автор: Беззубов Александр Васильевич

учитель МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ имени Героя Советского Союза Юхвитова П.С. Дрожжановского муниципального района Республики

тема: Пути достижения положительных результатов ЕГЭ при обучении русскому языку

Пути достижения положительных результатов ЕГЭ при обучении русскому языку

Концепция модернизации системы образования перед современной школой определила серьезную проблему: качественное изменение образовательного процесса.  Решение данной проблемы возможно лишь при условии изменений качества преподавания своего предмета. Значит, надо перестроить свою методическую работу.

  Традиционные методы и приемы обучения дают  качественные результаты в том случае, если их совмещать с элементами современных педагогических технологий. Вот уже который год я работаю над решением в учебно-воспитательном процессе проблемы формирования креативной деятельности учащихся, который является, по- моему,  залогом успешной сдачи ЕГЭ. Для формирования креативной деятельности учащихся прежде всего самому надо работать, действовать и мыслить творчески.

   Один из методов развития креативности – обучение речетворчеству. Речетворчество, как мы знаем,  – это искусство учить детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров.

   В последние годы в образовательной программе по  русскому языку уделяется больше часов на изучение темы  «Текст». В КИМах ЕГЭ в заданиях «В» и «С» много вопросов по данной теме. При изучении этой темы текст разбивается на абзацы, озаглавливается каждый абзац, затем составляются планы текста: простой и сложный, находятся сложные синтаксические целые, выделяются в них микротемы, определяется стиль, тип и жанр. Получается, что текст разбирается до мелких частей и собирается обратно. В ходе такой работы каждый ученик принимает активное участие и проявляет творчество. При этом ученики предлагают разные названия, могут изменить тип речи путем введения вводных слов и словосочетаний, могут изменить даже стиль речи путем введения терминологий и научных слов, выражений.

      Для более детального изучения данной методики нам -языковедам оказывают  большую помощь методические пособия, разработанные С.П.Курдюмовым и В.В.Васильевой.

     Из-за того, что зачастую на уроках деятельность учителя  проходит односторенне, без обратной связи, деятельность учителя превалирует над деятельностью учащихся, потому что учащиеся бывают малоактивны. С целью активизации деятельности учащихся вышеназванные методисты предлагают синергетический подход.

      Этот подход выражает совместную деятельность, общую энергию что-то сделать, синергетика, как нам известно, – это учение о взаимодействии.

    Главная задача учителя в том, чтобы соуправлять  речетворчеством учащихся резонансными воздействиями. Резонансное  соуправление речетворческой деятельностью учащихся требует такой организации совместной деятельности учителя и учащихся, при которой учащиеся откликаются, отзываются на действия учителя и в результате у них рождаются замыслы собственных мыслей. Добиться такого резонанс – эффекта учителю не просто.

    Я хочу остановится на обучении учащихся сочинению-рассуждению по типу заданий С при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Тогда как выполнение задания А можно довести до автоматизма, сочинение требует творческой деятельности.   Подготовка к этому начинается еще с 5 класса по тестовым заданиям по русскому языку с 5-11 классы под редакцией А.Б.Малюшкина. В заданиях А отсутствует богатый разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово, сопереживание, радость, негодование.  Развить у детей эти личностные качества можно в основном на уроках литературы.

     При изучении  художественной литературы стараюсь выявить  индивидуальные предпочтения учеников к работе с произведениями  разных стилевых жанров и способностей.

     Главное, чтобы в классе не осталось безучастных и равнодушных детей- это один из самых важных целевых ориентиров. Не каждый может сделать вывод, но каждый может высказать свое мнение, или, наконец, каждый может зачитать эпизод, найти нужное место в тексте. Это требует долгой кропотливой работы по подготовке к написанию сочинения. Конечная цель работы, которую я ставлю перед собой  по развитию речи – формировать умение воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно использовать языковые средства, помочь понимать самого себя и других, осознать свое место среди людей.

    В целях активизации работы учащихся на уроках  при анализе художественных произведений, вначале рассматриваем   наиболее легкие вопросы, на которые могут ответить даже слабые ученики. Таким образом,  весь класс подготавливается к работе над произведением. Затем разбираем наиболее трудные вопросы, требующие логического мышления, умозаключения,  где нужно подбирать аргументы и факты из художественного произведения, в результате происходит плавный переход к самостоятельной работе, где предусмотрена креативная деятельность учащихся. Например, при изучении повести  А.С.Пушкина «Капитанская дочка» одна группа учащихся выступает на стороне Петра Гринева, а другая защищает Пугачева. Проблемный вопрос: «Кто из них прав?». Только сильные ученики догадываются и приходят к мнению, что обе группы правы.

В 10 классе, где преобладает гуманитарный тип мышления, пишут сочинения по роману И.А.Гончарова «Обломов» на тему «Обломов и Штольц – друзья и антиподы».

 При анализе художественных произведений учащиеся пользуются алгоритмом, при этом сильная группа проявляет творческую деятельность, работая над темой и идеей произведения, над составлением эпилога.

    Изучая творчество писателей и поэтов, учащиеся стараются выявлять те  факты, которые объединяют их (тематика их произведений, их роль в истории России).

Я вижу, как творчество учащихся проявляется при работе над рефератами, над презентациями.

Такие виды деятельности способствуют включению каждого ребенка в учебный процесс и максимально полной реализации своих потенциальных способностей.

     В целях подготовки к написанию сочинения  части С можно использую поэтапную методику, которая начинается с традиционных сочинений на уроках литературы по произведениям  писателей – классиков. Иногда я предлагаю необычные темы: «Нам предстоит сдавать ЕГЭ» (сочинение- рассуждение), «Сочинение моего друга»(рецензия), «Спорт в моей жизни»(сочинение – эссе) – 1 этап.

    2-й этап. Работа над текстом. Анализ текста  художественного произведения на уроках русского языка и литературы.  Эту работу начинаем еще в 5 классе, которая в дальнейшем продолжается  в средних классах. Более детально это работа проводится на элективных курсах и консультациях. Проводим дополнительные занятия на западающие темы по учебнику А.И.Власенкова и Л.М. Рыбченкова по разделу «Текст».

   3 этап. На этом этапе идет сбор материалов  по необычным сочинениям (отзыв, эссе, сочинения, резюме)

   4-й этап. На данном этапе учимся составлять примерный план сочинения, состоящий из 4-х пунктов. По отдельному тексту учимся писать каждую часть сочинения по отдельности, вплоть до количества слов и предложений. Знакомимся с критериями оценки сочинения. Наш девиз: «23 из 23 возможных».

Чтобы учащиеся на уроках  литературы чувствовали себя комфортно, я стараюсь создать атмосферу речетворчества.  

Атмосфера речетворчества –  это атмосфера творческой взаимности, взаимопознания, взаимопонимания, сотворчества учащихся и учителя.  

      Формирование креативного коллектива и креативной работы требует от учителя особых усилий, поэтому я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого   ученика (особенности характера, темперамента и круг его интересов); на какие вопросы может ответить тот или иной ученик, какие вопросы ему интересны.

   Во время свободного общения можно создавать неформальные ситуации для творческого общения (в мастерской художника, в гостях у писателя, заочное путешествие и т.д.).

   Для неформального общения  необходимы свобода и ощущение уверенности в том,  что его творческие проявления будут замечены и правильно оценены. К сожалению, на уроках не всегда это получается, а во внеурочное время, на переменах или  после уроков, когда протокольные части и формы урока отсутствуют, не ставятся оценки, ребята готовы вступить в полемику, выражать свою точку зрения, не соглашаться с мнением учителя. Здесь они и активны, и креативны. На мой взгляд,  чтобы такая атмосфера создавалась и на уроке, стоит отказаться от резкой критики, от поспешного оценивания знаний учащихся.

 Результаты  ЕГЭ свидетельствуют об эффективности применяемых мною методов обучения. Успеваемость 100% за все годы сдачи ГИА (ОГЭ, ЕГЭ). Имеются обучающиеся, набравшие более 90 баллов.

Беззубов Александр Васильевич – учитель русского языка и литературы МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ имени Героя Советского Союза Юхвитова П.С. Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан».

Пути достижения положительных результатов ЕГЭ при обучении русскому языку