автор: Бандерова Мария Дмитриевна
педагог- библиотекарь
МБОУ «Ойусардахская средняя общеобразовательная школа имени С.Н. Горохова»
Инновационные методы в работе школьной библиотеки в условиях обновления содержания образования.
Бандерова Мария Дмитриевна –
педагог- библиотекарь
МБОУ «Ойусардахская средняя
общеобразовательная
школа имени С.Н. Горохова»
Инновационные методы в работе школьной библиотеки в условиях обновления содержания образования
Аннотация: В данной статье рассматривается аспекты библиотечной работы по применению инновационных приемов и приемов работы.
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Постоянный поиск эффективных и новых методов и приемов, творческий подход – основная задача работы педагога – библиотекаря.
Ключевые слова: читательская грамотность, инновационные методы и приемы работы педагога- библиотекаря.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отводится особое внимание
воспитанию и формированию будущих участников информационного общества. Чтобы
реализовать задачи, поставленные в Федеральном государственном образовательном стандарте, наша школа участвует в реализации программы мероприятий по развитию читательской грамотности обучающихся [1; с. 16].
Читательская же грамотность – это способность личности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленная на формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного, а также размышлять над предложенной тематикой. Обладание такими умениями позволяет каждому обучающемуся достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в социальной жизни общества[2; с. 58].
Одна из главных задач как педагога-библиотекаря:
- воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.
- Формирование читательской грамотности у обучающихся
Постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу залог успешного формирования читательской грамотности, привитие и приобщение детей к чтению.
Работа с детьми по приобщению к чтению и на развитие читательской грамотности строится и на традиционных формах работы:
- осуществление совместных проектов,
- подборка книг по перечню литературы для внеклассных чтений;
- тематические книжные выставки, (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т.п.)
- презентации книг, (литературный десант);
- проведение литературные игр и библиотечных уроков;
- проведение работ по эстетическому оформлению библиотеки,
- организация уголка изобразительной деятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям.
Кроме вышеуказанных приемов и методов работы мы применяем эффективные и инновационные формы работы:
Игровой день в библиотеке.
Организуются специальные дни игр, где обучающимся предлагаются настольные или национальные игры, которые заставляют их читать и изучать инструкции, самостоятельно мыслить и таким образом содействуют приобщению читателей к чтению.
Литературное караоке.
Конкурсы чтецов, проводимые под музыкальное сопровождение. Как в караоке звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке звучит музыка, и мы читаем стихи.
Ньюспейпкроссинг
В переводе с английского «газетооборот». Игра по принципу: прочитал – отдай другому, которая проходит под девизом: превратим весь мир в библиотеку!
Тихая вечеринка с периодикой.
Знакомство с периодическими изданиями в полной тишине и спокойной обстановке класса, забавные истории, игры и многое-многое другое ждет гостей самой тихой и познавательной вечеринки.
«Книжные жмурки»
Библиотекарь предлагает читателям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает.
День читательских предпочтений
На мероприятии юные читатели делятся своими впечатлениями о прочитанном, презентуют самые любимые книги, рассказываю о своих читательских планах. Самые активные читатели отмечаются дипломами и памятными сувенирами, а самые читаемые книги выбираются для библиотечной выставки.
Конкурс на лучший читающий класс
Конкурс проводится с октября по апрель. Основными критериями определения победителей являются:
- Анкетирование
- Экспресс-опрос
- Участие в мероприятиях школы
- Участие в мероприятиях библиотеки
- Помощь школьной библиотеке
- Анализ читательских формуляров
Стендовая стрельба
- выставка «Книга дня»;
- обзор новинок или книг, приуроченных к конкретному событию;
- рекомендательный список литературы;
- советы одноклассников;
- путеводитель по фонду библиотеки;
- конкурсы
В заключении хочется отметить, что все методы, формы работы, используемые нами, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы повышает читательскую грамотность. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:
- защищаем его душу;
- питаем ум и сердце;
- побуждаем к самосознанию;
- содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.
Литература.
1.Министерство просвещения Российской Федерации. В каком направлении развивается российская система общего образования? // Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Центр оценки качества образования. –2022. – 16 с.
2.Гомова, В. И. Формирование читательской грамотности с помощью предметов гуманитарного, естественно-научного и математического цикла/ В. И. Гомова//Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2017. – №4. – С. 58.