автор: Бандерова Мария Дмитриевна
педагог- библиотекарь
МБОУ «Ойусардахская средняя общеобразовательная школа имени С.Н. Горохова»

Инновационные методы в работе школьной библиотеки в условиях обновления содержания образования.

    Бандерова  Мария Дмитриевна –

 педагог- библиотекарь  

МБОУ «Ойусардахская средняя

 общеобразовательная 

школа имени С.Н. Горохова»

Инновационные методы в работе школьной библиотеки в условиях обновления содержания образования

Аннотация: В данной статье рассматривается аспекты библиотечной работы по применению инновационных приемов и приемов работы. 

  В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Постоянный поиск эффективных  и новых методов и приемов, творческий подход – основная задача работы педагога – библиотекаря.

Ключевые слова: читательская грамотность, инновационные методы и приемы работы педагога- библиотекаря. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте отводится особое внимание

воспитанию и формированию будущих участников информационного общества. Чтобы

реализовать задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте, наша школа участвует в реализации программы мероприятий по развитию читательской грамотности обучающихся [1; с. 16].

Читательская же грамотность – это способность личности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленная на формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного, а также размышлять над предложенной тематикой. Обладание такими умениями позволяет каждому обучающемуся достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в социальной жизни общества[2; с. 58].

Одна из главных задач как педагога-библиотекаря:

  • воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.
  • Формирование читательской грамотности у обучающихся 

Постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу залог успешного формирования читательской грамотности, привитие и приобщение детей к чтению. 

Работа с детьми по приобщению к чтению и на развитие читательской грамотности строится и на традиционных формах работы:

  • осуществление совместных проектов,
  • подборка книг по перечню литературы для внеклассных чтений;
  • тематические книжные выставки, (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т.п.)
  • презентации книг, (литературный десант);
  • проведение литературные игр и библиотечных уроков;
  • проведение работ по эстетическому оформлению библиотеки,
  • организация уголка изобразительной деятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям.

Кроме вышеуказанных приемов и методов работы мы применяем эффективные и инновационные   формы работы: 

Игровой день в библиотеке.

 Организуются специальные дни игр, где обучающимся предлагаются настольные или национальные игры, которые заставляют их читать и изучать инструкции, самостоятельно мыслить и таким образом содействуют приобщению читателей к чтению.

Литературное караоке. 

Конкурсы чтецов, проводимые под музыкальное сопровождение. Как в караоке звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке звучит музыка, и мы читаем стихи. 

Ньюспейпкроссинг

В переводе с английского «газетооборот». Игра по принципу: прочитал – отдай другому, которая проходит под девизом: превратим весь мир в библиотеку!

Тихая вечеринка с периодикой.

Знакомство с периодическими изданиями в полной тишине и спокойной обстановке класса, забавные истории, игры и многое-многое другое ждет гостей самой тихой и познавательной вечеринки.

«Книжные жмурки»

Библиотекарь предлагает читателям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает.

День читательских предпочтений

На мероприятии юные читатели делятся своими впечатлениями о прочитанном, презентуют самые любимые книги, рассказываю о своих читательских планах. Самые активные читатели отмечаются дипломами и памятными сувенирами, а самые читаемые книги выбираются для библиотечной выставки.

Конкурс на лучший читающий класс 

Конкурс проводится с октября по апрель. Основными критериями определения победителей являются: 

  • Анкетирование
  • Экспресс-опрос
  • Участие в мероприятиях школы
  • Участие в мероприятиях библиотеки
  • Помощь школьной библиотеке
  • Анализ читательских формуляров

Стендовая стрельба

  • выставка «Книга дня»; 
  • обзор новинок или книг, приуроченных к конкретному событию; 
  • рекомендательный список литературы; 
  • советы одноклассников; 
  • путеводитель по фонду библиотеки; 
  • конкурсы 

В заключении хочется отметить, что все методы, формы работы, используемые нами, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы повышает читательскую грамотность. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:

  • защищаем его душу;
  • питаем ум и сердце;
  • побуждаем к самосознанию;
  • содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.

Литература.

1.Министерство просвещения Российской Федерации. В каком направлении развивается российская система общего образования? // Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Центр оценки качества образования. –2022. – 16 с.

2.Гомова, В. И. Формирование читательской грамотности с помощью предметов гуманитарного, естественно-научного и математического цикла/ В. И. Гомова//Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2017. – №4. – С. 58.

Инновационные методы в работе школьной библиотеки в условиях обновления содержания образования.