автор: Белоскова Екатерина Геннадьевна
Начальник отдела, методист МБОУ ДПО (повышения квалификации) “Центр развития образования города Дубны Московской области”
Персональный сайт-портфолио педагога: подходы к разработке структуры
Персональный сайт-портфолио педагога: подходы к разработке структуры
Что такое портфолио педагога?
Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.
Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли “портфолио”. Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В переводе с итальянского “портфолио” означает “папка с документами”.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.
В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности педагога, как в урочной, так и во внеурочной работе.
Основные принципы работы при формировании портфолио:
- непрерывность самомониторинга,
- последовательность,
- достоверность,
- объективность,
- актуальность,
- логичность и лаконичность всех материалов и пояснений к ним,
- аккуратность и эстетичность оформления,
- наглядность результатов работы,
- технологичность,
- творчество (оригинальность).
20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня актуально говорить об электронном портфолио.
Несмотря на изобилие ресурсов в сети Интернет, на практике педагог сталкивается с неопределенностью и затруднениями при создании своего электронного портфолио.
Общепринятой модели портфолио нет. Большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.
Портфолио может быть частью каких-либо ресурсов в сети Интернет, например, на сайте образовательной организации или сайтах сетевых педагогических сообществ. Главное преимущество размещения портфолио на таких ресурсах состоит в том, что педагог не только осуществляете самопрезентацию себя коллегам, но и имеет возможность обмениваться опытом и наработками других педагогов, проводить сравнительные характеристики достижений. Из недостатков можно отметить трудность расширения границ портфолио, созданного на таких ресурсах (нет возможности изменить количество полей, которые необходимо отразить).
В настоящее время для педагога наибольшую практическую значимость имеет собственный персональный сайт-портфолио, который является:
- публичным открытым ресурсом при оценке уровня квалификации педагога,
- основанием для аттестации, дающим существенное преимущество в оценках эксперта,
- демонстрационной платформой для участия в конкурсах педагогического мастерства.
Изучив общедоступные ресурсы сети Интернет, можно встретить самые разные варианты структуры сайта-портфолио педагога и наполнение его содержанием.
Рассмотрим примеры вариантов структуры сайта-портфолио педагога с позиций:
- педагога,
- разработчиков методических рекомендаций федерального портала,
- разработчиков сайта-конструктора портфолио:
Элементы структуры сайта | Ресурс |
Раздел 1. «Общие сведения об учителе»
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» Раздел 4. «Внеурочная деятельность» Раздел 5. «Учебно-материальная база». |
http://prokinana.narod.ru/ (статья о сайте-портфолио учителя Прокиной Натальи Александровны) |
Раздел 1. Главная
Раздел 2. Портфолио Раздел 3. Гостевая книга Раздел 4. Обучающимся Раздел 5. Блог |
https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/proekty/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniyu-i-razvitiyu-sajtov-i-ili-stranits-sajtov-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-seti-internet?start=2 Методические рекомендации по разработке структуры сайта педагога на www.единыйурок.рф |
Раздел 1. Общие сведения (личные данные, контакты, трудовая справка).
Раздел 2. Профессиональная деятельность Раздел 3. Публикации в специализированных СМИ и авторские работы. |
https://netfolio.ru/node/89 (один из множества конструкторов электронного портфолио педагога) |
Приведенные примеры демонстрируют неоднозначность подходов к структуре сайтов педагогов.
При разработке структуры сайта педагога представляется возможным подход, в основе которого положено определение цели создания и назначения сайта.
Цель | Назначение | Возможная структура сайта |
Демонстрация результатов, достигнутых педагогом в межаттестационный период | Для прохождения аттестации |
|
Демонстрация достижений педагога | Для участия в конкурсах для педагогов и т.д. |
|
Размещение материалов для целевой аудитории (обучающихся, класса, родителей и т.д.) | Для обучающихся и родителей: дистанционное взаимодействие |
|
Важно! Структура сайта не должна быть избыточной, приводящей к дезориентации. Много разделов на сайте – потеря фокуса и внимания потенциальными пользователями сайта.
Следует обратить особое внимание на такой раздел как «Портфолио педагога (персональные сведения)», который присутствует во всех предложенных структурах сайта педагога. В указанном разделе должна быть размещена информация, подлежащая обязательному опубликованию в соответствии с законодательством. Так в постановлении Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 “Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации”, дан исчерпывающий список данных о педагогах, который должен быть опубликован на сайте образовательной организации, в т.ч.:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
- занимаемая должность (должности);
- преподаваемые дисциплины;
- ученая степень (при наличии);
- ученое звание (при наличии);
- наименование направления подготовки и (или) специальности;
- данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии);
- общий стаж работы;
- стаж работы по специальности.
Таким образом, все разделы персонального сайта педагога, кроме «Портфолио педагога (персональные сведения)», являются вариативными и формулируются в зависимости от целей и задач, стоящих перед педагогом.