автор: Аскольская Татьяна Владимировна
Учитель-логопед МБОУ г. Мурманска СОШ № 50
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения учащихся с ФФН, НВОНР, ОНР, нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН, НВОНР, ОНР.
Аскольская Т.В.
учитель-логопед
МБОУ г. Мурманска СОШ № 50
Рабочая программа
Коррекционно-развивающего обучения учащихся с ФФН, НВОНР, ОНР, нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН, НВОНР, ОНР
на 2018 -2019 учебный год
Аннотация
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения составлена на основе:
– Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
– Информационно-методического письма Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
– Постановлением от 10 июля 2015 года №26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
При составлении рабочей программы использованы рекомендации А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, содержащиеся в Инструктивно-методическом письме о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
Коррекционно-развивающая программа реализует:
– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.
развитие у учащихся речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;
– коррекционно-обучающая цель предполагает коррекцию устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ.
– познавательная цель – пропагандирование логопедической работы в общеобразовательной школе.
Приоритетной целью коррекционно-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся способствующее освоению общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС.
Курс коррекционно-развивающего обучения реализует условия для полноценного овладения навыками чтения и письма учащимися с ограниченными возможностями здоровья с целью овладения общеобразовательной программой.
Для достижения поставленных целей коррекционно-развивающего обучения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- своевременное выявление, предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;
- развитие психических функций, участвующих в процессе речевой деятельности: слухового и зри- зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; зрительного и фонематического восприятия; словесно – логического мышления; правильных графо-моторных навыков;
- коррекция нарушений устной и письменной речи: воспитание правильного звукопроизношения, формирование полноценных фонематических процессов (умение различать фонемы на слух, развитие навыкованализа и синтеза звукового состава слова); формирование лексико-грамматических средств языка;
развитие связной речи.
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- формирование устойчивых правильных графо-моторных навыков, связей между фонемой и соответствующей графемой, правильных навыков чтения и письма.
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства успешности и уверенности в собственных силах;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей).
Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность. Язык – это основное средство общения людей, а значит, коррекция речевых нарушений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья должно быть подчинена обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом.
В процессе изучения курса коррекционно-развивающего обучения происходит формирование:
- правильного звукопроизношения;
развитие артикуляционной, мелкой моторики и координации пальцев рук; динамического праксиса;
- полноценных фонематических представлений;
- навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; представлений о звукобуквенном составе слова;
- лексико-грамматической стороны речи обучающихся;
- синтаксического компонента речи, правильной связной устной и письменной речи;
- развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного и фонематического гнозиса и мнезиса;
- коммуникативных умений и навыков;
- воспитание интереса к родному языку, повышение учебной мотивации и самооценки учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование произвольной сферы ребёнка;
- формирование нравственных установок учащегося через смысловое содержание речевого материала.
- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
В основу коррекционно-развивающего обучения положена система работы по преодолению речевых нарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья с целью усвоения этими учащимися общеобразовательной программы. Коррекция речевых нарушений поможет ребенку: а) научиться правильно произносить звуки русского языка; различать фонемы русского языка; б) усвоить грамматические и синтаксические конструкции русского языка; б) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; в) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; г) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Центральная задача обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья по I этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи» – коррекция звукопроизношения и формование фонематических представлений учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется соответствию фонемного и графемного состава русского языка, развитию графомоторных навыков. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «предложение».
Центральные направления работы по II этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических категорий» является формирование у учащихся представлений о морфологическом составе слова, способов грамотного словоизменения и словообразования. Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т. п. Особое внимание уделяется расширению лексического запаса в том числе через усвоение слов-антонимов, синонимов, омонимов, многозначных слов. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение».
Центральные направления работы по III этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в формировании связной речи» центральным направлением работы является работа с предложением и текстом. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «предложение», «текст». На этом этапе предусмотрено знакомство с принципами построения несложного текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения. Особое внимание уделяется обучению принципам написания изложения, сочинения. В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.
Таким образом, коррекция, формирование и развитие русской речи для 1–4 классов в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
– формирование правильного звукопроизношения и фонематических представлений
– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
В рамках обучения по коррекционно-развивающей программе осуществляется коррекция, формирование и совершенствование речевых умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма. Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех этапов коррекционно-развивающей программы.
На обучение учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР) по I – III этапам коррекционно-развивающей программы отводится 180 часов, т.е. 2 года (18 месяцев):
первый год – обучение по I этапу «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; (90 часов) 3 раза в неделю;
второй год обучения – по II – «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка»; (51 час) и III этапам – «Восполнение пробелов в формировании связной речи». (39 часов). Всего 90 часов.
Вступление
Ведущая роль образовательной программы: выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта на всех ступенях образования [1].
Навыки грамотной письменной и устной речи, сформированный навык правильного осознанного чтения являются базовыми умениями, необходимыми учащимся для осуществления всей учебной деятельности. Учащиеся с речевыми нарушениями испытывают определённые трудности в освоении программы начального образования, особенно по предметам: русский язык и чтение.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), зачисленные в первые классы массовой общеобразовательной школы нуждаются в логопедическом сопровождении и обучении по коррекционно-развивающей программе для полноценного овладения навыками устной и письменной речи [4,с.21].
Актуальность «Программы коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР, нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР» заключается в её направленности на преодоление речевых нарушений и предупреждении появления у учащихся вторичных отклонений в развитии, на развитие компенсаторных механизмов, на формирование способов усвоения необходимого учебного материала; а также в реализации благоприятных условий для формирования универсальных учебных действий: личностных, социальных, познавательных, коммуникативных, что способствует успешной социализации учащихся с ОНР, овладению ими общеобразовательной программы.
Характеристика речевого развития учащихся с ОНР, зачисленных в группу для обучения по коррекционно-развивающей программе
Особенностями строения артикуляционного аппарата некоторых учащихся этой группы является наличие высокого узкого нёба, короткой подъязычной уздечки, повышенная солевация. Артикуляционная моторика недостаточно развита, что выражается в трудностях удержания многих артикуляционных поз, например «узкого язычка», «чашечки» и др.
Звукопроизношение большинства учащихся характеризуется нарушенным произношением 1-2 звуков, как правило, [р],[л] или [ш],[ж], или [с],[з]. Некоторые звуки дети изолированно произносят, однако требуется их автоматизация в речи. У многих детей речь тихая, неуверенная, невнятная.
Фонематическое восприятие развито недостаточно, что выражается в затруднении воспроизведения учащимися цепочек слогов с опозициоными звуками по глухости – звонкости (ша – жа – ша → «жа – ша – ша»), твёрдости – мягкости (па – пя – па → «па – па – па», а некоторых детей – по акустико-артикуляционному сходству (например: ра-ла-ра → «ла-ра-ла», ца-ча-ца → «ца-ча-ча»); также вызывает трудность определить какими звуками различаются слова: почка – бочка [п-б], мишка – миска, [ш-с].
Первоначальные навыки звукобуквенного анализа и синтеза сформированы недостаточно: некоторые учащиеся верно определяют количество звуков в словах, типа: кот, стол, полка, однако почти все допускают ошибки в определении правильной последовательности звуков в слове.
Практически у всех учащихся этой группы наблюдаются нарушения звуконаполняемости и слоговой структуры 3-4-хсложных слов со стечениями согласных, например: «скоровода» (сковорода), «милисянер» (милиционер) и т.п.
Словарный запас ниже возрастной нормы. Дети допускают ошибки при назывании домашних животных и их детёнышей, либо никак их не называют, например: утка → «гусь», телята → «коровята»; ягнёнок → «овчонок»; путают родовые понятия, например: овца → «баран», курица → «петух» и т.п. Не знают названий многих профессий, например: маляр, плотник, швея и др.; либо искажают их названия, например: продавец → «проводник», врач → «зубной» и т.п.
Обобщения проводят не всегда верно, затрудняются в назывании многих обобщающих слов, например: насекомые → «жуки», транспорт → «машины» и т.п.
Практически все учащиеся этой группы не выполняют задания, связанные с подбором синонимов. Некоторые антонимы подбирают самостоятельно либо используя помощь логопеда, допускает смысловые неточности, например: утро – вечер → «ночь». Часто используют слово-стимул с частицей «не»: редкий → «не редкий» и т.п.
Понятие многозначности не знакомо учащимся: молния → «это гроза», ключ → «это чтобы дверь открывать».
Рядоговорение: большинство учащихся дни недели и времена года называют самостоятельно, однако путают их последовательность, время суток называют с помощью логопеда.
Грамматический строй речи недостаточно сформирован. В речи наблюдаются ошибки в употреблении предлогов, предложно-падежных конструкций, например: за тучу → «в тучу», из-за тучи → «из тучи». Наблюдаются множественные ошибки в словоизменении и словообразовании, например при образовании множественного числа и уменьшительно-ласкательных форм имён существительных: стулья → «стулы» облака → «облаки», дорожка → «дорожечка», стульчик → «стулик» и т.п.
Наблюдаются аграмматизмы в употреблении имён существительных с числительными, например: «три яблок», «три столов», «пять цыплёнков» и т.д., а также в словосочетаниях по типу управления: «на ветках деревьях», «встал на утков» и т.п. В речи учащихся присутствуют ошибки ударения, например: в классах две’ри→ «в классах двери’».
При образовании относительных прилагательных допускает ошибки, например: сок из помидоров → «помидорный», из груш → «грушный», из слив → «сливный». Притяжательные прилагательные не образуют.
Логическое мышление развито недостаточно: допускают ошибки в выполнении заданий «4-й лишний» (по лексическим темам «Домашние животные», «Одежда», «Обувь» и др.), часто затрудняются объяснить свой выбор.
Учащиеся испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей. Не улавливают смыслового подвоха в предложениях, типа: Дождь идёт, потому что на улице лужи. Солнце светит, потому что на улице тепло.
Отвечают, что предложения составлены верно. Затрудняются правильно объяснить выражения с переносным смыслом, типа: заячий характер → «прыгает и ест морковку», золотые руки → «блестят». Допускают ошибки в определении последовательности событий при раскладывании сюжетных картинок и составлении по ним рассказа.
Связная речь развита недостаточно. На вопросы логопеда предпочитают отвечать односложно. Предложения составляют, как правило из 3-4 слов, однако слова употребляют не всегда уместно их смысловым оттенкам. Рассказ по серии картин представляет собой перечисление увиденного, причём часто картинки описываются не в правильной последовательности, а беспорядочно, например: «Заяц прыгает в воду. Гусь хочет съесть лягушку. И этот гусь тоже. Заяц сидит на траве. Гуси стоят. А это утки».
Наблюдается употребление лишних слов: «ну», «вот», «и» и т.п.
Практически все учащиеся не умеют читать, однако знают многие печатные буквы, некоторые из них путают: по оптическому сходству (т ↔ п, ы ↔ и, ш ↔ щ и др.), по акустико-артикуляционному сходству (ж ↔ ш, р ↔ л, ц ↔ ч и др.)
Учащиеся с общим недоразвитием речи характеризуются неуверенным поведением, что обусловлено трудностями в общении со сверстниками, вызванными недостаточным развитием коммуникативной функции речи.
Таким образом, у учащихся с ОНР, отмечается нарушение всех сторон речи, для исправления которой необходимо целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение [4,с.21].
Пояснительная записка
С целью успешного освоения учащимися с речевыми нарушениями общеобразовательной в соответствии с требованиями ФГОС и реализации программы по формированию у этих учащихся универсальных учебных действий: личностных, социальных, познавательных, коммуникативных, разработана «Программа коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР, нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР».
Коррекционно-развивающее обучение направлено на формирование способов усвоения необходимого материала, развитие компенсаторных механизмов, на преодоление первичных и предупреждение появления у учащихся вторичных отклонений в развитии.
Курс коррекционно-развивающего обучения реализует условия для полноценного овладения навыками чтения и письма учащимися с ограниченными возможностями здоровья с целью овладения общеобразовательной программой.
Цель курса: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей максимальному удовлетворению особых образовательных потребностей для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Для достижения поставленных целей коррекционно-развивающего обучения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач.
Задачи курса:
1.Своевременное выявление, предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;
2.Развитие психических функций, участвующих в процессе речевой деятельности: слухового и зрительного внимания; зрительного и фонематического восприятия; слуховой и зрительной памяти; словесно – логического мышления; правильных графомоторных навыков;
3.Коррекция нарушений устной и письменной речи: восполнение пробелов в развитии звукопроизношения; в формировании полноценных фонематических процессов (умение различать фонемы на слух, развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова); в формировании лексико-грамматических средств языка; в развитии связной речи.
4.Формирование устойчивых правильных графомоторных навыков, связей между фонемой и соответствующей графемой, правильных навыков чтения и письма.
5.Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, мотивации к учению; чувства успешности и уверенности в собственных силах;
6.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей).
Приоритетной целью коррекционно-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся способствующее освоению общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС.
Целевые ориентиры программы направлены на формирование УУД у учащихся с ОНР:
- Личностных универсальных учебных действий:
адекватной мотивации учебной деятельности;
- Регулятивных универсальных учебных действий:
овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать и контролировать её реализацию;
- Познавательных универсальных учебных действий:
умения воспринимать и анализировать информацию, использовать знаково-символические средства, овладеть широким спектром логических действий.
- Коммуникативных универсальных учебных действий:
умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Программа помогает обеспечить учащихся определенными личностными предметными и метапредметными результатами.
Принципы построения программы
- Принцип целесообразности
Возможность применения учащимися полученных знаний и практических навыков на практике в их ежедневной учебной деятельности.
- Принцип наглядности
Использование наглядного демонстрационного материала с целью опоры на наглядно-образное мышление детей и дальнейшего формирования образности мышления учащихся.
- Принцип системного постепенного усложнения речевого материала.
Подбор и подача учебного материала систематизирована «от простого к сложному»,
с постепенным нарастанием доли самостоятельности учащихся в обучающих играх.
- Принцип комплексности
На каждом занятии, не зависимо от его темы, у учащиеся происходит комплекс-ное совершенствование речи: дети совершенствуют и правильное звукопроизношение и дикцию; связную речь, учатся умению управлять собственным голосом, правильному употреблению слов и грамотному построению высказываний. Одновременно происходит развитие мыслительных процессов и психических функций.
- Принцип научности
– наличие научной и достоверной теоретической основы,
– обучение умению анализировать, обобщать, делать выводы.
- Актуализации и практичности
Получение учащимися знаний и практических навыков, отвечающих потребностям младших школьников в их повседневной учебной деятельности.
- Деятельностной основы процесса обучения
Активное участие детей в обучающих игровых ситуациях, использование ИКТ, создание положительного продуктивного эмоционального фона.
- Креативности
Развитие творческого мышления и воображения: поиск нестандартных решений поставленных задач
Методы реализации программы
- Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
▪словесный (объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование);
▪ наглядный (показ мультимедийных, иллюстративных материалов);
▪ практический (выполнение работ по инструкции, схемам и др.).
- Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
▪ объяснительно-иллюстративный: дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
▪ репродуктивный: учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
▪ частично-поисковый: участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
▪ индуктивный и дедуктивный: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, метод аналогий, абстрагирование.
▪ стимулирования и мотивации: игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.
Разделы программы коррекционно-развивающего обучения:
- Диагностический.
- Аналитический.
III. Коррекционный.
- Диагностический раздел коррекционно-развивающего обучения
Учителем-логопедом осуществляется диагностика уровня развития речи учащихся 1-4 классов:
- стартовая – в начале учебного года (c 1 по 15 сентября),
- промежуточная – в конце I полугодия (декабрь)
- итоговая – в конце учебного года (с 15 по 30 мая).
Учитель-логопед обследует:
учащихся 1-х классов – выяснение уровня развития устной речи;
учащихся 2-4-х классов – выявление нарушений чтения и письма.
Одновременно в течение учебного года по запросу учителей и родителей проводится текущая диагностика учащихся в индивидуальном порядке.
Задачи стартовой диагностики:
- Обследование устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов.
- Своевременное выявление учащихся с нарушениями устной и письменной речи.
- Определение характера и структуры речевых дефектов учащихся.
- Определение направлений коррекционно-развивающего обучения исходя из характера и структуры речевых дефектов учащихся.
Задачи промежуточной и итоговой диагностики:
- Выявление положительной (отрицательной) динамики в речевом развитии учащихся.
- Уточнение фактического уровня речевого развития учащихся.
- Выявление и определение характера остаточных речевых нарушений и уточнение направлений коррекционной работы.
В качестве диагностического материала выборочно используются методические разработки и диагностический материал следующих авторов: Лалаевой Р.Н. [6], Садовниковой [8],, Ахутиной Т.В., Иншаковой О.Б. [7], Цветковой Л.С. [9], Борисенко М.Г., Лукиной Н.А[5].
- Аналитический раздел коррекционно-развивающего обучения
Задачи:
- Анализ данных, полученных в результате обследования устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов.
- Сбор анамнестических данных (изучение медицинских карт, беседы с родителями учащихся).
- Определение направлений коррекционно-развивающего обучения исходя из характера и структуры речевых дефектов учащихся.
- Составление календарно-тематического планирования для каждой группы учащихся с речевыми нарушениями.
По результатам анализа стартовой диагностики (с 1 по 15 сентября) формируются группы учащихся с однородной структурой речевого дефекта, определяются направления коррекционной работы, составляется календарно-тематическое планирование и расписание занятий. Содержание планирования может варьироваться в зависимости от динамики исправления речевого дефекта учащихся.
III. Коррекционный раздел состоит из трёх этапов:
I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; (90 часов)
II этап – Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств
языка; (51 час)
III этап – Восполнение пробелов в формировании связной речи. (39 часов).
I этап является начальным в коррекционно-развивающем обучении для детей с ОНР.
Основная цель начального этапа – нормализация звуковой стороны речи. Необходимо сформировать полноценные фонематические процессы, представления о звукобуквенном составе слова, навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова, скорректировать имеющиеся дефекты произношения.
Из общего количества занятий I этапа особо можно выделить первые 10-15, на которых осуществляется постановка и закрепление поставленных звуков. Артикуляционные упражнения, постановка и закрепление звука включаются в структуру фронтального занятия и являются его составляющей частью.
На I этапе коррекционно-развивающего обучения вводятся занятия по уточнению пространственно-временных представлений, а также блоки занятий по дифференциации смешиваемых гласных и согласных букв по оптико-кинетическому сходству.
В течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи создаётся основа для целенапрвленного усвоения лексико-грамматических средств языка.
На II этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется формиро-вание представлений о морфологическом составе слова. Учащиеся овладевают навыками подбора родственных слов, способами образования слов с помощью приставок, суффиксов.
Основная цель второго этапа: формирование лексико-грамматических средств языка. Младшие школьники овладевают навыком подбора антонимов, синонимов; проводится работа по формированию представлений о связи слов в словосочетании и предложении.
III этап коррекционно-развивающего обучения (завершающий) – Восполнение пробелов в формировании связной речи.
Основными целями этапа являются: развитие умения анализировать и редактировать связное высказывание; обучение изложению текстов, формирование навыков построения связного высказывания.
Таково общее содержание и направление коррекционного обучения детей с ОНР, а также нарушениями чтения и письма, им обусловленным, на логопедическом пункте образовательного учреждения.
Организация работы на всех этапах обучения предполагает тесный контакт с педагогами начальной школы и родителями (лицами, их заменяющими) с целью обучения их отдельным коррекционно-развивающим приемам и способам организации совместной деятельности с ребёнком, с целью создания максимально эффективной среды для преодоления недостатков речевого развития и успешного усвоения нового материала.
Формы организации логопедического сопровождения
Учащиеся 1-х классов, имеющие ОНР зачисляются в группу «Общее недоразвитие речи» на 2 года (18 месяцев) для обучения по I – III этапам коррекционно-развивающего обучения:
первый год – обучение по I этапу «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; (90 часов) 3 раза в неделю;
второй год обучения – по II – «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка» (51 час) и III этапам – «Восполнение пробелов в формировании связной речи» (39 часов).
Продолжительность групповых логопедических занятий с первоклассниками (в соответствии с санитарными нормами работы первых классов) – 35 минут; с учащимися 2-х классов – 40 минут [3,п.8.5,п.8.6]. Продолжительность индивидуальных занятий с учащимися – 20 минут [4,с.45] . Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Литература
- Нормативно-правовая база:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
2.Информационно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Постановление от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: «Когито- Центр», 1996.
- Диагностические материалы:
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребёнка 5 – 7 лет. – СПб.: Паритет, 2007.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001г.
- Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Издание 2 – е, исправленное и дополненное/ под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В.Секачев, 2012. – 128 с.
8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997 г.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.2-е, исправленное и дополненное. – М.: «Российское педагогическое агентство», «Когито-центр», 1998. – 128 с.
III. Методические разработки:
- Авдеева Е.М. Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР, нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР. Мурманск, 2011 г.
- Аскольская Т.В. Профилактика и коррекция чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи., Мурманск, 2006 г.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995 .
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Миняйло В.Л. Программа по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы. Мурманск, 1996 г.
- Миняйло В.Л. Работа на уровне слова. Часть VI: Конспекты занятий. Мурманск, 1999 г.
- Парамонова Л.Г. Русский язык. Правописание и грамматика. – СПб.: Дельта, 2001 г.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002 г.
18.Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997 г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР, ФФН,
нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР, ФФН.
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по коррекции устной и письменной речи учащихся разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
- Информационно-методического письма Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации лого-
педического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Постановлением от 10 июля 2015 года №26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. –
М.: «Когито-Центр», 1996.
Адресат | Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных учреждений, имеющим нарушения устной и письменной речи |
Пояснительная записка | Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по коррекции устной и письменной речи учащихся разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от18.12.12 № 1060), Информационно-методическим письмом Министерства образования Российской Федерации (от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»); Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. ( М.: «Когито-Центр», 1996.)
Программа адресована учащимся 1 – 4 классов, имеющих речевые нарушения в общеобразовательных школах. Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по коррекционно-развивающей программе направлено на достижение следующих целей:
В системе предметов общеобразовательной школы коррекционно-развивающая программа реализует: – развивающую цель предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е. развитие у учащихся речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой; – коррекционно-обучающая цель предполагает коррекцию устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ. – познавательная цель – пропагандирование логопедической работы в общеобразовательной школе. . Приоритетной целью коррекционно-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся способствующее освоению общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС. На логопедических занятиях создаются условия для реализации программы по формированию универсальных учебных действий: личностных, социальных, познавательных, коммуникативных; что способствую формированию общей культуры личности, социализации, профессиональной ориентации. Для достижения поставленных целей коррекционно-развивающего обучения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: ● своевременное выявление, предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ; ● развитие психических функций, участвующих в процессе речевой деятельности: слухового и зри- зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; зрительного и фонематического восприятия; словесно – логического мышления; правильных графо-моторных навыков; ● коррекция нарушений устной и письменной речи: воспитание правильного звукопроизношения, формирование полноценных фонематических процессов (умение различать фонемы на слух, развитие навыкованализа и синтеза звукового состава слова); формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи. ● освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; ● формирование устойчивых правильных графо-моторных навыков, связей между фонемой и соответствующей графемой, правильных навыков чтения и письма. ● воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства успешности и уверенности в собственных силах; ● разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) |
Общая характеристика коррек- ционно-развивающей программы | Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, обеспечивающим успешное усвоение учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка.
Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность. Язык – это основное средство общения людей, а значит, коррекция речевых нарушений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья должно быть подчинена обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом. Речевая деятельность – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. В процессе изучения курса коррекционно-развивающего обучения происходит формирование: • правильного звукопроизношения; развитие артикуляционной, мелкой моторики и координации пальцев рук; динамического праксиса; • полноценных фонематических представлений; • навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; представлений о звукобуквенном составе слова; • лексико-грамматической стороны речи обучающихся; • синтаксического компонента речи, правильной связной устной и письменной речи; • развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного и фонематического гнозиса и мнезиса; • коммуникативных умений и навыков; • воспитание интереса к родному языку, повышение учебной мотивации и самооценки учащихся с ограниченными возможностями здоровья; • формирование произвольной сферы ребёнка; • формирование нравственных установок учащегося через смысловое содержание речевого материала. • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; В основу коррекционно-развивающего обучения положена система работы по преодолению речевых нарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья с целью усвоения этими учащимися общеобразовательной программы. Коррекция речевых нарушений поможет ребенку: а) научиться правильно произносить звуки русского языка; различать фонемы русского языка; б) усвоить грамматические и синтаксические конструкции русского языка; б) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; в) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; г) освоить комплекс универсальных учебных действий. Центральная задача обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья по I этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи» – коррекция звукопроизношения и формование фонематических представлений учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется соответствию фонемного и графемного состава русского языка, развитию графомоторных навыков. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «предложение». Центральными направлениями работы по II этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических категорий» является формирование у учащихся представлений о морфологическом составе слова, способов грамотного словоизменения и словообразования. Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т. п. Особое внимание уделяется расширению лексического запаса в том числе через усвоение слов-антонимов, синонимов, омонимов, многозначных слов. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение». В обучении учащихся по III этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в формировании связной речи» центральным направлением работы является работа с предложением и текстом. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «предложение», «текст». На этом этапе предусмотрено знакомство с принципами построения несложного текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения. Особое внимание уделяется обучению принципам написания изложения, сочинения. В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Таким образом, коррекция, формирование и развитие русской речи для 1–4 классов в данной программе представлен следующими содержательными линиями: – формирование правильного звукопроизношения и фонематических представлений – формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний; – формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний; В рамках обучения по коррекционно-развивающей программе осуществляется коррекция, формирование и совершенствование речевых умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма. Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех этапов коррекционно-развивающей программы. Специфика программы. Литературное чтение и русский язык – основополагающие предметы в системе начального образования. Успешность овладения правильными навыками чтения и письма обеспечивает учащимся результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс коррекционно-развивающего обучения реализует условия для полноценного овладения навыками чтения и письма учащимися с ограниченными возможностями здоровья с целью овладения общеобразовательной программой. |
Место коррекционно – развивающего обучения в учебном плане. Контингент учащихся. | Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. определён порядок организации логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Логопедический пункт создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: – общее недоразвитие речи разной степени выраженности (ОНР); – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН); – фонематическое недоразвитие речи; – заикание; – недостатки произношения (фонетический дефект); – дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); – нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, ФФН, Фонематическим недоразвитием речи. В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ ( дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи (ОНР, ФФН, ФН). Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек. Согласно Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучения в начальной школе осуществляется поэтапно: I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, II этап – Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка, III этап – Восполнение пробелов в формировании связной речи. Длительность I этапа коррекционно-развивающего обучения – 9 месяцев и составляет примерно 90 ч. (3 ч. в неделю, 30 рабочих недель). I этап работы является лишь начальным этапом коррекционно-развивающего обучения для детей, имеющих: – ОНР (общее недоразвитие речи); – НВОНР (Нерезко выраженное общее недоразвитие речи); – нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР или НВОНР; требуется продолжение логопедической работы с этими детьми на II этапе коррекционно-развивающего обучения. Длительность II этапа коррекционно–развивающего обучения – 4 месяца1 неделю и составляет примерно 51 ч. (3 ч. в неделю (17 недель). Длительность III этапа коррекционно-развивающего обучения – 4 месяца и составляет примерно 39 ч. (3 раза в неделю. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения учащихся, имеющих ОНР, НВОНР, нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР или НВОНР охватывает все три этапа коррекционной работы и длится 2 учебных года ( 180 ч.) |
Ценностные ориентиры содержания коррекционной программы | Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования.
Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Ценность логопедической работы в процессе реализации коррекционно-развивающего обучения в системе общего образования обусловлена тем, что осуществляется коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи родного русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Своевременное выявление, предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися родного языка является залогом успешного формирования позитивного эмоционально-ценностного oтношения к русскому языку, стремления к его грамотному использованию, понимания того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На логопедических занятиях учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают представление о нормах звукопроизношения, фонетико-фонематических связях в русском языке; учатся грамотно и связно строить свою речь, расширяют (количественно и качественно) своё представление о лексическом богатстве и разнообразии родного русского языка; одновременно осуществляется коррекция навыков чтения и письма. |
Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения учащихся по коррекционно-развивающей программе | Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностносмысловой сферы и коммуникации).
Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: ▪ осознание присутствия дефектов развития собственной речи; ▪ понимание необходимости исправления речевых нарушений; ▪ стремление к развитию и формированию правильной устной и письменной родной речи, как основного средства человеческого общения; ▪ способность к самооценке и самоконтролю на основе наблюдений за собственной речью.
Выпускник получит возможность для формирования:
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Предметными результатами проведения коррекционной логопедической работы являются: • овладение начальными представлениями о нормах родного русского языка (звукопроизносительных, • лексических, грамматических, связной речи, фонематических процессах); • умение (в объеме изученного) находить и дифференцировать, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, текст; знать их характерные признаки; • способность контролировать свои действия, осуществлять самопроверку сказанного и написанного. Метапредметными результатами проведения коррекционной логопедической работы являются: • способность применять полученные знания о нормах русского языка (звукопроизношения, лексико- грамматических, принципы построения связного высказывания) и навыки правильной и грамотной устной речи, навыков правильного письма и чтения при изучении предметов начального образования, особенно курса русского языка и литературного чтения; • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты) Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится:
Выпускник научится:
владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения: «Восполнение пробелов в звуковой стороне речи» у учащихся должны быть:
Выпускник получит возможность научиться: ▪ правильно произносить звуки русской речи; ▪ различать на слух фонемы русского языка; ▪ оперировать понятиями: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение, текст. Работать в группе и самостоятельно. При завершении II этапа коррекционно-развивающего обучения: «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка» у учащихся должны уметь:
Выпускник получит возможность научиться: ▪ правильно определять части слова; ▪ применять разные способы образования новых слов; ▪ грамотно выстраивать синтаксические конструкции; ▪ оперировать понятиями: корень, пристака, суффикс, окончание слова; антонимы, синонимы, омонимы, многозначные слова; словосочетание, предложение. Работать в группе и самостоятельно. При завершении III этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны обладать:
Выпускник получит возможность научиться: ▪ правильно анализировать связное высказывание; ▪ приёмам редактирования текста; ▪ различать и грамотно составлять тексты различного типа: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. ▪ приёмам написания текста-изложения, текста-сочинения. Работать в группе и самостоятельно, уметь использовать помощь учител |
Содержание этапов коррекционно -развивающего обучения | Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). I этап коррекционно-развивающего обучения Виды речевой деятельности
Восполнение пробелов в звуковой стороне речи
II этап коррекционно-развивающего обучения Виды речевой деятельности
Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка,
III этап коррекционно-развивающего обучения. Виды речевой деятельности
Восполнение пробелов в формировании связной речи.
|
Материально-техническое обеспечение коррекционно-развиваю-щего процесса | Методические и практические пособия для учителя-логопеда:
Технические средства обучения:
|