автор: Антонова Наталья Павловна
Учитель-логопед Республика Башкортостан Дуванский район с.Месягутово ГБОУ РЦДО
Подсказка для логопеда.
Подсказка для логопеда
Без знания анатомии, человеческих мышц,
особенностей строения и хирург работать не может.
Ведь как гласит закон Гиппократа : Не навреди!
Н.И Пирогов.
Нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна.
Л.С. Выготский утверждал, что:
1) все психические процессы имеют системные строения и системную мозговую организацию. Т. е. в психической деятельности участвует весь головной мозг, но с неодинаковой активностью различных структур. Нет отдела головного мозга, который отвечал бы, например, только за речь или память.
2) при каком-то аномальном развитии всегда имеется первичный дефект – повреждение центральной нервной системы. Все остальные нарушения следует рассматривать как следствие первичного повреждения (вторичная симптоматика). Коррекционная деятельность должна начинаться с определения первичного дефекта. Например, заикание у ребёнка – при одинаковой симптоматике причина может быть разная. При неврозоподобном заикании – органическое повреждение головного мозга, при невротическом – следствие психотравмы.
3) развитие всех детей, нормальных и аномальных, протекает в соответствии с общими законами развития. Разница в темпе и сроках созревания отдельных мозговых структур.
4) работа по оценке уровня развития ребёнка: антропометрия – вес, рост и т.д.; психическое развитие – в определённые возрастные периоды происходит выраженная трансформация психических функций – психические новообразования, которые связаны с созреванием определённых мозговых структур. Уровень развития ребёнка оценивается через эти новообразования. Оценка качества – своевременность появления; насколько они реально отражают функцию; взаимоотношение старого и нового образования. Норма и патология различаются сроками возникновения новообразований, соответствием их нормативных показателей развития, их сочетаниями и соотношениями.
В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи.
Головной мозг – полушария
Ствол включает продолговатый мозг, средний мозг –ножки мозга.
Полушария соединены со стволом тройничным мозгом.
Продолговатый мозг- жизненный узел дыхательный центр, регулирует все органы и системы. Поражение вследствие гипоксии у новорожденных цервикальные: поражен шейный отдел позвоночника(7 шт )-дети плохо спят, плачут- синдром невропатии.
При поражении 12 пары подъязычного нерва возникает паралич – нарушено звукопроизношение, дизартрия.
При поражении 10 пары: блуждающий нерв иннервирует голосовые связки в гортани:
Фонация-нарушение фона голоса.
Дисфония- хриплый голос.
Афония- полное отсутствие голоса.
При поражении 9 пары – языкоглоточный нерв- иннервирует мягкое небо возникает бульбарный паралич(поражаются ядра с обеих сторон-гипоксия). При бульбарном параличе тонус отсутствует, язык распластан в ротовой полости, мышцы атрофируются. Дети быстро погибают, не могут дышать.
Средний мозг.
Иннервирует верхнюю косую мышцу глаза.
При поражении:
Расходящееся косоглазие, нарушение работы ретикулярной формации.
Промежуточный мозг
При поражении:
Бугров промежуточного мозга – нарушается сбор и переработка информации так как бугры отвечают за формирование низших эмоций.
Дисбаланс медиаторного обмена, последствия РДА, поражения лимбической системы, шизофрения.
Гипотоламус- подбугровая область, высший вегетативный центр.
При сотрясении гипоталамуса может возникнуть ожирение. Это центр регуляции гомеостаза.
Гипофиз-подчиняется гипоталамусу, отвечает за гормон роста.
Эпиталамус представлен эпифизом. Контроль за половым созреванием, биоритмами (менструальный цикл)
Метоталамус (коленчатые тела) отвечает за прием и переработку информации, поддержание гомеостаза.
Поражение стриарной системы: тики, тремор – у всех детей выявляется невротический фон.
Органика-гибель нейронов.
Невроз– клетки живые, но плохо работают.
Хорея– при ДЦП (есть наследственная хорея Геттинктона).
Атетоз-медленные движения (кисть)
Кора головного мозга.
Лобная – отвечает за моторную функцию (письмо, мелкая моторика), по Лурии 3 блок регуляции всей психической деятельности: мотивация, планирование
Чаще всего поражается лобная доля(пример -нет мотивации)
Причины:
-гипоксия плода
Лобная кора.
Центр Брока– программного управления артикуляцией. Центр управления мелкой моторикой.
Псевдобульбарная дизартрия возникает при поражении пирамидного пути корково-ядерного ствола.
Как следствие: высокий тонус, мягкого неба, высокий рвотный рефлекс.
Теменная кора
Проходит вся информация от кожи и мышц
Затылочная кора
Отвечает за зрительные функции, зрительный гнозис (форма, цвет, объем, расстояние). Страдает словообразование, употребление предлогов (в, на, под), зрительная агнозия- не узнает близких(тяжелый случай у взрослых)
Височная кора
Отвечает за обоняние и вестибулярный аппарат. К рождению вкусовой гнозис существует- новорожденные отличают сладкую воду от молока. Обоняние возникает к концу первой недели жизни.
Слуховой гнозис – реагирует на интонацию. В 4 месяца- отличает голос матери. Затем постоянно формируется и фонематический гнозис
Зона Вернике.
Если она поражена- то возникает сенсорная алалия, нейросенсорная тугоухость. Зона отвечает за вестибулярный гнозис- осознание туловища и головы в пространстве.
Список литературы:
1.Белова – Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М.: Просвещение. 1971
- Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недо-развитием речи // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб., 1994.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.