автор: Барабанова Светлана Евгеньевна
старший методист, педагог-психолог
ГБУ ДПО СО «Чапаевский ресурсный центр»

Традиционная тряпичная кукла в работе с детьми раннего возраста, имеющими расстройства аутистического спектра

ТРАДИЦИОННАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА 

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, 

ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Барабанова Светлана Евгеньевна

педагог-психолог службы ранней помощи государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Чапаевский ресурсный центр»; г. Чапаевск, Россия

С каждым годом во всем мире растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, речь идет о психическом, социальном, нервно-психическом неблагополучии в развитии и иных особенностях. Отмечается увеличение количества детей и с расстройством аутистического спектра, имеющих нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.

Раннее детство — это фундамент общего развития ребенка, так как именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка. Для детей с ограниченными возможностями ранняя коррекция – это максимальная реализации реабилитационного потенциала ребёнка, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии и для значительной части детей включения их в общий образовательный поток. Главной задачей в работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, является вовлечение в совместную деятельность для дальнейшей его адаптации в обществе. 

Невозможно представить себе коррекционный процесс с ребенком без игры, где он под руководством взрослого изучает и исследует мир, перерабатывая поступающую к нему информацию и получая таким образом новые знания о мире. Именно через игру происходит его социализация в обществе.

Игра ребенка с нарушением аутистического спектра, как правило, стереотипна, однообразна. Ребенок может раз за разом проигрывать одно и то же событие: раскладывание предметов в ряд, группировка их по форме, цвету или размеру

В основном он играет с собственными ощущениями, а точнее, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений. 

Для игры нужна игрушка. Из игрушек эти дети чаще всего выбирают кубики, шарики, мячики, конструктор, машинки, а вот в игрушечных зверей и кукол ребенок не играет. Ввести в его игру какой-то персонаж, «действующее лицо» довольно сложно. Если в игре все-таки есть сюжет, то он будет очень «свернутым», нет подробностей, деталей.

К каждой психологической проблеме важно подобрать правильный вид коррекции. На наш взгляд, одним из эффективных методов в совокупности с другими методами и технологиями в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра является куклотерапия.

В качестве такой игрушки мы в своей работе с детьми используем традиционные народные тряпичные куклы.

Тряпичная кукла успешно используется как один из способов терапевтического подхода при взаимодействии с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра. Кукла без лица волшебным образом помогает:

  • строить более доверительные и открытые отношения ребенка со взрослым;  
  • принимать и выполнять игровые задания, которые «приносит» кукла;
  • демонстрировать свою успешность;
  • улучшать социальную адаптацию.

Тряпичная кукла – важный элемент в коррекционной работе педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда. На индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях кукла позволяет наладить контакт с детьми, повысить общий эмоциональный фон занятия, улучшить настроение. Игры с тряпичными куклами незаменимы для активизации взаимодействия с ребенком. 

Как дидактическое пособие тряпичная кукла используется для стимулирования познавательной активности детей в качестве материала, развивающего слуховой, зрительный, обонятельный и тактильный виды восприятия, формирования представлений о цвете, форме, величине и других качествах и т. п. Например, куклы типа «Зерновушка», «Крупеничка» применяются в играх, развивающих тактильное восприятие, таких как «Найди такую же на ощупь».

Тряпичная кукла находит применение и в речевом развитии детей. Например, кукол «Колокольчик» и «Кукла-бубенчик» мы с успехом используем в упражнениях на развитие слухового восприятия: в какой коробочке спряталась кукла «Колокольчик», «Что звучало», «Где звучало», «Громко — тихо».

Активно применяются куклы в организации и проведении игр в кругу, в подвижных играх на групповых и подгрупповых занятиях.  

Огромна значимость игр с тряпичными куклами в формировании предметных и предметно-игровых действий, а также в стимуляции интереса к сюжетной игре. 

Интерес к продуктивным видам деятельности хорошо формируется при участии ребенка в совместном с мамой создании тряпичных кукол. Это настоящее волшебство, когда из обычных лоскутков в руках мамы вдруг «рождается» кукла. В процессе совместной деятельности с мамой ребенок учится выполнять определенные действия, в результате развивается ручная моторика и происходит отработка простейших жизненных навыков.

Использование традиционной тряпичной куклы способствует решению важных задач по работе с семьей, а именно, содействие в создании для ребенка с ограниченными возможностями здоровья благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, а также поддерживающей среды для самой семьи. И главное, активизирует участие родителей в коррекционном процессе с ребенком. 

Организация работы с родителями по изготовлению тряпичных кукол и использование их в коррекционном процессе с детьми под руководством специалистов приносит пользу и детям, и самим родителям. Тряпичные куклы, изготовленные родителями, позволяют не только создать игровое пространство деятельности ребенка, но и раскрыть творческий и родительский потенциал самих родителей, укреплять и развивать семейные взаимоотношения.

Грамотно ориентированная ранняя коррекция в тесном сотрудничестве родителей и специалистов дает хорошие результаты в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, открывает возможности в максимальной реализации реабилитационного потенциала, предупреждает появление вторичных отклонений в его развитии, способствует социализации их в обществе. 

 

Традиционная тряпичная кукла в работе с детьми раннего возраста, имеющими расстройства аутистического спектра