автор:

Барыленко Лариса Викторовна – Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДЮТ Всеволожского района Ленинградской области,
Барышникова Елена Рудольфовна – Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДЮТ Всеволожского района Ленинградской области”

Сценарий музыкально-театрализованного представления «Петровская ассамблея. Рождественский бал», в рамках творческого проекта «Санкт-Петербург – глазами композиторов»

                                                         

 

Сценарий

 

музыкально-театрализованного представления

«Петровская ассамблея.  Рождественский бал. »

в рамках творческого проекта

«Санкт-Петербург  –  глазами композиторов», 

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Барыленко Лариса Викторовна

Барышникова Елена Рудольфовна

                                               Пояснительная записка

 

Цель мероприятия:

  • Формирование у учащихся   основ культуры, через эмоциональное восприятие различных видов искусства и привлечения внимания к преобразовательной деятельности великого реформатора – Петра I
  • Активизация  интереса к истории России, развитие  уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры. 

 

Задачи мероприятия: 

  • научить правильно и грамотно выбирать и исполнять   

                    музыкальный и поэтический материал

  • научить видеть и «читать» знаки времени, которые хранит город.
  • научить навыкам  самостоятельной работы с информацией

  

 

  • развивать восприятие различных видов искусства (музыка, театр,  

      танец)

  • развивать у учащихся интерес к истории своей страны, своего   

      города, к музыкальному искусству

  • развивать творческую инициативу , образное и ассоциативное   

      мышление и воображение

 

  • воспитывать  художественный  вкус, нравственные и  

      эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за великие 

      достижения Отечества, уважение к истории и  духовным 

      традициям России

  • воспитывать культуру поведения, культуру слушания музыки, 

      уважительное отношение к исполнителям

 

Необходимое оборудование для проведения: 

 

  • музыкальные инструменты: фортепиано
  • мультимедиа, аудио –система
  • микрофоны
  • материалы для оформления сцены,  в стилизации петровской  

      эпохи

 

Оформление:

                                              

                                                   Музыкальное оформление

  • Полонез. П.И.Чайковский из оперы «Евгений Онегин»
  • Торжественные фанфары
  • Фоновая  музыка
  • В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» 1 ч
  • Вальс .П.И.Чайковский из балета «Спящая красавица»
  • Итальянская песенка. П.И.Чайковский («Вивальди-оркестр»)
  • В.Гаврилин «Тарантелла» из балета «Анюта»
  • И.Штраус  полька «Трик-трак» 
  • П.И.Чайковский .Мазурка 
  • Парад –алле П.И.Чайковский .»Вальс цветов» из балета 

     «Щелкунчик»

 

                                                    Наглядное оформление:

  • дворцовый зал (актовый зал)
  • старинная музыка
  • костюмы соответствующей эпохи
  • подсвечники
  • новогодняя елка

 

Подготовительная работа: 

 

  • беседы , показ презентаций о культуре быта, традиций  России
  • изучение материалов о реформаторской деятельности Петра I
  • знакомство по истории развития музыки и танцев петровской  

      эпохи

  • подготовка информации для конкурсов и игровых заданий
  • разучивание инструментальных, вокальных и танцевальных 

      номеров

  • репетиционная работа театральной постановки

Ожидаемые результаты:

  • укрепление культурной, этнической и гражданской 

      идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и 

      народа

  • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического 

      взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном 

      разнообразии

  • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации, 

      позитивной самооценки своей творческой деятельности

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со    

      сверстниками и взрослыми при решении различных творческих 

      задач

  • развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, 

      эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, 

      уважительное отношение к историко-культурным традициям

Характеристика деятельности:

В процессе совместной постановки участники проекта будут:

  • размышлять об истоках возникновения европейских традиций в быту и искусстве в России
  • проявлять эмоциональную открытость, отзывчивость, личностное отношение к поставленным задачам
  • различать (сравнивать) настроение, чувства и характер других людей размышлять об истоках возникновений различных видов искусства, традиций в России
  • обсуждать возможные приемы постановки (стиль, быт, костюм, этикет)
  • исполнять, инсценировать, импровизировать в процессе коммуникативного творчества

 

Рекомендации по проведению музыкально-театрального представления:

 

Дли оформления сценического пространства можно предложить 

стилизацию петровской эпохи  в разных вариантах(например):

  • два волшебных окна, они же, экраны визуального ряда;
  • драпированные стулья;
  • стол, ваза с фруктами, подсвечники (функцию свечек выполняют маленькие фонарики);
  • игровой стол (шахматы и шашки);
  • корзина для писем;
  • подушечка для шута;
  • ноутбук –  волшебный ящик мага;
  • бутафорские музыкальные инструменты.

 Данный сценарий и его итоговый продукт  может быть использован в рамках предмета: музыка, окружающий мир, история и культура Санкт-Петербурга, изобразительное искусство, литературное чтение, при реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания , на различных конференциях и ученических диспутах, для проведения Новогодних балов и представлений для детей разной подготовки и возраста. Единственное условие – все музыкальные номера доджны исполнять дети с определенной музыкальной подготовкой, учащиеся музыкальных , школ искусств, хоровых студий.

 Участники сценария:

 

Исполнители музыкальных произведений:

 

  • Просветов Еремей  Д.Шостакович  «Испанский танец» (фортепиано)
  • Дуэт Агабекова Айселем  и Андреева Полина                                                                                                                         
  • Р. Глиэр «Вальс» из балета «Медный всадник (фортепиано)
  • Шишкина Ева  М. П. Мусоргский «Галоп» (фортепиано)
  • Казаков Ярослав  П.И.Чайковский  «Итальянская песенка» (фортепиано)
  • Зятинина Ксения  А. Дольский  «Петербургский вальс» (вокал)
  • Старший хор «Гармония» Н. А.Римский-Корсаков                                                                                                     «3 песня Леля»   из оперы «Снегурочка»
  • Старший хор «Гармония»   Я.Дубравин « Мой Петербург»
  • Вокальный ансамбль            Е.Зарицкая «Ангел летит»
  • Вокальный ансамбль            Е.Зарицкая   «Рождественская песенка»

 

                                     

Действующие лица: 

  • Петр I  – Селиверстов Михаил 
  • Екатерина –  Беридзе Валерия
  • Ведущий церемонимейстер – господин Дроссельмайер –                

      Барышникова Елена Рудольфовна

  • Дамы, кавалеры (учащиеся МХС «Гармония») –  ведущие  – 12  человек
  • Младший и старший хор МХС «Гармония»
  • Вокальный ансамбль «Гармония»
  • Звукорежисер – Барыленко Лариса Викторовна
  • Учащиеся начальной школы МОУ «Гарболовская СОШ»

 

                            Ход   сценария

 

          Под торжественные звуки «Гимна» (сл.А.Пушкина, муз.В.Соколова) на сцене    

          выстраивается хор.

         Чтец 1:      16 мая 1703 года  гром орудийных салютов возвестил миру  о 

         рождении города Санкт-Петербурга. В торжестве принимали 

         участие 28 придворных певчих. Так  началась музыкальная жизнь 

         молодой столицы

          Хор исполняет Музыкальный эпиграф «Гимна»

Звучит ПОЛОНЕЗ из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»  

Все участники бала торжественно заходят в зал .             

Все танцуют полонез. Полонез заканчивается, каждый класс становится на отведенное   ему место, образуя две шеренги у боковых стен зала.

Входят Петр I и Екатерина, делают круг почета, приветствуя присутствующих поклонами. Все застыли в реверансе. Царская чета останавливается возле бутафорского трона

          Екатерина : Мы открываем ассамблею!   Наступил музыки час.

                       Пусть звуки льются,  не смолкая, Поют мелодии для нас!

 

Петр I: -Добрый день, сиятельные дамы и господа! Поздравляю Вас с наступающим праздником Рождества Христова!  Сегодня вы приглашены мною, императором Российским, Петром Первым и императрицей Екатериной Первой, на вольное собрание – ассамблею, для игр и танцев, дабы провести время с пользой, но и для забавы.                                                    

Моя ассамблея так и называется – Рождественская !

 

 Екатерина: Не так давно Великий Петр, 

                       Приехав из Европы,

                      Завез в Россию правил свод,

                       Не знал другой заботы.

                     

                       На Ассамблеи все должны ходить,

                       Не только для забавы, но и дела,

                       Друг друга видеть, говорить,

                       Послушать музыку, себя представить смело!

 

           Петр:           Прошу вниманья, господа! Зачту вам свой указ.

                      С хорошими манерами хочу я видеть вас! 

«…В знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Рождеством Христовым, желая в делах благополучия и в семье        благоденствия.

В честь празднования учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам, у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится и зажигать огни.

«…Дабы обучить русских дворян европейским манерам, дабы не стыдно было перед иностранными гостями, повелеваю каждому отроку ознакомиться с книгой «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению» и соблюдать следующие правила:                                                  

  – почитать родителей своих;                                                                                                – не быть подобным деревенскому мужику, который «на солнце валяется»;      – быть отважным и неробким: кто при дворе стыдлив бывает, тот с порожними руками от двора уходит;                                                                                                    – придерживаться правил одежды иностранной;                                                     – соблюдать все правила этикета!

Екатерина :   Душа поет в минуты эти!

                         И мир становится светлей,

                         И лучше нет чудес на свете,

                         Чем этот праздник для людей.

«Рождественская песенка». Композитор Е.Зарицкая.                                          Младший хор МХС «Гармония»                                                                   

ПетрI:            Я продолжаю ассамблею,                                                                                                                    

                        Игра продолжит нам с повтором бал.                                                                                        

                        Беритесь за руки, вставайте друг за другом                                                                                

                        И делайте движение, что я вам показал!

Игра- танец по показу ПетраI.                                                                                 Звучит В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».4ч                                                             Петр приглашает всех сесть.                                                                                                                           

            Дама 1:         Здесь у нас дворец старинный. На приемах и балах

                                 Все танцуют важно, чинно в этом зале при свечах.

                                 Предлагаю вам послушать танец из краев других,

                                Он игривый и веселый, на испанский он мотив.

Испанский танец. Композитор Д. Шостакович.                                          Исполняет Просветов Еремей.

На сцену выходят кавалеры, участники сценки.

Кавалеры:   Государь указ издал, кто из вас его читал?

       (по очереди)   Отменно, прочно строить корабли,

                                Чтоб в плаванье ходить на край земли!

                               – Морскому делу за границей  будет граф Роман.

                                 Ему придется потрудиться. Вот смелый будет капитан!

                               – А Петербург в волненьи небывалом:

                                 Здесь велено по пушечным сигналам,

                                 Всем в море выходить, учась морской науке,

                                 Не предаваясь лености и скуке!

                          -Всем строить шлюпки, лодки и фрегаты,

                           Работать от рассвета до заката!

Петр I:              Пример с меня берите, господа!

                           Вам руки покажу в мозолях, от труда!

Кавалер:           Пусть грамоте морской обучится народ    

                           России нужен сильный флот!         Приказ царя:

          Петр I :             Державу укреплять, и матушку –Россию прославлять

«Ангел летит» Композитор Е.Зарицкая.                                                         Исполняет вокальный ансамбль МХС «Гармония»

         Екатерина:      Продолжением нашей Ассамблеи станет танец,                                                            

                                    который вы  отгадаете сами.

                                    Этот танец так прекрасен,                                                                                                                             

                                    Времени он неподвластен.                                                                                       

                                    Пары движутся, кружась,                                                                                          

                                   А зовется танец (все хором) вальс!                                                                          

Вальс из балета «Медный всадник». Композитор Р. Глиэр.                          Исполняют Агабекова Айселем- Андреева Полина. 

Все участники праздника танцуют вальс. Затем рассаживаются по своим местам.  На авансцену выходят дамы.

Дамы:                Сударыня, скучать нам не придется  боле,

(поочереди)       Не знали многих развлечений мы дотоле!

                          – Из самоваров чай, народные обеды, 

                            В салонах модных светские беседы….

                          – Зимой морозной на санях катанье,

                            И на кофейной гуще по ночам гаданье…

                          – Стихи в альбом устали мы писать, 

                            Хотела бы я новость рассказать:

                            У Полицейского моста, на Мойке, 

                            Теперь пойдут спектакли бойко.

                          -Услышим разных мы певцов известных,

                           Ведь сколько опер нам дадут прелестных!

                          -И, кстати, спойте нам, графиня, без смущенья,

                           Приятен голос Ваш, он полон вдохновенья!

                           На Рождество (не так давно) Вы соло в хоре пели,

                          Мы снова Вас послушать бы хотели!

   «Петербургский вальс». Композитор В. Дольский.                            

    Исполняет Зятинина Ксения.

Дамы:             – Какие рюши, ленты и цветы!

                                      Но в платье вашем не хватает простоты!

                                     – Графиня, за границей это носят без стесненья,

                                      К чему тогда в продаже украшенья?

                                    – Ах, мне поверьте, не успеть за модой,

                                      Она меняется так быстро год от года!

                                     – Просила я одну княжну…прислать мне бархат из Парижа…

                                     – Да Вы, сударыня, не в курсе, вижу…

                                      А впрочем это вовсе не секрет, 

                                      Ведь Государь –то наложил запрет!

                                      В Россию бархат не ввозить!

                                      Чтоб ткани русские, российские носить.

                                     – Ужасно это все…но может, и не надо 

                                       Перенимать чужую моду на наряды?

    Екатерина:             – Петр Алексеевич, настал и наш час!

                                      Отгадайте, на какой танец я приглашаю Вас?

                                       Несутся в темпе очень быстром,

                                       А из – под ног взметают искры.

                                        Споткнуться можно, берегите лоб!

                                       Танцуйте медленней…

 Петр:                        Галоп!

Петр и Екатерина галопируют внутри стоящих по кругу пар. Затем  танец продолжают все участники, галопируя по 3-4 пары.

«Галоп». М.П. Мусоргский. Исполняет  Шишкина Ева                                                                                       

Петр: А сейчас загадаю вам загадку. В Москве на Красной площади я приказал построить «комедиальную храмину». Чтобы туда попасть, «охотные смотрельщики» должны были купить «ярлык». Ответьте, кто такие «охотные смотрельщики», кои с «ярлыком» идут в  «комедиальную храмину»у?               (театр, билет, зрители).             

Екатерина: -Молодцы, ребятки, догадались! Старинные слова быстро распознали!

Петр: – И снова хочу испытать вас, каковы ваши успехи в науках и умениях разных. В ящике вещи, которые говорят о каком – то моем нововведении.                Екатерина: – Вам надлежит рассказать  какие это были новшества. 

Екатерине подают коробки, она достает предметы.

 1 набор :   ветка ели, свеча, новогодняя игрушка, календарь.                                           (был введен календарь с 1 января, указ Петра ставить в домах елки, наряженные игрушками)                                                                                                  2 набор       борода, ножницы (бритье бород, ношение короткой европейской одежды)

3 набор      учебник, циркуль, тетрадь, свидетельство о браке (молодые дворяне могли жениться, только закончив обучение)

Петр:          Молодцы отроки, что знаете свою историю!

Екатерина:  Хор поможет в Рождество
                      Очутиться в зимней сказке,
                      В волшебство все окунет
                      И раскрасит в свои краски.

Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка».                                                         Композитор Н.А.Римский –Корсаков. Старший хор МХС «Гармония»                                                                                             

           Петр:         А сейчас прошу всех встать!

             Будем вместе танцевать.

             В Рождество душа поет,

             «Переменный» всех зовет!

Все участники праздника танцуют «Переменный» танец.

П.И. Чайковский «Итальянская песенка».  Исполняет Казаков Ярослав                                                     

Дамы, Кавалеры: Наш государь умен и просвещен_

                                 Весь Петербург идеей восхищен!

                               – Где огороды были некогда с укропом

                                Сад Летний создадут по образцу Европы!

                               -Здесь будет целый мир зеленый:

                                Дубы и липы, яблони и клены!

                              – Из Амстердама, Швеции, и Подмосковья

                                Везут деревья, и сажают их с любовью.

                                Царь Петр озабочен неспроста :

              Петр I:      Досель невиданная будет красота!

 «Белые ночи». Композитор А.Портнов . Старший хор «МХС «Гармония»                                                              

              Чтец 1: Куда-то Медный всадник мчится,  

                            Который год, который век.

                            А на плаще его лучится уж XXI столетья снег!

  

            Чтец 2:   И пусть во всех дворцах, гостиных

                             Музыки звуки вновь звучат!

             Чтец 3:  Петровских ассамблей мгновенья

                             Не покидают нас, пленят!

             Чтец 4:   А в заключении повествованья

                             Пусть тянется тонко мелодии вязь,

             Чтец 1:   Мы дарим вам музыку нашего города,

                             Наш    «Петербургский вальс »!

  «Мой Петербург». Я. Дубравин.  Исполняет Старший хор МХС «Гармония»                                                                                                                                      

 Под музыку Полонеза П.И.Чайковского из зала торжественно выходят Петр с Екатериной, затем все остальные, раскланиваясь и прощаясь друг с другом.                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

           ____________________________________________________________

                           ____________________________________________

                                              ___________________________

 

                                      

                                        Используемая литература:                                                                                                                                                                                           

 

  • «Театр и школа» ( Альманах. )  Санкт-Петербург  1999 г.
  • статьи из монографии «Гуманитарная культура личности – основа 

          и цель современного образования». Научный редактор – д-р пед. 

           наук, проф. Н. И. Элиасберг

  • «К толерантности – шаг за шагом» – авторский коллектив. 

            Научный редактор – Н.И. Элиасберг

  • «Пётр Великий» – Анри Труайя  –  член французской академии
Сценарий музыкально-театрализованного представления «Петровская ассамблея. Рождественский бал», в рамках творческого проекта «Санкт-Петербург – глазами композиторов»