автор: Анциферова Анна Геннадьевна

Преподаватель Центра-колледжа прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Проблемы профессионального самоопределения молодежи в современных условиях

Проблемы профессионального самоопределения молодежи в современных условиях

 

В современном мире очень часто у молодежи возникают проблемы с самоопределением. Как в плане будущей профессии, так и  в жизненных целях. Что касается профессионального самоопределения, то этот процесс происходит длительное время, зачатки его зачастую формируются в детском возрасте, когда дети начинают в игровой форме познавать мир профессий. На протяжении этого периода происходит не только профессиональное и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. Но когда современная молодежь встает перед выбором профессии, то на этот выбор влияет множество других факторов. Первым фактором является родительское давление. Когда подростки начинают задумываться, кем бы они хотели быть,  родители помогают им в выборе профессии. Это правильно. Но иногда помощь перерастает в давление, которое может даже помешать определению будущей личности. Второй фактор – это социальное давление. Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придает условиям жизни, что вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. И в будущем многие юноши и девушки предполагают иметь такие же, если не более благоприятные условия жизни. С этими же мерками они подходят и к профессии. Кем сейчас модно быть? Встречаются мотивации: «Это одни из наиболее распространённых профессий на данный момент», «Такая мода», «Это престижные специальности» и т. д. Часто друзья и подруги идут учиться на такие же специальности, и это тоже влияет на профессиональное самоопределение личности. Мы живем в современном мире, где детям во время формирования будущей профессии предоставляется множество тестов на профориентацию, а также работа с психологами, но даже это не всегда способствует профессиональному определению подростка, а иногда даже, запутывает [1].

Современная социальная реальность, характеризующаяся ломкой системы ценностей, отсутствием жестко структурированных нормативных моделей, своеобразно представлена в сознании подрастающего поколения. Изменились не только социально-экономические нормы и ценности, но и психологические, которые не образуют четко структурированных моделей поведения, необходимых для усвоения ребенком. В итоге современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном «перекрестке» выбора в самом широком смысле этого слова, но выбор затрудняется тем, что часто к нему поступает противоречивая информация.

Сегодня для старшего поколения надежда на будущее счастье детей все теснее связывается с констатацией собственного тотального неуспеха. Подобное сочетание определяется как синдром делегирующего родителя. Родители, не имеющие позитивного образа собственного социального будущего, переносят ответственность за него на своего ребенка. У делегирующих родителей обычно существует четкое представление о том, что должен делать их ребенок, чтобы быть успешным, причем точка зрения подростка на этот счет обычно не принимается во внимание. Таким образом, делегирующее поведение родителей является одним из факторов, который, умножаясь на общую дестабилизацию социальной жизни, может провоцировать формирование у подростка ощущения собственной зависимости и тревожности, затрудняя процессы социального самоопределения.

Ежегодно тысячи выпускников вузов начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». Однако, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами трудоустройства. Для определения путей решения данной проблемы необходимо вначале раскрыть сущность используемых понятий [4].

Анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме исследования свидетельствует о том, что проблема самоопределения привлекает внимание широкого круга исследователей. У истоков разработки проблемы профессионального самоопределения стоял выдающийся немецкий психолог Г. Мюнстерберг (1863–1916). Ряд исследователей связывают явление самоопределения с возрастными закономерностями развития (Л. И. Божович, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, И. А. Шавир); другие рассматривают самоопределение в связи с поиском смысла жизни (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Т. В. Куд-рявцев, С. Л. Рубинштейн, З. И. Рябикина, В. И. Шегурова); а некоторые проводят исследование самоопределения с точки зрения взаимодействия индивида и общества (М. Р. Гинзбург, Г. Д. Ников, А. В. Петровский, В. Ф. Сафин, Т. В. Снегирева). Вместе с тем далеко не все аспекты данной проблемы проработаны как в теоретическом, так и в экспериментальном плане. Об этом свидетельствует отсутствие единого подхода к определению самого понятия «самоопределение» и единой точки зрения на его структуру. Необходимо отметить такую особенность самоопределения личности, как устремленность в будущее, зависимость от ценностей, лежащих в основе целеполагания и осмысленности жизни, связь с выбором профессии, которые проявляются в его частных формах, в том числе профессиональном самоопределении. Имеется большое количество экономических, социологических и психолого-педагогических исследований, посвященных содержанию профессионального самоопределения (К. А. Абульханова-Славская, В. А. Бодров, В. В. Водзинская, Н. Ф. Гейжан, М. Р. Гинзбург, Э. Гинцберг, Е. И. Головаха, Г. Е. Залесский, А. В. Карпов, Е. А. Климов, Г. С. Ко- жухарь, И. С. Кон, А. А. Кроник, Б. Р. Круглов, С. П. Крягжде, А. И. Куд-рявцев, А. К. Маркова, Ф. Парсон, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, З. И. Рябикина, Д. Сыопер, М. Х. Титма, Д. Холланд, А. Р. Фонарев, В. Ю. Шегурова, Э. Шпрангер, В. М. Шубкин и др.). Это свидетельствует о сложности профессионального самоопределения, его культурно-исторической обусловленности.

В литературе профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, формирования адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа профессионала. На профессиональный выбор молодых людей оказывает влияние фактор времени. В литературных источниках обозначено, что в 60-е годы XX века молодежь интересовали профессии умственного труда; в 80-е годы прошлого века для молодых людей, стоящих перед выбором профессии, наиболее значимыми факторами этого выбора были престижность профессии (социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга (Л. В. Климов, И. Ю. Кулагина, Н. Подлеснова, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова) [5].

Современные молодые люди при выборе учебного заведения и профессии кроме фактора престижности выделяют материальный фактор («хорошая зарплата в будущем») и фактор эксклюзивности профессии («таких специалистов мало»).

Проблема профессионального самоопределения студентов  – это проблема, решение которой сегодня определяет эффективность работы учебных заведений в целом и успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов в частности. Успешность профессионального самоопределения студентов зависит не только от усвоенных знаний по изучаемым дисциплинам учебного плана, а и от приобретенных навыков применять эти знания на практике. В связи с этим наличие  специальных программ профессионального самоопределения студентов, которые включали бы профессионально насыщенную практику, четко спланированную самостоятельную работу студентов, тренинги, деловые, ролевые игры и все, что способствует приобретению практических, профессионально необходимых навыков будущих специалистов – это веяние сегодняшнего дня [3].

Нестабильность современного мира объективно задает трудности юношеского самоопределения. Диагностика и прогнозирование особенностей становления и функционирования последнего дадут возможность решить многие психологические задачи: способствовать нахождению старшеклассником разнообразных граней своего «Я», формированию способности строить собственный внутренний мир, использовать его образования в поиске собственной позиции и реализовывать её в ситуации неопределённости. Профессионально организованная помощь в самоопределении позволит старшекласснику позитивно воспринимать собственное «Я» и быть готовым к его изменениям, выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими, достойно представлять себя в новой ситуации жизнедеятельности.

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. –  М., 2009.
  2. Вачков И. Основы технологии группового тренинга: психотехники : учеб. пособие. – М., 2008.
  3. Душков Б. А., Смирнов Б. А., Королев А. В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М., 2009.
  4. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск : Принтер, 2009.
  5. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. –  М., 2008.

 

Проблемы профессионального самоопределения молодежи в современных условиях