автор: Аскольская Татьяна Владимировна

Учитель-логопед МБОУ г. Мурманска СОШ № 50

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения учащихся с ФФН, НВОНР, ОНР, нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН, НВОНР, ОНР.

Аскольская Т.В.

учитель-логопед

МБОУ г. Мурманска СОШ № 50

                                                                                                                         

 

Рабочая программа

Коррекционно-развивающего обучения учащихся с ФФН, НВОНР, ОНР,  нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН, НВОНР, ОНР

на 2018 -2019 учебный год

 

Аннотация

        Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения составлена на основе:

   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства  образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;

–   Информационно-методического письма Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта  общеобразовательного учреждения»;

–  Постановлением от 10 июля 2015 года №26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

        При составлении рабочей программы использованы рекомендации А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, содержащиеся в Инструктивно-методическом письме о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

         Коррекционно-развивающая программа реализует:

– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.

развитие у учащихся речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;

– коррекционно-обучающая цель предполагает коррекцию устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ.

– познавательная цель  – пропагандирование логопедической работы в общеобразовательной школе.

        Приоритетной целью коррекционно-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся способствующее освоению общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС.   

        Курс коррекционно-развивающего обучения реализует условия для полноценного овладения навыками чтения и письма учащимися с ограниченными возможностями здоровья с целью овладения общеобразовательной программой.                                                                                                                                                         

       Для достижения поставленных целей коррекционно-развивающего обучения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • своевременное выявление, предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;
  •       развитие психических функций, участвующих в процессе речевой деятельности: слухового и зри- зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; зрительного и фонематического восприятия; словесно – логического мышления;  правильных графо-моторных навыков;
  •       коррекция нарушений устной и письменной речи: воспитание правильного звукопроизношения, формирование полноценных фонематических процессов (умение различать фонемы на слух, развитие навыкованализа и синтеза звукового состава  слова); формирование лексико-грамматических средств языка;

развитие связной речи.

  •       освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  •       формирование устойчивых правильных графо-моторных навыков, связей между фонемой и соответствующей графемой, правильных навыков чтения и письма.
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства  успешности и уверенности в собственных силах;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей).    

  Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность. Язык – это основное средство общения людей, а значит, коррекция речевых нарушений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья должно быть подчинена обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом.

  В процессе изучения курса коррекционно-развивающего обучения происходит формирование:

  • правильного звукопроизношения;

развитие артикуляционной, мелкой моторики и координации пальцев рук; динамического праксиса;

  • полноценных фонематических представлений;
  • навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; представлений о звукобуквенном составе слова;
  • лексико-грамматической стороны речи обучающихся;
  • синтаксического компонента речи, правильной связной устной и письменной речи;
  • развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного и фонематического гнозиса и мнезиса;
  • коммуникативных умений и навыков;
  • воспитание интереса к родному языку, повышение учебной мотивации  и самооценки учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование произвольной сферы ребёнка;
  • формирование нравственных установок учащегося через смысловое содержание речевого материала.
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  В основу коррекционно-развивающего обучения положена система работы по преодолению речевых нарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья с целью усвоения этими учащимися общеобразовательной программы. Коррекция речевых нарушений поможет ребенку: а) научиться правильно произносить звуки русского языка; различать фонемы русского языка; б) усвоить грамматические и синтаксические конструкции русского языка; б) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; в) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; г) освоить комплекс универсальных учебных действий.

  Центральная задача обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья по I этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи» – коррекция звукопроизношения и формование фонематических представлений учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется соответствию фонемного и графемного состава русского языка, развитию графомоторных навыков. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «предложение».

  Центральные направления работы  по II этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических категорий» является  формирование у учащихся представлений о морфологическом составе слова, способов грамотного словоизменения и словообразования. Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т. п.  Особое внимание уделяется расширению лексического запаса в том числе через усвоение слов-антонимов, синонимов, омонимов, многозначных слов. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение».

  Центральные направления работы по III этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в формировании связной речи» центральным направлением работы является работа с предложением и текстом. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «предложение», «текст».  На этом этапе предусмотрено знакомство с принципами построения несложного текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения. Особое внимание уделяется обучению принципам написания изложения, сочинения. В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо.  Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

        Таким образом, коррекция, формирование и развитие русской речи для 1–4 классов в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

– формирование правильного звукопроизношения и фонематических представлений

– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

В рамках обучения по коррекционно-развивающей программе осуществляется коррекция, формирование и совершенствование речевых умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма. Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех этапов коррекционно-развивающей программы.    

        На обучение учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР) по I – III этапам коррекционно-развивающей программы отводится 180 часов, т.е. 2 года (18 месяцев):  

первый год – обучение по I этапу «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; (90 часов) 3 раза в неделю;

второй год обучения – по II – «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств  языка»; (51 час) и III этапам  – «Восполнение пробелов в формировании связной речи». (39 часов). Всего 90 часов.

            

                                                                                                                                                       

 

                                                        Вступление

 

Ведущая роль образовательной программы: выполнение требований федерального  государственного образовательного стандарта на всех ступенях образования [1].

Навыки грамотной письменной и устной речи, сформированный навык правильного осознанного чтения являются базовыми умениями, необходимыми учащимся для осуществления всей учебной деятельности. Учащиеся с речевыми нарушениями испытывают определённые трудности в освоении программы начального образования, особенно по предметам: русский язык и чтение.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), зачисленные в первые классы массовой общеобразовательной школы нуждаются в логопедическом сопровождении и обучении по коррекционно-развивающей программе для полноценного овладения навыками устной и письменной речи [4,с.21].

Актуальность «Программы коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР,  нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР» заключается в её направленности на преодоление речевых нарушений и предупреждении появления у учащихся вторичных отклонений в развитии, на развитие компенсаторных механизмов, на формирование способов усвоения необходимого учебного материала; а также в реализации благоприятных  условий для формирования универсальных учебных действий: личностных, социальных, познавательных, коммуникативных, что способствует успешной социализации учащихся с ОНР, овладению ими общеобразовательной программы.

 

Характеристика  речевого развития учащихся  с ОНР, зачисленных в группу для обучения по коррекционно-развивающей программе

 

Особенностями строения артикуляционного аппарата некоторых учащихся этой группы является наличие высокого узкого нёба, короткой подъязычной уздечки, повышенная солевация. Артикуляционная моторика недостаточно развита, что выражается в трудностях удержания многих артикуляционных поз, например «узкого язычка», «чашечки» и др.

Звукопроизношение большинства учащихся характеризуется нарушенным произношением 1-2 звуков, как правило, [р],[л] или [ш],[ж], или [с],[з]. Некоторые звуки дети изолированно произносят, однако требуется их автоматизация в речи. У многих детей речь тихая, неуверенная, невнятная.

Фонематическое восприятие развито недостаточно, что выражается  в затруднении воспроизведения учащимися цепочек слогов с опозициоными звуками по глухости – звонкости (ша – жа – ша   → «жа – ша – ша»), твёрдости – мягкости (па – пя – па → «па – па – па», а некоторых детей – по акустико-артикуляционному сходству (например: ра-ла-ра → «ла-ра-ла», ца-ча-ца  → «ца-ча-ча»); также вызывает трудность определить какими звуками                                 различаются слова: почка – бочка [п-б], мишка – миска, [ш-с].

Первоначальные навыки звукобуквенного анализа и синтеза  сформированы недостаточно: некоторые учащиеся верно определяют количество звуков в словах, типа: кот, стол, полка, однако почти все допускают ошибки  в определении правильной последовательности звуков в слове.

Практически у всех  учащихся этой группы наблюдаются нарушения звуконаполняемости и слоговой структуры 3-4-хсложных слов со стечениями согласных, например: «скоровода» (сковорода),  «милисянер» (милиционер) и т.п.                                                                                                                                                                                                                           

Словарный запас  ниже возрастной нормы.                                                                       Дети допускают ошибки при назывании домашних животных и их детёнышей, либо никак их не называют, например: утка → «гусь», телята → «коровята»; ягнёнок → «овчонок»; путают родовые понятия, например: овца →  «баран», курица → «петух» и т.п. Не знают названий многих профессий, например: маляр, плотник, швея и др.; либо искажают их названия, например: продавец → «проводник», врач → «зубной» и т.п.  

Обобщения проводят не всегда верно, затрудняются в назывании многих обобщающих слов, например: насекомые → «жуки», транспорт → «машины» и т.п.                                                                                                                                                                                                                      

Практически все учащиеся этой группы не выполняют задания, связанные с подбором синонимов. Некоторые антонимы подбирают самостоятельно либо используя помощь логопеда, допускает смысловые неточности, например: утро – вечер → «ночь».  Часто используют слово-стимул с частицей «не»: редкий → «не редкий» и т.п.

Понятие многозначности не знакомо учащимся: молния → «это гроза», ключ → «это чтобы  дверь открывать».                                                                                                                                                  

Рядоговорение: большинство учащихся дни недели и времена года  называют самостоятельно, однако путают их последовательность, время суток называют  с помощью логопеда.                                                                                                                                                            

Грамматический строй речи недостаточно сформирован.                                        В речи  наблюдаются ошибки в употреблении предлогов, предложно-падежных конструкций, например:  за  тучу → «в  тучу»,  из-за тучи → «из  тучи».    Наблюдаются множественные ошибки в словоизменении и словообразовании, например при образовании множественного числа и уменьшительно-ласкательных форм имён существительных:  стулья → «стулы» облака → «облаки», дорожка → «дорожечка», стульчик → «стулик» и т.п.

Наблюдаются аграмматизмы в употреблении имён существительных с числительными, например: «три яблок», «три столов», «пять цыплёнков»  и т.д., а также в словосочетаниях по типу управления: «на ветках деревьях», «встал на утков» и т.п. В речи учащихся присутствуют ошибки ударения, например: в классах две’ри→ «в классах двери’».                                                                                                                                                                       

При образовании относительных прилагательных допускает ошибки, например:  сок из помидоров → «помидорный», из груш → «грушный», из слив → «сливный». Притяжательные прилагательные не образуют.

Логическое мышление  развито недостаточно: допускают ошибки в выполнении заданий «4-й лишний»  (по лексическим темам «Домашние животные», «Одежда», «Обувь» и др.), часто затрудняются объяснить свой выбор.                                                                                               

Учащиеся испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей. Не улавливают смыслового подвоха в предложениях, типа: Дождь идёт, потому что на улице лужи. Солнце светит, потому что на улице тепло.                              

Отвечают, что предложения составлены верно.                                                                                   Затрудняются правильно объяснить выражения с переносным смыслом, типа:                                      заячий характер → «прыгает и ест морковку»,  золотые руки → «блестят».  Допускают ошибки в определении последовательности событий при раскладывании сюжетных картинок и составлении по ним рассказа.

Связная речь развита недостаточно. На вопросы логопеда предпочитают  отвечать односложно. Предложения составляют, как правило из 3-4 слов, однако слова употребляют не всегда уместно их смысловым оттенкам.                                                                                    Рассказ по серии картин представляет собой перечисление увиденного, причём часто картинки описываются не в правильной последовательности, а беспорядочно, например: «Заяц прыгает в воду. Гусь хочет съесть лягушку. И этот гусь тоже. Заяц сидит на траве. Гуси стоят. А это утки».

Наблюдается употребление лишних слов: «ну», «вот», «и» и т.п.

Практически все учащиеся не умеют читать, однако знают многие печатные буквы, некоторые из них путают: по оптическому сходству (т ↔ п, ы ↔ и, ш ↔ щ и др.), по акустико-артикуляционному сходству (ж ↔ ш, р ↔ л, ц ↔ ч и др.)

Учащиеся с общим недоразвитием речи характеризуются неуверенным поведением, что обусловлено трудностями в общении со сверстниками, вызванными недостаточным развитием коммуникативной функции речи.

Таким образом, у учащихся с  ОНР, отмечается нарушение всех сторон речи, для исправления которой необходимо целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение [4,с.21].

 

Пояснительная записка

 

С целью успешного освоения  учащимися с речевыми нарушениями общеобразовательной в соответствии с требованиями ФГОС и  реализации программы по формированию у этих учащихся универсальных учебных действий: личностных, социальных, познавательных, коммуникативных, разработана «Программа коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР, нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР».

Коррекционно-развивающее обучение направлено на формирование способов усвоения необходимого материала, развитие компенсаторных механизмов, на преодоление первичных и предупреждение появления у учащихся вторичных отклонений в развитии.

Курс коррекционно-развивающего обучения реализует условия для полноценного овладения навыками чтения и письма учащимися с ограниченными возможностями здоровья с целью овладения общеобразовательной программой.  

Цель курса: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей максимальному удовлетворению особых образовательных потребностей для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Для достижения поставленных целей коррекционно-развивающего обучения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач.

Задачи курса:

1.Своевременное выявление, предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;

2.Развитие психических функций, участвующих в процессе речевой деятельности: слухового и зрительного внимания;  зрительного и фонематического восприятия; слуховой и зрительной памяти; словесно – логического мышления;  правильных графомоторных навыков;

3.Коррекция нарушений устной и письменной речи: восполнение пробелов в развитии звукопроизношения; в формировании полноценных фонематических процессов (умение различать фонемы на слух, развитие навыков анализа и синтеза звукового состава  слова); в формировании лексико-грамматических средств языка; в развитии связной речи.

4.Формирование устойчивых правильных графомоторных навыков, связей между фонемой и соответствующей графемой, правильных навыков чтения и письма.

5.Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, мотивации к учению; чувства  успешности и уверенности в собственных силах;

6.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей).

Приоритетной целью коррекционно-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся способствующее освоению общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС.   

Целевые ориентиры программы  направлены на формирование УУД у учащихся с ОНР:

  1.   Личностных универсальных учебных действий:       

адекватной мотивации учебной деятельности;

  1.  Регулятивных универсальных учебных действий:            

овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать и контролировать её реализацию;

  1.  Познавательных универсальных учебных действий:           

умения воспринимать и анализировать информацию, использовать знаково-символические средства, овладеть широким спектром логических действий.

  1. Коммуникативных универсальных учебных действий:        

умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Программа помогает обеспечить учащихся определенными личностными предметными и метапредметными результатами.  

 

Принципы построения программы

 

  • Принцип целесообразности

Возможность применения учащимися полученных знаний и практических навыков на практике в их ежедневной учебной деятельности.

  • Принцип наглядности

Использование наглядного демонстрационного материала с целью опоры на наглядно-образное мышление детей и дальнейшего формирования образности мышления учащихся.

  • Принцип системного постепенного усложнения речевого материала.

Подбор и подача учебного материала систематизирована «от простого к сложному»,

с постепенным нарастанием доли самостоятельности учащихся в обучающих играх.

  1.   Принцип комплексности

На каждом занятии, не зависимо от его темы, у учащиеся происходит комплекс-ное совершенствование речи: дети совершенствуют и правильное звукопроизношение и дикцию; связную речь, учатся умению управлять собственным голосом, правильному употреблению слов и грамотному построению высказываний. Одновременно происходит  развитие мыслительных процессов и психических функций.

  1. Принцип научности

–  наличие научной и достоверной теоретической основы,

–  обучение умению анализировать, обобщать,  делать выводы.

  1. Актуализации и практичности

Получение учащимися знаний и практических навыков, отвечающих потребностям младших школьников в их повседневной учебной деятельности.

  1. Деятельностной основы процесса обучения

Активное участие детей в обучающих игровых ситуациях,  использование ИКТ, создание положительного продуктивного эмоционального фона.

  1. Креативности

Развитие творческого мышления и воображения: поиск нестандартных решений поставленных задач

 

Методы реализации программы

 

  1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
    ▪словесный (объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование);
    ▪ наглядный (показ мультимедийных, иллюстративных материалов);

▪ практический (выполнение работ по инструкции, схемам и др.).

  1.    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

▪ объяснительно-иллюстративный: дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

▪ репродуктивный: учащиеся воспроизводят полученные знания и

освоенные способы деятельности;

▪ частично-поисковый: участие детей в коллективном поиске, решение  

поставленной задачи совместно с педагогом;

▪ индуктивный и дедуктивный: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, метод аналогий, абстрагирование.

▪ стимулирования и мотивации: игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.

 

Разделы программы коррекционно-развивающего обучения:

 

  1.   Диагностический.
  2.  Аналитический.

III. Коррекционный.

 

  1. Диагностический раздел коррекционно-развивающего обучения

Учителем-логопедом осуществляется диагностика уровня развития речи учащихся 1-4 классов:

  • стартовая             – в начале учебного года (c 1 по 15 сентября),
  • промежуточная  – в конце I полугодия (декабрь)
  • итоговая               – в конце учебного года (с 15 по 30 мая).

Учитель-логопед  обследует:

учащихся 1-х классов – выяснение уровня развития устной речи;

учащихся 2-4-х классов – выявление нарушений чтения и письма.

Одновременно в течение учебного года по запросу учителей и родителей  проводится текущая диагностика учащихся в индивидуальном порядке.

 

Задачи стартовой диагностики:

  1. Обследование устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов.
  2. Своевременное выявление учащихся с нарушениями  устной и письменной речи.
  3. Определение характера и структуры речевых  дефектов учащихся.
  4. Определение направлений коррекционно-развивающего обучения исходя из характера и структуры речевых дефектов учащихся.

Задачи промежуточной и итоговой диагностики:

  1. Выявление положительной (отрицательной) динамики в речевом развитии учащихся.
  2. Уточнение фактического уровня речевого развития учащихся.
  3. Выявление и определение характера остаточных речевых нарушений и уточнение направлений коррекционной работы.

В качестве диагностического материала выборочно используются методические разработки и диагностический материал следующих авторов: Лалаевой Р.Н. [6], Садовниковой [8],, Ахутиной Т.В., Иншаковой О.Б. [7], Цветковой Л.С. [9], Борисенко М.Г., Лукиной Н.А[5].

 

  1. Аналитический раздел  коррекционно-развивающего обучения

Задачи:

  1. Анализ данных, полученных в результате обследования устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов.
  2. Сбор анамнестических данных (изучение медицинских карт, беседы с родителями учащихся).
  3. Определение  направлений коррекционно-развивающего обучения исходя из характера и структуры речевых дефектов учащихся.
  4. Составление календарно-тематического планирования для каждой группы учащихся с речевыми нарушениями.

По результатам анализа стартовой  диагностики (с 1 по 15 сентября) формируются группы учащихся с однородной структурой речевого дефекта, определяются направления коррекционной работы, составляется календарно-тематическое планирование и расписание занятий. Содержание планирования может варьироваться в зависимости от динамики исправления речевого дефекта учащихся.

 

III. Коррекционный раздел состоит из трёх этапов:

I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; (90 часов)

II этап – Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств  

языка; (51 час)

III этап – Восполнение пробелов в формировании связной речи. (39 часов).

I этап является начальным в коррекционно-развивающем обучении для детей с ОНР.

Основная цель начального этапа – нормализация звуковой стороны речи. Необходимо сформировать полноценные фонематические процессы, представления о звукобуквенном составе слова, навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова, скорректировать имеющиеся дефекты произношения.

Из общего количества занятий I этапа особо можно выделить первые 10-15, на которых осуществляется постановка и закрепление поставленных звуков. Артикуляционные упражнения, постановка и закрепление звука включаются в структуру фронтального занятия и являются его составляющей частью.

На I этапе коррекционно-развивающего обучения вводятся занятия по уточнению пространственно-временных представлений, а также блоки занятий по дифференциации смешиваемых гласных и согласных букв по оптико-кинетическому сходству.

В течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи создаётся основа для целенапрвленного усвоения лексико-грамматических средств языка.

         На II этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется формиро-вание представлений о морфологическом составе слова. Учащиеся овладевают навыками подбора родственных слов, способами образования слов с помощью приставок, суффиксов.

Основная цель второго этапа: формирование лексико-грамматических средств языка. Младшие школьники овладевают навыком подбора антонимов, синонимов; проводится работа по формированию представлений о связи слов в словосочетании и предложении.

         III этап коррекционно-развивающего обучения  (завершающий) – Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Основными целями этапа являются: развитие умения анализировать и редактировать связное высказывание; обучение изложению текстов, формирование навыков построения связного высказывания.

Таково общее содержание и направление коррекционного обучения детей с ОНР,  а также нарушениями чтения и письма, им обусловленным, на логопедическом пункте образовательного учреждения.

Организация работы на всех этапах обучения предполагает тесный контакт с педагогами начальной школы и родителями (лицами, их заменяющими) с целью обучения их отдельным коррекционно-развивающим приемам и способам организации совместной деятельности с ребёнком, с целью создания максимально эффективной среды для преодоления недостатков речевого развития и успешного усвоения нового материала.

 

Формы организации логопедического сопровождения

 

Учащиеся 1-х классов, имеющие ОНР  зачисляются в группу «Общее недоразвитие речи» на 2 года (18 месяцев)  для обучения по I – III этапам коррекционно-развивающего обучения:

первый год – обучение по I этапу «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; (90 часов) 3 раза в неделю;

второй год обучения – по II – «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств  языка» (51 час) и III этапам – «Восполнение пробелов в формировании связной речи» (39 часов).

Продолжительность групповых логопедических занятий с первоклассниками (в соответствии с санитарными нормами работы первых классов) – 35 минут; с учащимися 2-х классов – 40 минут [3,п.8.5,п.8.6]. Продолжительность индивидуальных занятий с учащимися – 20 минут [4,с.45] . Выпуск обучающихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

 

Литература

 

  1. Нормативно-правовая база:

 

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального    

общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;

2.Информационно-методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта  общеобразовательного учреждения»;

  1. Постановление от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и  

организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья».

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: «Когито-   Центр», 1996.

 

  1. Диагностические  материалы:

 

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А.  Диагностика развития ребёнка 5 – 7 лет. – СПб.: Паритет, 2007.
  2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика  и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001г.
  3. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Издание 2 – е, исправленное и дополненное/ под общей редакцией Т.В.  Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В.Секачев, 2012. – 128 с.

8.Садовникова И.Н.   Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие  – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997 г.

  1. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.2-е, исправленное и дополненное. – М.: «Российское педагогическое агентство», «Когито-центр», 1998. – 128 с.

III. Методические  разработки:

  

  1. Авдеева Е.М.   Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР, нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР. Мурманск, 2011 г.
  2. Аскольская Т.В. Профилактика и коррекция чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи., Мурманск, 2006 г.
  3. Городилова В.И., Кудрявцева М.З.   Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995 .
  4. Ефименкова Л.Н.   Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Миняйло В.Л.   Программа по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы. Мурманск, 1996 г.
  6. Миняйло В.Л.   Работа на уровне слова. Часть VI: Конспекты занятий. Мурманск, 1999 г.
  7. Парамонова Л.Г.   Русский язык. Правописание и грамматика. – СПб.: Дельта, 2001 г.
  8. Узорова О.В., Нефёдова Е.А.   Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002 г.

18.Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997 г.

Рабочая программа

коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР, ФФН,

нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР, ФФН.

                                                                         

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по коррекции устной и письменной  речи учащихся разработана в соответствии с требованиями:

 

  •    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства  

      образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;

  •     Информационно-методического письма Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации лого-

      педического пункта  общеобразовательного учреждения»;

  •     Постановлением от 10 июля 2015 года №26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к

       условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным

       основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  •     А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. –

      М.: «Когито-Центр», 1996.

 

Адресат Программа адресована обучающимся  начальных классов общеобразовательных учреждений, имеющим нарушения устной и письменной речи
Пояснительная записка     Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по коррекции устной и письменной  речи учащихся разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от18.12.12 № 1060),     Информационно-методическим письмом Министерства образования Российской Федерации (от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта  общеобразовательного учреждения»); Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова.  ( М.: «Когито-Центр», 1996.)

     Программа адресована учащимся 1 – 4 классов, имеющих  речевые нарушения в общеобразовательных школах.          Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по коррекционно-развивающей программе направлено на достижение следующих целей:

 

В системе предметов общеобразовательной школы коррекционно-развивающая программа реализует:

– развивающую цель предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.

развитие у учащихся речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;

– коррекционно-обучающая цель предполагает коррекцию устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ.

– познавательная цель  – пропагандирование логопедической работы в общеобразовательной школе.

.    Приоритетной целью коррекционно-развивающего обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся способствующее освоению общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС.                                                                                                                                                             На логопедических занятиях создаются условия для реализации программы по формированию универсальных учебных действий: личностных, социальных, познавательных, коммуникативных; что способствую формированию общей культуры личности, социализации, профессиональной ориентации.

     Для достижения поставленных целей коррекционно-развивающего обучения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

     ● своевременное выявление, предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ;

      развитие психических функций, участвующих в процессе речевой деятельности: слухового и зри- зрительного внимания; слуховой и зрительной памяти; зрительного и фонематического восприятия; словесно – логического мышления;  правильных графо-моторных навыков;

      коррекция нарушений устной и письменной речи: воспитание правильного звукопроизношения, формирование полноценных фонематических процессов (умение различать фонемы на слух, развитие навыкованализа и синтеза звукового состава  слова); формирование лексико-грамматических средств языка;

развитие связной речи.

      освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

      формирование устойчивых правильных графо-моторных навыков, связей между фонемой и соответствующей графемой, правильных навыков чтения и письма.

     ● воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства  успешности и уверенности в собственных силах;

     ● разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей)

Общая характеристика коррек- ционно-развивающей программы Речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, обеспечивающим  успешное усвоение учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребёнка.

Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность. Язык – это основное средство общения людей, а значит, коррекция речевых нарушений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья должно быть подчинена обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом.

Речевая деятельность – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. В процессе изучения курса коррекционно-развивающего обучения происходит формирование:

• правильного звукопроизношения;

развитие артикуляционной, мелкой моторики и координации пальцев рук; динамического праксиса;

• полноценных фонематических представлений;

• навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; представлений о звукобуквенном составе слова;

• лексико-грамматической стороны речи обучающихся;

• синтаксического компонента речи, правильной связной устной и письменной речи;

• развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи: зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного и фонематического гнозиса и мнезиса;

• коммуникативных умений и навыков;

• воспитание интереса к родному языку, повышение учебной мотивации  и самооценки учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

• формирование произвольной сферы ребёнка;

• формирование нравственных установок учащегося через смысловое содержание речевого материала.

овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

В основу коррекционно-развивающего обучения положена система работы по преодолению речевых нарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья с целью усвоения этими учащимися общеобразовательной программы. Коррекция речевых нарушений поможет ребенку: а) научиться правильно произносить звуки русского языка; различать фонемы русского языка; б) усвоить грамматические и синтаксические конструкции русского языка; б) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; в) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; г) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Центральная задача обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья по I этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи» – коррекция звукопроизношения и формование фонематических представлений учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется соответствию фонемного и графемного состава русского языка, развитию графомоторных навыков. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «предложение».

Центральными направлениями работы  по II этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических категорий» является  формирование у учащихся представлений о морфологическом составе слова, способов грамотного словоизменения и словообразования. Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т. п.  Особое внимание уделяется расширению лексического запаса в том числе через усвоение слов-антонимов, синонимов, омонимов, многозначных слов. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение».

В обучении учащихся по III этапу коррекционно-развивающей программы: «Восполнение пробелов в формировании связной речи» центральным направлением работы является работа с предложением и текстом. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: «предложение», «текст».  На этом этапе предусмотрено знакомство с принципами построения несложного текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения. Особое внимание уделяется обучению принципам написания изложения, сочинения. В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо.  Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.

     Таким образом, коррекция, формирование и развитие русской речи для 1–4 классов в данной программе представлен следующими содержательными линиями:

– формирование правильного звукопроизношения и фонематических представлений

– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

В рамках обучения по коррекционно-развивающей программе осуществляется коррекция, формирование и совершенствование речевых умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма. Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех этапов коррекционно-развивающей программы.                                                                                                                                                                         Специфика программы.                                                                                                                                     Литературное чтение и русский язык – основополагающие предметы в системе начального образования. Успешность овладения правильными навыками чтения и письма обеспечивает учащимся  результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс коррекционно-развивающего обучения реализует условия для полноценного овладения навыками чтения и письма учащимися с ограниченными возможностями здоровья с целью овладения общеобразовательной программой.  

Место коррекционно – развивающего обучения  в учебном плане. Контингент учащихся.      Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. определён порядок организации логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Логопедический пункт создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.

     В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке:

– общее недоразвитие речи разной степени выраженности (ОНР);

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН);

– фонематическое недоразвитие речи;

– заикание;

– недостатки произношения (фонетический дефект);

– дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);

– нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР, ФФН, Фонематическим недоразвитием речи.

     В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ ( дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи (ОНР, ФФН, ФН).

     Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения

не более 25 человек.

Согласно Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучения в начальной школе  осуществляется поэтапно:

I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи,

II этап – Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка,

III этап – Восполнение пробелов в формировании связной речи.

Длительность I этапа коррекционно-развивающего обучения – 9 месяцев и составляет примерно  90 ч. (3 ч. в неделю, 30 рабочих недель).

I этап работы является лишь начальным этапом коррекционно-развивающего обучения для детей, имеющих:

– ОНР (общее недоразвитие речи);

– НВОНР (Нерезко выраженное общее недоразвитие речи);

– нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР или НВОНР;

требуется продолжение логопедической работы с этими детьми  на II этапе коррекционно-развивающего обучения.

Длительность II этапа коррекционноразвивающего обучения – 4 месяца1 неделю и составляет примерно 51 ч. (3  ч. в неделю (17 недель).

Длительность  III этапа коррекционно-развивающего обучения – 4 месяца и составляет примерно 39 ч. (3 раза в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающего обучения учащихся, имеющих ОНР, НВОНР, нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР или НВОНР охватывает все три этапа коррекционной работы и длится  2 учебных года ( 180 ч.)

Ценностные ориентиры содержания коррекционной программы Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования.

Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

  • формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
  • принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.      

     

     Ценность  логопедической работы в процессе реализации коррекционно-развивающего обучения в системе общего образования обусловлена тем, что осуществляется коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи родного русского языка,   являющегося государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

     Своевременное выявление, предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися родного языка является залогом успешного формирования позитивного эмоционально-ценностного oтношения к русскому языку, стремления к его грамотному использованию, понимания того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

     На логопедических занятиях учащиеся с ограниченными возможностями здоровья  получают представление о нормах звукопроизношения, фонетико-фонематических связях в русском языке; учатся грамотно и связно строить свою речь, расширяют (количественно и качественно) своё представление о лексическом богатстве и разнообразии родного русского языка; одновременно осуществляется коррекция навыков чтения и письма.

Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения учащихся по коррекционно-развивающей программе Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно­смысловой сферы и коммуникации).

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

         ▪ осознание  присутствия дефектов  развития собственной речи;

           ▪ понимание необходимости исправления речевых нарушений;

        ▪ стремление к развитию и формированию правильной устной и письменной родной речи, как основного  средства человеческого общения;

         ▪ способность к самооценке и самоконтролю на основе наблюдений за собственной речью.

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные  моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств— стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;.
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
    в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
    • задавать вопросы;
    • контролировать действия партнера;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметными результатами проведения коррекционной логопедической работы являются:

• овладение начальными представлениями о нормах  родного русского языка (звукопроизносительных,

• лексических, грамматических, связной речи, фонематических процессах);

• умение (в объеме изученного) находить и дифференцировать, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, текст; знать их характерные признаки;

• способность контролировать свои действия, осуществлять самопроверку сказанного и написанного.

Метапредметными результатами проведения коррекционной логопедической работы являются:

• способность применять полученные знания о нормах русского языка (звукопроизношения, лексико-

грамматических, принципы построения связного высказывания) и навыки правильной и грамотной  устной речи, навыков правильного письма и чтения при изучении предметов начального образования, особенно курса русского языка и литературного чтения;

• способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

    • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
    • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
  • Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных.

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;

При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения: «Восполнение пробелов в звуковой стороне речи»   у учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
  • поставлены и отдифференцированны звуки;
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение, текст.

Выпускник получит возможность научиться:

▪     правильно произносить звуки русской речи;

▪     различать на слух фонемы русского языка;

▪    оперировать понятиями: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение, текст.

Работать в группе и самостоятельно.

При завершении II этапа коррекционно-развивающего обучения: «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка»   у учащихся должны уметь:

  • ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
  • активно пользоваться различными способами словообразования;
  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);
  • должны иметь понятие о предлогах и способах их использования;
  • овладеть навыками подбора антонимов, синонимов и способом их употребления;
  • иметь понятие о многозначных словах.

Выпускник получит возможность научиться:

▪     правильно определять части слова;

▪     применять разные способы образования новых слов;

▪     грамотно выстраивать синтаксические конструкции;

оперировать понятиями: корень, пристака, суффикс, окончание слова; антонимы, синонимы, омонимы, многозначные слова; словосочетание, предложение.

Работать в группе и самостоятельно.

При завершении III этапа коррекционно-развивающего обучения   учащиеся должны обладать:

  • умением анализировать связное высказывание;
  • навыком редактирования;
  • умением излагать тексты различного типа;
  • навыком построения текстов различного типа.

Выпускник получит возможность научиться:

▪     правильно анализировать связное высказывание;

▪     приёмам редактирования текста;

▪  различать и грамотно составлять тексты различного типа: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

▪     приёмам написания текста-изложения, текста-сочинения.

Работать в группе и самостоятельно, уметь использовать помощь учител

Содержание этапов коррекционно -развивающего обучения      Виды речевой деятельности

Слушание.

Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.

Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

    I этап коррекционно-развивающего обучения

Виды речевой деятельности

  • слушание
  • говорение
  • чтение
  • письмо

Восполнение пробелов в звуковой стороне речи

  • Уточнение пространственных представлений.
  • Уточнение временных представлений.
  • Уточнение близкородственных представлений.
  • Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
  • Развитие первоначальных навыков языкового анализа и синтеза.
  • Формирование фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры.
  • Гласные I и II ряда, обеспечивающие твёрдость и мягкость согласных звуков.
  • Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
  • Дифференциация смешиваемых гласных по оптико-кинетическому сходству.
  • Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

       II этап коррекционно-развивающего обучения

Виды речевой деятельности

  • слушание
  • говорение
  • чтение
  • письмо

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка,

  • Формирование представлений о морфемном составе слова, словообразование.
  • Формирование лексических средств языка.
  • Формирование представлений о связи слов в словосочетании и предложении.

III этап коррекционно-развивающего обучения.

Виды речевой деятельности

  • слушание
  • говорение
  • чтение
  • письмо

Восполнение пробелов в формировании связной речи.

  • Формирование навыков анализа предложения.
  • Формирование навыков построения предложения.
  • Редактирование предложения.
  • Деление сплошного текста на предложения.
  • Восстановление текста.
  • Построение текстов различного типа.
  • Изложение текста.
  • Сочинение текста.
Материально-техническое обеспечение коррекционно-развиваю-щего процесса Методические и практические пособия для учителя-логопеда:

  • Авдеева Е.М.   Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР, нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР. Мурманск, 2011 г.
  • Аскольская Т.В. Профилактика и коррекция навыка чтения у младших школьников с ОНР. Мурманск, 2006 г.
  • Городилова В.И., Кудрявцева М.З.   Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995г.
  • Ефименкова Л.Н.   Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991 г.
  • Миняйло В.Л.   Программа по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы. Мурманск, 1996 г.
  • Миняйло В.Л.   Работа на уровне слова. Часть VI: Конспекты занятий. Мурманск, 1999 г.
  • Парамонова Л.Г.   Русский язык. Правописание и грамматика. – СПб.: Дельта, 2001 г.
  • Садовникова И.Н.   Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие  – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997 г.
  • Узорова О.В., Нефёдова Е.А.   Практическое пособие по развитию речи. – М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2002 г.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П.   Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования  предпосылок к продуктивному усвоению программ обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 г.
  • Ястребова А.В.   Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997 г.

Технические средства обучения:

  • проигрыватель, пластинки;
  • магнитофон;
  • магнитная доска
  • компьютер
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения учащихся с ФФН, НВОНР, ОНР, нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН, НВОНР, ОНР.