автор: Белоскова Екатерина Геннадьевна

Начальник отдела, методист МБОУ ДПО (повышения квалификации) “Центр развития образования города Дубны Московской области”

Персональный сайт-портфолио педагога: подходы к разработке структуры

Персональный сайт-портфолио педагога: подходы к разработке структуры

 

Что такое портфолио педагога?

Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.

Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В переводе с итальянского “портфолио” означает “папка с документами”. 

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.

В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности педагога, как в урочной, так и во внеурочной работе.

Основные принципы работы при формировании портфолио: 

  • непрерывность самомониторинга,
  • последовательность,
  • достоверность,
  • объективность,
  • актуальность,
  • логичность и лаконичность всех материалов и пояснений к ним,
  • аккуратность и эстетичность оформления,
  • наглядность результатов работы,
  • технологичность,
  • творчество (оригинальность).

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня актуально говорить об электронном портфолио.

Несмотря на изобилие ресурсов в сети Интернет, на практике педагог сталкивается с неопределенностью и затруднениями при создании своего электронного портфолио.

Общепринятой модели портфолио нет. Большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

Портфолио может быть частью каких-либо ресурсов в сети Интернет, например, на сайте образовательной организации или сайтах сетевых педагогических сообществ. Главное преимущество размещения портфолио на таких ресурсах состоит в том, что педагог не только осуществляете самопрезентацию себя коллегам, но и имеет возможность обмениваться опытом и наработками других педагогов, проводить сравнительные характеристики достижений. Из недостатков можно отметить трудность расширения границ портфолио, созданного на таких ресурсах (нет возможности изменить количество полей, которые необходимо отразить).

В настоящее время для педагога наибольшую практическую значимость имеет собственный персональный сайт-портфолио, который является:

  • публичным открытым ресурсом при оценке уровня квалификации педагога,
  • основанием для аттестации, дающим существенное преимущество в оценках эксперта,
  • демонстрационной платформой для участия в конкурсах педагогического мастерства.

Изучив общедоступные ресурсы сети Интернет, можно встретить самые разные варианты структуры сайта-портфолио педагога и наполнение его содержанием.

Рассмотрим примеры вариантов структуры сайта-портфолио педагога с позиций: 

  • педагога, 
  • разработчиков методических рекомендаций федерального портала,
  • разработчиков сайта-конструктора портфолио:
Элементы структуры сайта Ресурс
Раздел 1. «Общие сведения об учителе»

Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»

Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»

Раздел 4. «Внеурочная деятельность»

Раздел 5. «Учебно-материальная база».

http://prokinana.narod.ru/ (статья о сайте-портфолио учителя Прокиной Натальи Александровны)
Раздел 1. Главная

Раздел 2. Портфолио

Раздел 3. Гостевая книга

Раздел 4. Обучающимся

Раздел 5. Блог

https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/proekty/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu-i-razvitiyu-sajtov-i-ili-stranits-sajtov-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-seti-internet?start=2 Методические рекомендации по разработке структуры сайта педагога на www.единыйурок.рф
Раздел 1. Общие сведения (личные данные, контакты, трудовая справка).

Раздел 2. Профессиональная деятельность 

Раздел 3. Публикации в специализированных СМИ и авторские работы.

https://netfolio.ru/node/89 (один из множества конструкторов электронного портфолио педагога)

Приведенные примеры демонстрируют неоднозначность подходов к структуре сайтов педагогов. 

При разработке структуры сайта педагога представляется возможным подход, в основе которого положено определение цели создания и назначения сайта. 

Цель Назначение Возможная структура сайта
Демонстрация результатов, достигнутых педагогом в межаттестационный период Для прохождения аттестации
  1. Портфолио педагога (персональные сведения)
  2. Результаты педагогической деятельности
  3. Методическая копилка
  4. Обратная связь
Демонстрация достижений педагога Для участия в конкурсах для педагогов и т.д.
  1. Портфолио педагога (персональные сведения)
  2. Достижения
  3. Продвижение и распространение передового опыта
  4. Обратная связь
Размещение материалов для целевой аудитории (обучающихся, класса, родителей и т.д.) Для обучающихся и родителей: дистанционное взаимодействие
  1. Портфолио педагога (персональные сведения).
  2. Обучающимся
  3. Родителям
  4. Обратная связь

 

Важно! Структура сайта не должна быть избыточной, приводящей к дезориентации. Много разделов на сайте – потеря фокуса и внимания потенциальными пользователями сайта.

 

Следует обратить особое внимание на такой раздел как «Портфолио педагога (персональные сведения)», который присутствует во всех предложенных структурах сайта педагога.  В указанном разделе должна быть размещена информация, подлежащая обязательному опубликованию в соответствии с законодательством. Так в постановлении Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации”, дан исчерпывающий список данных о педагогах, который должен быть опубликован на сайте образовательной организации, в т.ч.:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
  • занимаемая должность (должности);
  • преподаваемые дисциплины;
  • ученая степень (при наличии);
  • ученое звание (при наличии);
  • наименование направления подготовки и (или) специальности;
  • данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии);
  • общий стаж работы;
  • стаж работы по специальности.

Таким образом,  все разделы персонального сайта педагога, кроме «Портфолио педагога (персональные сведения)», являются вариативными и формулируются в зависимости от целей и задач, стоящих перед педагогом. 

 

 

 

Персональный сайт-портфолио педагога: подходы к разработке структуры