автор: Багдасаева Мария Александровна

учитель-логопед МАОУ “СОШ №19 им. Л.А. Попугаевой”

“Реализация современных коррекционно-логопедических технологий”

«Реализация современных коррекционно-логопедических технологий»

 

Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логопедической коррекционной работы. Важно отметить, что логопедическая работа с применением современных технологий имеет дифференцированную направленность, которая определяется ведущим нарушением, вторично связанными с ним отклонениями в развитии. Также учитываются функции и компенсаторные возможности ребенка. Исходя из образовательных потребностей учащихся школы, а также имеющихся в образовательном учреждении условий, я использую следующие современные образовательные технологии:

  • игровые,
  • здоровьесберегающие,
  • технологию дифференцированного обучения,
  • технологию интегрированного обучения,
  • информационно-коммуникативные технологии и т.д.

Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми-логопатами помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятие более интересными и необычными. Поэтому на логопедических занятиях использую следующие технологии, это: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, логопедический массаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук.

 

Логопедический массаж.

 

   Основная его цель – нормализация речевой моторики. Применяя массаж, можно активизировать и восстановить деятельность артикуляционных органов, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.

Самомассаж лица.

  • Самомассаж лица желательно проводить в игровой форме, способствующей преодолению амимии у дизартриков. Детям предлагается «нарисовать» на своем лице Деда Мороза, Снеговика и т.д.

Самомассаж языка.

  • Самомассаж языка важен для расслабления его мышц, губ (особенно у дизартриков с повышенным мышечным тонусом в спастической форме). Детям предлагается погладить язык губами, зубами, пошлепать губами, покусать зубами.

Самомассаж кистей рук .

  • При выполнении массажа для кистей рук использую нестандартное оборудование, это: массажные спиральки, киндер-сюрпризы, махровые перчатка, массажные мячи с шипами, су-джок.

   Мною апробированы и применяются следующие современные методы: сказкотерапия, сенсорная терапия, игровые технологии.

   Опыт показывает, что применение данных технологий целесообразно на всех этапах логопедической работы.

   Так, например, элементы сенсорной терапии включаются и для развития мелкой моторики и для создания положительного эмоционального фона на занятии. Благодаря играм с крупой развиваю у детей тактильно – кинетическую чувствительность; формирую произносительные умения и навыки; развиваю мотивацию речевого общения; обучаю чтению и письму.

Сказкотерапия

 

Использование сказкотерапии продуктивно и на этапах развития фонематических процессов, и при постановке звука, его автоматизации, закреплении в связной речи.

Применение мною технологии моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) способствует формированию вербальных средств коммуникации, мотивации речевого развития, развитию и активизации словарного запаса обучающихся, формированию грамматического строя речи.

Особое место в коррекции детей с проблемами в развитии занимают игровые технологии. Ведущим видом деятельности у таких детей является игра. Правильно организованная, дидактическая игра является важнейшей частью всего коррекционного процесса. Использование игры на логопедических занятиях стимулирует детей к познавательной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.

Создание специальных условий, позволяющих ребенку с нарушением речи удовлетворить свою потребность в общении, овладеть специальными умениями и навыками – основная цель всех участников педагогического процесса, в том числе и логопедов. Логопедическая работа с такими детьми характеризуется большей спецификой, и использование современных технологий логопедического воздействия позволяет создать оптимальные условия для осуществления коррекционной работы. Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

Изо-терапия

– пальцевая живопись

– рисование мягкой бумагой

– рисование на манке

– техника рисования листьями, палочками, камушками

– техника отпечатывания ватой

– рисование ладонями

Цель: способствовать повышению стрессоустойчивости, улучшению мыслительной деятельности, памяти, внимания, как настроения, так и самочувствия, выполняющего их человека.

Биоэнергопластика

Это сочетание выполнения артикуляционных упражнений и движений рук. В результате появилось такое понятие, как биоэнергопластика.

Так вот, исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

– Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений.

– дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

– развивают мозолистое тело

– повышают мыслительную деятельность

– способствуют улучшению памяти.

 

Информационно-коммуникативные технологии

 

Постоянно возникает необходимость заниматься совершенствованием коррекционно-образовательного процесса, поиском путей повышения эффективности коррекционного воздействия на обучающихся с ОВЗ в условиях логопедического пункта при общеобразовательной школе. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, помочь семье, нужны нестандартные подходы, новые технологии.

Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии.  Внедрение компьютерных технологий открывает большие возможности для всех участников образовательного процесса.

Так появилась идея создания обучающей и развивающей серии видеороликов «Логопед и я + мама, папа». Этот ЦОР разработан мной с моей коллегой учителем начальных классов и логопедом Быковой Т.Г.

Эта программа предназначена для детей и родителей в качестве дополнительного пособия в работе над звукопроизношением. Родителям отводится незаменимая роль при формировании правильной речи ребенка, особенно на этапе автоматизации звука. Первый выпуск этой серии посвящен работе над коррекцией свистящего звука [c] – первого из звуков, сложных по своей артикуляции, которым в норме ребенок овладевает к 3,5 годам. Все задания и упражнения представлены в игровой форме. Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь и довести новое правильное произношение звука до автоматических движений.

“Реализация современных коррекционно-логопедических технологий”