам: «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Актерский тренинг»

Группа №

  1.  4. 5.
  1.  9. 10.

 

Тестовое задание
по темам:«Репетиционная работа». «Сценическая речь», «Актерский тренинг»,
«Сценическое движение»

  1. год обучения

1 полугодие

Инструкция Для учащихся

Дорогие ребята!

Вам предстоит выполнить девять тестовых заданий. Внимательно слушайте вопрос и предложенные варианты ответов. Отвечая на вопрос, выберите, на ваш взгляд, правильный ответ и запишите соответствующую ему букву рядом с номером вопроса на бланке ответов (приложение 1).

Время на выполнение тестовых заданий – 15 мин.

За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.

Максимальное количество – 9 баллов.

Желаю удачи!

Основной текст тестового заДания

1. Страна -родина комедии дель арте
а. Россия
б. Англия
в. Франция
г. Италия
2. Персонажи комедии дель арте
а. Маски
б. Типы
в. Высший свет
  1. Принцип комедии дель арте

а. Декламация

б. Импровизация

в. Пантомима

  1. Музыка в спектакле служит для

а. фона

б. создания атмосферы спектакля

в. характеристики действующих лиц

  1. что такое тема пьесы и спектакля?

а. о чем в пьесе идет речь, основной предмет, изучаемый автором?

б. цепь событий, о которых рассказывается в пьесе

  1. Какова основная тема пьесы «Розовый бантик»

а. смелость

б. дружба

в. любовь

  1. Какой основной конфликт?

а. конфликт между желанием помогать другим и эгоизмом

б. конфликт между любовью к порядку и разгильдяйством

  1. Декорации, музыка, мизансцены, фабула-основные выразительные средства спектакля. Найди лишнее понятие

а. музыка

б. фабула

в. декорация

  1. Мог бы ты придумать название для нашего спектакля по пьесе «Розовый бантик»

а. нет

б. да (укажи, какое)

  1. Вид искусства, в котором средством создания художественного образа

являются движения и положения человеческого тела, называется…:

а. танец

б. балет.

в. компьютерная графика

Инструкция Для проверки тестового заДания.

Максимальное количество баллов – 10

По результатам выполнения тестовых заданий определяются уровни освоения учащимися группы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • высокий уровень (В): 10-7 баллов;
  • средний уровень (С): 6-4 баллов;
  • низкий уровень (Н): 4-1 балл.

Ключ к тестовому заДанию:

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква правильного ответа г а б в а б а б б а

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр 5-9 классы» театральной студии «Юные таланты»