автор: Баранова Ольга Александровна
Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад №4 “Ромашка” города Белёва Тульской области
Родительское собрание по теме: “О здоровье будущего школьника”
Родительское собрание в группе детей старшего дошкольного возраста
Тема: «О здоровье будущего школьника»
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи:
– знакомить родителей с психолого-педагогическими знаниями в области оздоровительной работы в детьми дошкольного возраста;
-способствовать созданию позитивного психологического климата в семье;
-создать условия для реализации творческих способностей родителей по повышению социальной активности и укреплению здоровья детей;
– оказывать помощь родителям в организации педагогического самообразования.
Форма проведения: дискуссия
Подготовительная работа:
- Подготовка теоретической информации.
- Разработка буклетов для родителей «Здоровый дошкольник – успешный школьник» (Приложение 1)
3.Анкетирование «О здоровье всерьёз!» (Приложение 2)
- Подготовка информации в уголок для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений» (Приложение 3)
- Подготовка фотовыставки «Мама, папа, я – спортивная семья»
- Подготовка выставки литературы по теме родительского собрания.
- Подготовка презентации по теме «Оздоровительно – развивающая система работы с дошкольниками»
- Подготовка видеороликов
-
- Фрагмент занятия на воздухе
- Фрагмент утренней гимнастики
- Фрагмент закаливающих мероприятий
Ход родительского собрания:
- Оздоровительно – развивающая система работы с дошкольниками в ДОУ (Зайцева Е.А., воспитатель)
- Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. (Баранова О.А., воспитатель)
- Вопрос – ответ
- Разное
- Подведение итогов
Материал выступления по теме: «Оздоровительно – развивающая работа с дошкольниками в ДОУ
(выступление сопровождается презентацией)
Добрый вечер, уважаемые родители! Вы пришли к нам – и это уже говорит о том, что вы не безразличные родители, что судьба ребёнка Вас волнует.
На сегодняшний встрече мы обсуди вопрос, вечно волнующий всех: и родителей, и детский сад, и государство в целом. Вопрос: «Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости». В современных условиях проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной.
Независимо от того, с какого возраста ребенок пойдет в школу, необходимо заранее сформировать у него готовность к обучению. К сожалению, родители ошибочно считают ребёнка подготовленным к школе, если он умеет считать, писать. Но он должен быть готов физически. Он должен быть подготовлен к новым «стрессовым» условиям пребывания в школе. Новый режим, новая среда, новый вид деятельности – учение. Все это должен вынести детский организм. И мы должны ему в этом помочь.
Здоровье ребёнка – категория многогранная и динамическая, она включает физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды.
Таким образом, достичь необходимо уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребёнок.
Поэтому, важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Нас много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Проанализировав заболеваемость детей в ДОУ, мы пришли к выводу, что в структуре инфекционной заболеваемости доля ОРЗ составляет 80%. Проблема усугубляется тем, что большая часть детей группы болеет ежегодно, 30% детей переносят три и более заболевания в год.
Конечно, причин этому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек. Поэтому первоочерёдная задача ДОУ – помочь семье сохранить здоровье детей.
В саду действует система комплексных мероприятий по оздоровлению детей.
– Проводятся плановые мероприятия по профилактике заболеваний (Витаминизация),
Соблюдение оздоровительного режима. Двигательный режим детей составляет 5- 5,5 часов в день. Системно организованная двигательная активность отражается на общем развитии детского организма, улучшается координация процесса обработки информации, развивается речь. Чтобы в коре головного мозга могла накапливаться информация, ребенок должен находиться в движении.
В ДОУ в обязательном порядке организуются:
- 3 раза в неделю физкультурные занятия,
- каждый день организуется утренняя гимнастика,
- гимнастика после дневного сна, здесь мы используем комплексы упражнений на профилактику плоскостопия, сколиоза, систему самомассажа, профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата. Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, мы применяем дыхательную гимнастику.
Для профилактики плоскостопия применяются различные коврики, ребристые дорожки. Упражнения для профилактики плоскостопия включаются во все виды деятельности: ходьба на носках, толстому шнуру, с перекатом с пятки на носок, катание палки ступнёй или пальцами ног, захват пальцами мелки предметов. Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.
- проведение закаливающих процедур. Специальное закаливание для каждого ребёнка индивидуально. Поэтому сегодня врачи – педиатры считают, что его нужно проводить лишь в семье, а в дошкольном учреждении выбирать только те методики, которые абсолютно безвредны для всех детей. Это хождение по солевым дорожкам (дети идут по ребристой решетке, на которой лежит пропитанное солью полотенце, потом ополаскивают ноги в тазу в теплой водой, и заканчивается комплекс хождением по сухой дорожке), летом – это мытье ног в прохладной воде, сухое обтирание,
- обязательно соблюдаем режим проветривания. Так как в группах очень тепло, то можем, до нескольких раз, выводит детей из группы и проветривать помещение. Обязательно проветривание перед сном.
- В группе проводим профилактические мероприятия: кварцевание бактерицидной лампой, использование общеукрепляющих средств (напитки с добавление лимона, аскорбиновой кислоты и т.д.), полоскание рта и горла после приёма пищи. Проводим фитотерапию с использование таких фитонцидов как лук, чеснок, хвоя, лимон.
Велико значение люстры Чижевского, она превращает «мертвый воздух» помещений в целебный воздух леса, моря и гор. Люстра улучшаем иммунитет, восстанавливает обмен веществ, улучшает работоспособность и сон.
- Особое место отведено прогулкам. И нас очень удивляют вопросы родителей «Вы что сегодня гуляли?». Гулять необходимо в любую погоду даже с маленькими детьми. Другой вопрос в том, сколько гулять. Просьбы «Не берите сегодня на прогулку детей» принимаются, но только в «экстренных случаях». Группа во время прогулки проветривается, т.е. в группе ребенок находится не может, младший воспитатель готовит группу к обеду и дневному сну. Как вы думаете, как мы должны реагировать на подобного рода просьбы. Второй момент. В детском саду пребывание только здоровых детей, которые могут жить в общем режиме детского сада. В ненастную погоду практикуем комнатные прогулки – проветриваем помещение и дети, одетые потеплее «гуляют» и играют.
Вопрос о сезонной одежде на прогулке. Уважаемые родители одевайте детей по сезону. Это является важнейшей профилактикой простудных заболеваний. (Сравнить одежду мамы, в которой она пришла на собрание и ребенка, который будет двигаться на прогулке).
Материал по теме «Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Фундамент здоровья ребёнка закладывается в семье. Семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
Опрос детей показал, что наиболее предпочитаемым видом их деятельности во время пребывания дома является просмотр детских телепередач и видео. Установленный факт констатирует дефицит двигательной активности дошкольников, что служит одним из факторов, обуславливающих недостаточный уровень здоровья детей.
Давайте проанализирует, сколько раз в неделю мы занимаемся с детьми спортивными упражнениями. А теперь скажите, какой самый важный фактор, по вашему мнению, наиболее отрицательно влияет на состояние здоровья человека. Таким образом, вы отводите первое место факторам, не зависящим от вас. Не отмечаем чрезвычайно низкий уровень физической активности родителей.
Как часто вы гуляете с детьми? Пребывание на улице при 10.5 часовом пребывании детей в ДОУ должно быть не менее 4 часов.
Главный фактор, влияющий на развитие интересов детей и их приобщение к здоровому образу жизни, является личный пример семьи, а уже последующим учебно – воспитательный процесс в ДОУ.
Таким образом, здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи особую ответственность. Знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья должны согласоваться с их действиями..
Подведение итогов.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роди родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни., создание традиций семейного физического воспитания. Детский сад выступает как центр пропаганды здорового образа жизни.
Лишь при условии реализации преемственности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и воспитателей может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Проект решения родительского собрания:
- Объединить усилия детского сада и семьи в организации мероприятий по укреплению здоровья детей.
- Проводить совместные спортивные праздники (2 раза в год).
- Разработать бюллетени для родителей о требованиях к одежде в летнее и зимнее время года.
- Ограничить просмотр телевизора, сократить время пребывания детей за компьютером до 10 минут в день.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материал буклетов для родителей
«Здоровый дошкольник – успешный школьник»
Сохранить здоровье ребенка можно только в том случае, если строго придерживаться рекомендаций специалистов, которые направлены, прежде всего, на профилактику заболеваний.
Правильное питание
В рационе дошкольника и школьника обязательно должны присутствовать достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. То есть, школьник должен постоянно потреблять такие продукты, как молоко, продукты растительного происхождения и мясные продукты. При этом из меню детей необходимо исключить все жирное, жаренное, острое и соленое.
Режим питания
Специалисты рекомендуют дошкольникам питаться не менее четырех раз в день, с интервалом в три-четыре часа. Поэтому родителям необходимо обеспечить ребенку не только обед и ужин после школы, но и полноценный завтрак перед школой. Кстати, самым лучшим завтраком для школьников признана каша, которая, согласно последним исследованиям, оказывает положительное влияние на успеваемость в школе. Причем, как оказалось, на успеваемость девочек каша оказывает намного большее влияние, чем на умственные способности мальчиков.
Режим занятий и отдыха
По мнению специалистов, время непрерывного занятия школьников не должно превышать одного часа (при этом, если занятие однотипное, то оно должно длиться не более 20 минут). Перерыв между занятиями лучше всего посвятить подвижным играм или прогулкам на свежем воздухе. Для поддержания крепкого иммунитета и полноценного восстановления сил ночной сон школьника должен длиться не менее девяти часов
Работа за компьютером
Современный процесс обучения неразрывно связан с работой за компьютером. Однако многочасовое «бдение» перед экраном монитора способно нанести значительный урон здоровью школьника: страдает зрение и осанка. Поэтому родители должны строго контролировать время, проведенное школьником за компьютером: без перерыва перед экраном можно находиться не более 30-40 минут. При этом расстояние до монитора должно быть не больше 1 метра и не меньше 40 сантиметров. Также необходимо следить, чтобы осветительные приборы (настольная лампа или люстра) не светили в глаза ребенку, а поза сидения не нанесла вред позвоночнику.
Прописные истины
В процессе подготовки своего ребенка к школе родители должны обратить пристальное внимание на воспитание основ личной гигиены и правильного питания. Ведь Вы не сможете лично проконтролировать в школе, насколько тщательно ребенок помыл руки перед приемом пищи (и помыл ли вообще), равно как и сам процесс приема пищи, от правильности которого во многом зависит, приобретет ли Ваш ребенок заболевания органов пищеварения.
Поэтому обязательно приучите ребенка мыть руки после посещения туалета и перед началом приема пищи, а также обеспечьте его влажными антибактериальными салфетками, чтобы он всегда имел возможность протереть руки.
Источник:
https://globuss24.ru/doc/zdorovye-detey-v-shkole
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для родителей «О здоровье всерьёз!».
- Каково состояние Вашего здоровья?
а) очень хорошее; б) хорошее; в) нормальное; г) плохое.
- Каково состояние здоровья Вашего ребёнка?
а) хорошее; б) нормальное; в) плохое.
- Когда в последний раз Вы проверяли состояние своего здоровья?
а) в этом месяце; б) в этом полугодии; в) в этом году; г) более года назад; д) не помню.
- Когда в последний раз проверяли здоровье ребёнка?
а) в этом месяце; б) в этом полугодии; в) в этом году.
- Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно; б) часто; в) очень редко; г) не занимаюсь.
- Посещает ли Ваш ребёнок спортивную секцию?
а) да; б) нет.
- Если посещает, то какую? ________________________
- Если не посещает, то хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок посещал секцию? __________
- Есть ли в Вашем доме спортивные снаряды? а) да; б) нет.
Если есть, то какие? _________________________________________________________
- Делаете ли Вы с ребёнком дома утреннюю гимнастику?
а) да, регулярно; б) нерегулярно; в) нет.
- Считаете ли Вы питание Вашей семьи рациональным?
а) да; б) отчасти; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
- Установлен ли для Вашего ребёнка режим дня?
а) да; б) нет.
- Соблюдает ли Ваш ребёнок правила личной гигиены?
а) да; б) нет; в) не всегда.
- Вы употребляете спиртные напитки?
а) не употребляю; б) очень редко; в) часто употребляю.
- Вы курите?
а) нет; б) очень редко; в) часто; г) бросил.
- Как Вы проводите свой отпуск?
а) на море; б) дома; в) в санатории; г) когда как.
- Как Ваши дети проводят досуг?
а) гуляют на улице; б) смотрят телевизор; в) общаются с друзьями; г) читают книги.
- Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
- Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг; б) из средств информации; в) из беседы с врачом; г) другое.
- Вы ведёте здоровый образ жизни?
а) да; б) отчасти; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
- Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да; б) затрудняюсь ответить.
- Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед; б) личным примером; в) совместными занятиями с детьми;
г) прибегаю к услугам дополнительного образования; д) другое.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Информация для родительского уголка
Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений
В условия семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.
- У ребёнка должна быть своя мебель, соответствующая его росту
- Когда ребёнок сидит, ступни должны полностью касаться пола. Следите, чтобы ребёнок сидел прямо, опираясь на обе руки
- Обратите внимание на то, чтобы ребёнок не спал «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка
- Следите за походкой ребёнка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать пятками». Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.
- Не тяните ребёнка за руку при ходьбе (за одну и ту же). Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.
Используемая литература:
- Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
- Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленч. Сост. В. И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
- Кенеман А.В. и Хухлаева Д.В. – Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978. – 272 с.
- Маханева М.Д. – Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.
- Образование, творящее здоровье. Санология и валеологияв учебном процессе. Методическое пособие для педагогов. – Ростов-на-Дону, – 1994. – 71 с.
- Пензулаева Л.И. – Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
- Фролов В.Г. – Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
Приглашаем Вас на встречу по теме:
«О здоровье будущего школьника»
В программе:
- Оздоровительно – развивающая система работы с дошкольниками.
- Фрагмент занятия на воздухе
- Фрагмент утренней гимнастики
- Фрагмент закаливающих мероприятий
- Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
- Вопрос – ответ
- Разное
- Подведение итогов
Встреча состоится «15» февраля в 17.00.
Будем рады встрече с Вами!
Администрация, педагоги, родительский комитет