автор: Батанина Наталья Ивановна

Учитель начальных классов МБОУ “Малобащелакская СОШ”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малобащелакская  средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

на тему:

«Создание и реализация условий для развития интеллектуального

и творческого потенциала младшего школьника»

 

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Батанина Наталья Ивановна

Малый Бащелак

2017 г.

«Талант и знания — яркий свет, без них из тьмы исхода нет»

Рудаки

 

 

Актуальность проекта

Третье тысячелетие предъявляет новые требования к образованию граждан, возросшая же интенсивность информационного обмена требует новых образовательных технологий, выработки образовательных стратегий, формирующих умение учиться всю жизнь. Образовательная реформа в России ведется в рамках приоритетного национального проекта, что соответствует стратегиям развития современного общества. Нашим детям предстоит жить в век бурного развития производственных технологий.

Переход к методикам образовательной успешности предполагает  комплексный подход, основанный на сохранении существующих методик и расширении ключевых компетентностей учащихся, вариативную систему образования, которая позволяет реально учитывать способности каждого ребенка.

Компетентность определяется, как способность личности решать широкий спектр реальных образовательных, профессиональных, жизненных задач, как доказанная готовность к деятельности. Совет Европы определил пять ключевых компетентностей (политическая и социальная; коммуникативная, способность жить в многокультурном мире; владение информационными технологиями; способность учиться всю жизнь).

Участие детей в различных конкурсах проектных работ и, особенно в международных конкурсах позволяет формировать способность жить в многокультурном мире как одну из ключевых компетентностей. Общение на основе деятельности становится важнейшим фактором в формировании этой способности. Через общение на основе деятельности происходит формирование не только профессиональных качеств, но и гражданской позиции, возникает понимание своей мировоззренческой позиции. Взаимопонимание не может происходить вне какой-либо конкретной деятельности, поэтому проведение международных конкурсов способствует сближению различных культур, технологий работы, методов исследований.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Я считаю, что авторы государственных образовательных стандартов, безусловно, в первую очередь, думали над тем, каким должен быть учитель, способный воспитать достойного гражданина России. Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях искусства, науки, техники.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. В нашей школе множество различных кружков, где каждый ребёнок может выбрать занятия по своим желаниям и способностям. Во время кружковой работы раскрывается творческий потенциал детей, что позволяет им принимать участие во многих всероссийских и даже международных конкурсах. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, помогает проявить себя активной личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Они сочиняют  стихи, учатся рисовать на необычных материалах, принимают участие в школьных спектаклях, разгадывают загадки, проводят викторины. Ребята охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся создавать презентации, учатся  рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение.

Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти,  раскрыть,  способствовать развитию талантов детей – это одна из важнейших задач школы и семьи.

На родительском собрании прозвучало предложение разработать и реализовать проект «Создание и реализация условий для развития интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника» – помочь  учащимся найти ту область, в которой они наиболее успешны.

Цель проекта

Достижение личной идентичности, создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и развития творчества учащихся во внеурочное время.

Задачи проекта

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

выявление и развитие на практике познавательных интересов школьников в результате использования во внеурочной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий;

развитие мотивации творческого роста;

развитие коммуникативных навыков;

формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Участники проекта

Ученики с  1 по 4  класс, их родители, классные руководители

Срок реализации

Долгосрочный (от 1 до трёх лет)

План реализации проекта

I этап. Подготовительный

Представление на собрании родителям  краткую информацию о данном педагогическом проекте.

Сообщение о ведении портфолио учениками.

II этап. Организационно-ознакомительный

Деление на кружки по интересам.

Распределение обязанностей внутри кружков.

Анализ критериев оценивания.

III этап. Реализация проекта

Поиск области успешности ученика.

Анализ результатов.

Развитие способностей в своей области.

Практическая самореализация.

IV этап. Оформление результатов проектной деятельности

Оформление результатов (выставки рисунков, спортивные соревнования,  презентация фотографий, театральное представление, размещение результатов в сети и т.д.).

V этап. Защита работ.

Защита проектов каждого кружка.

Оценивание работ участниками, учителем, родителями.

На первом этапе учащиеся отвечают на вопросы:

Где мой талант?

Зачем человек трудится?

Может ли человек не трудиться?

Какие профессии вы знаете?

Кем вы хотите быть?

Как мы можем искать свой талант?

Занятия в кружках помогут вам в овладении будущей профессией?

Детям сообщаются названия кружков, в которых они могут заниматься, затем делятся на кружки по интересам: «Юные исследователи», «Юные экологи», «Театральная шкатулка»,  «Здоровейка», «Оч. умелые ручки».

Состав кружков сменный. Некоторые дети состоят сразу в нескольких кружках, в зависимости от интересов. Родители помогают детям. Каждый кружок имеет помощника из числа родителей. Учащиеся посещают кружки в течение всего года и регулярно приносят в класс результаты своей деятельности: рисунки,  фотографии, презентации,  проекты, грамоты и дипломы.

Родители содействуют тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Нужно использовать всякий удобный случай, чтобы «повернуть» каждого ребенка разными сторонами к коллективу, сделать его на некоторое время центром активного внимания. Родители помогают организовывать выставки, конкурсы, посещение различных экскурсий вне школы. Совместно с родителями дети находят информацию в Интернете, учатся делать презентации.

На защите проектов каждый кружок представил результаты своей работы.

Результаты

Трудовое.

Ребята, которые посещали кружок «Оч. умелые ручки»   устроили выставку своих рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, индивидуальных и групповых проектов.

Дети в этом кружке научились:

рисовать на наждачной бумаге (бумага была закуплена в магазине стройматериалов) и специальной бумаге пастельными и масляными восковыми мелками, лепить из пластилина, делать поделки из ватных дисков, природного материала.

Несколько участников этого кружка стали участниками, а один участник победителем районного  конкурса «Рождественская звезда».

Победитель.   Районного конкурса «Рождественнская звезда»:

«Поделка из ватных дисков (7-10 лет)»  Батанина Анастасия “Ёлочка”

Принимали участие в конкурсах: «Мастерская Деда Мороза», «Пожарные», « Война глазами детей», «Мы против наркотиков», «Природа – наш дом».  Все участники награждены дипломами.

   Оздоровительное направление (1 час в неделю)  реализуется через работу кружка «Здоровей-ка». Программный материал сгруппирован по  разделам: правильное питание, режим дня, гигиена, спорт, закаливание и т.д. Подбор игр  связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, психическим    развитием,  игровым опытом. Занятия проводят классные руководители. Первый этап данной программы для ребят 1 класса «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими. Второй этап данной программы ( 2 класс) «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

Дети знакомились с правилами здоровья,  им приходилось самостоятельно, а также под руководством педагога, родителей добывать знания, интересоваться, о здоровом образе жизни.

Дети и их родители участвуют в различных мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Смотр стоя и песни», «Веселые старты», «А, ну-ка, парни», «Зарница», «Зимние забавы», «Взятие крепости», «кросс», и другие.

     Экологическое  (1 час в неделю) – кружок «Юные экологи». Работа кружка строится на инициативном участии ребенка в экологических акциях, организованных учителем, («Строим кормушки», «Покормите птиц», «Насекомые наши друзья»)  через коллективно-творческое дело, ролевые игры, социально-моделирующие игры. Все учащиеся первого класса занимаются в этом кружке. Проводились экскурсии. Экскурсия-наблюдение за воробьями.  Все ли они одинакового размера? Все ли они имеют одинаковую окраску? Все ли они имеют одинаковое оперение? Все ли одинаково поют? Все ли они миролюбивые или есть среди них драчливые? Все ли они любят, есть одно и то же? В результате наблюдений дети делали выводы о том, что птицы как люди, все индивидуальны. Ребята активно приняли участие в фотовыставке «Мои маленькие друзья».

К концу первого года обучения учащиеся узнают:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных

  1. Правила обращения с объектами природы

Научатся:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.

         Проектная деятельность  (1 час в неделю)  – кружок «Юные исследователи». Ставя перед школьниками познавательные и практические задачи, воору­жая их средствами решения этих задач, учитель готовит детей к жизни в современном информационном обществе. К концу учебного года  учащихся 1 класса научились:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать, наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать выводы;
  • доказывать и защищать свои идеи;
  • сравнивать предметы по заданному свойству;
  • определять целое и часть;
  • устанавливать общие признаки;

Они охотно разгадывают ребусы, шарады, загадки, а также придумывают их сами.

Общекультурное (1 час в неделю) реализуется через работу кружка «Театральная шкатулка»

  • Большое внимание уделялось привитию учащимся основ культуры, в частности изучению правил поведения учащихся в школе. Активно осуществлялась интеграция с литературой, ИЗО. Воспитание у учащихся культуры поведения осуществлялось через систематическое привлечение их к деятельности: изготовлению подарков для мам, друзей. Участий в различных культурных мероприятиях в школе и на селе. На занятиях используются различные  формы работы: беседы, конкуры рисунков, игровые приемы. изготовлении буклетов по правилам поведения и правилам дружбы, по правилам вежливости.
  • В результате прохождения первого уровня программы дети достигли следующих результатов:
  • Знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
  • На втором уровни через беседы, игры, пополнили свои знания и навыки взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. А также взаимоотношения обучающихся на уровне класса получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В заключение замечу, что, на наш взгляд, концептуальная идея внеурочной деятельности ФГОС в целом в том, что нельзя разделять урочную  и внеурочную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков,  формирование универсальных учебных действий и компетентностей. И  вторая половина дня – это не воспитание, когда от учения отдыхаем, а время  и место для активного освоения и присвоения полученных на уроках знаний, умений, навыков в опыте деятельности не по поводу учения.  Всѐ это  – целостный процесс развития ребѐнка, где всѐ взаимосвязано и  взаимообусловлено.

Ученик начальных классов должен пробовать (испытывать) себя в различных видах деятельности. Каждый ребёнок,  знает, что у него есть дело, в котором он успешен. Портфолио в классах дети ведут под девизом: «Мы все талантливы». Портфолио  у детей совершенно разные, посвящены они любимому делу каждого ребёнка и в них хорошо прослеживается становление самоопределения личности, о чём нам говорят стандарты второго поколения.

Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребенку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности.

Приложение: Презентация к проекту.

 

Итог

Данный проект является частью внеурочной деятельности.  Особенность внеурочной деятельности заключается в том, что каждый ребёнок на определённом этапе создаёт своей продукт: рисунок, презентацию, портфолио, книжку стихов, альбомы своих работ и т.д. Именно внеурочная деятельность позволила многим моим ученикам проявить себя в различных областях.

Однако не все дети могут реализовать себя в учебной деятельности. Мы начали искать область успешности наших детей во внеурочной деятельности, твёрдо зная, что неспособных детей нет. В нашей  школе нет детей с заниженной самооценкой. Каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать! Творческая активность – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствия гениальности. Необходимо развивать творческие способности в маленьком человеке.

Вывод – нужно продолжать работу над проектом.

Педагогический проект на тему: «Создание и реализация условий для развития интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника»