автор: Андреева Людмила Николаевна

Руководитель школьного театра МОУ-СОШ №3 г. Аткарска Саратовской области имени Героя Советского Союза Антонова Владимира Семёновича

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр 9-11 классы» театральной студии «Юность»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА АТКАРСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНОВА ВЛАДИМИРА СЕМЕНОВИЧА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Школьный театр 9-11 классы»

театральной студии «Юность»

Направленность программы: художественная.

Уровень программы: углубленный.

Возраст обучающихся: 16 – 18 лет.

Срок реализации  программы: 1 год.

Количество часов в год: 68 часов.

                                                                              Разработала:

                                                                             Андреева Людмила Николаевна,

                                                                             учитель музыки

Аткарск

2023-2024 г.г.

 

Пояснительная записка

 

Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность, способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр 10-11 классы» театральной студии «Юность» направлена на развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства, а также выявление и поддержку талантливых подростков.

Одна из самых серьезных проблем современного подростка – эскапизм (стремление отгородиться от общественной жизни) и, как его следствие, поздняя социализация. Подросток не хочет покидать понятный ему детский мир и менять его на суровые реалии взрослой жизни. Он тянется к фантастической литературе и молодежным течениям, все больше и больше погружаясь в вымышленный мир, и все больше отдаляясь от мира реального. Фантазия является для подростка естественным психологическим щитом, которым он прикрывается от чуждого ему мира. Эмоционально-образная природа театрального искусства дает возможность применить творческую фантазию подростка. Театральное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека, и, не зная подлинных ценностей, он легко принимает ценности лживые, мнимые. Театр помогает задуматься и иначе взглянуть на окружающий мир. У школьников, включенных в процесс театральной деятельности, постепенно формируется представление об идеале личности, который служит ориентиром в развитии их самосознания и самооценки.

Театральный коллектив и творческая деятельность позволяет раскрыть способности человека, развить самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру, коммуникативные способности, интуицию, воображение и фантазию, потребность в самореализации. Важно помочь ему найти свое место в жизни.

Совершенствование «аппарата переживания» (К.С. Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности подростков.

 

Направленность программы

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программ «Школьный театр  10 – 11 классы» театральной студии «Юность» имеет художественную направленность.

 

Уровень программы

Уровень программы – углубленный.

 

Актуальность программы

Актуальность ДОО программы «Школьный театр 10 – 11 классы» состоит в том, что она рассчитана на подростков, которые в будущем проявят желание связать свою жизнь с театром. Программа адаптирована с учетом возраста обучающихся, а также с учетом программ по актерскому мастерству театральных ВУЗов так, чтобы обучающийся из театральной студии, поступивший в высшее учебное заведение, как можно более органично перешел на следующую ступень образования.

 

Новизна программы

 

Новизна данной программы состоит в том, что в ней органично сочетаются овладение теоретическими знаниями и отработка практических навыков сценической культуры, что представляется ценным в условиях жизни нашего городка, где живут учащиеся, вдалеке от театров и концертных залов.

          Программа учитывает интересы образовательного учреждения, в котором занимаются ребята школьной студии.

          В работе творческого объединения могут принимать участие все желающие. В процессе реализации данной программы каждый  обучающийся получит необходимые  знания и сможет проявлять себя в качестве исполнителя отдельного произведения и роли в представлении.

Занятия актерским мастерством дают возможность решить ещё одну

важную задачу, необходимую для формирования человека и воспитания его души: воспитание и развитие художественного вкуса.

 

Отличительные особенности

 

          Отличительной особенностью  ДОО программы «Школьный театр 10 – 11 классы» является использование традиционных методик в сочетании с современными педагогическими технологиями, соединенных в целом.  

          Интеграция социальной и общей педагогики позволяет обучающимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать  способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность  ( конкурсы, фестивали,  концерты, праздники).

          Такой комплексно – целевой подход к обучению интенсифицирует развитие  школьников, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

Отличительной особенностью программы можно считать и то, что на каждом занятии уделяется время здоровье сберегающим приемам:  игры, тренинги.

 

Педагогическая целесообразность

Современное общество требует от школьников  высокого уровня развития не только мыслительной деятельности, но  и способности быстро адаптироваться в новых условиях. Программа  ДОО « Школьный театр 10 – 11 классы» способствует развитию разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах.

Театр с его широчайшим спектором художественно – выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и искусство общения. В процессе занятий театральной деятельностью происходит объединение участников в сплоченный коллектив, а общение и взаимопонимание всех обогащают.

 

Цель ДОО программы:  создание условий для успешной самоактуализации подростков и развития их творческого потенциала на основе занятий театральной деятельностью, а также формирование средствами театрального искусства образованной, культурной и социально активной личности, способной к сознательному выбору духовных и нравственных ценностей.

 

Задачи:

Обучающие:

 

  1. Овладение знаниями о театральном искусстве, его формах и жанрах.
  2. Обучение основам актёрской техники.
  3. Обучение контролю над своим телом.
  4. Обучение правильному распределению сценического внимания, а также способам его концентрации.
  5. Обучение логике и последовательности в сценическом действии.
  6. Обучение действенному разбору драматического произведения и расширить знания в области драматургии.
  7. Научить комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы над ролью.

 

Развивающие:

 

  1. Развивать память, внимание, воображение, фантазию, ассоциативное и творческое мышление.
  2. Развивать способность анализировать логику человеческих поступков как в жизни, так и в литературных произведениях.
  3. Развивать пластические и речевые данные.
  4. Развивать коммуникабельность и стремление к познанию мира.
  5. Развивать аналитический подход к своей работе (самоанализ).
  6. Развивать навык творческого подхода к работе над ролью.

 

Воспитательные:

 

  1. Воспитывать художественный вкус.
  2. Прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений.
  3. Воспитывать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству.
  4. Воспитывать навыки самодисциплины.
  5. Воспитывать дух команды, взаимовыручки и поддержки в коллективе.
  6. Учить корректно общаться друг с другом в процессе репетиций.

 

Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.

 

Возраст и возрастные особенности обучающихся

 

Программа предназначена для обучающихся 10 – 11  классов основной полной  школы.

Возраст обучающихся по данной программе: 15-18 лет.

Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей в группе.

 

Главное отличие старшей возрастной группы (16-18 лет) школьников заключается в выборе жизненных ценностей. Это и желание выбрать определенную позицию взрослого человека, и осознать себя в обществе, найти «свое место», понять свое назначение. Это постоянный поиск своих мировоззренческих заключений, моделирование представлений о современном мире.

В этом возрасте остро стоит вопрос открытия своего внутреннего мира и своей исключительности. Основной вид деятельности – личностное общение, так как заканчивается процесс полового созревания.

Особенностями возраста можно считать: завершение физического развития организма, сформированность умственных способностей, развитие самосознания, выбор профессии, формирование взаимных отношений между полами. Отдельно необходимо сказать, что у старшеклассников выбор профессии формирует определенные интересы в учебе, изменяется отношение к учебной деятельности, соответственно, происходит выбор в пользу тех или иных предметов, необходимых для дальнейшего поступления в институт.

Педагогу придётся  работать с уже сформированными молодыми людьми, которым необходима квалифицированная помощь в поиске себя, своих ценностей, смысла жизни. Принцип общения в процессе обучения необходимо выстраивать абсолютно на «равных», с взаимным уважением друг к другу. Могут присутствовать дружественные отношения, но ни в коем случае не панибратство. Ученик всегда должен помнить, осознавать, что роль педагога – основополагающая. Деятельность педагога направлена на личностное развитие ученика. В процессе занятий для создания дружественной и позитивной атмосферы преподаватель может организовывать экскурсии по городу, выезды в интересные исторические места. Это также поможет и культурному развитию старшеклассников.

 

Сроки  реализации программы

 

Продолжительность реализации программы составляет  1 год.

Общее количество часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов.

 

Формы и режим занятий

 

Основная форма обучения – очная, групповая. Основная форма обучения фиксируется в учебном плане.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Количество обучающихся в группе: 12-25 человек.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

Желательно предусмотреть индивидуальные занятия с обучающимися для работы над ролью.

 

Планируемые результаты освоения  программы

Предметные результаты:

По итогам освоения программы обучающиеся будут знать:

  • основные этапы развития театрального искусства;
  • понятие стиля и жанра в театральном искусстве;
  • основные исторические периоды развития русского театра;
  • выдающихся деятелей театра (режиссёров, актёров, драматургов) исторические факты, связанные с формированием театров, созданием конкретных спектаклей;
  • специальные термины, применяемые в театральном искусстве;
  • понятие «сквозное действие», «монтировка спектакля», «аллегория», «метафора»,

«гипербола», «сверхзадача», «словесное действие», «факты жизни», «факты искусства», «пластический образ»;

  • теоретические  основы актёрского мастерства;
  • правила орфоэпии и законы логического построения речи, а также способы их практического применения в работе над ролью;
  • элементарные законы режиссуры;
  • правила технике безопасности при работе с партнёром;
  • несколько разных техник нанесения и видов грима разнохарактерных персонажей;
  • приёмы поведения при использовании различных костюмов;

 

уметь:

  • наблюдать окружающий мир, анализировать его закономерности и использовать результаты этого анализа в создании сценического действия;
  • уметь преодолевать мышечные и психологические зажимы при выходе на публику;
  • делать разбор прозаического и поэтического текста;
  • применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;
  • проанализировав собственную роль, найти способы воплощения актёрского образа;
  • определять сквозное действие роли;
  • раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
  • проводить на занятиях весь комплекс актёрского тренинга (пластический, речевой, психофизический) самостоятельно;
  • произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках;
  • проходить весь путь от замысла роли до воплощения на сцене;
  • применять полученные навыки, умения в области пластической культуры тела, сценической речи и актёрского мастерства в работе над ролью;
  • самостоятельно проводить тренинги по мастерству актёра, сценической речи и сценическому движению;
  • импровизировать;
  • умение создать непрерывную линию внимания;
  • умение сценически оправдывать происходящее на сцене;
  • умение использовать приобретённые навыки в работе над образом в спектакле;
  • правильно оценивать свою и доброжелательно чужую работу;
  • выполнять организаторскую функцию на порученном отрезке репетиции.

владеть:

  • основными навыками сценической речи;
  • простыми элементами внутренней техники актёра;
  • навыками  сценического движения;
  • навыками самопроизвольной концентрации и расслабления.

 

Личностные результаты:

  • активная гражданская позиция;
  • уважительное отношение к истории страны, её прошлым и современным достижениям;
  • конструктивное взаимодействие с другими членами коллектива и взрослыми;
  • адекватная самооценка в рамках профиля деятельности;
  • стремление к совершенствованию результатов в выбранном профиле деятельности;
  • следование общепринятым правилам и нормам поведения;
  • умение работать в паре и в команде (коллективе).

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • приобретение навыков самоконтроля;
  • понимание и принятие учебной задачи , сформулированной преподавателем;
  • планирование своих действий на всех этапах работы;
  • осуществление контроля , коррекции и оценки результатов своей деятельности, умение самостоятельно исправить недочеты и ошибки;
  • умение самостоятельно анализировать итог сделанной работы.

Познавательные УУД позволяют:

  • стремиться к совершенствованию результатов в выбранном профиле деятельности;
  • освоить теоретические основы актерского мастерства;
  • освоить технику преодоления мышечных и психологических зажимов при выходе на публику;
  • применять знания , навыки и умения , полученные на занятиях в самостоятельной работе над ролью;
  • освоить сведения об истории театра, особенностях театра как вида искусства , видах театров, понятиях стиля и жанра в театральном искусстве;
  • познакомиться с творчеством выдающихся деятелей театра ( режиссеров , актеров, драматургов) и историческими фактами;
  • освоить специальные термины, применяемые в театральном искусстве ,
  • освоить технику нанесения разных видов грима разнохарактерных персонажей, приемы поведения при использовании различных костюмов;
  • познакомиться с театральными профессиями и особенностями работы театральных цехов;
  • расширить кругозор в области литературы, познакомиться с творчеством поэтов

и писателей изучаемых художественных произведений ;

  • расширить кругозора в области истории, изучить эпохи произведения

(быт, костюм, нормы поведения);

  • вдумчиво работать над ролью ;
  • выражать разнообразные эмоциональные состояния ;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

Коммуникативные УУД позволяют:

  • организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельност с педагогом и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения ;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникаци с другими людьми

( диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • освоить правила техники безопасности при работе с партнером;

 соблюдать нормы публичной речи , регламент в монологе и дискуссии в соответствии

с коммуникативной задачей .

  •  разрешать творческие конфликты на основе учета интересов всех участников школьного театра.

 

Формы контроля  и оценочные материалы

 

Реализация  ДОО программы «Школьный театр 10 – 11 классы» предусматривает входную диагностику (входной контроль), текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Входная диагностика осуществляется в форме: прослушивания.

Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, творческих заданий, тестирования, конкурсов, викторин по пройденному материалу, показа этюдных зарисовок, танцевальных этюдов.

Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества образовательного процесса.

Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в форме открытого занятия в период с 20 по 30 декабря и включает в себя проверку практических умений и навыков.

Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому психотренингу, этюдные зарисовки, инсценировки, показ отдельных эпизодов или сцен из спектакля; выполнение тестовых творческих заданий по разделам программы, самооценка обучающихся.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный театр 10 – 11 классы» в форме творческого отчета ( показ спектакля).

 

Средства контроля

Контроль освоения программы обучающимися осуществляется

по следующим критериям:

  1. Теория. Теоретические знания по разделам учебно-тематического плана, знание театральной терминологии.
  2. Практика. Применение полученных навыков и умений в области пластической культуры тела, сценической речи и актерского мастерства в работе над ролью; органичность и правдивость в исполнении роли; твердое знание текста роли; умение слаженно работать в коллективе.
  3. Учебно-организационные навыки: умение слушать и слышать педагога; организовывать коллективную работу над этюдами и воплощать свой замысел, подключая к работе партнеров; соблюдение правил техники безопасности при работе с партнером; тактично и адекватно анализировать работу свою и товарищей; умение работать с театральным костюмом; ответственное отношение к реквизиту и декорациям.

Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: низкий, средний, высокий.

При низком уровне освоения программы (1-4 балла) обучающийся:

слабо владеет знаниями по теории театра;

слабо знает театральной терминологии;

неуверенно, неорганично исполняет роль;

слабо знает текст роли;

находится в конфликтных отношениях с членами коллектива;

плохо посещает занятия и нарушает дисциплину;

отвлекается, не умеет слышать и слушать педагога;

небрежно относится к костюму и реквизиту.

При среднем уровне освоения программы (5-7 баллов) обучающийся:

недостаточно уверенно знает теорию;

не совсем уверен в театральной терминологии;

в исполнении роли есть « зажим»;

немного ошибается в тексте роли;

умеет работать не с каждым партнером;

может пропускать занятия без уважительных причин;

не совсем внимательно слушает и слышит педагога;

не очень ответственно относится к костюму и реквизиту.

При высоком уровне освоения программы (8-10 баллов) обучающийся:

уверенно знает историю и теорию театра;

знает и владеет театральной терминологией;

уверенно и органично исполняет свою роль;

уверенно знает текст роли;

умеет работать с партнером, хорошо влился в творческий коллектив;

хорошая дисциплина и посещаемость.

хорошо слышит и слушает педагога.

ответственно и бережно относится к театральному реквизиту.

Основным методом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение за обучающимися в различных образовательных ситуациях: на учебных занятиях, во время сценических/концертных выступлений, в зрительном зале и др.

Критерии педагогического наблюдения:

  1. Проявляет/не проявляет интерес к истории театрального искусства, знает/не знает наиболее значимые исторические факты из раздела «Основы театральной культуры»;
  2. Активен/пассивен в учебной деятельности, в театральной деятельности,в процессе получения информации, в коллективных мероприятиях; проявляет инициативу или нет;
  3. Проявляет/не проявляет усидчивость, терпение, дисциплинированность, ответственность;
  4. Проявляет/не проявляет активность и дружелюбие, взаимопомощь в коллективе, уважительность в общении с педагогом и другими учащимися;
  5. Соблюдает/не соблюдает правила поведения во время выступления, требования к сценической внешности, контролирует свое поведение во время выступления.

 

Учебный план

 

Наименование раздела или темы Всего

часов

В том числе Форма контроля/аттестации
теория практика
1. Вводное занятие 1 1 Входная диагностика, беседа
2. Основы театральной культуры

История театра

5 3 2 Педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, творческие задания
3. Сценическая речь 8 2 6 Наблюдение, контрольные упражнения
4. Ритмопластика 8 8 Этюдные, танцевальные зарисовки
5. Актёрское мастерство 8 2 6 Педагогическое наблюдение, творческие задания
6. Промежуточная аттестация 1 1 Открытое занятие
7. Знакомство с драматургией (работа над пьесой и спектаклем) 37 2 35 Наблюдение, самооценка, рефлексия, показ
8. Итоговое занятие 10 58 Творческий отчёт
Итого: 68

 

Содержание учебно-тематического плана

 

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теория. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, Уставом.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе. Знакомство с правилами противопожарной безопасности .

Беседа: Роль и место театра в развитии цивилизации. Театр как синтетический вид искусства. Театр – искусство коллективное.

 

  1. ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ  ИСТОРИЯ ТЕАТРА

Теория. Возникновение театра. Происхождение древнегреческой драмы и театра. Римский театр. Отличие римского театра от древнегреческого.

Средневековый европейский театр (литургическая драма, миракль, мистерия, фарс, моралите). Театр эпохи Возрождения. Гуманистическая литература. Здание театра и сцена. Итальянский театр (комедия дель арте). Испанский театр (комедии «плаща и шпаги»). Английский театр «Глобус» Шекспира.

Театр французского классицизма. Корнель. Расин. Мольер.

Театр эпохи Просвещения. Французский театр. Итальянский театр. Гольдони. Гоцци. Немецкий театр. Лессинг. Гете. Шиллер. Сценическое искусство.

Истоки русского театра. Скоморохи – первые русские актеры-потешники.

Русский театр 17-18 вв. Школьный театр в России. Придворный театр в России. Крепостной театр. Основание русского государственного профессионального театра. Профессиональные русские театры.

Русский театр 19 века. Русский театр 20 века.

Вахтангов Е.Б. и его театр.

Выдающиеся актеры и режиссёры.

Практика. Просмотр видеозаписей, учебных фильмов. Проектная работа.

ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Театр кукол. Особенности. Самые знаменитые театры мира.

Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок. Сравнение. Обсуждение.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ

Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.

Практика. Творческая мастерская.

ТЕАТР И ЗРИТЕЛЬ

Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.

Практика. Посещение театра. Обсуждение спектакля. Написание эссе.

 

  1. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

 

Теория. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:

  1. определение целей и условий выполнения, рекомендации;
  2. педагогический показ;
  3. просмотр упражнения;
  4. комплексный контроль и корректировка.

Только в результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал; посмотрел – уточнил – показал; посмотрел – сДелал замечание – показал; посмотрел – показал ошибку – показал правильный вариант), можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения.

РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

Теория. Осанка и свобода мышц. Дыхание. Свойства голоса. Резонаторы. Закрытое звучание. Открытое звучание. Речевая гимнастика. Полетность. Диапазон голоса. Развитие диапазона голоса. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Орфоэпия. Интонация. Выразительность речи.

Практика. Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Упражнения. Речевые тренинги. Работа над интонационной выразительностью.

ДЫХАНИЕ

Объяснить связь дыхания, длинной фразы и голосового посыла, значение работы диафрагмы.

Включить в работу и чередовать работу с разными голосовыми атаками.

По усмотрению педагога можно включить в работу дыхательную гимнастику по методике Стрельниковой, но только как дополнение, альтернативную гимнастику и обязательно с удобным для группы темпом.

АРТИКУЛЯЦИЯ

Артикуляцию можно использовать в любой предложенной форме. Можно построить жесткую схему сродни фитнесу и физкультуре (время/счёт).

ДИКЦИЯ

Основная задача блока – закрепить правильно найденные звуки и научить подростков говорить внятно, а не небрежно.

Возможно использования знаний по орфоэпии (например, варианты ударений).

Важно индивидуальное звучание, можно предложить каждому придумать свою многоговорку. 

ГОЛОС

Работу с голосом нужно начать только с мягкого вибрационного массажа или упражнений на полу. Также на материале стихотворений с использованием сонорный звуков.

Можно использовать упражнения на посыл и словесное действие (позвать, остановить).

Возможна работа с литературой или над материалом в связке с предметом «мастерство актёра».

Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме «Культура и техника речи», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.

РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения.

  1. РИТМОПЛАСТИКА

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА

Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты, пластика тела.

Этюдные пластические зарисовки.

Варианты упражнений и рекомендации по коррекции смотрите в методическом пособии- практикуме «Ритмика и сценические движения», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.

 

  1. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ АКТЁРА (АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА)

Теория. Упражнения на организацию внимания, памяти, воображения, фантазии, мышечной свободы, перемены отношения (к предмету, месту действия, к партнеру), физического самочувствия, предлагаемых обстоятельств, оценки факта, сценического общения.

Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. Словесные действия. Способы словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.

При постановке задач стоит указывать, на развитие каких качеств и навыков направлено упражнение, обсуждать желаемые результаты. Важна осмысленность подхода учеников к выполнению. Оценивание результата в этой возрастной группе идет по самой высокой планке, как со взрослыми.

Необходимо повторять столько раз, сколько потребуется, и в таком количестве, сколько будет необходимо для достижения практически «идеального» результата.

Практика. Знакомство с правилами выполнения упражнений и игр.

Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры. Моделирование образа в процессе общения. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене.

 

Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».

Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.

Рассмотрим, как это упражнение можно объяснить старшей возрастной группе.

Ребята, сейчас нам с вами предстоит напечатать слово – Носорог. Это упражнение направлено на развитие вашего внимания, сфокусируйтесь. Каждому я раздам букву, запомните ее.

Поднимите руку у кого буква Н, О, С и так далее (педагог проверяет школьников). Но печатать мы будем это слово не на ваших гаджетах (обязательно использовать юмор, легкость в восприятии информации), мы будем использовать хлопки. Сначала я хлопаю, затем хлопает тот, у кого буква Н, затем вновь хлопаю я, после меня уже тот, у кого буква О и так далее. Да, запомните, в конце слова хлопаем все вместе – ставим точку!

В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя (преподаватель задает определенный ритм, в котором ученикам необходимо будет напечатать слово).

 

Форма подачи упражнения направлена на развитие личности. Можно запустить определенный принцип общения на уроках: «Интересно, а сможете ли выполнить данное упражнение за определенный временной отрезок». Любое упражнение – это проверка личностных возможностей обучающегося.

Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.

Варианты упражнений к данному разделу смотрите в методическом пособии-практикуме «Основы актёрского мастерства», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.

  1. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ  в форме открытого занятия.
  2. ЗНАКОМСТВО С ДРАМАТУРГИЕЙ. РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ И СПЕКТАКЛЕМ ВЫБОР ПЬЕСЫ

Теория. Выбор пьесы классиков или современных авторов с актуальными для участников проблемами и героями. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.

Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».

АНАЛИЗ ПЬЕСЫ ПО СОБЫТИЯМ

Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.

РАБОТА НАД ОТДЕЛЬНЫМИ ЭПИЗОДАМИ

Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ, МИМИКИ, ЖЕСТОВ

Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МИЗАНСЦЕН

Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕКВИЗИТА, ДЕКОРАЦИЙ

Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления. 

ПРОГОННЫЕ И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ РЕПЕТИЦИИ

Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ

Практика. Показ полноценного спектакля на классическом или современном материале. Анализ показа спектакля (рефлексия).

  1. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам обучения.

Основы театральной культуры – тест по истории театра и театральной терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение.

 

Организационно – педагогические условия реализация программы

 

Учебно-методическое обеспечение программы

Основные формы организации образовательной деятельности: беседа, наблюдение, показ, репетиция.

При реализации ДОО  программы «Школьный театр 10-11 классы» используются следующие педагогические технологии:

  • личностно ориентированное обучение,
  • дифференцированное обучение,
  • игровые технологии,
  • системно-деятельностный подход в организации обучения школьников.

Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.

Программа построена на принципах дидактики:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
  • принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами театральной культуры;
  • принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и практического материала;
  • принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
  • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности школьников.

Эти важнейшие педагогические принципы позволяют вносить коррективы в программу согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в его творческом развитии. При освоении программы используются следующие методы обучения:

  • наглядные (показ, просмотр видеоматериалов);
  • словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение);
  • практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных залов).

Материально-техническое обеспечение программы

           сцена, оборудованная осветительными приборами;

проветриваемый зал для проведения разминки, актерского тренинга;

стулья для детей и зрителей согласно (СанПиН 1.2.3685 – 21);

ноутбук и мультимедийная аппаратура, экран;

аудиосистема для воспроизведения музыки;

усилители звука;

костюмерная для хранения костюмов, головных уборов, декораций, реквизита;

фото и видеоаппаратура;

 

Учебно-информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты и документы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на периоддо 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  15. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  16. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  17. Устав образовательной организации (государственного, муниципального, районного, сельского, автономного, бюджетного образовательного учреждения) и далее указать название населенного пункта.

 

Список литературы

 

Для обучающихся:

  1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
  3. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг. /Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера; вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990;
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993;
  5. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
  6. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. –

М.: Детская литература, 1982;

  1. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера, – III-е издание. – М.: ВТО, 1970;
  2. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – Л.: Лениздат, 1991;
  3. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984;
  4. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997;
  5. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
  6. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.: Вече, 2002;
  7. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в искусстве. – М., 1954г.; т. 2-3: Работа актера над собой. – М., 1945 – 1955г.; т. 4.: Период воплощения.

Оправдание текста. – М.: «Искусство», 1957.

Для педагога:

  1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров

«Я вхожу вмир искусства». – М.: «Искусство», 1996;

  1. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
  2. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи.

Часть 1. – М.: «Маска», 2007;

  1. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М.: «Русский язык», 2012;
  2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: «Русский язык»,1990;
  3. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993;
  5. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966;
  6. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. – М.: «Глагол», 1994;
  7. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
  8. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, – М.: «Просвещение», 1974;
  9. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;

под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;

  1. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие /

Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е изд., – СПб: «Планета музыки», 2019;

  1. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977;
  2. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. –

М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001;

  1. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены). –

М.: «Просвещение», 1981.

  1. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
  2. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». –

М.: «Просвещение», 1995;

  1. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. –

М.: «Просвещение», 1983;

  1. Смоленский Я. Н. Читатель. Чтец. Актер. – М.: Советская Россия, 1983;
  2. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». –

М.: «Просвещение», 1995;

  1. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
  2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
  3. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
  4. Харитонов Н.П. Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и методистов. – М.: «Просвещение», 2012;
  5. Черная Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос:

Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2016;

  1. Чехов М.А. О технике актера. – М.: АСТ, 2020;
  2. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970;
  3. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды: Учебное пособие /Под ред. М.П. Семакова. –

6-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2014.

Интернет-ресурсы: 1.Устройство сцены в театре http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml

 

Приложение 1

Календарный учебный график

Месяц  Тема занятия Форма занятия  Кол-во часов Форма контроля
1. Сентябрь Вводное занятие. 

Знакомство с 

обучающимися. 

Режим занятий, правила поведения на занятиях. 

Инструктаж по технике безопасности на занятиях. 

Организационные вопросы.

Роль и место театра в развитии

 цивилизации.

Беседа 1 Входная диагностика
Основы театральной культуры.

История возникновения  театра. 

Выдающиеся актёры и режиссёры.

Виды театрального искусства.

Беседа 3 Тестирование
Театральное закулисье.

Театр и зритель.

Творческая мастерская 2 Практикум
Сценическая речь.

Речевой тренинг.

Упражнения по сценической речи.

Творческая мастерская 2 Опрос
2. Октябрь Сценическая речь.

Работа над литературно-художественным произведением.

Творческая мастерская 6 Тестирование
Ритмопластика.

Пластический тренинг.

Тренинг 2 Практикум
3. Ноябрь Пластический образ персонажа.

Музыка и движение.

Тренинг 6 Практикум
Актёрское мастерство.

Элементы внутренней техники актёра.

Тренинг 1 Творческие задания
4. Декабрь Работа над индивидуальностью. Тренинг 1 Творческие задания
Упражнения на организацию внимания, памяти, воображения, фантазии, мышечной свободы.

Элементы сценического действия.

Тренинг 6 Творческие задания
Показ  новогоднего спектакля.

Промежуточная аттестация.

Итоговое занятие 1 Показ
5. Январь Знакомство с драматургией.  Беседа 2 Наблюдение
Выбор  и  читка пьесы. 

Анализ пьесы (определение темы, главные события, основной конфликт, анализ пьесы по событиям, определение мотивов поведения, целей героев, выстраивание логической цепочки).

Практикум 4 Творческие задания
6. Февраль Работа над отдельными эпизодами.

Распределение ролей.

Творческие пробы.

Практикум 2 Практическая 

работа

Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Практикум 3 Практическая 

работа

Работа над характером персонажей.

Поиск выразительных средств и приёмов.

Практические занятия 3 Практическая 

работа

7. Март Репетиции. 

Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.

Практикум 8 Практическая работа
8. Апрель Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

Выбор музыкального оформления.

Практические занятия 8 Практическая работа
9. Май Прогонные и генеральные репетиции. Практические занятия 5 Практическая работа
Показ спектакля. Показ 1 Наблюдение
Итоговое занятие. Показ 1 Тестирование

 

Приложение 2

 

Сводная информационная карта освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы

Название

программы

уровень освоения программы

Ф.И.О. педагога

Год обучения Группа

Раздел, темы рограммы полугодия:

Фамилия, имя учащегося Показатели Общая

сумма баллов

Уровень результат ивности:

Н – низкий;

С – средний;

В – высокий

Знание специальных техник, терминов, упражнений, заданий в рамках уровня освоения программы

(тест, сводная карта тестирования)

Предметные результаты

Показ, демонстрация собственных возможностей при выполнении разнообразных творческих заданий

(карты педагогического наблюдения)

Метапредметн ые результаты

Участие в конкурсах, соревнованиях, коллективно – творческих делах

(карта социальнотворческого рейтинга)

Личностные результаты

 

Карта социально-творческого рейтинга

Дата заполнения: № группы: Год обучения:

Ф.И.О. педагога:

Ф.И. учащегося Спектр предложенных педагогом творческих заданий (указать в вертикальных графах конкретное название задания)1 Кст Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9

1например: выставка, концерт, поход, фестиваль, акция, открытое занятие и т.д.

10
11
12
13
14
15

 

В таблице проставляются: отметка об участии (+); отметка об отсутствии участия (-).

Количество проявленных творческих инициатив
Кст = Количество предложенных педагогом заданий

 

Например, педагогом в течение полугодия было предложено 10 заданий, учащийся принял участие в 5 заданиях, тогда его Кст = 5/10 = 0,5

Итоговое ранжирование по уровням освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Высокий уровень (В)

Кст =/1-0,8/ Количество человек 

Средний уровень (С) Кст = /0,7-0,55/ Количество человек  Низкий уровень (Н)

Кст = /0,54-0/

Количество человек 

Карта педагогического наблюдения на учебном занятии

           Дата: _ № группы: год обучения: Ф.И.О. педагога:

          Тема занятия

п.п.

Ф.И. учащегося Включенность учащегося в занятие:

  • балл

пассивен;

  • балла

активен;

  • балла

проявляет инициативу.

Учащийся выполняет задание с помощью:

  • балл – педагога;
  • балла – учащимихся группы;
  • балла – самостоятельно.
Интерес к выполнению задания учащийся:

  • балл – проявляет;
  • балла

теряет частично;

  • балла – сохраняет.
Учащийся выполняет задание:

  • балл –с грубыми ошибками;
  • балла – с небольшими недочётами;
  • балла – качественно, соблюдая все требования.
Учащийся по отношению к коллектив у:

  • балл – допускает негативные проявления;
  • балла – нейтрален;
  • балла – позитивен.
Общая сумма баллов Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Высокий уровень (В): 15-13 баллов: человек Средний уровень: 12- 10 баллов:  человек Низкий уровень (Н) 9-1 балл: человек

 

Тестовое задание
по темам:«Репетиционная работа». «Сценическая речь», «Актерский тренинг»,
«Сценическое движение»

                                                       3  год обучения

                                                      1 полугодие

Инструкция Для учащихся

Дорогие ребята!

Вам предстоит выполнить девять тестовых заданий. Внимательно слушайте вопрос и предложенные варианты ответов. Отвечая на вопрос, выберите, на ваш взгляд, правильный ответ и запишите соответствующую ему букву рядом с номером вопроса на бланке ответов (приложение 1).

Время на выполнение тестовых заданий – 15 мин.

За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.

Максимальное количество – 9 баллов.

Желаю удачи!

Основной текст тестового заДания

1. Страна -родина комедии дель арте
а. Россия
б. Англия
в. Франция
г. Италия
2. Персонажи комедии дель арте
а. Маски
б. Типы
в. Высший свет
  1. Принцип комедии дель арте

а. Декламация

б. Импровизация

в. Пантомима

  1. Музыка в спектакле служит для

а. фона

б. создания атмосферы спектакля

в. характеристики действующих лиц

  1. что такое тема пьесы и спектакля?

а. о чем в пьесе идет речь, основной предмет, изучаемый автором?

б. цепь событий, о которых рассказывается в пьесе

  1. Какова основная тема пьесы «Розовый бантик»

а. смелость

б. дружба

в. любовь

  1. Какой основной конфликт?

а. конфликт между желанием помогать другим и эгоизмом

б. конфликт между любовью к порядку и разгильдяйством

  1. Декорации, музыка, мизансцены, фабула-основные выразительные средства спектакля. Найди лишнее понятие

а. музыка

б. фабула

в. декорация

  1. Мог бы ты придумать название для нашего спектакля по пьесе «Розовый бантик»

а. нет

б. да (укажи, какое)

  1. Вид искусства, в котором средством создания художественного образа

являются движения и положения человеческого тела, называется…:

а. танец

б. балет.

в. компьютерная графика

Инструкция для проверки тестового задания.

Максимальное количество баллов – 10

По результатам выполнения тестовых заданий определяются уровни освоения учащимися группы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • высокий уровень (В): 10-7 баллов;
  • средний уровень (С): 6-4 баллов;
  • низкий уровень (Н): 4-1 балл.

Ключ к тестовому заДанию:

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква правильного ответа г а б в а б а б б а

 

Бланк ответов на тестовое задание

по темам: «Репетиционная работа»,«Сценическая речь», «Актерский тренинг», «Сценическое движение»

Группа №

 

 

 

Тестовое задание
по темам Репетиционная работа» «Сценическая речь», «Актерский тренинг», «Сценическое
движение»

                                               3 год обучения

2 полугодие

Инструкция Для учащихся

Дорогие ребята!

Вам предстоит выполнить девять тестовых заданий. Внимательно слушайте вопрос и предложенные варианты ответов. Отвечая на вопрос, выберите, на ваш взгляд, правильный ответ и запишите соответствующую ему букву рядом с номером вопроса на бланке ответов (приложение 1).

Время на выполнение тестовых заданий – 15 мин.

За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.

Максимальное количество – 10 баллов.

Желаю удачи!

Основной текст тестового заДания

1.Что такое этюд?

а. проба актера действовать «от себя» в обстоятельствах роли

б. законченный отрезок сценической жизни

в. положение актеров в пространстве сцены 2.что такое событие?

а. происшествие

б. столкновение противоположных интересов, выразителями которых являются те

или иные персонажи

в. законченный отрезок сценической жизни

  1. обязательно ли событие происходит на сцене, на глазах у зрителя?

а. да

б. нет, герои могут рассказать о нем

в. не знаю

  • Драматург-автор пьес «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Буря» и др.

а. Шекспир

б. Островский

в. Мольер

г. Аристофан

  • Театр, основанный Шекспиром

а. БДТ

б. Глобус

в. Ла Скала

  1. Прообразом театра Карабаса Барабаса из сказки А.Толстого «Золотой ключик» стали персонажи

а. Комедии дель арте

б. Древнегреческого театра

в. Пьесы Шекспира

  • Главный персонаж русского кукольного театра

а. Дед Мороз

б. Иван Царевич

в. Петрушка

  • Что такое «раек»

а. Верхний ярус театра

б. Вид народного увеселения, ящик с отверстиями, через которые публика рассматривает картинки

в. Парк развлечений

  • Вертеп в народном театре-это

а. Воспроизведение сцены Рождества Христова

б. Двухуровневый ящик, в котором разыгрывалось представление, рассказывающее о Рождестве

в. Гримерная

  • Русский режиссер , основатель актерской системы

а. К.С. Станиславский

б. А.П. Чехов

в. М.С.Щепкин

Инструкция Для проверки тестового заДания.

Максимальное количество баллов – 10.

По результатам выполнения тестовых заданий определяются уровни освоения учащимися группы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • высокий уровень (В): 9-7 баллов;
  • средний уровень (С): 6-4 баллов;
  • низкий уровень (Н): 4-1 балл.

Ключ к тестовому заДанию:

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Буква правильного ответа А б А б Б в а б а в А б А б а

 

Зт оо

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр 9-11 классы» театральной студии «Юность»