автор:
Андреева Юлия Анатольевна – воспитатель,
Терентьева Инна Александровна – воспитатель
Ростовская область г. Таганрог МБДОУ д/с № 52
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Социальное развитие детей дошкольного возраста
В данной статье мы рассмотрим основные подходы к пониманию социальной связи как элемента взаимодействия в современном социуме. Рассмотрим понятие как «социальная связь» и «социальное взаимодействие», а также условия формирования социальных связей и виды социального взаимодействия – непосредственный и опосредованный среде. Сделаем выводы, что для эффективного построения социальной связи у детей дошкольного возраста, в рамках коммуникации по моделям «родитель – ребенок», «ребенок – ребенок», «ребенок – воспитатель», требуется: согласование положительного аспекта воспитания в семье; формирование авторитетных образов среди родителей и воспитателей.
Ключевые слова: социальная связь, взаимодействие, социальное взаимодействие, социальный контакт, социум.
Актуальность научного интереса к теме социальных связей обусловлен обстоятельствами такими как : формирование и развитие социальных связей в обществе, от соседских до профессиональных, играют значительную роль в жизни современного человека и помогают в решении жизненных проблем (поиск работы; поиск хорошего мастера по ремонту и т.д.), увеличивая прогресс в успехе и продвижении в жизни; для построения общей картины социальных взаимодействий, построения устойчивого взаимодействия для достижения целей и решения задач необходимо изучить все социальные связи в различных сферах деятельности. В настоящем исследовании нами будет рассмотрено построение социальных связей в сфере дошкольного образования.
В настоящее время социальные связи имеют два вида – социальный контакт и социальное взаимодействие. При этом социальный контакт рассматривается как поверхностная связь между людьми, в которой субъект контакта может быть заменен в любой момент действия. Например, ситуацию контакта можно представить, как сопереживание человеку о потере, встреча давних знакомых с передачей контактной информации, быстрая коммуникация по телефону в ответе на опрос, быстрая коммуникация с человеком по организации будущих действий или мероприятий. Как и связь, социальный контакт должен быть обоюдным в режиме «запрос – ответ». Активность типа социального сотрудничества, влияния, манипуляции, соперничества, конфликта формирует предпосылки для образования социальных контактов и социальной связи.
В рамках социального влияния возникают две категории: комфортность и внушаемость. Под комфортностью понимают изменение поведения человека под влиянием других людей, его поведение отвечает изменением на мнение других людей, что характеризуется как уступчивость, предпосылкой которого является избежание конфликтных ситуаций. Непроизвольная неконтролируемая податливость мнению других понимается как внушаемость.
Термин «взаимодействие» понимается как «взаимная связь явлений» и «взаимные отношения между кем-нибудь или чем-нибудь».
Социальное взаимодействие проявляется в: коммуникации (межличностной, внутригрупповой, межгрупповой, массовой); сотрудничестве (взаимопомощи, консенсусе); соперничестве (конкуренции, споре, конфликте, столкновении). Механизм взаимодействия включает следующие компоненты: индивида или группу, совершающих определённое действие, обращенное друг на друга; изменения (внешние и внутренние) как результат действий индивида или группы; влияние изменений на других, не участвующих во взаимодействии; обратная реакция индивидов или группы на влияние. Существует ряд теорий, в которых рассматриваются проблемы межличностного взаимодействия. Конфликт также является формой социального взаимодействия, в основе которого противоборство мнений, потребностей, интересов, целей, при этом формируется конкуренция как постоянство конфликта. Разделяют следующие типы конфликтов: когнитивные (борьба точек зрения людей); межличностные; между личностью и группой; межгрупповой; социальный. Природа конфликта также может носить конструктивный, выявляющий и разрешающий противоречия, так и деструктивный, нарушающий эффективное взаимодействие и приносящий вред всем участника.
В рамках социальных связей по моделям: «родитель – ребенок – воспитатель», «ребенок – ребенок», «воспитатель – ребенок», «родитель – ребенок», «родитель – ребенок – родитель». Система социальных связей в рамках дошкольного образования многоаспектна: в садике даются теоретические знания, в семье доминирует жизненная практика опыта и мудрости родителей. Социальный аспект семьи – это дом, в котором раскрывается суть единства и нравственных качеств его обитателей.
Воспитание нравственности также влияет на построение социальных связей и социальное взаимодействие, и эффективность такого воспитания зависит как от целостности процессов педагогических, моральных, организационных в жизни дошкольников, так и от их деятельности, взаимоотношений, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. В результате деятельности целостного процесса формируется нравственно цельная личность, с единством сознания, нравственности, совести, навыков, привычек, ценного для общества.
Успех воспитателя состоит в достижениях, победах ребенка. От результата работы воспитателя зависит результат формирования успеха ребенка, его адаптация в современном обществе. Формирование социальных связей способствует формированию будущего воспитателя в целом. Таким образом, отметим, что в развитии и становлении личности дошкольника, формирование его связей в обществе велика роль воспитателя. От того, что воспитатель заложит в ребенка на ранних этапах взаимодействия (умение ориентироваться в потоке информации, добывать знания, применять их на практике, в жизни) зависит его дальнейшая судьба.
Литература:
1.Бонкало Т.И. Психологическое сопровождение в условиях образовательного учреждения // Российский научный журнал – 2009. – №2
2.Гуревич П. С. Психология и педагогика – М.: Юнити,2005 320стр.
3.Гогоберидзе А.Г. – СПб.:Питер,2017. – 480с.
- Симокова Т.П. Формирование субъективной позиции семьи на основе социально – образовательного партнера. 2012 год.