автор:

Арбузова Елена Ивановна – преподаватель,
Переверзева Наталья Александровна – старший мастер, преподаватель
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум», г. Строитель, Белгородская область

Цифровизация образовательного процесса в условиях СПО

Цифровизация образовательного процесса в условиях СПО

Е.И. Арбузова, преподаватель

ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум», г. Строитель

Белгородская область

Н.А. Переверзева, старший мастер

ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум», г. Строитель

Белгородская область

Как в XV веке на сферу образования повлияло изобретение книгопечатания (до этого из-за большой дороговизны рукописных книг самым распространённым способом получения и распространения знаний были живые лекции), так же меняют образование и цифровые технологии. И как тогда речь шла о появлении новых возможностей и новых инструментов, так и сейчас. О внедрении цифровых технологий в образование на государственном уровне в России заботились давно. Но особенно масштабными такие проекты стали после пандемии. 

Цифровые образовательные технологии – это инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность. Целью применения цифровых технологий является повышение качества, эффективности учебного процесса, а также успешной социализации студентов.

Произошло это в середине 19 века. «Дорогой Фрэнк, если хочешь научиться писать бегло, сперва нужно запомнить, что все люди используют в разговорной речи не более 700 слов» [5, 35] — этими словами начал свою первую в мире письменную лекцию английский учёный Айзек Питман. Тогда, в далеком 1840 году, он решил обучать стенографии по почте.  Это дало ему огромные возможности, он смог делиться знаниями одновременно с десятками студентов по всей стране. Позже Питмана назовут создателем нового подхода в обучении, а его подборку писем — первым в мире дистанционным курсом.

Дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого обучающиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью информационных технологий, главным образом интернета [5, 36]. Совместная работа может быть организована в разных формах. Сегодня учиться можно по-разному: дистанционное, электронное и онлайн-обучение. Все это объединяется в общее понятие- дистанционные образовательные технологии.

Дистанционные образовательные технологии – определение достаточно ёмкое. Этим определением можно назвать всё, что угодно – выполнение упражнений, решение самостоятельных, контрольных и практических работ, написание рефератов и докладов. Отправить работы можно стандартными почтовыми операторами, курьерской доставкой, переписками между студентами и преподавателями, корреспонденциями. И все это будет одной из технологий дистанционного обучения. Важнейшими способами дистанционного обучения являются подходы и направления, построенные на применении информационных телекоммуникационных сетей: интернета, сотовой связи, и т.д. [5, 22], используемые для успешного осуществления образовательного процесса.

Практически дистанционное образование и в вузах, и в колледжах, и в школах, напрямую связано с применением дистанционных образовательных технологий, применяемых как в учебном процессе, так и при дистанционном участии в олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях и проектной деятельности как студентов и обучающихся, так и самих педагогов.

Проектная деятельность – это самостоятельная деятельность обучающихся, осуществляемая под руководством педагога и направленная на решение творческой, исследовательской проблемы.  Данная деятельность направлена на получение конкретного результата в виде материального и идеального продукта. При работе над проектом, обучающимся предлагаются возможности [1, 43] самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующие интеграции знаний из различных предметных областей [2, 26]. Какова роль педагога в проектной деятельности? Педагог наставляет, направляет и помогает. Он способствует определению цели, рекомендуя источники информации, раскрывая необходимые для работы формы, осуществляет прогнозирование результатов, создаёт условия для активности, помогает оценить полученный результат и выявить недостатки. Руководителю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта и консультанта.

Проектно – исследовательская работа получила новое развитие в связи с применением дистанционного процесса в образовании. На основании процессов внедрения дистанционных образовательных технологий, стало возможным подписания договоров о творческом сотрудничестве между учебными заведениями и якорными предприятиями, предполагающими составление учебных рабочих программ, планов экскурсий, прохождение производственной практики на территории предприятия, а также возможность на осуществление проектной и исследовательской деятельности. Так, например, при работе над проектно – исследовательской работой: «Яковлевский рудник – детище Курской магнитной аномалии», обучающиеся техникума тесно взаимодействовали с сотрудниками организации, представителями администрации. В период пандемии, когда закрывались организации, переходили на дистанционный режим, проекты оказались на грани «заморозки» или полного прекращения научного исследования. Благодаря дистанционным технологиям, работа над созданием проекта продолжилась. Обучающиеся изучали историю образования предприятия, знакомились с выпускаемой продукцией и технологиями ее производства, получая информацию от сотрудников предприятия через электронную почту, обсуждения по телефону, по скайпу. Это позволило не только получать необходимую информацию и материалы для проекта, но и ускорило научно – исследовательскую работу по созданию проекта.  Ребят интересовала история освоения месторождений, история жизни людей, начинавших работу с самого основания предприятия, выпускаемая продукция Яковлевского горно – обогатительного комбината. Обучающиеся работали с географическими картами, фотоматериалами и архивными документами. Подростки на конкретных примерах убеждались, что историю предприятия творили такие же ребята, как они, выпускники технических училищ. Юные первопроходцы вписали свои имена в историю своего района, своей Белгородской области, в историю своей страны. 

Проектная деятельность с применением дистанционных технологий очень актуальна в наше время [3, 68], она органично вписывается в реалии современного образования, позволяя объединить и связать между собой темы и вопросы учебной программы и научные исследования. На мой взгляд, педагог, организуя учебный процесс, должен проявлять не только управленческие способности, но и подходить к работе творчески, с энтузиазмом, применяя современные технологии, заражать обучающихся своей активностью. Только в этом случае, в таком педагогическом взаимодействии, будут достигнуты дидактические цели и максимально реализованы задачи учебного процесса.

Список использованных источников:

1.Гайнеева Э.Р. «Форирование опыта безопасного выполнения учебно – производственных работ». Журнал «Методист», № 8, 2017 г., с.42-43. 

2.Кожекина Е.А. «Деятельностная и проектная технологии в подготовке педагога для новой школы». Журнал «Научные исследования в образовании», № 8, 2018 г., с. 35-39.

  1. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2017 г. – 112 с.

4.Шуберт, Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей [Текст]/ Н. П. Шуберт// Среднее профессиональное образование.- 2015 г.- № 11.- С.78–80.

  1. Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – Москва: СпортАкадемПресс, 2015 г.
Цифровизация образовательного процесса в условиях СПО