автор: Антонова Наталья Павловна

Учитель-логопед Республика Башкортостан Дуванский район с.Месягутово ГБОУ РЦДО

Подсказка для логопеда.

Подсказка для  логопеда

 

Без знания анатомии, человеческих мышц,

особенностей строения и хирург работать не может.

Ведь как гласит закон Гиппократа : Не навреди!

Н.И Пирогов.

Нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна.

Л.С. Выготский утверждал, что:

1) все психические процессы имеют системные строения и системную мозговую организацию. Т. е. в психической деятельности участвует весь головной мозг, но с неодинаковой активностью различных структур. Нет отдела головного мозга, который отвечал бы, например, только за речь или память.

2) при каком-то аномальном развитии всегда имеется первичный дефект – повреждение центральной нервной системы. Все остальные нарушения следует рассматривать как следствие первичного повреждения (вторичная симптоматика). Коррекционная деятельность должна начинаться с определения первичного дефекта. Например, заикание у ребёнка – при одинаковой симптоматике причина может быть разная. При неврозоподобном заикании – органическое повреждение головного мозга, при невротическом – следствие психотравмы.

3) развитие всех детей, нормальных и аномальных, протекает в соответствии с общими законами развития. Разница в темпе и сроках созревания отдельных мозговых структур.

4) работа по оценке уровня развития ребёнка: антропометрия – вес, рост и т.д.; психическое развитие – в определённые возрастные периоды происходит выраженная трансформация психических функций – психические новообразования, которые связаны с созреванием определённых мозговых структур. Уровень развития ребёнка оценивается через эти новообразования. Оценка качества – своевременность появления; насколько они реально отражают функцию; взаимоотношение старого и нового образования. Норма и патология различаются сроками возникновения новообразований, соответствием их нормативных показателей развития, их сочетаниями и соотношениями.

В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи.    

Головной мозг – полушария

Ствол включает продолговатый мозг, средний мозг –ножки  мозга.

Полушария соединены со стволом тройничным мозгом.

Продолговатый мозг- жизненный узел дыхательный центр, регулирует все органы и системы. Поражение вследствие гипоксии у новорожденных цервикальные: поражен шейный отдел позвоночника(7 шт )-дети плохо спят, плачут- синдром невропатии.

При поражении 12 пары подъязычного нерва возникает паралич  – нарушено звукопроизношение, дизартрия.

При поражении 10 пары: блуждающий нерв иннервирует голосовые связки в гортани:

Фонация-нарушение фона голоса.

Дисфония-  хриплый голос.

Афония- полное отсутствие голоса.  

При поражении 9 пары – языкоглоточный нерв- иннервирует мягкое небо возникает бульбарный паралич(поражаются ядра с обеих сторон-гипоксия). При бульбарном параличе тонус отсутствует, язык распластан в ротовой полости, мышцы атрофируются. Дети быстро погибают, не могут дышать.

Средний мозг.

Иннервирует верхнюю косую мышцу глаза.

При поражении:

Расходящееся косоглазие, нарушение работы  ретикулярной формации.

Промежуточный мозг

При поражении:

Бугров промежуточного мозга  – нарушается сбор и переработка информации так как бугры отвечают за формирование низших эмоций.

Дисбаланс медиаторного обмена, последствия РДА, поражения  лимбической системы, шизофрения.

Гипотоламус- подбугровая область, высший вегетативный центр.

При сотрясении гипоталамуса  может возникнуть ожирение. Это центр регуляции гомеостаза.

Гипофиз-подчиняется гипоталамусу, отвечает за гормон роста.

Эпиталамус представлен эпифизом. Контроль за половым созреванием, биоритмами (менструальный цикл)

Метоталамус (коленчатые тела) отвечает за прием и переработку информации, поддержание гомеостаза.

Поражение стриарной  системы: тики, тремор – у всех детей выявляется невротический фон.

Органика-гибель нейронов.

Невроз–  клетки живые, но плохо работают.

Хорея– при ДЦП (есть наследственная  хорея Геттинктона).

Атетоз-медленные движения (кисть)

Кора головного мозга.

Лобная  – отвечает за моторную  функцию (письмо, мелкая моторика), по Лурии 3 блок регуляции всей психической деятельности:  мотивация, планирование

Чаще всего поражается лобная доля(пример -нет мотивации)

Причины:

-гипоксия плода

Лобная кора.

Центр Брока– программного управления артикуляцией. Центр управления мелкой моторикой.

Псевдобульбарная дизартрия возникает при поражении пирамидного пути корково-ядерного ствола.

Как следствие: высокий тонус, мягкого неба, высокий рвотный рефлекс.

Теменная кора

Проходит вся информация от кожи и мышц

Затылочная кора

Отвечает за зрительные функции, зрительный гнозис (форма, цвет, объем, расстояние). Страдает словообразование, употребление предлогов (в, на, под), зрительная агнозия- не узнает близких(тяжелый случай у взрослых)

Височная кора

Отвечает за обоняние и вестибулярный аппарат. К рождению вкусовой гнозис существует- новорожденные отличают сладкую воду от молока. Обоняние возникает  к концу первой недели жизни.

Слуховой гнозис – реагирует на интонацию. В 4 месяца- отличает голос матери. Затем постоянно формируется и фонематический гнозис

Зона Вернике.

Если она поражена- то возникает сенсорная алалия, нейросенсорная тугоухость. Зона отвечает за вестибулярный гнозис- осознание туловища и головы в пространстве.

 

Список литературы:

1.Белова – Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М.: Просвещение. 1971

  1. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недо-развитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб., 1994.
    3.  Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.
Подсказка для логопеда.