автор: Анищенко Марина Викторовна

учитель начальных классов МАОУ СОШ №71

Аксиологические аспекты патриотического воспитания младших школьников

 

Аксиологические аспекты  патриотического воспитания младших школьников

   Эффективность патриотического воспитания младших школьников во многом зависит от того, насколько учитель владеет процедурой формулирования конкретных, достижимых в рамках одного урока или воспитательного мероприятия целей. Определяя содержание урока или мероприятия, формулируя задания для детей, учитель ориентируется на достижение этих результатов. Требования для достижения целей, разделены на две группы: 1) когнитивные (цели запоминания, понимания, применения, анализа и т.п.); 2) аффективные или цели в эмоционально-ценностной области (эмоционально-личностные отношения к явлениям окружающего мира, начиная с простого восприятия, интерес, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. Итак, формулирование цели урока является первым шагом в его проектировании. Что такое цель любой деятельности, в частности, цель проведения урока? На этот вопрос нам отвечают многочисленные словари и справочники. В любом из них мы увидим взаимосвязь двух понятий «цель» и «результат. Например: «Цель — это идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс» или: «положительный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия или деятельности; их идеальный, внутренне-побуждающий мотив».

 Что является результатом урока? С современной точки зрения, образовательный результат — это действия обучающихся, демонстрирующие знание (запоминание, понимание), способность применить знание на практике, отношение к окружающему. Возникают вопросы: формулируются ли цели современного урока в соответствии с таким пониманием? Если да, то, что является результатом или результатами урока в современной школе. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно соотнести «Способы постановки цели урока» и  «Результат урока». Можно ли при таком способе судить о достижении какого-либо конкретного результата? Можно ли этот результат получить в рамках одного урока?

 Можно сделать вывод, что  современными требованиями к формулировке целей современного урока являются следующие: 1) достижимость цели в рамках одного урока; 2) ориентированность на результат, выраженный в виде конкретного действия; 3) измеримость степени достижения цели. Способ постановки целей, который пред новизной. 

  Педагогам  начальных классов необходимо ставить воспитательные цели и задачи, в которых сформулирован конкретный результат тех или иных мероприятий в виде наблюдаемых действий, освоенных младшими школьниками; освоить современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной  работы, используя их в учебной и внеурочной деятельности;  реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); владеть  технологиями создания воспитывающей образовательной среды, способствующими духовно-нравственному развитию личности.

Аксиологические аспекты патриотического воспитания младших школьников