автор:
Антюхова Елена Юрьевна – педагог дополнительного образования,
Горячева Светлана Александровна – педагог дополнительного образования,
Орлова Светлана Ивановна – педагог дополнительного образования,
Осколкова Елена Александровна – педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДТ «Приокский» г. Рязань
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Планета Лето»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Приокский»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
«Планета Лето»
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 18 часов
Авторы-составители:
педагоги дополнительного образования
Антюхова Елена Юрьевна,
Горячева Светлана Александровна,
Орлова Светлана Ивановна,
Осколкова Елена Александровна
г. Рязань, 2025
Пояснительная записка
Летние каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта учащихся. Это время творческого освоения детьми новой информации, её осмысления, формирования новых знаний и умений, развития творческого потенциала. Это активная пора их социализации, продолжения образования. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают учреждения дополнительного образования детей.
Роль и место программы в Образовательной программе Центра
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Планета Лето» (далее – Программа) является составным компонентом программно-методического обеспечения Образовательной программы МБУДО «ЦДТ «Приокский» (далее Центр), Программа – основной документ планирования и организации образовательного процесса. В соответствии с основными положениями Образовательной программы Центра данная программа способствует обеспечению реализации основных принципов дополнительного образования детей: гуманизации, интеграции, вариативности, дифференциации, непрерывности и преемственности.
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Планета Лето» осуществляется в соответствии с нормативными актами Центра.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения учащихся, преемственность в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач, удовлетворяет социальный заказ на развитие обучающихся, овладение ими навыками учебно-познавательной деятельности социально-гуманитарного направления.
Специфика объединения
Программа «Планета Лето» является краткосрочным продолжением дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы студии «Почемучки» для организации свободного времени дошкольников в летний период.
Студия развития детей дошкольного возраста «Почемучки – структурное подразделение Центра детского творчества «Приокский».
Организуемый педагогический процесс направлен на:
– обеспечение сотворчества и сотрудничества педагога дополнительного образования, обучающихся, их родителей;
– создание условий для наиболее полного удовлетворения интересов, потребностей детей, укрепления их здоровья.
– формирование общей культуры обучающихся.
Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором Центра, календарным учебным графиком на текущий учебный год.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Это программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития познавательной и эмоциональной сферы личности детей дошкольного возраста.
Актуальность программы определяется современными требованиями модернизации системы образования и объективно существующим социальным заказом на обеспечение занятости детей в период летних каникул. При составлении программы учитывались возможности образовательного учреждения, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летних занятий.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она учитывает предыдущий опыт детей, предоставляет возможность каждому
ребёнку реализовать себя в различных видах деятельности. Содержание не дублирует учебный материал основной программы, построено на тематическом разнообразии и интересе для каждого ребенка. Программа носит развивающий характер и обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с педагогом, друг с другом и с предметно-пространственным окружением.
Новизной данной программы является модульность построения. Она включает 6 образовательных модулей, обеспечивающих разностороннее развитие личности дошкольника:
- «АБВГДейка»
- «Заниматика»
- «Лето с английским»
- «Мир вокруг нас»
- «Летнее творчество»
- «Игроритмика»
Организация образовательного пространства с помощью всех модулей программы обеспечивает различные виды деятельности дошкольников, а также их игровую, познавательную и творческую активность.
Формы и методы педагогической работы, используемые при реализации программы, полностью соответствуют возрастным особенностям детей. Освоение программы помогает развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка, зрительно-моторной координации, способствует формированию положительной познавательной мотивации и творческому развитию личности, что является педагогически целесообразным.
Основа организации учебного процесса – игровая деятельность. Ведущими формами организации работы с детьми являются групповые занятия. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, логического мышления, воображения, мелкой моторики, творческих способностей, развитием диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса. Применяется дифференцированный подход к детям с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет.
Программа является краткосрочной, ознакомительного уровня освоения, реализуется в летний период, рассчитана на 18 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Продолжительность занятия – 30 минут.
Форма организации занятий – групповая.
Формы проведения занятия – беседа, опрос, практическое занятие, викторина, занятие-игра, учебно-игровая ситуация.
Основной тип занятия – комбинированное занятие, сочетающее в себе элементы вышеперечисленных форм в различной вариации.
Форма обучения – очная.
Количество детей в группах – 12-15 человек.
Состав группы: постоянный.
Условия формирования групп – одновозрастные.
Особенности формирования групп – свободный набор по заявлению родителей (законных представителей) без предварительного отбора.
Цель программы: Создание условий социальной адаптации и творческого развития детей дошкольного возраста в процессе формирования интереса к познанию, общению, творчеству игровыми средствами в учреждении дополнительного образования в летний период.
Задачи:
Образовательные:
- активизация потенциала знаний, умений и навыков детей в разных областях знаний;
- формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
Развивающие:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие инициативы, любознательности, способности к творческому самовыражению;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества.
Воспитательные:
- формирование основ гражданственности и патриотизма;
- воспитание организованности, самостоятельности, коллективизма и взаимопомощи;
- формирование готовности следовать основным нравственным нормам;
- формирование навыков культуры общения и поведения в социуме.
Содержание программы
Учебный план
№ | Название образовательного модуля | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | «АБВГДейка» | 3 | 1 | 2 | Викторина, игровые упражнения |
2. | «Заниматика» | 3 | 1 | 2 | Беседа, игровые упражнения |
3. | «Лето с английским» | 3 | 1 | 2 | Беседа, игровые упражнения |
4. | «Мир вокруг нас» | 3 | 1 | 2 | Викторина, игровые упражнения |
5. | «Летнее творчество» | 3 | 0,5 | 2,5 | Наблюдение, анализ творческих работ |
6. | «Игроритмика» | 3 | 0,5 | 2,5 | Игровые упражнения |
Итого: | 18 | 5 | 13 |
Содержание учебного плана
Образовательный модуль «АБВГДейка»
Занятие 1. Сказки А.С.Пушкина.
Сказки Пушкина открывают детям огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Практические упражнения: викторина по сказкам А.С.Пушкина.
Занятие 2. Занимательные ребусы.
Отличная тренировка для ума — разгадывание ребусов. Это занятие тренирует внимание, смекалку, настойчивость. Правила и алгоритм решения ребусов.
Практические упражнения: игра «Гимнастика для ума» (разгадывание ребусов разных видов).
Занятие 3. Поиграем в рифму!
Рифмы-миниатюры развивают у детей слуховое внимание, фонематический слух, языковое чутье. Играя и составляя рифмы, дети развивают память и связную речь, учатся правильно употреблять лексико-грамматические конструкции и согласовывать слова в предложениях.
Практические упражнения: игра «Доскажи словечко».
Образовательный модуль «Заниматика»
Занятие 1. Лабиринты.
Прохождение лабиринтов развивает логическое и пространственное мышление ребенка, многовариантность, умение достигать цели, упорство и терпение.
Практические упражнения: прохождение лабиринтов разной сложности, графические диктанты.
Занятие 2. Старинные меры длины.
Знакомство со старинными мерами длины позволяет развивать познавательную активность, мышление, воображение.
Практические упражнения: «Проверь измерения», игра «Объясни пословицы и поговорки».
Занятие 3. Конструирование.
Конструирование для детей способствует:
− улучшению зрительно-моторной координации;
− развитию пространственного мышления, т. е. приобретению навыков
делить сложную форму на составные части, соотносить размеры объектов и определять их местоположение, мысленно меняя их взаимное расположение;
− получению навыков повышенной концентрации внимания;
− совершенствованию их речи, т. к. в процессе работы они делятся своими замыслами, учатся ясно выражать свои мысли и грамотно их формулировать.
Практические упражнения: конструирование по замыслу.
Образовательный модуль «Лето с английским»
Занятие 1. Планеты и космические тела.
Виртуальное путешествие в космос и знакомство с названиями планет Солнечной системы на английском языке с помощью обучающего видеоролика. Повторение глоссария темы «Цвета». Обобщение и закрепление изученных ранее речевых образцов.
Песенный материал: песня «Веселые планеты» («Planet Song») – варианты на русском и английском языках.
Практические упражнения: игра «Парад планет»; разучивание и хоровое исполнение песни с визуальной опорой.
Занятие 2. Обитатели морей и океанов.
Наша планета на две трети состоит из воды, необходимой для существования жизни на Земле. Живой мир морей и океанов огромен и разнообразен. Знакомство, закрепление тематических знаний о жителях морей и океанов и расширение словарного запаса с помощью обучающего видеоролика. Активизация новой лексики с использованием знакомого грамматического материала. Загадки о животных.
Песенный материал: песни «Подводный мир» («Down In The Deep Blue Sea»), «Акулёнок» («Baby Shark doo doo doo doo»).
Практические упражнения: игра «Кто-кто в море-океане живет?»; инсценирование песни «Акулёнок».
Занятие 3. Геометрические фигуры и формы.
Весь наш мир состоит из предметов различных форм. Умение видеть геометрические формы в окружающих нас предметах развивает пространственное и ассоциативное мышление, логику и воображение. Закрепляем знания о геометрических фигурах и формах и называем их по-английски. Активизация новой лексики с использованием знакомого грамматического материала. Повторение глоссария темы «Цвета».
Песенный материал: песня «Мы фигуры» («Shapes») – варианты на русском и английском языках.
Практические упражнения: игра «Цвет и форма»; разучивание и хоровое исполнение песни с визуальной опорой.
Образовательный модуль «Мир вокруг нас»
Занятие 1. Зелёная планета (Всемирный день охраны окружающей среды).
Расширение представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека. Систематизация и углубление первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самих детей поведения. Воспитание чувства ответственности за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой. Беседа «Природа и человек».
Практические упражнения: познавательные викторины и игры – «Назови правильно знаки»; «Загадки природы»; «Экологический светофор».
Занятие 2. Россия – Родина моя! (День России).
Развитие познавательного интереса к историческому наследию России. Воспитание чувства любви и гордости к Отечеству. Актуализация знаний детей о государственных и неофициальных символах России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъёме Государственного флага России. Стихи о флаге и гербе России, символическое значение цветов и образов.
Виртуальное путешествие по России с помощью познавательного видеоролика.
Практические упражнения: интеллектуальная викторина «Моя Россия».
Занятие 3. Ветер, ветер, ты могуч! (Международный день ветра).
История праздника. Просмотр и обсуждение познавательного видеоролика «Ветер». Актуализация и расширение знаний детей о ветре, его видах и особенностях, значении для человека и окружающего мира. Акцентирование внимания на богатстве и красоте звуков природы. Пословицы и поговорки о ветре. Народные приметы, предвещающие ветер. Проблемная ситуация «Ветер друг или враг человеку?»
Практические упражнения: отгадывание загадок про ветер; познавательные игры «Ветрено/безветренно», «Найди ветер на картинке».
Образовательный модуль «Летнее творчество»
Занятие 1. Рисование.
Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. Развивать композиционные умения, творческие способности, воображение. Закреплять приемы рисования, акварелью. Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Продолжать учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).
Практическое задание: «Мой друг Чебурашка».
Занятие 2. Изготовление поделок из бумаги.
Продолжать знакомить с ножницами и развивать навыки вырезывания:
− разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;
− вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз;
− вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; вырезывание по контуру.
Учить раскладывать и последовательно приклеивать вырезанные самостоятельно бумажные формы, создавая при этом цельный аппликативный образ из 5-6 готовых силуэтов.
Практическое задание: «Весёлый краб».
Занятие 3. Лепка из пластилина.
Создание объемной поделки из отдельных кусков пластилина путем соединения. Продолжать учить:
− синхронизировать работу обеих рук;
− координировать работу глаз и рук, соизмерять силу нажима ладонью;
− создавать простейшие формы (шар, цилиндр, овал) и видоизменять их, создавая при этом выразительные образы;
− лепить пальцами; вытягивать или оттягивать небольшое количество пластилина для формирования деталей; создавать образы из 5-6 деталей.
Практическое задание: «Божья коровка на зелёном листике».
Образовательный модуль «Игроритмика»
Занятие 1. Упражнения и игры летом.
Повторение изученных в течение года танцевальных движений и элементов. Упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях. Игротанцы как элемент игровой технологии на занятии. Изображение в танце различных образов людей, животных, растений
Практические упражнения: «Зарядка в зоопарке»; «Бабочка»; «Верблюд»; «Змеи»; «Рыбка»; «Бегемоты».
Занятие 2. Музыкально-подвижные игры.
Игры на определение динамики музыкального произведения; игры для развития ритма и музыкального слуха; подвижные игры; игры-превращения.
Развитие музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; развитие координационных способностей, формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку.
Используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Практические упражнения: «Найди своё место»; «Нитка – иголка»; «Море волнуется»; «Мяч по кругу»; «Лохматый пес».
Занятие 3. Мы играли, занимались – все довольные остались!
Игровая программа в день завершения занятий.
Практические упражнения: хоровод «Узнай друга»; «Веселый кегельбан»; «Самый ловкий (Кольцеброс)»; «Ранец»; «Робот».
Планируемые результаты
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) главными результатами реализации программы следует считать:
- активное и заинтересованное отношение детей к занятиям;
- приобретение новых знаний, умений и навыков в рамках материала программы;
- активизацию воображения и произвольного внимания;
- способность к принятию собственных решений;
- положительное переживание каждым ребенком своего участия в организуемых видах познавательной активности;
- проявление инициативы и самостоятельности в игре и общении;
- умение сотрудничать со сверстниками в совместной деятельности, развитие коммуникативных способностей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине);
- способность правильно реагировать на различные социальные и общественные явления; выполнять правила здорового и безопасного поведения для себя и окружающих.
Календарный учебный график
(Приложение 1)
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогами, соответствующими квалификационным характеристикам должности «педагог дополнительного образования».
Для специально организованных занятий рекомендуется наличие кабинетов. Расположение мебели и оборудования должно соответствовать требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться. Предметно-развивающая среда должна отвечать художественно-эстетическим требованиям.
Оборудование:
- магнитные доски;
- мультимедийное оборудование;
- копировальная аппаратура;
- аудиоматериалы;
- видеоролики и мультимедийные презентации на темы занятий;
- справочная и методическая литература;
- учебно-дидактическое обеспечение (раздаточный и наглядный материал, игры и пособия, игрушки, методические пособия);
- канцелярские принадлежности;
- материалы для детского творчества.
Способы и формы определения результатов обучения
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в процессе реализации программы не предусмотрена ни промежуточная, ни итоговая аттестация дошкольников.
Для определения образовательных результатов используются:
- опрос (фронтальный и индивидуальный);
- взаимодействие в коллективе: игры и учебно-игровые ситуации;
- беседы (индивидуальные и групповые);
- дидактическая игра;
- анализ творческих работ;
- педагогическое наблюдение за детьми в ходе занятий;
- участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, викторинах;
- беседы с родителями (законными представителями).
Общая оценка деятельности ребёнка всегда является положительной, а педагог даёт рекомендации для достижения наилучшего результата, стимулируя познавательную активность детей. Результаты используются исключительно для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории) и оптимизации содержания программы и методов обучения.
Формы фиксации и представления образовательных результатов: журнал посещаемости, фотоматериалы, итоговый отчет педагога о качестве выполнения программы, грамота/свидетельство/диплом за участие в конкурсах/олимпиадах/викторинах.
Оценочные материалы, используемые при реализации программы, представлены в Приложении 2.
Воспитание
Воспитательная работа ведётся в соответствии с рабочей Программой воспитания, Образовательной программой Центра и ориентирована на формирование общечеловеческих ценностей, социально-значимых качеств, базовой культуры, укрепление здоровья, оказание помощи в социализации, саморазвитии и творческой самореализации личности.
Воспитательный потенциал программы реализуется через:
– побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
– использование воспитательных возможностей содержания программы для формирования у обучающихся традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
– выбор и использование на занятиях методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель воспитательной работы – создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи:
– формирование у детей гражданско-патриотического сознания;
– выявление и развитие творческих способностей, обучающихся через совместную творческую деятельность педагога, учащихся и родителей;
– формирование нравственной культуры, расширение кругозора, интеллектуальное развитие;
– пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-опасных явлений;
– создание условий для активного и полезного взаимодействия педагога и семьи по вопросам воспитания учащихся.
Решение воспитательных задач общеобразовательной программы контролируется методом педагогических наблюдений.
Ожидаемые результаты:
– активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
– оказание посильной помощи членам коллектива, умение находить с ними общий язык и общие интересы.
Методы воспитания, используемые в учебно-воспитательном процессе:
– методы формирования сознания (рассказ, объяснение, убеждение, пример);
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации);
– методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, порицание).
Основной формой воспитания детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Формы проведения воспитательных мероприятий: участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах различного уровня; беседы; инструктажи по технике безопасности; привлечение обучающихся к участию в мероприятиях учреждения ко Дню России.
Подобные практические занятия способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Воспитательная работа направлена на развитие творческих способностей детей и установление сотрудничества с семьей и родителями.
Основные формы совместной с родителями воспитательной работы:
– родительские собрания;
– информирование родителей об образовательных услугах Центра посредством сетевого взаимодействия в группе ВК и индивидуальных встреч;
– анкетирование по удовлетворенности качеством образовательных услуг и взаимодействием с педагогическим коллективом;
– индивидуальные и групповые консультации по социальным вопросам, по вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между взрослыми и детьми,
– обсуждение с родителями целевых ориентиров, на достижение которых направлена деятельность педагога, и включение членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей;
– фронтальные и индивидуальные опросы родителей,
– целевые и спонтанные беседы об особенностях возраста и методах подхода к обучению и воспитанию ребёнка, подготовке его к обучению в школе, сохранению и укреплению здоровья,
– педагогическое просвещение родителей,
– творческие задания для родителей с детьми.
Регулярно оформляется информационный стенд, на котором вывешиваются сведения о мероприятиях и творческих заданиях, родительских собраниях, сроках и формах открытых занятий и диагностических мероприятий. Наиболее активные родители поощряются устной благодарностью, вручением благодарственных писем во время проведения мероприятий или собраний по итогам учебного года.
Использование воспитательного потенциала программы способствует положительной динамике проявлений личностных качеств воспитанников, росту количества обучающихся, вовлеченных в мероприятия воспитательного характера.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
В соответствии с ФГОС ДО оценки результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, опрос) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного обучающегося. Он имеет целью получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, отзывов — используются только в виде общих усреднённых и анонимных данных
Календарный план воспитательной работы
(Приложение 3)
Методическое обеспечение
Программа «Планета Лето» ориентирована на гуманистические ценности, партнерское взаимодействие детей и взрослых, на создание условий для развития личности ребенка, повышение его уверенности в своих силах, на свободное творческое самовыражение.
Содержание программы строится на следующих принципах:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
- систематичность и последовательность;
- доступность и достаточность;
- наглядность;
- достоверность;
- комплексность;
- разнообразие игровых и творческих заданий;
- многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, речевая, музыкальная);
- психологическая комфортность (обеспечение эмоционального комфорта, удобной пространственно-образовательной среды, создание условий для самореализации).
При реализации программы применяются разнообразные методы обучения: словесные, наглядные практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, игровые. Выбор методов обучения зависит от возраста обучающихся и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов.
На занятиях используются следующие приёмы:
- беседа с игровыми элементами;
- демонстрация мультимедийных презентаций;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
- дидактические игры;
- разгадывание ребусов, загадок;
- конкурсы, викторины;
- действия с моделями и схемами;
- виртуальная экскурсия;
- разучивание стихов и песен (декламация, инсценировка);
- работа с иллюстративным материалом: описание, детализация, игры, сравнение;
- работа с предметами: описание, загадки, игры;
- подвижные игры, зарядки, физкультминутки;
- комментарий педагога при практической деятельности детей, носящий характер пояснений и советов;
- практическая помощь педагога при возникновении каких-либо трудностей в работе детей.
Данная программа реализуется через следующие формы занятий:
- комбинированное занятие по алгоритму:
− водная часть,
− познавательная и практическая деятельность детей
− анализ деятельности, рефлексия;
- занятие – конкурс
− вступительное слово педагога,
− выполнение теоретических и практических заданий,
− подведение итогов.
- занятие с игровой основой.
Образовательная деятельность строится с использованием элементов современных педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения, ИКТ, игровых технологий, здоровьесберегающего обучения.
Личностно-ориентированное и дифференцированное обучение реализуется путём отбора тематики содержания программы на основе его соответствия реальному опыту и интересам дошкольников и с учётом их психологических и индивидуальных способностей. Регулировка темпа и качества овладения материалом осуществляется подбором индивидуальных заданий в зависимости от уровня сформированности умений и навыков детей. Личность каждого ребёнка и коллектив в целом изучаются путём наблюдения на занятии и вне его, обмена мнениями с педагогами, бесед с родителями, с детьми. Систематически обращается внимание группы на успехи коллектива в целом и успехи отдельных детей так, чтобы они чувствовали своё движение вперёд. Это позволяет выстраивать взаимодействие педагога и воспитанника на принципах доверия и взаимопонимания, раскрыть ресурсы ребёнка во всех видах его активности.
Здоровьесбережение направлено на обеспечение необходимой поддержки детям в развитии познавательной активности и реализуется через оптимизацию содержания и организации занятия. Для повышения эффективности взаимодействия с детьми используются следующие педагогические приемы:
− положительный эмоциональный настрой детей на занятие;
− фокусирование внимания на интересе детей;
− физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры;
− оптимальный темп ведения занятия;
− смена видов деятельности;
− внимательное и терпеливое отношение к каждому ребенку;
− вовлечение всех детей в общение;
− постоянная опора на наглядность, музыку, движение и ритм;
− использование мимики, жестов;
− поощрение детей за участие в занятии.
Информационно-коммуникационные технологии дают возможность задействовать в обучении зрительный и слуховой анализаторы, что позволяет:
− обеспечить положительную мотивацию обучения;
− рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;
− расширить объем знаний по предлагаемой тематике;
− сконцентрировать и развить произвольное внимание детей;
− повысить качество знаний обучающихся и результативность их участия в дистанционных конкурсах и викторинах.
В учебном процессе используются следующие средства ИКТ: обучающие и познавательные видеоролики, мультимедийные презентации, музыкальные видеоклипы, фрагменты мультфильмов, аудиозаписи, фотографии. ИКТ используются на следующих этапах занятия: для разминки; для введения и первичного закрепления нового материала; актуализации, обобщения и систематизации знаний; для индивидуализации обучения; для рефлексии.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность. Использование игровых технологий позволяет заложить основы для формирования умения видеть цель и действовать в соответствии с ней, умения контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. Весь процесс обучения построен на взаимосвязи игры с другими видами деятельности. В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться, что способствует удержанию внимания обучающихся и позволяет избежать переутомления. Разнообразные игры, предложенные в программе, учитывают уровень умственного и физического развития детей, а также соответствуют целям и задачам программы.
Применение элементов современных педагогических технологий придает занятиям особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их мыслительной деятельности.
Программа является вариативной: педагоги могут вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, песню, стихотворение, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (в редакции, введенной в действие с 17 февраля 2023 года приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2022 года N 955).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (в редакции, введенной в действие приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года N 1028).
- Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Баринова Е.В. Учимся любить природу: пособие для детских садов и школ раннего развития. – Феникс, 2016.
- Белоусова Л.Е. 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть. – С-Пб, «Детство-пресс», 2003.
- Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги. – Ярославль, «Академия развития», 2009.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. – СПб, 2000.
- Воспитание детей в игре. Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И., Белоусова Л.Е. – М., «Просвещение», 1983.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М., «Скрипторий 2003», 2006.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.; ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
- Дыбина О.В. Ознакомление предметным и социальным окружением (старшая группа). – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
- Евсеева М.Н. Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста. – Волгоград, 2006.
- Запаренко В.С. Энциклопедия рисования. – Москва, Олма-Пресс, 2002.
- Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Исполатов А.Н. 1000 лучших игр, конкурсов. Забав для детской компании. – М., Астрель, 2009.
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М., 2000.
- Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1-2 часть. – Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011.
- Мартин Б. Рисуем с удовольствием. – Минск, «Попурри», 2003.
- Микляева Н.В. «Открытие мира. Я и другие». Познавательное развитие детей. – АРКТИ, 2020.
- Мильруд Р.П., Юшина Н.А. 12 шагов к английскому языку. – Обнинск, Титул, 2015.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
- Петрова Т.П., Петрова Е С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (для детей 3-7 лет). – М., «Школьная Пресса», 2004.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. Столяра А.А. – М.: «Просвещение», 2008.
Информационные ресурсы:
http://www.edu.ru
http://dop-obrazovanie.com/
http://dovosp.ru/
https://infourok.ru/biblioteka/doshkolnoe-obrazovanie
https://pedsov.ru/
https://1sept.ru/
http://nsportal.ru
https://solnet.ee/
https://logiclike.com/
Приложение 1
Календарный учебный график
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Планета Лето»
2024-2025 учебный год
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Сроки проведения итоговых занятий | Режим занятий
в неделю |
1 | 03.06.2025 | 19.06.2025 | 3 | 6 | 18 | 17.06. -19.06.2025 | 2 раза по
3 часа |
Приложение 2
Оценочные материалы,
используемые при реализации программы «Планета Лето»
Цели:
– повторение и выявление уровня освоения материала программы;
– стимуляция познавательной активности и способностей к социальному взаимодействию;
– оптимизация образовательной деятельности.
«Заниматика»
Графические диктанты – полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе.
Цели: развитие координации движений, внимания, памяти, усидчивости, воображения, словарного запаса, мелкой моторики, орфографической зоркости.
Задачи: учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении; развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого; работать над развитием правильной, четкой и связной речью; активизировать слуховое восприятие и память.
Ход игры:
1 вариант: Ребёнок самостоятельно повторяет изображение на листе бумаги в клетку по образцу.
2 вариант: Педагог диктует детям направление и необходимое количество клеток для получения изображения.
- Слон.
- Змея
«Ну-ка повтори».
Цели: развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
Ход игры: Ребёнку предлагаются карточки с изображением точек на листе бумаги в клетку, необходимо повторить изображение.
«АБВГДейка»
Викторина по сказкам А. С. Пушкина
Цель: расширить кругозор и эрудицию детей.
Задачи: закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина; формировать связную речь, обогащать словарь; развивать внимание, мышление, память.
- Где жил старик со своею старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. в землянке.
Б. в избушке
В. в шалаше. - Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море?
А. 5 раз
Б. 3 раза.
В. 1 раз
- Чем ловил рыбу старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. удочкой.
Б. сачком
В. неводом.
- Кто исполнял капризы старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. щука.
Б. золотая рыбка.
В. Русалочка.
- Сколько лет старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» рыбачил в море?
А. 20 лет
Б. 30 лет и три года
В. Всю жизнь
- Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
А. поместил в аквариум
Б. сварил уху
В. отпустил в море
- Старик ловил неводом рыбу, старуха… что делала.
А. мыла посуду
Б. растила капусту
В. пряла свою пряжу
- Сколько желаний старухи исполнила рыбка?
А. 3
Б. 4
В. 5
- Жил старик со своею старухой у какого моря:
А. у чёрного
Б. у синего
В. у красного
- Старуха захотела стать владычицей морскою, а где она собралась жить?
А. во дворце
Б. в тереме
В. в океане-море
- В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане»?
А. в медведя
Б. в воробья
В. в комара
- Что горит во лбу у царевны Лебеди из «Сказки о царе Салтане»?
А. корона
Б. солнце
В. звезда
- Кто был верным сторожем царя Дадона из «Сказки о золотом петушке»?
А. собака
Б. петушок
В. золотая рыбка
- Какой титул был у Елисея?
А. царь
Б. царевич
В. королевич
- Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
А. яблоком
Б. бананом
В. апельсином
- Кто в сказке «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» подсказал королевичу Елисею, где найти царевну?
А. ветер
Б. Баба Яга
В. кот учёный
Суперигра.
Сколько всего раз старик ходил на берег моря в «Сказке о золотой рыбке»?
Варианты ответов:
- 3 раза. 3. 5 раз.
- 4 раза. 4. 6 раз.
«Мир вокруг нас»
Викторина «Моя Россия».
Цели: систематизировать знания детей о символике государства; закрепить знания о флаге, гербе, гимне; воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России;
1.Что такое Родина? (Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна. Родина – значит родная, как мать и отец).
- Как называется наша страна? (Россия)
- Граждане России называются…? (Россияне)
- 4.Кто управляет нашей страной? (президент и правительство)
- 5.Как зовут нашего президента? (В.В. Путин)
- Столица России? (город Москва)
- Почему Москва является столицей нашей Родины? (в этом городе работают наш президент и правительство)
- Как называется главная площадь нашей столицы? (Красная площадь)
- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн)
- Назовите в правильном порядке цвета российского флага (белый, синий, красный).
- Где можно увидеть флаг России? (на зданиях, на кораблях и т. д.)
- Как называется главная песня страны? (гимн)
- Что надо делать, когда звучит гимн? (он звучит только в очень торжественных моментах, надо вставать, а мужчины должны снимать головные уборы).
Он звучит торжественно,
Все встают приветственно.
Песню главную страны
Уважать мы все должны!
- Что изображено на российском гербе? (золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея)
- Кто такой Георгий Победоносец? (издавна он почитался на Руси как защитник Отечества, покровитель воинов)
- Бронзовый памятник – вам не игрушка, Он ведь орудие – это…. (Царь-пушка)
- Перечислите главные праздники России.
«Лето с английским»
- «Парад планет».
Цели игры:
– закрепить и систематизировать представления детей о Солнечной системе, Вселенной;
– развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность;
– развивать навыки ориентировки и пространственные представления.
Оборудование: картинки с изображениями планет.
Солнечная система — это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности. Детям предлагается вспомнить расположение планет по отношению к Солнцу. Они делятся на команды, им раздаются картинки с изображениями планет. Команды должны выйти и выстроиться в правильной последовательности. Оценивается быстрота и правильность выполнения.
- «Кто-кто в море-океане живёт».
Цели игры:
– актуализация знаний об обитателях морей и океанов;
– развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
Оборудование: карточки с разнообразными животными.
Ход игры:
1 вариант – На слове «вода» игроки должны выйти со своей карточкой и назвать животное, обитающее в море.
На слове «воздух» игроки должны выйти со своей карточкой и назвать животное, обитающее на суше.
2 вариант – Две команды становятся лицом друг к другу. У каждого ребенка в руках картинка с изображением животного, которую они прячут за спиной. По сигналу педагога все члены одной команды одновременно показывают второй команде свои картинки и быстро прячут их. Члены второй команды должны запомнить и сказать, какие животные были показаны.
Игра «Один — много» может дополнить вышеописанную игру.
Педагог: Мы — волшебники немного: был один, а станет много. Называет морских животных в единственном числе. Дети называют их во множественном числе.
- Игра «Цвет и форма».
Цели:
– обобщить представления о геометрических фигурах и основных цветах;
– развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание.
Оборудование: набор геометрических фигур различного цвета и размера.
Игровое правило: находить фигуры по заданию педагога.
Ход игры:
1 вариант – На доску выставляются различные геометрические фигуры. Педагог убирает одну фигуру или меняет их местами, дети должны отгадать, какой фигуры не стало или что изменилось. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбираются разного цвета, разной величины.
2 вариант – Дети называют геометрические фигуры, имеющиеся на схеме. Потом указывают их цвет и размер.
«Летнее творчество»
Участие детских работ в выставках и конкурсах различного уровня и коллективный анализ творческих работ.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Организованный просмотр – наиболее подходящая форма оценки. Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ приучают детей справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
«Игроритмика»
“Ранец”.
Цели: развитие умения дифференцировать усилия при выполнении прыжков, закрепление знаний о социально-бытовой ориентировке, расширение словарного запаса и знания предметов окружающего мира.
Ход игры:
Все дети встают в квадрат — это ранец. Ведущий объявляет: “Сейчас будем собирать ранец в школу”. Каждый игрок выкрикивает по очереди, чем он будет (ручка, тетрадь, учебник). Если он по смыслу угадал, то прыгает в середину и присаживается, берет за руки тех, кто уже “внутри ранца”. И так до тех пор, пока все дети не окажутся в кругу. Затем, по желанию, тема меняется на “овощи”, “цветы”, “деревья”, “посуда”, “одежда”.
“Робот”.
Цели: развитие пространственной ориентировки, знаний направлений движения.
Ход игры: на глаза ведущего надевается повязка, он – “робот”. Дети говорят “вперед”, “назад”, “вправо”, “влево”, “стой” и т.д. и “приводят” его к заранее оговоренной цели (двери, окну и т.п.).
«Узнай друга».
Цели: развитие тактильного восприятия и внимания, активизация слуховой и мышечной памяти, мышления, развитие мелкой моторики.
Ход игры:
На глаза одного ребенка надевается повязка. Ведущий подводит его к любому игроку, где он должен с помощью ощупывания определить: кто это, назвал имя.
Вариант: узнать игрока можно только по голосу, не трогая его при этом руками.
«Мяч по кругу».
Цели: развитие умения дифференцировать усилия при бросках и ловле мячей, расширение активного словаря, развитие внимания при следящих движениях.
Ход игры: Дети стоят в шеренге. Ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, возвращает мяч ведущему, называет слово на эту букву. Например, – “А” – “Арбуз”.
“Лохматый пес”.
Цели: развитие быстроты реакции, внимания, координации элементарных движений, выполняемых под ритм, активизация речевой деятельности.
Ход игры: у одной из стен сидит на корточках “пес”. Дети строятся вдоль противоположной стены в шеренгу и медленно двигаются по направлению к “псу”, хором проговаривая: “Вот сидит лохматый пес, В лапы свой, уткнувши нос, тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим: что же будет?” С последними словами дети должны подойти к псу, хлопнуть в ладоши и повернувшись, бежать к противоположной стене. А пес их ловит. Кто пойман, исполняет роль пса. Способы усложнения: увеличить количество “псов” до 2-3.
«Море волнуется».
Цели: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с коммуникативной деятельностью; выполнять имитационные движения, демонстрируя выразительность и пластичность движений.
Правила игры:
Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (лавочки, стулья и т.д.). Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не разрешено касаться игроков.
Ход игры:
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:
«Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри!» В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.
Приложение 3
Календарный план воспитательной работы
№
п/п |
Название события, мероприятия | Сроки | Задачи |
1. | Инструктаж по технике безопасности, правилам пожарной и электробезопасности | июнь | Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся. |
2. | Анкетирование родителей по вопросам удовлетворенности качеством образовательных услуг и взаимодействием с педагогическим коллективом | июнь | Решение вопросов социального и педагогического характера |
3. | Индивидуальные и групповые консультации с родителями по социальным вопросам, по вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между взрослыми и детьми | июнь | Решение вопросов социального и педагогического характера.
Повышение уровня родительской компетенции. |
4. | Тематические конкурсы, олимпиады, викторины, выставки для дошкольников различного уровня | июнь | Развитие творческой активности обучающихся. Создание ситуации успеха,
возможности повысить личностную самооценку |
5. | Беседы с обучающимися о здоровом образе жизни | июнь | Формирование социальной компетентности |
6. | Участие в праздничном мероприятии в ЦДТ «Приокский» к Дню России | июнь | Воспитание патриотизма, любви к Родине, нравственных качеств. |
7. | Посещение музея этнографии «Берегиня | июнь | Развитие интереса и воспитание уважения к культурным традициям России. |
8. | Рефлексия на занятиях «Что мы узнали, чему научились» | июнь | Сплочение детского коллектива, повышение самооценки обучающихся. |
9. | Беседа «Безопасные каникулы» | июнь | Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся. |