автор: Багрова Елена Николаевна
Преподаватель сольного пения
МБУДО «Детская музыкальная школа №23» Советского р-на, г.Казани

УНИКАЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАРЛА ОРФА И ЕЕ ОСВОЕНИЕ В РОССИИ И ТАТАРСТАНЕ

УНИКАЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАРЛА ОРФА И ЕЕ ОСВОЕНИЕ В РОССИИ И ТАТАРСТАНЕ

Багрова Елена Николаевна,

Преподаватель сольного пения

МБУДО «ДМШ №23» г.Казани

                                                                      

Аннотация: Карл Орф был выдающимся немецким композитором и педагогом, чье творчество в западноевропейской композиторской школе 20-го века выделяется своей уникальностью. Он создал свой неповторимый стиль, выбрав нетрадиционный путь, избегая сложных музыкальных приемов, и сосредоточившись на новаторском использовании простых, иногда даже элементарных средств музыкального выражения.

Ключевые слова: Карл Орф, музыкальное воспитание, Шульверк

 

Карл Орф – выдающийся немецкий композитор, педагог, уникальный художник западноевропейской композиторской школы 20-го века, формирование неповторимого творческого облика которого пошло не по традиционному пути постоянного усложнения средств музыкального языка, а по пути истинно новаторского раскрытия простых, порой элементарных средств музыкальной выразительности [1, с. 114].

Творческий облик Орфа определяется тем, что его как художника увлекают не традиционные западноевропейские канонические религиозные жанры, а музыка, воспевающая жизнь, красоту природы, богатую палитру чувств человека (сценические кантаты, музыка к драматическим спектаклям на античные светские сюжеты, оперы, камерные, вокальные и инструментальные жанры).

Неповторимой оригинальностью отличается его система детского музыкального воспитания, начало создания которой относится к тридцатым годам 20-го века. Начавшаяся Вторая мировая война приостановила процесс её формирования. В 1948-м году Баварское радио пригласило К.Орфа вести детские передачи с использованием сочинённой им элементарной музыки для детей, которые были адресованы всем, кто работал с детьми. Именно эти радиовыпуски позволили Орф-системе «выйти в свет» и заслужить всеобщее одобрение, что способствовало дальнейшему её развитию.

Именно так метод музыкального воспитания Карла Орфа оказался востребован новой ситуацией, новым поколением и новыми задачами. Теперь необходимо было начать систематическое обучение детей и учителей. В 1949-м году при академии «Моцартеум» в Зальцбурге открылись классы для детей и взрослых под руководством Гунильд Кеетман [2, с. 86]. 

В 1962-м году в Зальцбурге был открыт «Институт Орфа» (отделение высшей школы музыки и театра «Моцартеум», руководители – австрийские педагоги В.Келлер и Г.Регнер), осуществляющий работу с детьми и подготовку педагогических кадров в международном масштабе.

Система К.Орфа не есть методика в нашем обычном понимании этого слова – прописанная инструкция, в которой всё предписано для каждого случая, напротив, это лишь модель, своеобразный ориентир, дающий полную свободу фантазии.

Основными принципами, составляющие её сущность, являются:

  1. Компетентность: пение, движение, игра, танец, декламация текста (речёвки), орф-инструментарий (обеспечивает возможность элементарного музицирования).
  2. Использование материала народно-национального фольклора.
  3. Креативность (развитие творческого начала у детей способствует развитию их музыкальной природы и интеллектуального мышления).
  4. Метод педагогической и детской музыкально – исполнительской импровизации.

         Система музыкального воспитания К.Орфа выполняет две важнейшие функции: 1)эстетическую  – элементарное детское музыкальное исполнительство; 2) терапевтическую, имеющую лечебно – коррекционное направление.

Свои идеи Орф изложил в пятитомной антологии музыки «Шульверк. Музыка для детей». Сразу надо подчеркнуть: Шульверк – это не учебник, скорее концепция, взгляд на музыкальное образование детей. Шульверк (Schulwerk) – сочетание двух слов – Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно). Активное действие выражается в умении петь, декламировать текст, двигаться в танце, играть на простых музыкальных инструментах, что является основой музыкального воспитания по Карлу Орфу. В каждом томе этого пособия есть ритмомелодические упражнения, речевые декламации, песни и танцы, которые дополняют друг друга. Орф снабдил свой «Шульверк» авторскими рекомендациями по исполнению пьес и методическими упражнениями, играющими роль путеводителя по учебному пособию. Основу «Шульверка» составляет южно-немецкий фольклор, дополненный песенками других европейских народов.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов. Шульверк предоставляет выбор методики самому педагогу. Начало пути и продолжение, его отдельные вехи и тактика – всё это, по мнению Орфа, должно решаться каждым педагогом индивидуально, это его педагогическое творчество. Орф опасался, что всякое письменное изложение теории и методики «засушит» живое дело музицирования, поэтому предпочитал прямую передачу опыта [3, с. 34]. 

За полвека существования Шульверка орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим Институтом в Зальцбурге, учебно – методическими изданиями, семинарами и конференциями более чем в 40 странах мира.

Сегодня взгляды К.Орфа на детское музыкальное воспитание получили широкое распространение и в России.

Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда известнейший музыковед Оксана Тимофеевна Леонтьева выпустила свою первую книгу о композиторе, впоследствии переработанную в монографию «Карл Орф». Выход данной книги в свет способствовал пробуждению интереса профессиональных музыкантов и широкой слушательской аудитории к музыке К.Орфа, к его творческому направлению.

О.Т.Леонтьева 28 лет переписывалась с композитором, который на склоне лет мечтал создать Шульверк на основе российского фольклора.

В последней трети 20-го века в России появилась плеяда педагогов-практиков, увлечённо работающих по системе К.Орфа. Среди них выдающийся учёный – музыковед Лев Аронович Баренбойм, который первым донёс идеи Орфа до советских педагогов.

Нельзя не упомянуть и о других отечественных педагогах, которые не только талантливо воплотили принципы орфовской методики на практике, но и стали активно её распространять в России. Ими явились Л.Виноградов, В.Жилин, Т.Тютюнникова, Е.Поплянова и др.

Лев Вячеславович Виноградов (Москва) – педагог, психолог, сочетающий в своей работе элементарное музицирование с движением, с применением музыкальных инструментов созданных в традиции К.Орфа.

Вячеслав Александрович Жилин (Челябинск) – экс-президент и Почетный член Педагогического общества Карла Орфа, выступающий с курсами за рубежом и во многих городах нашей страны, в том числе и в Казани. В.Жилин – первым создал русский вариант «Шульверка».

Активную деятельность по распространению Орф – системы в России ведёт талантливый практик и учёный – кандидат искусствоведения, лидер Российской Орф Шульверк Ассоциации, автор и ведущая международного Орф Шульверк — семинара «Учусь творить» Тютюнникова Татьяна Эдуардовна (Москва), которая внесла в педагогическую практику новую для российских детей и педагогов форму общения с музыкой на основе творческих идей К.Орфа.

Елена Михайловна Поплянова (Челябинск) – педагог и композитор, чья деятельность включает: сочинение песен для голоса и хора, просветительскую работу с молодёжью. Используя орфовские принципы, она смогла значительно расширить возрастной диапазон «обучающихся» музыке. 

Наряду со специалистами старшего поколения, о которых шла речь выше, за последние десятилетия в России сформировалась плеяда молодых педагогов, опирающихся в своей работе на концепции Орф-системы.

В настоящее время в России появляется большой интерес к музыкальному воспитанию по концепции Орфа, она получает всё большую популярность среди педагогов. Об этом свидетельствует интерес российских учителей музыки к творчеству педагогов – новаторов, работающих по системе Орфа, которые выступают на семинарах, где можно получить практическую помощь в изучении основ орфовской музыкальной педагогики [4, с. 58]. 

В Татарстане также есть ряд педагогов, работающих по системе К.Орфа или использующих элементы его системы музыкального воспитания.

Одним из первых педагогов, освоивших систему и организовавшим в Казани Орф-семинары, с приглашением Жилина В.А, является Зобова Лариса Евгеньевна, она на протяжении десяти лет занималась с  детьми по системе К.Орфа в процессе преподавания хоровых дисциплин и практического сольфеджио. Благодаря ей педагоги Казани смогли ближе познакомиться с системой К.Орфа на организованных ею семинарах, которые проходили в Казани трижды. Первый семинар состоялся в 2002-м году с участием В.Жилина и Е.Попляновой.

На ряду с Зобой Л.Е по системе К.Орфа преподавали и продолжают преподавать следующие педагоги: Фролова С.Б., Тимерясова Т.А., Калеева Т.А., Солдатова О.А., Алексеева Н.А., Нестерова Е.В. и др.

Освоение системы музыкального воспитания К.Орфа в Татарстане проходит на русском языке. Специфика работы вышеперечисленных педагогов состоит в том, что они, будучи русскоязычными, практически все работали или продолжают работать не только на русском, но и на национальном песенном татарском фольклоре. Так, например, преподаватель Алексеева Н.А. имеет ряд обработок на татарском языке, инструментованных по орфовской системе.

Таким образом, на данный момент большинство педагогов занимаются с детьми, используя лишь элементы системы Орфа, так как регламент школьного урока и материального состояния школ не позволяют в полной мере применить систему.

В заключении хотелось бы отметить, что в условиях гиподинамии современных детей и статики учебного процесса в классе, отрыва от национально-фольклорных корней, использование системы Орфа является наиболее оптимальным и актуальным. И в связи с этим, она пользуется всё большей популярностью среди современных отечественных педагогов, свидетельством чего является проведение большого количества Орф семинаров с участием опытных методистов, добившихся в своей работе больших практических результатов.

 

Список источников

 

  1. Леонтьева О. Карл Орф. – М., 1984.
  2. Леоньтева О. Музыкальная форма в произведениях Карла Орфа // Музыка и современность. Сб. статей. Вып. 3. Сост. Т.Лебедева. – М., 1965.
  3. Орф.К. Музыка для детей: рус. версия: т. I / Карл Орф; (вступ. ст. и коммент. авт.); сост.: В.Жилин, О.Леонтьева. – Челябинск, 2008.
  4. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. сост. – Л.Баренбойм. – М., 1978.
УНИКАЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАРЛА ОРФА И ЕЕ ОСВОЕНИЕ В РОССИИ И ТАТАРСТАНЕ