автор: Беляева Надежда Викторовна
учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №1”
Учебное занятие по окружающему миру:”Почему мы часто слышим слово “экология”?
Урок по курсу «Окружающий мир» 1 класс (УМК «Школа России»)
Учитель: Беляева Надежда Викторовна
МБОУ «Средняя общеобразовательная СОШ №1»
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. М.: Просвещение, 2011.
Тема урока: Почему мы часто слышим слово «экология»?
Цель урока: привлечь внимание детей к возможности решения экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды.
Учебные задачи:
- личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы через решение экологической проблемы; осознать значимость своей деятельности в малых группах, обеспечить мотивацию учебной деятельности
- метапредметные: содействовать пониманию учебной задачи урока и стремлению её выполнить и оценить свои достижения; организовать поиск нужной информации через чтение текстов, формировать элементы учебного сотрудничества через обсуждение в группах необходимости раздельного сбора мусора; умение строить речевые высказывания.
- Оборудование: мультимедийное оборудование, таблички со словами «экология», «эколог», выставка фотографий «Как не любить нам эту Землю»? (красивые пейзажи), карточки с заданиями для групповой работы.
УМК «Школа Росии», учебник «Окружающий мир» 1 класс (2 часть) Москва «Просвещение» 2012г. под редакцией А.А. Плешакова, тетрадь «Тесты по окружающему миру» 1 класс Москва «Просвещение» 2012г. под редакцией А. А. Плешакова.
Урок построен в форме «Устного журнала»
Ход урока:
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
«Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ!
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку сегодня дарил!»
Учитель:– Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? В каком веке мы живем? В каком регионе мы живем? А в каком городе? (Ответы детей)
– А чем красив наш город?
– Мы все живём в удивительное время! И, наверное, мы можем считать себя счастливыми людьми. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения. Постановка учебной цели.
(на слайде изображение человека).
Учитель: -Посмотрите, можно ли назвать его счастливым? Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. Одна из них экологическая.
(Слайд) Человек задумался, почему он так часто стал слышать слово «экология?»
– Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»? (Дети поднимают руки).
– Ребята, поможем человеку ответить на этот вопрос?
– Какую цель поставим на урок? (Ответы детей: разобраться, что такое экология, кто такие экологи и т.д.)
- Попробуем объяснить, что означает слово «экология». Как можно выяснить его значение?
Дети: спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, попробовать догадаться самим.
Учитель: Как вы думаете, что такое экология? (Обучающиеся предлагают варианты своих толкований значения слова «экология».) – А вот сейчас давайте сравним ваши высказывания с точным толкованием этого слова.
Ученик: Что такое экология? Чтобы ответить на этот вопрос я обратилась к словарю. Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.
В переводе с греческого: «экос» – что значит дом, и «логос» – наука, учение. Наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.
! (на доске словарик- прикрепить слово «экология») значение этого слова вы узнали, а сейчас посмотрим правильное написание слова «экология».
Учитель: (Держит в руках глобус, на слайде карта России) Посмотрите, как красива наша планета Земля, это наш дом. – А где находится место, в котором мы живем? (Выходит ученик и показывает на глобусе Ямало- Ненецкий Автномный округ)
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
Учитель: Почему же Земля просит о бережном отношении к окружающему миру?
– Чему будем учиться? – Какие задачи нам сегодня предстоит решить?
III. Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока).
(Ответы детей: Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе. О человеке и природе. Об экологии. Об охране природы.)
- Знакомство с понятием «эколог»
Учитель: От слова «экология» произошло слово «эколог».
… поработал со словарём и узнал точное значение этого слова.
Ученик: В словаре Ожегова написано, что экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
Учитель: Сегодня здоровье и жизнь нашего природного дома в опасности. Он нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас мы с вами будем экологами. Будем искать в природе разные нарушения, и стараться провести работу по их исправлению.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Мы открываем зеленую страничку нашего журнала «Страница жизни». 1 страница «Зеленая»
– А почему она зеленая? (Ответы детей). Она зеленая, т.к. основу жизни составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. Посмотрите, наша страница пуста. Нам нужно разобраться со всеми нарушениями и вернуть всё живое.
– А для этого нужно разгадать загадки.
( Дети отгадывают загадки)
- Он мягкий, но не пух, Зелёный, но не трава. (Мох)
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (мать-и-мачеха)
- Десять чёрных бусинок на одной веточке висят. (Черника).
- Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка).
- На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,
Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? –(иван-чай).
– Ребята, посмотрите на слайд и выберите, те растения, которые живут на Ямале, а какие из них вы считаете лишними и почему?
– А какую пользу они могут принести человеку?
- Решение экологической задачи
«В путешествие отправились 3 человека. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?» (ответы детей) 9.
• Мы никогда не задумываемся о том, какой вред приносим природе, срывая цветы. Ведь часто, собирая цветы, мы вырываем их вместе с корнями. И эти цветы уже никогда не будут расти на этом месте. И если бы цветы умели говорить,
чтобы они могли нам сказать? (высказывания детей)
– Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.
А вот свод правил, которые мы должны помнить:
– Не рвите большие букеты!
– Не губите места произрастания первоцветов!
– Не вырывайте первоцветы с корнем!
– Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!
– Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!
Ребята, а что делать, если хочется подарить цветы любимым людям: маме, бабушке? (Можно составить букет из тех растений, которые выращены человеком, или подарить комнатный цветок в горшке)
Ребята, как вы думаете, мы полностью справились с заданием, нашли все экологические нарушения и оживили страницу? (сигнальные карточки)
Да, в нашем лесу по-прежнему тихо. Кого же не хватает? (животных)
- Практическая работа по экологической книге «Страница жизни»
Учитель: –На партах конверты с зелёным знаком, вам сейчас нужно собрать разрезанные картинки и узнать, кого у нас нет на странице, и кто может жить в нашем лесу. Слайд (заяц, белка, дятел, муравей, божья коровка, песец, белый медведь)
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь мелькает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей.
Скачет по ветвям синицей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Уничтожено огромное количество птиц и зверей. Учёные подсчитали, что на земном шаре каждый день исчезает по несколько видов животных и растении. И всё потому, что люди не зная, а часто, не желая признавать законы природы, грубо вмешиваются в неё.
Учитель: Как вы думаете, какие меры принимаются по охране разнообразия животных? (Создание Красной книги Ямала, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)
Задание: ребята, а вы знаете, какие животные считаются редкими и исчезающими? Выполнив задание, мы узнаем их.
У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните повторяющиеся буквы и прочитайте название этих животных. Ответы: (слайды), ( снегирь, филин, серый журавль), (белый медведь, манул, орлан, олень), (кузнечик, стрекоза, бабочки, шмель)
Забота каждого – чтобы ни одно живое существо не попало в черные списки Красной книги.
Для этого люди должны уметь себя вести и выполнять правила.
– Какие правила мы должны уметь применять?
— не охотиться на редких животных, не ловить, не пугать их;
– не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд.
– не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
-Покажите сигнальными карточками, смогли ли мы оживить страницу?
Учитель: Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
- Работа в группах
Учитель: – На нашей страничке нет деревьев и кустарников. Соедините звуковую схему со словом, и вы узнаете, какими деревьями можно оживить нашу страницу. ( клён, осина, берёза, сосна, ель. дуб)
Какое время года? Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенние соки поднимаются верх по стволу и сучьям деревьев, наполняют собой почки, а они начинают надуваться. В такой прекрасный день давайте погуляем по лесу.
Стоп! Слышите стук топора? Откуда он раздаётся? Давайте поспешим на стук. Оглянитесь кругом, что мы видим? Возле самой дороги одинокая старая берёзка. А на её стволе свежие следы от топора. Подойдём к дереву. Осмотрим глубокую рану. Берёзка плачет, её заливает прозрачный берёзовый сок. Вся влага течёт на землю.
Ребята, что же произойдёт с берёзкой?
Да, дерево постепенно засохнет. А чтобы вырастить такое же дерево, нужно не менее 40-50 лет. И такое зло сделал кто-то. Чтобы сделать 2-3 глоточка берёзового сока. Каждую весну гибнут тысячи берёз от топоров и ножей. Как мы должны поступить, чтобы помочь берёзке? (замазать, рассказать друзьям эту печальную историю, чтобы они задумались)
Учитель: какие самые страшные раны человек наносит деревьям в лесу? (лесные пожары; надписи на деревьях, неразумная добыча березового сока.)
В настоящее время леса уничтожаются в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов. Потеря лесных богатств — одна из экологических проблем.
- Самостоятельная работа по тесту «Как поступишь ты?»
- Костёр надо разводить:
– на поляне
– под деревом
- Ветки для костра надо:
– ломать с живых деревьев
– подбирать с земли
- Прежде чем уйти, костёр надо
– залить водой
– засыпать торфом
- Мусор надо:
– взять с собой
– оставить в лесу
- Увидев ежика, надо:
– взять его домой
– пройти мимо
6.. Увидев гнездо в траве, надо:
– пройти мимо
– поглажу, покормлю птенцов
- Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:
– съесть их
– не трогать
- В лесу надо:
– слушать громкую музыку
– вести себя тихо и сдержанно
Выполняют тест с последующей самопроверкой по эталону. Оценивают свою работу.
Учитель: – Мы открываем следующую «Страницу жизни» 2 страница «Голубая»
Сейчас, ответив на вопрос, мы узнаем, о каком голубом поле будем говорить.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Что это? (Ответ:Воздух)
Действительно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане. Все живое дышит воздухом. Поэтому он должен быть чистым.
– Рассмотрите иллюстрацию и найдите нарушения экологии
– Чем опасно загрязнение воздуха?
–Что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище? (Ответы детей)
- Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
- Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
- А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
Учитель: – Вы правильно ответили, как сделать воздух чистым. Если каждый человек очистит воздух вокруг себя, то мы сможем очистить небо над всей планетой. Наша планета выздоровеет и будет счастлива.
– Если мы решили поставленную задачу, то покажите сигнальными карточками
ФИЗМИНУТКА
Учитель: _ Ребята и мы переходим на последнюю «Странцу жизни» нашего журнала. 3 страница «Синяя»
– Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета слились в один. Какого цвета будет такой вертящийся глобус? Конечно, синего, потому что две трети земной поверхности занимает вода.
– Эта страница о воде. Где больше всего воды на Земле? (В океане.) А еще где находится вода? ( В морях, в озерах, в реках, в ручьях.) Снег — это вода и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? (Соленая) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой.
– Посмотрите на нашу страницу, как вы думаете, почему на ней так много тёмных пятен? (Ответы детей)
– Рассмотрите иллюстрации и найдите на них экологические нарушения
– К чему всё это ведёт?
- Результат деятельности
Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? ( Обсуждение вопроса в группе)
Давайте составим «Свод правил бережного отношения к воде»
1.Экономно расходовать воду, не оставлять кран открытым.
- Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
– Как вы считаете, мы решили экологическую проблему воды? (сигнальные карточки)
- Итог урока
Учитель:-Окружающая природа как условие жизни и здоровья людей.
Не бросать мусор, где попало, охранять природу и соблюдать чистоту. Для охраны природы создана целая наука – экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
В природе нет мусора, нет и отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.
Девочка. Мы на планете вместе живем:
Мальчик. Эта планета наш общий дом:
Девочка. Быстрые реки и синее море:
Мальчик. Лес и поляны, и дальние горы:
Девочка. Дом для зайчонка, дом для оленя…
Мальчик. Дом для дельфина, кита и тюленя.
Вместе. Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нет!
- Рефлексия
(УУД :умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности)
– Оцените свои достижения на уроке :
«Я»- как чувствовал себя, доволен ли работой; «
«Мы»-комфортно ли было работать в группе, какие затруднения были в общении; «Дело»-какие учебные задачи были решены , что узнали, чему научились?
Оцени работу с помощью знака (на с. 79- показ знака).
-Я надеюсь, что после сегодняшнего урока на нашей ЗЕМЛЕ станет на 24 эколога больше.