автор: Бадритдинова Гульназ Василовна

Преподаватель

МБУ  ДО «Детская художественная школа» г. Муравленко

Бадритдинова Гульназ Василовна

Мастер – класс

Тема: «Нухуко. Национальное искусство народов севера.

Изготовление ямальского сувенира».

Цели мастер – класса:

  • Познакомить с национальным искусством, с обычаями и традициями ямальского народа.
  • Научить изготавливать игрушку – сувенир, работать с материалами, бисером и мехом при изготовлении игрушки – сувенира.
  • Развивать внимание, точность, творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения, любовь к родному краю.

Инструменты и материалы:

  • ножницы, швейная игла для бисера;
  • нитки разного цвета в тон ткани;
  • кусочки сукна красного, жёлтого, зелёного, синего цветов;
  • бисер разноцветный;
  • тесьма;
  • мех олений;
  • клей “Момент”‘.

Наглядные пособия:

  • карта поэтапного изготовления сувенира,
  • трафареты ненецких орнаментов;
  • образцы сувениров,
  • выставка сувениров;
  • элементы орнаментальной символики.

Ход мастер-класса:

1.Тема  мастер – класса “«Нухуко. Национальное искусство народов севера. Изготовление ямальского сувенира».

Сегодня мы познакомимся с национальным искусством народов севера, с обычаями и традициями народа и  изготовим игрушку – сувенир Нухуко из бисера и меха.

Немного об истории и традициях коренного населения севера.

  1.  Историческая справка.

Игры и игрушки девочек

Основные понятия: кукла, кукольный гардероб и кукольное хозяйство

Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства.

У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна (высотой 10-15 см) с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол-женщин голова — клюв утки. Куклы не имеют ног, рук, лица. У них не должно быть никаких черт человеческого тела. Это простой тряпичный сверток с птичьим клювом. С древности считается, что человеческое изображение может одухотворить, очеловечить куклу. Детям нельзя играть с вещью, наделенной сверхъестественной силой. Кукол же, имеющих руки, ноги и лицо, северные народы приобретали у русских и зырян и почитали как священных.

Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду. Материалы — мех, лоскутки, ленты, бисер и бусы — подбирались так, что дети видели в кукле человека и могли играть с нею. Одежда кукол является копией мужской и женской одежды. К полу одежды бывают пришиты маленькие пимы, а к голове-клюву кукол-женщин — полоски сукна или ленточки, изображающие косы. Женская одежда часто украшается орнаментом и имеет воротник из кусочков белого меха. В качестве поясков служат узенькие полоски цветных лоскутков. Некоторые куклы-женщины имеют куклу-ребенка. Мужская одежда тоже украшается полосками разноцветного сукна.

Ненецкие куклы в прошлом были детским божеством. Голова куклы делалась из клювов, так как считалось, что перелетные птицы ежегодно улетают к Нуму и являются чистыми, невинными. Сегодня куклам религиозного значения не придается. Их шьют обычно сами девочки. Для кукол делают игрушечные люльки, подушечки и т. п. Швейные принадлежности хранят в красивых сумочках из меха.

В 12-14 лет девочка у северных народов должна освоить много женских умений: выделку оленьих шкур, шкур с ног (камыса), замши, птичьих и звериных шкурок, рыбьей кожи, пошив одежды и обуви, плетение циновок из луговой травы, выделку берестяной утвари и т. п. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам. Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей.

Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство. Кукольное хозяйство состоит из множества предметов: берестяной посуды, столика, люльки, спальных мешков, колотушки для трепанья оленьих сухожилий, скребочков для выделки кожи, ступок и пестиков для толчения муки из сушеной рыбы и других предметов. Кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек.

Женщины-хозяйки пользуются на Ямале большим уважением. Особенно высоко ценится женское уменье шить, так как хорошая одежда в условиях Севера очень нужна человеку. Например, в сказках ханты говорится: “Богатырь гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев”. Про вещь, искусно сшитую, говорят: “то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет”.

Умение шить считалось самым важным занятием для женщины. Без меховой одежды в суровых климатических условиях трудно было бы выжить. Как только маленькая девочка подрастала и могла держать иглу, мать дарила дочери меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками. В этих сумочках хранились все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, наперсток, иглы.

Девочки под руководством матери обучались шить и украшать одежду разными узорами и лентами. Они учились готовить жилы-нитки и выделывать шкуры. В 5-7 лет эти навыки усваивались с помощью игрушек. В 7-8 лет девочки помогали матери делать настоящие вещи. В 9-10 лет они уже умели управлять упряжкой, вести грузовые нарты, могли помочь в сборке и разборке чума, нянчились с младшими детьми, накрывали и убирали стол, занимались заготовкой воды и дров и т. д.

Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении бытовых вещей. Поэтому и игрушками часто бывают маленькие и разукрашенные бытовые вещи.

Матери обучают детей основам национального искусства. Они дают девочкам для игры лоскутки с образцами орнаментов и показывают, как их сделать. При этом мать объясняет дочери значение орнаментов, учит видеть в них черты птиц и зверей, попутно вспоминает и подходящую пословицу или сказку. Угадывание образов животных в орнаменте, в украшении собственных игрушек превращает работу в игру, воспитывающую у девочек художественный вкус.

Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям украшения замши и меховой одежды. Они отделывают платья разноцветными тряпочками и лентами, украшают одежду и обувь узорами из цветного бисера.

  1. Цвет и цветовая символика

Основные понятия: окраска, символика цвета

Для изготовления того или иного изделия нужно уметь не только подбирать материал, но работать с цветом. Названия цветам давались по ассоциации с природными объектами. Темно-коричневый обозначался как цвет коры черемухи,

светло-коричневый сопоставлялся с корой осины,

желтый — цвет солнца, высохших листьев березы, травы.

Цветовое решение зависело от вещества красителя. Для покраски использовали сажу, кровь оленя, отвар ольхи, лиственницы, черемуху. Синюю краску для окрашивания рыбьей кожи извлекали из лепестков синеглазки, или лазорника. Кожу натирали лепестками, и краску уже ничем нельзя было смыть. Существовал и другой способ. Лепестки цветов складывались в какую-нибудь посуду, им давали выстояться несколько дней, пока не появится сок. Это и была краска. Красная краска добывалась из сосновой коры, вываренной в воде. Ягоды клюквы тоже служили для окрашивания белой ткани в красный цвет. Сок голубики дает оттенок красно-лилового цвета. Черная краска получалась из сажи, растертой с толченой икрой. Черный цвет дают и ягоды черемухи. Коричневую краску для ткани и ниток делали из коры старой лиственницы. Кору кипятили, и оттенок краски зависел от продолжительности кипения. Желтую краску можно получить, если развести водой сухие желтые гнилушки.

У народов Ямала каждый цвет является символом.

Белый цвет у народов Севера обозначает добро, удачу, чистоту и благополучие.

Черный ассоциируется с болезнями, смертью, подземным миром.

Красный цвет — цвет огня и тепла. Огонь, тепло, солнце и свет носили с собой люди в одежде, орнаментированной полосками ткани красного цвета.

  1. Немного о   «нухуко».

Внимание путешественников и исследователей всегда привлекали оригинальные ненецкие куклы «нухуко». «Нухуко» (традиционная ненецкая кукла) является одной из самых любимых игрушек ненецких девочек. Став повзрослее девочки сами изготавливают «нухуко».

Туловище куклы представляет собой продолговатый кусочек сукна или плотной ткани (высотой 10-15 см) с нашитыми на него в вертикальном направлении полосками разноцветного сукна.

Головой куклы служит клюв гуся или утки. Обычно возникает вопрос: «Почему именно клюв птицы?» По старинным преданиям ненцы верили, что птицы каждый год улетают на Небо к богу Нуму (бог неба) и считаются чистыми и невинными существами, как дети.

Одежда у кукол различается по полу и является уменьшенной копией мужской    и    женской ненецкой одежды. Летняя шьется из сукна, зимняя из меха. Характерной отличительной деталью «куклы-женщины»   является   коса,   которая   бывает   двух   видов: одна  представляет из себя полоску сукна, разделённую пополам. У основания  она пришивается  к  клюву со стороны затылка и украшается бисером, подвесками и бусами. Другая состоит из двух пучков ниток, обмотанных по всей длине разноцветными полосками. Она так же, как и первый вид косы украшается металлическими подвесками, цепочками, бисером, бусами. В зависимости от возрастных особенностей коса может отличаться размером, яркостью или приглушенностью цветовой гаммы используемого материала.

В коллекции кукол имеются «куклы-дети», аналогичные взрослым, лишь различающиеся размерами. «Кукла-младенец» в люльке, украшается металлическими цепочками или бисером. Дугой для люльки служит ключица утки или гуся. Для люльки шьется чехол из меха. Вариантов оформления может быть множество, в зависимости от мастерства, фантазии и имеющегося материала.

Весь набор кукол хранится в специальной сумочке для кукол.

На этом мастер – классе я предлагаю научиться изготавливать не традиционную, а сувенирную игрушку с характерными элементами, взаимствованные у коренного населения Севера.

  1. Ознакомление с поэтапностью и технологией изготовления игрушки – сувенира.
  2.   Изготовление туловища игрушки.
  3. Украшение цветными полосками из сукна и бисером одежды игрушки, пришивание меха к нижнему краю одежды.
  4.   Изготовление головы из цветных полосок сукна.
  5.   Изготовление головного убора и воротника из меха.
  6.   Сшивание одежды.
  7.   Сборка игрушки – сувенира.
  8.   Завершение работы над изделием.
  9.   Выставка изготовленных игрушек – сувениров.
  1. Итог мастер – класса. Вопросы. Обсуждение выполненных работ.
«Нухуко. Национальное искусство народов севера. Изготовление ямальского сувенира»