автор: Ахромеева Вера Николаевна

Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Немцевская ООШ”

“Активизация познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Немцевская  основная общеобразовательная школа Новооскольского  района Белгородской области»

ТЕМА: “Активизация познавательной деятельности

у младших школьников на уроках математики”

Автор опыта: Ахромеева Вера Николаевна         

учитель начальных классов МБОУ «Немцевская ООШ»

 

2018 год

 

                                       Содержание:

  • Информационная карта  ППО ……………………..3
  • Целостное описание опыта………………………….4-17
  • Библиографический список……………………………18

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

          

  1. Ф.И.О. автора  Ахромеева Вера Николаевна
  2. Город (район) Новооскольский
  3. Образовательное учреждение  МБОУ «Немцевская ООШ»
  4. Занимаемая должность учитель начальных классов.
  5. Педагогический стаж и квалификационная категория 33 года, соответствие.
  6. Тема педагогического опыта: “Активизация познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики”.
  7. Цель педагогического опыта: путём применения  заданий и фрагментов уроков, разработанных на основе инновационных технологий активизировать познавательную деятельность у младших школьников.
  8. Последователи: учителя-предметники школы и района.
  1. Кто и когда изучал на школьном методобъединении.

10.Выводы и рекомендации: использовать в учебном процессе материалы обобщения передового опыта.

 

Тема: “Активизация познавательной деятельности у младших

школьников на уроках математики”

 

         Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социально-культурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.

    Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много учительских открытий, больших и малых, важных и интересных для самого учителя. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

       Общеизвестно, что обучение математике не сводится только к сообщению определенных фактов и отработке специальных навыков и умений. Оно призвано развивать познавательные и творческие способности ребенка, должно способствовать развитию любознательности, творческого мышления учащихся. Уместно в связи с этим привести слова М. Монтена: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
        Для того, чтобы обучение на самом деле проявляло развивающий эффект, необходимо соблюдать одно универсальное условие – развивающий субъект должен быть включен в активную деятельность и общение.
       Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых основных задач учителя. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их.  Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных  математических представлений или использовать в  конце его, когда наблюдается снижение  умственной активности детей.  Элементы занимательности вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал.
        Занимательность математическому материалу придают  игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или самая элементарная головоломка.
      

1.Актуальность опыта

     Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие.

      Активизировать познавательную деятельность у младших школьников – цель педагогического опыта.

     Я использую элементы известных методик, разрабатываю математические задания и фрагменты уроков, включаю в повседневную работу  на уроках математики в младших классах с целью сформулировать устойчивую положительную мотивацию к получению и добыванию знаний учащимися.

Учитывая сегодняшние условия жизни, я считаю необходимым воспитывать такую личность, которая  способна адаптироваться к изменению нового времени, развиваю креативное мышление, умение самостоятельно находить пути решения проблемы. Этому способствуют инновационные  технологии, элементы которых применяю в своей работе.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, это комплект знаний, умений, навыков, необходимых мне для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые  методы педагогического воздействия на классный коллектив.

  Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.

 

  1. Научность

 

           Развитие внутренних сил человека – это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

         Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному.

         В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию.

Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников  не нова для ученых России она была поставлена еще в 40 – 50   годы XX века И. А. Каировым, М. А. Даниловым, Р. Г. Лембером.

Наиболее значительное влияние на развитие отечественной дидактики 60 – 70-х годов оказали работы М. А. Данилова и Б. П. Есипова, Л.В. Занкова, М. Н. Скаткина, И. Т. Огородникова по исследованию гносеологических, логических и дидактических основ учебного процесса.

Исследованием особенностей учебной деятельности учащихся, дидактических закономерностей активизации познавательной деятельности, уровней познавательной активности, ее мотивационных характеристик, методов, приемов и форм активизации познавательной деятельности занимались многие психологи, дидакты и методисты. В частности, Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, В. А. Рубинштейн, В. А. Крутецкий, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. С. Якиманская и др.

     В работах Г. П. Бевза, М. И. Бурды, Я. И. Груденова, О. С. Дубинчук, П. М. Эрдниева, М. И. Жалдака, Н. Я. Игнатенко, Ю. М. Колягина, Ю. А. Паланта, Г. И. Саранцева, З. И. Слепкань, А. А. Столяра, Н. Ф. Тесленко, Н. И. Шкиля, В. А. Швеца и др. исследовался круг вопросов, связанных с улучшением математической подготовки учащихся: обновление содержания математического образования, разноуровневые программы, подготовка учебных и методических пособий, совершенствование методов и приемов, организационных форм и средств обучения младших школьников.

Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики».

 

  1. Результативность

          С моей точки зрения,  проблема активизации познавательной деятельности является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

        Я считаю, что творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики.

        Могу сказать, что на уроках проводимых по новым педагогическим технологиям, высокая результативность, активность ребят возрастает, развиваются познавательные творческие способности, воспитывается чувство коллективизма, ответственности что достигается тем, что ребята могут проявить свои способности, не боясь услышать критику в свой адрес, видя в учителе коллегу, товарища. На таких уроках тёплая атмосфера, располагающая к интересной, плодотворной работе.

        Показателем данной работы являются результаты муниципальных, районных и краевых КДР.

   Опытом своей работы я делилась на заседаниях методического объединения учителей начальных классов школы и на педагогическом совете школы.

   Заметным результатом внедрение в процесс обучения «Активизация познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики»

стало  создание  своего персонального профессионального сайта в глобальной сети Интернет:  на котором  содержатся разработанные мною: классные часы, родительские собрания. На сайтах: infourok имею публикации учебно-методического материала к урокам по математике, которыми я обмениваюсь с коллегами из различных регионов страны: урок-путешествие по игровой технологии «Сложение вычитание в пределах десяти», презентация к уроку математики «Сложение вычитание в пределах десяти», урок-игра по игровой технологии «Переместительный закон сложения», презентация к уроку математики «Переместительный закон сложения», технологическая карта урока «Табличное вычитание» с использованием  педагогики сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия), личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, ИКТ – технологии.

  1. Новизна опыта

 

          Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через различные формы, методы, приемы и средства подачи материала. Выполняя ту или иную работу, учащиеся овладевают определенным кругом знаний, приобретают умения и навыки самостоятельного решения поставленной перед ними задачи, усваивают глубже и лучше тот материал по математике, на котором было построено задание. На уроках построенных, по инновационным технологиям знания конкретизируются: то, что было только в мыслях, становится вещественным, ощутимым, зримым, реальным”.

          Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что не нужно полностью отказываться от устоявшейся манеры преподавания, а сочетать  и разнообразить данную систему инновационными технологиями, формами и методами подачи материала.

           В процессе их выполнения осуществляется выработка практических умений и навыков, появляется и развивается инициатива учащихся, их творчество, самостоятельность, коллективизм что очень важно в воспитательном отношении. Технологии здоровьесберегающей, игрового, разноуровневого, исследовательского обучения препятствуют преждевременному наступлению переутомления, выполняются с большим желанием, интересом и деловитостью. Математика имеет широкие возможности для самых разнообразных уроков.  

           К опыту прилагаются разработки уроков, которые содержат познавательный, развивающий, творческий материал.

          Данный опыт могут использовать в работе учителя гимназий, лицеев, общеобразовательных школ с разным уровнем подготовки детей.

 

 

 

 

  1. Технологичность

 

     Технологическая сторона моего опыта «Активизация познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики»  предполагает постановку следующей цели: путём применения  заданий и фрагментов уроков, разработанных на основе инновационных технологий активизировать познавательную деятельность у младших школьников. Если учитель на своих уроках будет использовать  хотя бы некоторые задания или фрагменты уроков, разработанные на основе инновационных технологий, то этим самым он активизирует познавательную деятельность у младших школьников на уроках математики, т. е. оживит преподавание и доставит немало радости ученикам. И это действительно так.

    Задания и фрагменты уроков, разработанные на основе инновационных технологий способствуют развитию очень важных волевых качеств ученика, необходимых в жизни: настойчивости и упорства в труде и в преодолении встречающихся трудностей, высокого чувства ответственности, трудолюбия, аккуратности.

         С годами изменялись программы по математике и, как следствие, содержание предмета. Естественно, что претерпели изменения и сами задания включенные в программу, и их содержание.

          При подготовке к уроку учитель должен  использовать различные методы, формы, средства виды деятельности, правильно и коррективно применять приёмы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, нельзя детей ругать, выражать свои недовольства.

         Для проводимого исследования  мы поставили перед собой цель: разработать примерный перечень заданий и  фрагментов уроков, разработанных на основе инновационных технологий ориентированных на активизацию познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики и обосновать методические правила их проведения.

         Предметом опыта является примерный перечень заданий и  фрагментов уроков, разработанных на основе инновационных технологий ориентированных на активизацию познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики.

          Объект опыта – процесс активизации познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики.

          Мы выдвинули следующую гипотезу:

– использование заданий и фрагментов уроков, разработанных на основе инновационных технологий, которые активизируют познавательный интерес у младших школьников к математике и повысят качество успеваемости.

           Практическая значимость заключается в том, что предложенные задания могут использоваться в работе учителей начальной школы, в их практической деятельности для повышения эффективности обучения.

          В процессе исследования нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение литературы, по вопросам активизации познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики.
  2.  Изучение педагогического опыта учителей. Наблюдения и анализ уроков, просмотр планов, конспектов уроков учителей, просмотр тетрадей, контрольных работ учащихся, беседы с учителями, с целью выявления лучшего опыта этой работы.
  3. Влияние заданий и фрагментов уроков, разработанных на основе инновационных технологий на развитие интереса к математике и на качество знаний.
  4.  Выводы, по использованию данных заданий и фрагментов уроков.

         В процессе исследования были использованы следующие методы:

анализ литературы; наблюдение; анкетирование; сравнительный анализ;

    На своих уроках использую игровые,  информационно – коммуникативные,  здоровьесберегающие технологии, педмастерскую, проблемный метод обучения, метод слайдов, исследовательскую деятельность.

 

  • Инновационные технологии как средство активизации познавательной деятельности.
  • Педагогическая технология.

      Педагогическая технология позволяет обучающемуся развиваться, участвовать в таких видах деятельности, как игровой, познавательной, трудовой и общении. Одной из основных технологий является технология коллективного обучения, когда вырабатывается самостоятельность,  коллективизм: все учат каждого и каждый учит всех. Работа в парах позволяет развивать самостоятельность, коммуникативные умения, речь, память, логическое мышление, формируется адекватная оценка личности.

Эту технологию можно разделить на:

  1. Технологию полного усвоения, когда все дети осваивают материал, но для каждого выбираются свои методы, формы, условия, время;

2) Технологию разноуровневого обучения, когда для учащихся то время, которое соответствует его личным способностям и возможностям. ( Например, задания повышенной трудности – для сильной группы, задания менее трудные – для слабой группы);

3) Технологию исследовательского обучения – это поиск новых познавательных ориентиров. ( Группы учащихся самостоятельно получают знания, а не готовые от учителя);

    4) Технологию игрового обучения – это тематические игры с учебно – дидактическим материалом. (Например, “Математическая рыбалка”, «Математическая эстафета”, «Ромашка», «Решето», урок-путешествие, урок -сказка, урок-игра.)

   5) Технологию модульного обучения, когда ребята самостоятельно достигают целей учебно – познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения. Шаг за шагом идёт работа учащихся. Содержание обучения представлено в блоках: каждый ученик получает от учителя письменные рекомендации о том, как действовать, где искать материал. Обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что даёт ему возможность осознавать себя в процессе работы.

    Уже из опыта работы можно сказать, что ребятам такие уроки нравятся. Они сами могут участвовать в их подготовке, придумывая задания.

 

    1.2. Игровые технологии.

            Активизация учащихся в процессе обучения – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Психологи, педагоги, методисты, учителя школ в настоящее время занимаются проблемой активизации познавательной деятельности учащихся.

           Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности у учащихся познавательных процессов и активном психическом состоянии.

         Важнейшим звеном  по активизации познавательной деятельности является создание определённых условий, при которых у детей возникает потребность в познании, в овладении способами человеческого мышления.

           Существует многообразие деятельностей, в которые включается ребенок. Игра – составная часть деятельности. Следовательно, можно говорить об игровой  технологии и многообразии игр.

           В школьной практике наибольшее распространение получили  дидактические игры. Это произошло потому, что главная задача школы – обучение детей и их развитие, а дидактические игры в большей степени способствуют этому. Чтобы овладеть какими-то деятельностями, независимо от того, в каком виде они транслируются, нужно уже владеть другими деятельностями, которые выступают в качестве предпосылок учения. Так образуется сложная цепь зависимостей одних деятельностей от других. Овладение учебной деятельностью тесно связано с развитием ребенка. Но развитие есть там, где требуется проявление активности и самостоятельности. Ш.А. Амонашвили писал, что без игры на уроке невозможно увлечь ребенка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать его активным учеником и творцом урока. Игра в полной мере соответствует активной природе младшего школьника. Знания становятся понятны ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. В связи с этим нами опытно-экспериментальным путем были выделены следующие условия повышения эффективности использования игры на уроках математики, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников:

  1. Учет возрастных особенностей.
  2. Использование материала различной степени трудности.
  3. Использование разнообразных физминуток.
  4. Построение нетрадиционных уроков.
  5. Использование сюжетных игр.
  6. Использование простой и емкой наглядности.
  7. Применение игр-соревнований.
  8. Использование нестандартных занятий.
  9. Применение задач в стихах.

             Напрашивается вывод: в современной практике обучения математике соблюдение данных условий позволит не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование игровых технологий наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.

  • Информационно – коммуникативные технологии.

          Чтобы детям в современной школе интересна была математика, нужно использовать на уроках элементы информационных технологий.

           Информационно – коммуникативные технологии с каждым днём всё активнее используются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Они позволяют решать очень важные педагогические задачи, такие как развитие креативной личности, активизация познавательной деятельности, повышение уровня мотивации при изучении математики, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Только  с помощью информационных технологий можно максимально полно задействовать фактор наглядности при изучении математики и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний.

             Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Ученики хорошо воспринимают такие уроки. Они помогают создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

            Толчком к развитию интерактивных наглядных пособий послужило появление электронной интерактивной доски. Преимущество такой работы в том, что учителю предоставляется больше возможностей для работы с изображением, т. к. помимо простой демонстрации объекта на интерактивной доске можно проводить разнообразные манипуляции с ним. Это производит необходимый эффект на класс, мобилизирует внимание учащихся и стимулирует интерес к вопросу  обсуждения.

              Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своём темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, даёт возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

             На сегодняшний день мультимедийная продукция  представлена несколькими категориями. Активно использую в своей работе мультимедийные приложения к учебнику, интерактивные пособия, свои презентации и презентации, подготовленные учениками.

             На своих уроках применяю следующие формы работы с информационно – компьютерными технологиями:

Метод слайдов. (Облегчает учителю подачу материала. Делает урок более ярким и наглядным. Способствует развитию воображения и критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к изучаемому материалу.

Благодаря интерактивной доске, учащиеся могут видеть большие цветные изображения, таблицы. На уроках можно дать задание заполнить таблицу, дописать цитату. Заполняя таблицу, учащиеся учатся делать анализ, выводить причинно – следственные связи, давать комментарии.  

Проблемный метод обучения. (К методам «Проблемного обучения» можно отнести: проблемное изложение материала, эвристическую беседу(частично – поисковый метод), исследовательский метод. Условием  возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового. Главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения  нужного действия и всего задания. Для активизации познавательной деятельности необходимо создание «ситуации успеха», а это возможно при дифференцированном подходе к процессу обучения. Переход от любого известного способа к новому неизвестному способу выполнения действия предполагает выполнение учеником проблемного задания, открытие нового способа. Например, простой переход от пересчёта к пересчёту, от сложения и вычитания к умножению и делению предполагает выполнение учащимся проблемных заданий, приводящих к творческому усвоению нового способа действия.)

Исследовательская деятельность. (Этот метод осуществляется, к примеру, на уроках – экскурсиях. Учащиеся самостоятельно изучают материал, готовят презентации своих работ. Этот метод способствует: развитию творческого мышления, осуществлению информационного поиска, умению делать выводы, развитию коммуникативных способностей учащихся.

 

  • Здоровьесберегающие технологии.

 

 Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии  в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер, например:

 

Подними ладони выше
И сомкни над головой,
Что же вышло?
Крыша вышла,
А под крышей мы с тобой.
Подними ладони выше
И сомкни перед собой.
Что же вышло?
Мостик вышел,
Мостик ровный и прямой.
Подними ладони выше
И скрести над головой.
Что же вышло?
Гуси вышли:
Вот один, а вот другой.
Подними ладони выше
И скрестив их, помаши.
Что же вышло?
Птички вышли,
Птички очень хороши!


       Использую на уроках элементы здоровьесберегающих технологий профессора В. Ф. Базарного: периодическая смена поз, физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками.

Задания:

  • найди глазами две одинаковые пирамидки, две одинаковые тарелки;
  • сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зелёных, жёлтых;
  • найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

 

     Таким образом, я считаю, что новые технологии могут изменить процесс обучения, подарить детям радость труда в учении. Как говорил В. Сухомлинский: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

 

  1. Форма заданий для активизации познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики.

      В зависимости от содержания урока, от того подбора системы математических заданий, упражнений и задач, которые включены в деятельность ученика, зависит и активизация  познавательных интересов обучения, и укрепление положительных познавательных мотивов обучения.

      Психическое состояние ребёнка на уроке, формирование учебно-познавательной деятельности зависит от того, как подобран учебный материал, насколько для решения заданий используется личный жизненный опыт ребёнка, насколько само содержание обучения позволяет ученику чувствовать себя значимым.

      Трудности восприятия учебного материала влечёт за собой усталость от однообразного подбора учебных заданий и долгого сидения за партой. В данной ситуации не о каком интересе к познанию речи идти  не может. Необходимо в начальных классах использовать математические задания, которые совмещены с двигательной активностью ребёнка. Например, ведение счёта сопровождать различными физическими движениями. В задачах на движение использовать измерения заданного расстояния шагами. Изображение геометрических фигур в группах. (Приём «живого настроения»). Такие задания являются здоровьесберегающими, надолго запоминаются детям, возбуждают интерес, любознательность, умственную активность.

      Активизации познавательной деятельности  способствуют средства и задания, которые можно назвать «завлекалочками». Это задания, которые своей внешней привлекательностью втягивают учащихся в деятельность по освоению предметного содержания. Такие задания по математике представляются с помощью картинок (метода слайдов), которые включаются в сказочный или занимательный сюжет. Вначале детей привлекает яркая изобразительная или словесная форма. Задача учителя в данном задании – переключить внимание и интерес с формы на математическое содержание задания. К этой же группе относятся задания и задачи в рифмованной форме, задания – игры, загадки, ребусы и т. д.

      Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.

Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

 

      Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой.

             На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Собери грибы», «Математический футбол».

             На уроках математики в начальной школе необходимо вести работу по формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнении. Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом материале с использованием жизненного опыта выстраивать правильные математические суждения. Без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность суждения обеспечивается тем, что на страже ее находится учитель-организатор и руководитель. Под его руководством путем упражнений дети практически знакомятся с применением логических приемов.

        Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации познавательной деятельности ребят, в ожидании процесса обучения “умственной гимнастики”.

 

 

 

 

 

 

 

Игра по формированию геометрических понятий. “Команда внимательных”.

Цель: совершенствовать знания по теме “Геометрический материал”, формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма.

Ход игры: на интерактивной доске доске 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой команды к доске приглашается по одному человеку. Стоя лицом к классу, они называют по памяти расположение фигур, точек, линий и т.д. на каждой таблице остальные проверяют правильность ответов. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры подсчитываются жетоны. И определяют команду-победительницу. Количество отвечающих детей можно увеличить, тогда подсчитывается общее количество жетонов на все ответы.

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
  • задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
  • игры типа: «Кто первым получит 10»;

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

 

Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 15, к  результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 21.

Формула для разгадывания фокуса: а + 15+ 6 – а = 21. Её можно проиллюстрировать на схематическом чертеже.

Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, уч-ся  несколько раз проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим стимулирует активную познавательную деятельность.

Участие в фокусе не обеспечивает исследовательской деятельности школьника, он решает исследовательскую задачу  только при разгадывании его сути.

Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью  детей: «Живые цифры», «Лови мяч»,  «Решето».

Игра «Решето»

Ученики одного ряда встают и по очереди воспроизводят таблицу умножения, например на 5. Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся, стоит, т. е. остаётся в «решете».

Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.

  1. Доктор Айболит велел Бармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалей примет 4 таблетки?
  2. Самый длинный бал королевства  продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
  3. Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал каждый поросёнок?
  4. Дядя Фёдор добирается из города в деревню Простоквашино на электричке за 1ч 30 мин, а обратно за 90 минут. Почему?

 

Дети очень любят «Веселый счет» – рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения.  Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.

Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.

 

Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными.Большую ценность на уроке представляют загадки. К.Д. Ушинский писал, что «загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное». На различных этапах урока я  использую загадки ( в основе которых лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность.

 

Детям нравятся нетрадиционные уроки. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажение структуры урока.

На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, так как является одним из действенных способов активизации познавательной деятельности.

 

Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков – урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета…

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного.

Урок-путешествие

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.

Мною были проведены уроки-путешествия по математике в 1 и  2 классах по темам: «Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел» и  «Табличное сложение и вычитание в пределах десяти».      

Урок-сказка

Как и в любой сказке, на таком уроке есть положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино, Карабас-Барабас).

В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победой добра над злом.

Урок-игра

Названный вид урока может быть проведен в форме игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делится на команды.

Коллегам понравился мой урок-игра  

 

                                                                                                   

 

                                          

                                     Библиографический список

 

  • Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа. 1992 г. № 9 с15.
  • Полат Е. С. Новые педагогические технологии // Пособие для учителей- М., 1977г.
  • Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1класса. М.: ”Просвещение” 1989г.
  • Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Начальная школа. 1987г. с.31.
  • Фишер Н.  В. Фаустова И. П. К вопросу о математическом образовании в начальной школе. // Начальная школа. 2006 г. № 7.
  • Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение 1979 – 167с.
  • Кухарь В.М. Элементы занимательности обучения математике.// Начальная школа. 1987 № 6.
  • Маркова А. К., Матен Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.» Просвещение». 1990г.
  • Михайлов И.И. Занимательные задачи. // Начальная школа. 1989г. № 6.
  • Мохнаткина Э. А. Стихи на уроке математики. // Начальная школа. 1988 № 10.
  • Рудакова Е.А. Сочинение загадки на уроках математики в начальной школе.  // Начальная школа. 2002г. № 11.
  • Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Издательство: ЛГУ 1960г.
  • Царёва С. Е. Обучение математике и здоровье учащихся. // Начальная школа. 2002 г. № 11.
  • Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности  учащихся в учебном процессе. // М. « просвещение»1979г.
  • Яппарова М. Ш. Закрепление материала. Игровая форма. // Начальная школа. 1991г. №1.
  • Ахметгалиев А. А. Развитие математической памяти у младших школьников. // Начальная школа. 2005. № 6.
  • Дроботенко Н.М. Нестандартный урок математики. // Начальная школа. 2005. №1.
  • Есырева Л. А. учитель играя.  // Начальная школа. 1988 № 10.
  • Зимовец Н. А. Стихи о математике.  // Начальная школа. 1977 № 6.
  • Козлова Е. К. Подготовка учителя к уроку математики: каждодневная рутина или ежедневное творчество?  // Начальная школа. 2005. № 8.
  • Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 1984-335с.

 

                                                                                             

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Информация об опыте…………………………………………3
  2. Технология опыта………………………………………………5
  3. Результативность опыта………………………………………13
  4. Библиографический список……………………………………15
  5. Приложение…………………………………………………….16

 

Информация об опыте

 

Условия возникновения опыта

 

  В решении задач, поставленных перед современным учителем начальных классов, формированию логического мышления придаётся большое значение.  В школу дети приходят с огромным желанием учиться, но, к сожалению, не у всех это получается. У школьников разные индивидуальные особенности, разный уровень подготовленности к обучению. Важно раскрыть способности, заложенные природой в ребёнке, и построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы успешно их развивать. Задача начальной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся организационные, коммуникативные, общеучебные и интеллектуальные умения и навыки. Формирование интеллектуальных умений и навыков (умение сравнивать, выводить понятия, подводить под понятие, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, классифицировать и т.д.) вызывает наибольшие затруднения в учебном процессе, в том числе и в системе работы учителя начальных классов.

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы показывает, что около 40% детей слабо справляются с заданиями, направленными на умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять существенное.

Поэтому одной из важнейших задач является создание такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию всех качеств и видов мышления, позволила бы детям  самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

 

Актуальность опыта

 

Возможность развития логического мышления в младшем школьном возрасте велика, так как в этот период происходит быстрое развитие интеллекта. Важно не упустить этот момент и найти эффективные пути развития способностей детей.

Таким образом, обнаруживаются противоречия:

  1. между необходимостью повышать уровень математических способностей обучающихся и недостаточной технологической разработанностью этого процесса в условиях традиционного обучения,
  2. между слабыми мыслительными операциями у большинства учеников начальной школы и необходимостью постоянно их совершенствовать при обучении данному предмету

Решить эти противоречия возможно с помощью технологии системно-деятельностного метода, который отличается  от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения тем, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Ведущая идея опыта

Ведущей идеей опыта является использование системно-деятельного подхода в условии формирования логического мышления на уроках математики

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период  с 2009 года по 2012 год.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен единой системой “урок – внеклассная работа”

Теоретическая база опыта

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Проблемой развития мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученыеЛ.С. П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов , Д. Дьюи , А.Н. Леонтьев, В.К.Ягодовская, А.С.Пчелко Н.С.Рождественский,  И.Л. Никольская, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн , А.А. Столяр,  Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский , И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.

Они теоретически и экспериментально доказали, что на сегодня  школа еще не достаточно обеспечивает выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности. По их мнению, для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

1)  высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации;

2)  высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

3) высокий уровень организованности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Если это будет сделано в начальной школе, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы.

Опыт показывает, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т. к. именно в ней, в силу ее специфических особенностей, содержатся большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников.

 

Новизна опыта

Степень новизны опыта состоит в создании определенных организационных условий для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия.

 

Технология опыта

 

  • Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью педагогической деятельности  является создание условий для формирования  самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Формировать  логическое мышления через обучение деятельности;

2.Способствовать формированию и развитию общеучебных, самостоятельных познавательных навыков учащихся;
3.  Содействовать  выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся;

Средства достижения цели.

Системно – деятельностностный метод в практическом преподавании обеспечивается следующими  дидактическими принципами:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках  доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

  1. Организация учебно-воспитательного процесса

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И. Г. Песталоцци). Этот принцип был взят за основу  педагогической деятельности. Именно в действии порождается знание. Такой подход обеспечивает возможности обучающемуся самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивает целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности, усвоение учебного содержания,  формирование способностей учащихся.

  • УМК «Начальная школа XXI века» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования
    – формировать основные компоненты учебной деятельности.
  • УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода
  • Создатели учебников стремятся обеспечить разнообразие форм организации учебной деятельности для учащихся разных категорий, включая материал для групповой, самостоятельной, коллективной работы
  • Система в организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности

Как же построить урок, чтобы осуществить системно-деятельностный подход?  При подготовке к уроку необходимо внимание на следующее:

  1. В какой мере будут формироваться у учащихся на уроке общие приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.

2.Как обучить школьников в ходе урока приемам логической смысловой обработки учебного материала.

  1. Как будет происходить в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала.
  2. Использование на уроке установления связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся.
  3. Использование на уроке коллективной мыслительной деятельности учащихся: мозговой штурм, разбор проблемной ситуации и т.п.
  4. В какой мере на уроке формировать элементы творческого мышления
  5. Оценочный аспект (самооценка, взаимооценка, оценочная деятельность учителя )
  6. Деятельностный аспект (как будет организована деятельность учащихся)
  7. Воспитательный аспект
  8. Здоровьесберегающий аспект.

 

  1. Содержание образования и средства достижения цели (методы, приёмы, формы организации работы)

Технологическая составляющая (методы и приемы обучения)  соответствовать таким требованиям, как:

– диалогичность;

– деятельностно-творческий характер;

– направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

– предоставление ему необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.

В связи с этим для развития логического мышления на уроках математики используют специальные  задания, направленные на развитие анализа и синтеза, на формирование умения классифицировать, на развитие умения сравнивать. (Приложение № 1). На каждом уроке необходимо проводить работу над задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Существуют различные формы работы над задачей (работа над решенной задачей, решение задач различными способами, самостоятельное  составление задач учащимися, изменение вопроса задачи, решение задач с недостающими данными, использование приема сравнения задач и их решений, решение обратных задач). Нестандартные задачи – отличный инструмент для развития логического мышления. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. (Приложение №2)

Работа с геометрическим материалом очень нравится детям: «Пиктограммы», «Геометрическое лото». Большую роль в развитии логического мышления учащихся на уроках  математики играют системные и целенаправленные устные упражнения. Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений.

Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении.  Использовать их можно на разных этапах урока. Например, в начале урока можно включить игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», «Найди пару», «Поиск предметов с противоположными свойствами», кодированные упражнения (Приложение 3)

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же можно применять взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Например:  игра «Куча мала» (Учитель предлагает одинаковый «пакет задачек» на каждую группу. Необходимо в сжатый промежуток времени решить, как можно больше заданий. Оценивается работа всей группы в целом. При этом сами учащиеся выбирают, кто из них какие задания выполняет с наибольшей пользой для группы).

При планировании уроков нужно предусматривать развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, большое внимание уделять возможности постоянно приобщать детей к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. На уроках учащиеся обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. Приведу пример:  На уроке предложить задания поискового характера, задачи с наращиванием условия. «К Новому году вырезали 90 снежинок. 10 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос. 1. «А остальные снежинки вырезали девочки. Сколько снежинок вырезали девочки?  На сколько больше снежинок вырезали девочки, чем мальчики?» 2. «Сколько снежинок вырезала каждая из девочек?» (Количество девочек может быть разным. Главное, дети должны найти второе число, на которое бы делилось 60. Это может быть и 6, и 10). 3. «А 5 девочек вырезали по 10 снежинок каждая. Сколько снежинок вырезали взрослые?» (Дополненная так задача уже будет решаться четырьмя действиями).  Таким образом, дети не только находятся в творческом поиске условия задачи, но усложняют эту задачу. Такая работа позволяет быстрее научиться решать любые задачи.
  Урок, направленный на развитие способностей может начаться и с разминки. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти умения в совокупности войдут в структуру заданий творческого характера. Приведу пример простой репродуктивной задачи интенсивного характера. «Прочитать числа, обращая внимание на знаки препинания: 21, 22, 23… 24? 25! 26?! 27, 28, 29. Сосчитать их сумму рациональным способом, уменьшить ее на 25 и разделить на 2. Сколько у вас получилось? (100) Как это звучит по-английски? С какими постоянными величинами в математике оно у вас ассоциируется? В название каких литературных произведений входит это число?»
 Большинство учащихся на этом этапе стараются работать, используя все свои возможности и способности. (Приложение № 4)
  Деятельностный подход направлен на владение приёмами поисковой и творческой деятельности, на решение поставленных проблем.. Так, на уроке математики в 3 классе было предложено следующее задание: из квадратного листа бумаги вырезали наибольший круг, радиус которого 130 мм. Найти периметр данного квадрата.

На уроках можно пользоваться  следующими приемами создания проблемных ситуаций:

– Подводить школьников к противоречию и предлагать им самим найти способ его разрешения;

– Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– Побуждать учащихся делать сравнения, обобщения, выводы

– Определять проблемные теоретические и практические задания;

– Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными  или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Применять методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, стимулирование занимательным содержанием, создание эмоциональных ситуаций. Методы развития психических функций, творческих способностей: творческой задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую. Однажды разрешив обучающимся найти “свой” способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, “включать” механизм постоянного поиска у обучающихся. Теперь, решая любые задачи, обсуждая проблемы, обучающиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть новые подходы и методы решения.

Используются следующие исследовательские методы обучения:

  • «Деловая корзина». В «деловой корзине», в качестве которой может выступать небольшой ящик, помещаются задания, написанные на листках бумаги; школьники по очереди вынимают из «корзины» задания и выполняют их сугубо самостоятельно, затем весь класс коллективно выполняет все задания, что приводит к еще более глубокому их анализу.
  • «Думай и слушай». Каждому ученику отводится короткий отрезок времени, за который он должен высказать свое мнение по решению актуальной для него или предложенной учителем проблемы практической деятельности. Остальные школьники его прерывать не могут, а должны внимательно слушать. После выступления своего товарища они должны активно помочь ему до конца решить проблему.
  • Обсуждение вполголоса. Для проведения этого метода класс разбивается на небольшие подгруппы, которые будут обсуждать те или иные вопросы, входящие в тему занятия, каждая подгруппа получает от учителя задание, выполнение которого должно дать какой-то конкретный выход.
  • Самостоятельная исследовательская работа учащихся. Самый распространенный вид данной работы – работа с книгой или дополнительным материалом.

 

  1. Преобладающие виды деятельности в рамках авторской дидактической системы

Системно-деятельностный метод направлен на умение продолжить мыслительную деятельность за пределами требуемого. Одним из современных подходов, побуждающих обучающихся к мыслительной деятельности, и являющимися достаточно простым инструментом, повышающим эффективность этой деятельности во всех направлениях, являются интеллект-карты. Метод интеллект-карт – это уникальная современная технология эффективного обучения, основанная на 35-летнем опыте её создателя Тони Бьюзена, известного своим «титулом» – господин Память.

Развитое творческое мышление позволяет самостоятельно, без участия учителей и родителей, справляться с задачами, при этом отлично логически мыслить и рассуждать, делать выводы и заключения. Развитие таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, а также умения строить логические заключения и выводы. Интеллект-карты являются формой графического выражения радиантного мышления.

Термин «радиантное мышление» относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой которых является центральный объект. Суть заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Совершенствуйте достигнутое: пересматривайте созданную интеллект-карту, проверяйте свою способность к запоминанию информации.

Рисование интеллект-карты – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия.

Прежде всего, необходимо  усвоить шаги построения интеллект-карт: приготовить цветные ручки, карандаши и фломастеры; положить лист  горизонтально; в центре страницы заглавными печатными буквами написать и выделить рамкой главную тему (1-2 ключевых слова); от центральной темы нарисовать ветки разными цветными карандашами; каждую ветку подписать 1-2 словами, на каждой ветке (не меняя цвет) нарисовать веточки, подписать их; установить связи между понятиями. В интеллект-карте не только писать слова, но и иллюстрировать их: рисунки, схемки, символы и т. д..

Основные этапы при проведении мозгового штурма в виде интеллект-карт.

Интеллект-карта «Мозговой штурм»

  1. Этап 1-й: Выбор темы

На этом этапе – задается общее направление в котором нужно думать. Надо создать центральный образ, символизирующий основную идею. Важно четко задать рамки, критерии, цели… Чтобы идеи, возникающие в ходе мозгового штурма работали именно на ту задачу, которую необходимо решить.

  1. Этап 2-й: Индивидуальная мозговая атака

Каждый участник уединиться. Поразмышлять над задачей. И записать все пришедшие идеи в виде интеллект-карты.

  1. Этап 3-й: Составление коллективной интеллект-карты

Группа собирается вместе. Каждый приносит с собой свою карту, созданную на этапе №2. Берут лист побольше, лучше всего ватман. И теперь создают общую интеллект-карту.

Самое главное на этом этапе: записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах. Здесь же можно согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте.

Как результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого из участников. Если по ходу рисования возникают новые идеи, то их можно тут же дописать…

Получилась общая карта, объединяющая всю информацию, которую удалось собрать по поводу обсуждаемой проблемы.

Этап 6: Анализ и принятие решения


      Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Быстрое усвоение происходит при прохождении материала быстрыми темпами, с опережением. Такое обучение открывает перспективу: что предстоит учить потом, где и какие трудные и интересные вопросы ждут детей. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую «вести» за собой других.
Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.


  Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей и особенно при решении нестандартной задачи.

Проект «Моё любимое число»(2 класс)

Цель:

Собрать материал по теме, создать брошюру.

Задачи:

  • Собрать информацию о числе (пословицы, загадки, ребусы, стихи, сказки, связанные с этим числом)
  • Изучить собранный материал.
  • Оформить собранный материал в виде брошюры
  • Использовать  как справочный материал      

   Создание проектов способствует развитие у детей умения строить свою деятельность по плану, пополняет словарный запас детей.

Использование ИКТ на уроках математики  позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использовать ИКТ можно на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Домашнее задание лучше давать дифференцированное. В него включать задачи, требующие творческого подхода к решению, наличия исследовательских умений обучающихся. Они способствуют творческой переработке изученных знаний, заставляют самоутверждаться одаренных детей.

На внеклассных мероприятиях использовать различный занимательный материал: ребусы, кроссворды и др.  (Приложение №5)

 

Конструктивно выполнить задачи образования XXI века нам помогает деятельностный метод обучения.  Именно, данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

– формирование логического мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

– формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

– формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Ведь недаром говорится:

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь

 

Результативность опыта

 

С принятием стандартов второго поколения учитель начальных классов должен планировать свою работу, с учётом реализации одной из основных задач –  формирование учебных универсальных действий у младших школьников, в частности логических. Чтобы сделать вывод о том, на сколько реализованы предъявляемые новым стандартом требования в области формирования логических универсальных действий (анализ, синтез, классификация, обобщение, выделение существенных признаков) на уроках математики необходимо проводить диагностику итогов обучения учащихся в плане развития логического мышления, не реже 3-х, 4-х раз в год.

Для определения уровня развития логического мышления учащихся используют методику «Четвёртый лишний». Ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

Сравнивая результаты проводимой педагогической диагностики, можно увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения, какие качественные изменения произошли в развитии того или иного ученика. У детей отмечается общая тенденция к повышению качества процесса формирования учебной деятельности. (Приложение №6)

 

Библиографический список

 

  1. Истомина З.М. и др. Формирование приёмов логического мышления у детей дошкольного возраста и младших школьников. // Вопросы психологии – 1999. – Ки5. – с. 23-29.
  2. Лебедева Е.А. Логические ошибки младших школьников и некоторые причины их возникновения. // Дидактика начального обучения. – М.: Интерпресс, 1999. – с. 66-70.
  3. Лехова В.П. Дедуктивные рассуждения в курсе математики начальных классов. – Начальная школа, 2001, № 5, с. 28-31.
  4. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа.- 2009.-№ 8.с. 37-39.
  5. Лихтарников Л. М. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.: « Лань», «Мик», 2006.
  6. Мельнииченко И.В. Примерные задания для детей, мотивированных к интеллектуальной деятельности в возрасте от 6 до 10 лет.
  7. Саранцев Г.И. Обучение математическим доказательствам в школе. – М., «Просвещение», 2006.
  8. Семенов Е.М., Горбунова Е.Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск, 2005.
  9. Скаткин Л.Н. Методика начального обучения математике. – М., «Просвещение», 1972, с. 35.

10.Сухин И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: «Альфа», 2000

 

Приложение

 

 1.Приложение №1 – Задачи, упражнения, задания на развитие логического    мышления

2.Приложение №2 – Нестандартные задачи

3.Приложение №3 – Интеллектуальные игры

4.Приложение №4 – План – конспект урока

  1. Приложение №5 – Ребусы, кроссворды
  2. Приложение №6 – Диагностика уровня развития логического мышления                младших школьников

 

Активизация познавательной деятельности у младших школьников на уроках математики