автор:
Барыленко Лариса Викторовна – Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДЮТ Всеволожского района Ленинградской области,
Барышникова Елена Рудольфовна – Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДЮТ Всеволожского района Ленинградской области”
Сценарий музыкально-театрализованного представления «Петровская ассамблея. Рождественский бал», в рамках творческого проекта «Санкт-Петербург – глазами композиторов»
Сценарий
музыкально-театрализованного представления
«Петровская ассамблея. Рождественский бал. »
в рамках творческого проекта
«Санкт-Петербург – глазами композиторов»,
Авторы:
педагоги дополнительного образования
Барыленко Лариса Викторовна
Барышникова Елена Рудольфовна
Пояснительная записка
Цель мероприятия:
- Формирование у учащихся основ культуры, через эмоциональное восприятие различных видов искусства и привлечения внимания к преобразовательной деятельности великого реформатора – Петра I
- Активизация интереса к истории России, развитие уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры.
Задачи мероприятия:
- научить правильно и грамотно выбирать и исполнять
музыкальный и поэтический материал
- научить видеть и «читать» знаки времени, которые хранит город.
- научить навыкам самостоятельной работы с информацией
- развивать восприятие различных видов искусства (музыка, театр,
танец)
- развивать у учащихся интерес к истории своей страны, своего
города, к музыкальному искусству
- развивать творческую инициативу , образное и ассоциативное
мышление и воображение
- воспитывать художественный вкус, нравственные и
эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за великие
достижения Отечества, уважение к истории и духовным
традициям России
- воспитывать культуру поведения, культуру слушания музыки,
уважительное отношение к исполнителям
Необходимое оборудование для проведения:
- музыкальные инструменты: фортепиано
- мультимедиа, аудио –система
- микрофоны
- материалы для оформления сцены, в стилизации петровской
эпохи
Оформление:
Музыкальное оформление
- Полонез. П.И.Чайковский из оперы «Евгений Онегин»
- Торжественные фанфары
- Фоновая музыка
- В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» 1 ч
- Вальс .П.И.Чайковский из балета «Спящая красавица»
- Итальянская песенка. П.И.Чайковский («Вивальди-оркестр»)
- В.Гаврилин «Тарантелла» из балета «Анюта»
- И.Штраус полька «Трик-трак»
- П.И.Чайковский .Мазурка
- Парад –алле П.И.Чайковский .»Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик»
Наглядное оформление:
- дворцовый зал (актовый зал)
- старинная музыка
- костюмы соответствующей эпохи
- подсвечники
- новогодняя елка
Подготовительная работа:
- беседы , показ презентаций о культуре быта, традиций России
- изучение материалов о реформаторской деятельности Петра I
- знакомство по истории развития музыки и танцев петровской
эпохи
- подготовка информации для конкурсов и игровых заданий
- разучивание инструментальных, вокальных и танцевальных
номеров
- репетиционная работа театральной постановки
Ожидаемые результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской
идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и
народа
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном
разнообразии
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации,
позитивной самооценки своей творческой деятельности
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками и взрослыми при решении различных творческих
задач
- развитие духовно-нравственных и эстетических чувств,
эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания,
уважительное отношение к историко-культурным традициям
Характеристика деятельности:
В процессе совместной постановки участники проекта будут:
- размышлять об истоках возникновения европейских традиций в быту и искусстве в России
- проявлять эмоциональную открытость, отзывчивость, личностное отношение к поставленным задачам
- различать (сравнивать) настроение, чувства и характер других людей размышлять об истоках возникновений различных видов искусства, традиций в России
- обсуждать возможные приемы постановки (стиль, быт, костюм, этикет)
- исполнять, инсценировать, импровизировать в процессе коммуникативного творчества
Рекомендации по проведению музыкально-театрального представления:
Дли оформления сценического пространства можно предложить
стилизацию петровской эпохи в разных вариантах(например):
- два волшебных окна, они же, экраны визуального ряда;
- драпированные стулья;
- стол, ваза с фруктами, подсвечники (функцию свечек выполняют маленькие фонарики);
- игровой стол (шахматы и шашки);
- корзина для писем;
- подушечка для шута;
- ноутбук – волшебный ящик мага;
- бутафорские музыкальные инструменты.
Данный сценарий и его итоговый продукт может быть использован в рамках предмета: музыка, окружающий мир, история и культура Санкт-Петербурга, изобразительное искусство, литературное чтение, при реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания , на различных конференциях и ученических диспутах, для проведения Новогодних балов и представлений для детей разной подготовки и возраста. Единственное условие – все музыкальные номера доджны исполнять дети с определенной музыкальной подготовкой, учащиеся музыкальных , школ искусств, хоровых студий.
Участники сценария:
Исполнители музыкальных произведений:
- Просветов Еремей Д.Шостакович «Испанский танец» (фортепиано)
- Дуэт Агабекова Айселем и Андреева Полина
- Р. Глиэр «Вальс» из балета «Медный всадник (фортепиано)
- Шишкина Ева М. П. Мусоргский «Галоп» (фортепиано)
- Казаков Ярослав П.И.Чайковский «Итальянская песенка» (фортепиано)
- Зятинина Ксения А. Дольский «Петербургский вальс» (вокал)
- Старший хор «Гармония» Н. А.Римский-Корсаков «3 песня Леля» из оперы «Снегурочка»
- Старший хор «Гармония» Я.Дубравин « Мой Петербург»
- Вокальный ансамбль Е.Зарицкая «Ангел летит»
- Вокальный ансамбль Е.Зарицкая «Рождественская песенка»
Действующие лица:
- Петр I – Селиверстов Михаил
- Екатерина – Беридзе Валерия
- Ведущий церемонимейстер – господин Дроссельмайер –
Барышникова Елена Рудольфовна
- Дамы, кавалеры (учащиеся МХС «Гармония») – ведущие – 12 человек
- Младший и старший хор МХС «Гармония»
- Вокальный ансамбль «Гармония»
- Звукорежисер – Барыленко Лариса Викторовна
- Учащиеся начальной школы МОУ «Гарболовская СОШ»
Ход сценария
Под торжественные звуки «Гимна» (сл.А.Пушкина, муз.В.Соколова) на сцене
выстраивается хор.
Чтец 1: 16 мая 1703 года гром орудийных салютов возвестил миру о
рождении города Санкт-Петербурга. В торжестве принимали
участие 28 придворных певчих. Так началась музыкальная жизнь
молодой столицы
Хор исполняет Музыкальный эпиграф «Гимна»
Звучит ПОЛОНЕЗ из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»
Все участники бала торжественно заходят в зал .
Все танцуют полонез. Полонез заканчивается, каждый класс становится на отведенное ему место, образуя две шеренги у боковых стен зала.
Входят Петр I и Екатерина, делают круг почета, приветствуя присутствующих поклонами. Все застыли в реверансе. Царская чета останавливается возле бутафорского трона
Екатерина : Мы открываем ассамблею! Наступил музыки час.
Пусть звуки льются, не смолкая, Поют мелодии для нас!
Петр I: -Добрый день, сиятельные дамы и господа! Поздравляю Вас с наступающим праздником Рождества Христова! Сегодня вы приглашены мною, императором Российским, Петром Первым и императрицей Екатериной Первой, на вольное собрание – ассамблею, для игр и танцев, дабы провести время с пользой, но и для забавы.
Моя ассамблея так и называется – Рождественская !
Екатерина: Не так давно Великий Петр,
Приехав из Европы,
Завез в Россию правил свод,
Не знал другой заботы.
На Ассамблеи все должны ходить,
Не только для забавы, но и дела,
Друг друга видеть, говорить,
Послушать музыку, себя представить смело!
Петр: Прошу вниманья, господа! Зачту вам свой указ.
С хорошими манерами хочу я видеть вас!
«…В знак доброго начинания и веселия, поздравлять друг друга с Рождеством Христовым, желая в делах благополучия и в семье благоденствия.
В честь празднования учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам, у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится и зажигать огни.
«…Дабы обучить русских дворян европейским манерам, дабы не стыдно было перед иностранными гостями, повелеваю каждому отроку ознакомиться с книгой «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению» и соблюдать следующие правила:
– почитать родителей своих; – не быть подобным деревенскому мужику, который «на солнце валяется»; – быть отважным и неробким: кто при дворе стыдлив бывает, тот с порожними руками от двора уходит; – придерживаться правил одежды иностранной; – соблюдать все правила этикета!
Екатерина : Душа поет в минуты эти!
И мир становится светлей,
И лучше нет чудес на свете,
Чем этот праздник для людей.
«Рождественская песенка». Композитор Е.Зарицкая. Младший хор МХС «Гармония»
ПетрI: Я продолжаю ассамблею,
Игра продолжит нам с повтором бал.
Беритесь за руки, вставайте друг за другом
И делайте движение, что я вам показал!
Игра- танец по показу ПетраI. Звучит В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».4ч Петр приглашает всех сесть.
Дама 1: Здесь у нас дворец старинный. На приемах и балах
Все танцуют важно, чинно в этом зале при свечах.
Предлагаю вам послушать танец из краев других,
Он игривый и веселый, на испанский он мотив.
Испанский танец. Композитор Д. Шостакович. Исполняет Просветов Еремей.
На сцену выходят кавалеры, участники сценки.
Кавалеры: Государь указ издал, кто из вас его читал?
(по очереди) Отменно, прочно строить корабли,
Чтоб в плаванье ходить на край земли!
– Морскому делу за границей будет граф Роман.
Ему придется потрудиться. Вот смелый будет капитан!
– А Петербург в волненьи небывалом:
Здесь велено по пушечным сигналам,
Всем в море выходить, учась морской науке,
Не предаваясь лености и скуке!
-Всем строить шлюпки, лодки и фрегаты,
Работать от рассвета до заката!
Петр I: Пример с меня берите, господа!
Вам руки покажу в мозолях, от труда!
Кавалер: Пусть грамоте морской обучится народ
России нужен сильный флот! Приказ царя:
Петр I : Державу укреплять, и матушку –Россию прославлять
«Ангел летит» Композитор Е.Зарицкая. Исполняет вокальный ансамбль МХС «Гармония»
Екатерина: Продолжением нашей Ассамблеи станет танец,
который вы отгадаете сами.
Этот танец так прекрасен,
Времени он неподвластен.
Пары движутся, кружась,
А зовется танец (все хором) вальс!
Вальс из балета «Медный всадник». Композитор Р. Глиэр. Исполняют Агабекова Айселем- Андреева Полина.
Все участники праздника танцуют вальс. Затем рассаживаются по своим местам. На авансцену выходят дамы.
Дамы: Сударыня, скучать нам не придется боле,
(поочереди) Не знали многих развлечений мы дотоле!
– Из самоваров чай, народные обеды,
В салонах модных светские беседы….
– Зимой морозной на санях катанье,
И на кофейной гуще по ночам гаданье…
– Стихи в альбом устали мы писать,
Хотела бы я новость рассказать:
У Полицейского моста, на Мойке,
Теперь пойдут спектакли бойко.
-Услышим разных мы певцов известных,
Ведь сколько опер нам дадут прелестных!
-И, кстати, спойте нам, графиня, без смущенья,
Приятен голос Ваш, он полон вдохновенья!
На Рождество (не так давно) Вы соло в хоре пели,
Мы снова Вас послушать бы хотели!
«Петербургский вальс». Композитор В. Дольский.
Исполняет Зятинина Ксения.
Дамы: – Какие рюши, ленты и цветы!
Но в платье вашем не хватает простоты!
– Графиня, за границей это носят без стесненья,
К чему тогда в продаже украшенья?
– Ах, мне поверьте, не успеть за модой,
Она меняется так быстро год от года!
– Просила я одну княжну…прислать мне бархат из Парижа…
– Да Вы, сударыня, не в курсе, вижу…
А впрочем это вовсе не секрет,
Ведь Государь –то наложил запрет!
В Россию бархат не ввозить!
Чтоб ткани русские, российские носить.
– Ужасно это все…но может, и не надо
Перенимать чужую моду на наряды?
Екатерина: – Петр Алексеевич, настал и наш час!
Отгадайте, на какой танец я приглашаю Вас?
Несутся в темпе очень быстром,
А из – под ног взметают искры.
Споткнуться можно, берегите лоб!
Танцуйте медленней…
Петр: Галоп!
Петр и Екатерина галопируют внутри стоящих по кругу пар. Затем танец продолжают все участники, галопируя по 3-4 пары.
«Галоп». М.П. Мусоргский. Исполняет Шишкина Ева
Петр: А сейчас загадаю вам загадку. В Москве на Красной площади я приказал построить «комедиальную храмину». Чтобы туда попасть, «охотные смотрельщики» должны были купить «ярлык». Ответьте, кто такие «охотные смотрельщики», кои с «ярлыком» идут в «комедиальную храмину»у? (театр, билет, зрители).
Екатерина: -Молодцы, ребятки, догадались! Старинные слова быстро распознали!
Петр: – И снова хочу испытать вас, каковы ваши успехи в науках и умениях разных. В ящике вещи, которые говорят о каком – то моем нововведении. Екатерина: – Вам надлежит рассказать какие это были новшества.
Екатерине подают коробки, она достает предметы.
1 набор : ветка ели, свеча, новогодняя игрушка, календарь. (был введен календарь с 1 января, указ Петра ставить в домах елки, наряженные игрушками) 2 набор борода, ножницы (бритье бород, ношение короткой европейской одежды)
3 набор учебник, циркуль, тетрадь, свидетельство о браке (молодые дворяне могли жениться, только закончив обучение)
Петр: Молодцы отроки, что знаете свою историю!
Екатерина: Хор поможет в Рождество
Очутиться в зимней сказке,
В волшебство все окунет
И раскрасит в свои краски.
Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка». Композитор Н.А.Римский –Корсаков. Старший хор МХС «Гармония»
Петр: А сейчас прошу всех встать!
Будем вместе танцевать.
В Рождество душа поет,
«Переменный» всех зовет!
Все участники праздника танцуют «Переменный» танец.
П.И. Чайковский «Итальянская песенка». Исполняет Казаков Ярослав
Дамы, Кавалеры: Наш государь умен и просвещен_
Весь Петербург идеей восхищен!
– Где огороды были некогда с укропом
Сад Летний создадут по образцу Европы!
-Здесь будет целый мир зеленый:
Дубы и липы, яблони и клены!
– Из Амстердама, Швеции, и Подмосковья
Везут деревья, и сажают их с любовью.
Царь Петр озабочен неспроста :
Петр I: Досель невиданная будет красота!
«Белые ночи». Композитор А.Портнов . Старший хор «МХС «Гармония»
Чтец 1: Куда-то Медный всадник мчится,
Который год, который век.
А на плаще его лучится уж XXI столетья снег!
Чтец 2: И пусть во всех дворцах, гостиных
Музыки звуки вновь звучат!
Чтец 3: Петровских ассамблей мгновенья
Не покидают нас, пленят!
Чтец 4: А в заключении повествованья
Пусть тянется тонко мелодии вязь,
Чтец 1: Мы дарим вам музыку нашего города,
Наш «Петербургский вальс »!
«Мой Петербург». Я. Дубравин. Исполняет Старший хор МХС «Гармония»
Под музыку Полонеза П.И.Чайковского из зала торжественно выходят Петр с Екатериной, затем все остальные, раскланиваясь и прощаясь друг с другом.
____________________________________________________________
____________________________________________
___________________________
Используемая литература:
- «Театр и школа» ( Альманах. ) Санкт-Петербург 1999 г.
- статьи из монографии «Гуманитарная культура личности – основа
и цель современного образования». Научный редактор – д-р пед.
наук, проф. Н. И. Элиасберг
- «К толерантности – шаг за шагом» – авторский коллектив.
Научный редактор – Н.И. Элиасберг
- «Пётр Великий» – Анри Труайя – член французской академии