автор: Анисимова Анастасия Сергеевна
Учитель истории, обществознания и права МАОУ Гимназия № 31 г.Пермь
«Формирование познавательной активности и творческой самостоятельности школьников посредством методов гуманной педагогики в рамках ФГОС»
«Формирование познавательной активности и творческой самостоятельности школьников посредством методов гуманной педагогики в рамках ФГОС»
Вы когда – нибудь задумывались сколько дверей вам приходилось открыть? Всегда ли мы, открыв эту дверь, получим желаемое? Давайте пройдем по школе и заглянем в несколько кабинетов. Вот кабинет где дети сидят за партами, читают учебник, что то усердно пишут в тетради и отвечают только тогда, когда их спросят. А вот еще один кабинет, учитель старательно пишет формулу, которая НАВЕРНО КОМУ-НИБУДЬ пригодиться. А что же за этой дверью…. Шум какой то, неужели там не никого и ребята просто веселятся. Вот то первое чувство, которое возникнет у каждого, кто это услышит.
Сегодня, в мире, который столь стремительно меняется, в котором родители часто уходят в работу с головой, контролируя жизнь ребенка по телефону, в котором учителя, к сожалению, в борьбе с оценками, отчетами, нужными и ненужными мероприятиям и оказываются в положении людей, которые буквально вынуждены смотреть не на ребенка, а на необходимость выглядеть успешным в глазах начальства и окружающих.
Именно поэтому мы должны вспомнить о таком замечательном слове – ГУМАНИЗМ. В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой гуманизм определяется как «гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям»
У истоков гуманной педагогики стояли многие педагоги. Стоит только пробежаться по их знаменитым цитатам и перед нами выстроиться вся концепция гуманно-личностного подхода в отношении ребенка.
Но как гуманизм, спросите Вы, может нам помочь? Необходимо к каждому подходить индивидуально, знать психологические закономерности детского развития и методы воспитания ( ребенок — яркая индивидуальность, и, чтобы правильно подобрать к нему ключик нужно не только хорошо его знать, но и понимать, принимать, уважать его особенности).
Для каждого замка существует свой ключ. Замок — это ребенок, а ключи — методы воздействия на него (формы и приемы взаимодействия). Для того чтобы ребенок открылся, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т. е. метод взаимодействия.
Когда мои нынешние семиклассники пришли ко мне в 5 класс, с горящими глазами и желанием узнать, что же за предмет – ИСТОРИЯ. Передо мной встала задача – как сохранить интерес к моему предмету, как сделать так, чтоб им удалось не просто изучать историю, а проживать ее.
И вот тогда, обратившись к истокам гуманной педагогики и задумавшись о развитии личности в ребенке, я поняла, что те же самые личности и вершили нашу историю. Ведь чтобы понять все процессы, которые происходят важно понять какие люди жили в тот или иной промежуток времени, кто или что оказывало на них влияние, как формировался их характер и кто их окружал.
Тогда я решила совместно с ребятами, через образ жизни людей, через выдающихся личностей той или иной эпохи не просто изучать историю, а проживать ее через иллюстрации, через памятники культуры, литературные произведения, фильмы и даже современные отзывы о них. Так со временем стали появляться дидактические сборники, позволяющие полно и ярко передать облик изучаемого периода.
Во введенном историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.
Но мало создать только материал для работы, гораздо важнее создать условия, для его изучения. В этом мне помогают мои ключи, позволяющие раскрыть личность ребенка.
Педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое условие и источник развития – трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они могут породить ЛЕНЬ, НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ и ГРУБОСТЬ. В педагогическом процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретает для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.
Заглянем в кабинет истории №14, тема первобытное общество. Надо ж как то запомнить и понять, как отличить австралопитека от неанертальца, неандертальца от питекантропа. А давайте побудем этими людьми , первыми, значимыми в становлении человека разумного. И когда мы начинаем играть в очень простую игру «Крокодил», проигрывая образ первобытного человека, моя ученица Даша громко и на весь кабинет кричит: «Я вам сделаю пособие по неандертальцу и вы все сможете запомнить!»
РАЗВИТИЕ – вот тот первый ключ, который нам нужен, именно оно включает в себя развивающую среду, определенные сроки, преодоление трудностей и общение со взрослым в обстановке любви и заботы.
В обычном образовании педагог – это субъект, а ученик – объект педагогической работы. В концепции единой деятельности ученик представляется как субъект собственной учебной деловитости.
Поэтому два человека с одинаковыми целями должны работать вместе, сотрудничать, становиться партнерами, создавать союз. Даже если есть разница в опыте не должно быть явного доминирования. Отношения «ученик-ученик» проявляются в единичной жизнедеятельности школьных сообществ, используя содружество, соучастие, сопереживание, соуправление и т.д.
Заглянем в кабинет №11, Алексей вновь возмущается, что так мало первоисточников в учебнике по первой мировой войне. Учитель ищет слова, чтобы объяснить ему почему так, а не иначе. Коронная фраза Алексея: «Одна минута позора и все будет нормально» меняет ситуацию и позволяет ему стать соавтором, представив через какой то промежуток времени классу книгу для учащихся своего любимого 10 В класса.
СТРЕМЛЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ВЗРОСЛЫМ – вот второй ключ, который нам необходим
Мы живем в мире, который постоянно меняется, мы постоянно меняемся, меняются наши дети. Миру нужны новые люди, умеющие креативно мыслить, умеющие быстро адаптироваться к новым требованиям и ситуациям, умеющие выбирать, а главное отвечать за свой выбор.
Мой любимый кабинет № 16, в котором идут нешуточные споры о том, какой же период средневековья изучить и представить классу, какие материалы использовать и какую роль на себя взять. Со стороны этот творческий процесс может быть оценен не совсем объективно, но сам он и плоды творческой деятельности моих обучающихся, на мой взгляд, являются самым важным в моей работе. Во так в результате по теме жизнь средневекового общества мои ученики создают прекрасные макеты рыцарских замков, деревень с чересполосно – поделенными полями, ремесленной мастерской с трудящимися подмастерьями.
ОЩУЩЕНИЕ СВОБОДЫ – чувство свободного выбора, это третий и последний ключ, который нам необходим.
Как мы видим опоры гуманной педагогики и созданные мною дидактические кейсы позволяют проследить определенную динамику развития.
В первую очередь многие обращают внимание на предметные результаты работы педагога.
В данном аспекте у меня наблюдается положительная динамика. Особенно хочется уделить внимание росту количества обучающихся на 4 и 5 (высокий и творческий уровень освоения предмета)
Уже традиционными для многих ОУ стали метапредметные мониторинги, которые выявляют уровень сформированности УУД по следующим категориям регулятивные «обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности», познавательные, связанные с постановкой и решением проблем и коммуникативные, позволяют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Как видим к 7 классу мои обучающиеся вполне обладают необходимым уровнем развития перечисленных мною учебных действий.
Но мне в большей степени, было интересно, а как мои занятия формируют некие личностные начала моих учеников. Совместно с школьным психологом мы провели диагностику «Мотивация успеха и боязнь неудачи»
(МУН) опросник А.А. Реана, которая позволила определить какими мотивами подкреплена учебная деятельность обучающихся.
Данные нас приятно удивили, так как у подавляющего большинства обучающихся в основе активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность. Они готовы проявлять творческую инициативу, предполагая, что их ждет похвала и позитивное отношение.
Очень важно помнить о словах великого педагога Шалвы Амонашвили:
«Если без сердца идёте к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок — нет. Урок — это когда ребёнок набирает света. Если вести урок без сердца, вас увидят дети, запомнят что-то, сдадут что-то, потом экзамен, вы отметки поставите, а потом они «выплюнут» эти знания и всё.»
Именно поэтому в каждом ребенке я вижу личность, которая обязательно внесет вклад в развитие нашей истории.