автор: Белова Елена Львовна
учитель музыки МБОУ “Школы № 7 для обучающихся с ОВЗ”
тема: Коррекционно-развивающая среда кабинета музыки для обучающихся с ОВЗ в условиях ФГОС
Составила: Белова Елена Львовна
учитель музыки высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», lenalvovna1@mail.ru, Березники, Россия
Тема аномального детства является одной из актуальных проблем современного мира и коррекционной школы в частности. Как бы быстро не развивались современные технологии, не разрабатывались новейшие программы, ежедневно совершенствовались методы и формы организации обучения, необходимо учитывать реальные возможности учащихся с ОВЗ и условия, в которых протекает их учебная деятельность.
Именно сегодня, когда школа для обучающихся с ОВЗ получила возможность работать по новым стандартам, строить учебный процесс в соответствии государственных требований к образованию (ФГОС), разрабатывать индивидуальные программы и осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику я хочу рассказать об условиях , в которых проходят уроки музыки в школе №7 для обучающихся воспитанников с ОВЗ города Березники. Коррекционно- развивающее пространство и коррекционно- развивающую среду в нашем образовательном учреждении мы давно и целенаправленно совершенствуем. Огромное внимание уделяется оснащению и оборудованию кабинетов. Кабинеты участвуют в городском смотре- конкурсе . Кабинет логопеда, дефектолога и конечно,кабинет музыки уже на протяжении многих лет носит звание «Образцовый». В кабинете музыки созданы все условия для работы и отдыха учащихся. Сделан ремонт: интерьер выдержан в спокойных бежевых тонах, удобная мебель, ограниченное количество предметов, не отвлекающее внимание учащихся. Кабинет оснащен всевозможными техническими средствами обучения и музыкально – дидактическими пособиями. Пространство кабинета разделено на зоны: рабочее место учителя, рабочее место учащихся, зона технических средств обучения, учебно-информационная зона, зона отдыха. Со стороны учителя музыки, администрации школы и врача ведется контроль за проветриванием, влажностью, освещением и чистотой кабинета.
Огромный пласт музыкальной деятельности детей приходится на внеурочное время. В кабинете музыки осуществляется мною программа общекультурного направления, которая позволяет детям расширить свои знания в области культуры, обучающиеся имеют возможность «отдохнуть» после уроков: попеть в караоке, поиграть на любимых инструментах, разучить интересную песню, или просто послушать красивую музыку. Для этого в кабинете есть телевизор, интерактивная доска, домашний кинотеатр, микрофоны и музыкальный центр. Можно рассказать о визуальных средствах обучения в кабинете музыки: стенды”Композиторы”, “Музыкальный календарь” и “Музей музыкальных инструментов”. Собрана коллекция кукол”Ложкин дом”, детских музыкальных инструментов, на которых дети могут поиграть индивидуально или все вместе. Нельзя переоценить и тот факт ,что к различным дидактическим материалам, дети могут подойти сами и взять все, что нужно к данному виду деятельности: песенники, игры, раздаточный материал, музыкальные инструменты, кукольный театр (здоровьесбережение). Я радуюсь тому, что когда дети попадают в упорядоченную, спокойную атмосферу моего кабинета, они очень быстро привыкают и адаптируются: чувствуют себя свободно, спокойно,уверенно ориентируются в пространстве. Но чтобы кабинет выглядел достойно, каждый ребенок четко знает правила поведения в кабинете музыки и неукоснительно их соблюдает. Этим правилам я учу детей с первого посещения моего кабинета, что тоже имеет свои результаты: дети приучены бережно относиться к убранству кабинета : ничего не ломать и не брать без разрешения. Большое внимание я уделяю воспитанию культуры обучающихся. Каждый ребенок подготовлен к посещению различных школьных и городских мероприятий. Мною составлены правила поведения слушателей и исполнителей, которые повторяются от урока к уроку и проговариваются перед каждым посещением концерта или спектакля. М. Монтессори говорила, что, культура- всеобщий акцент, способный объединить разум всех людей в одну гармонию. Именно гармония дает детям уверенность в себе: я все смогу, у меня все получится. С этой психологической ступени начинается путь в страну детского творчества. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его здоровье. Творческий процесс исцеляет! Итогом творческой работы учителя музыки в школе могут служить массовые общешкольные мероприятия: праздники, конкурсы песен, концерты для родителей, фольклорные праздники, музыкальные викторины. Много лет подряд в школе работает музыкальная гостиная, клуб для родителей”Папа. Мамаландия”, проводится городской конкурс “Вдохновленные музыкой” и т.д.. На всех общешкольных мероприятиях дети выступают с различными видами деятельности: музыкальной, художественно- речевой, свободно- импровизированной. Поют хором песни, выступают как солисты, читают стихи, танцуют, показывают презентации. Важным фактором является привлечение родителей на разные общешкольные, классные мероприятия не только как зрителей, но и активных участников. Для проведения мероприятий важно для ребенка испытать ощущение успеха, преодолеть свой страх, свое неумение, застенчивость, робость. Родители видят своих детей успешными, радуются их достижениям и помогают достигнуть еще более лучших результатов. Нравится родителям и детям приходить на праздники в кабинет музыки, так как он является оазисом прекрасного настроения, вдохновения и уюта. Можно сделать следующий вывод: Кабинет музыки в школе “№7 для обучающихся с ОВЗ является частью коррекционно- развивающего пространства школы и частью культурного пространства школы и площадкой , готовящей детей к жизни в обществе.
Литература: 1.Система М. Монтессори: теория и практика: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений / М.Г. Сорокова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.
2.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ГЛИНКА-ПРЕСС, 2003.