автор: Беляева Надежда Викторовна

учитель начальных классов МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №1”

Учебное занятие по окружающему миру:”Почему мы часто слышим слово “экология”?

Урок по курсу «Окружающий мир» 1 класс   (УМК «Школа России»)

                                                                          Учитель: Беляева Надежда Викторовна

                                                        МБОУ «Средняя общеобразовательная СОШ №1»

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. М.: Просвещение, 2011.

Тема урока: Почему мы часто слышим слово  «экология»?

Цель урока:  привлечь внимание детей к возможности решения  экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды.

Учебные задачи:

  • личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы через решение экологической проблемы; осознать значимость своей деятельности в малых группах, обеспечить мотивацию учебной деятельности
  • метапредметные: содействовать пониманию учебной задачи урока и стремлению её выполнить и оценить свои достижения; организовать поиск нужной  информации через чтение текстов, формировать элементы учебного сотрудничества через обсуждение в группах необходимости раздельного сбора мусора; умение строить речевые высказывания.
  • Оборудование: мультимедийное оборудование, таблички со словами «экология», «эколог», выставка фотографий «Как не любить нам эту Землю»? (красивые пейзажи), карточки с заданиями для групповой работы.

УМК «Школа Росии», учебник «Окружающий мир» 1 класс (2 часть) Москва «Просвещение» 2012г.  под редакцией А.А. Плешакова, тетрадь «Тесты по окружающему миру» 1 класс Москва «Просвещение» 2012г. под редакцией А. А. Плешакова.

Урок построен в  форме «Устного журнала»

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

«Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ!
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку сегодня дарил!»

Учитель:– Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? В каком веке мы живем? В каком регионе мы живем? А в каком городе? (Ответы детей)

– А чем красив наш город?

Мы все живём в удивительное время! И, наверное, мы можем считать себя  счастливыми людьми. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения. Постановка учебной цели.

(на слайде изображение человека).

Учитель: -Посмотрите, можно ли назвать его счастливым?  Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы.  Одна из них экологическая.

(Слайд)  Человек задумался, почему он так часто  стал слышать слово «экология?»

– Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?  (Дети поднимают руки).

– Ребята, поможем человеку  ответить на этот вопрос?

– Какую цель поставим  на урок? (Ответы детей: разобраться, что такое экология, кто такие экологи и т.д.)

  1. Попробуем объяснить, что означает слово «экология». Как можно выяснить его значение?

Дети: спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, попробовать догадаться самим.

Учитель: Как вы думаете, что такое экология? (Обучающиеся предлагают варианты своих толкований значения слова «экология».) – А вот сейчас давайте сравним ваши высказывания с точным толкованием этого слова.

Ученик: Что такое экология? Чтобы ответить на этот вопрос я обратилась к словарю.  Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.

         В переводе с греческого: «экос» – что значит дом, и «логос» – наука, учение. Наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.

!  (на доске словарик- прикрепить слово «экология») значение этого слова вы узнали, а сейчас посмотрим правильное написание слова «экология».

Учитель: (Держит в руках глобус, на слайде карта России) Посмотрите, как красива наша планета Земля, это наш дом. – А где находится место, в котором мы живем? (Выходит ученик и показывает на глобусе Ямало- Ненецкий Автномный округ)

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!

Учитель: Почему же Земля просит о бережном отношении к окружающему миру?

– Чему будем учиться? – Какие задачи нам сегодня предстоит решить?

III. Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока).

(Ответы детей: Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе.  О человеке и природе. Об экологии. Об охране природы.)

  1. Знакомство с понятием «эколог»

 

Учитель: От слова «экология» произошло слово «эколог».

… поработал со словарём и узнал точное значение этого слова.

Ученик: В словаре Ожегова написано, что  экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

Учитель: Сегодня здоровье и  жизнь нашего природного дома в опасности. Он нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас мы с вами будем экологами. Будем искать в природе разные нарушения, и стараться провести работу по их исправлению.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Включение в систему знаний и повторение.

 Учитель:  Мы открываем зеленую страничку нашего журнала   «Страница  жизни». 1 страница «Зеленая»

А почему она зеленая? (Ответы детей). Она зеленая, т.к. основу жизни составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. Посмотрите, наша страница пуста. Нам нужно разобраться со всеми нарушениями и вернуть всё живое.

– А для этого нужно разгадать загадки.

( Дети отгадывают загадки)

  • Он мягкий, но не пух, Зелёный, но не трава. (Мох)        

Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.     (мать-и-мачеха)

  • Десять чёрных бусинок на одной веточке висят. (Черника).

 

  • Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка).
  • На лугах, полях растёт

Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.

Ты мне быстро отвечай!

Что за травка? –(иван-чай).

– Ребята, посмотрите на слайд и выберите, те растения, которые живут на Ямале, а какие из них вы считаете лишними и почему?

     

– А какую пользу они могут принести человеку?

  1. Решение экологической задачи

«В путешествие отправились 3  человека. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?» (ответы детей) 9.
• Мы никогда не задумываемся о том, какой вред приносим природе, срывая цветы. Ведь часто, собирая цветы, мы вырываем их вместе с корнями. И эти цветы уже никогда не будут расти на этом месте. И если бы цветы умели говорить,
чтобы они могли нам сказать? (высказывания детей)

Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.

А вот свод правил, которые мы должны помнить:

– Не рвите большие букеты!

– Не губите места произрастания первоцветов!

– Не вырывайте первоцветы с корнем!

– Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

– Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов!

Ребята, а что делать, если хочется подарить цветы любимым людям: маме, бабушке? (Можно составить букет из тех растений, которые выращены человеком, или подарить комнатный цветок в горшке)

Ребята, как вы думаете, мы полностью справились  с заданием, нашли все экологические нарушения и оживили страницу? (сигнальные карточки)

Да, в нашем лесу по-прежнему тихо. Кого же не хватает? (животных)

  1. Практическая работа по экологической книге  «Страница жизни»

Учитель:На партах конверты с зелёным знаком, вам сейчас нужно собрать  разрезанные картинки и узнать, кого у нас нет на странице, и кто может жить в нашем лесу. Слайд (заяц, белка,  дятел, муравей, божья коровка, песец, белый медведь)

   

 

Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь мелькает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей.
Скачет по ветвям синицей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!

Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Уничтожено огромное количество птиц и зверей.   Учёные подсчитали, что на земном шаре каждый день исчезает по несколько видов животных и растении. И всё потому, что люди не зная, а часто, не желая признавать законы природы,  грубо вмешиваются в неё.

Учитель:  Как вы думаете, какие меры принимаются по охране разнообразия животных? (Создание Красной книги Ямала, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)

Задание: ребята, а вы знаете, какие животные  считаются редкими и исчезающими? Выполнив задание, мы узнаем их.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните повторяющиеся  буквы и прочитайте название этих животных. Ответы: (слайды), ( снегирь, филин, серый журавль), (белый медведь, манул, орлан, олень), (кузнечик, стрекоза, бабочки, шмель)

Забота каждого – чтобы ни одно живое существо не попало в черные списки Красной книги.

Для этого люди должны уметь себя вести и выполнять правила.

– Какие правила мы  должны уметь применять?

— не охотиться на редких животных,  не ловить, не пугать их;

– не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд.

–  не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.

-Покажите сигнальными карточками, смогли ли мы оживить страницу?

Учитель: Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

  1. Работа в группах

Учитель: – На нашей страничке нет деревьев и кустарников.  Соедините звуковую схему со словом, и вы узнаете, какими деревьями можно оживить нашу страницу.    ( клён, осина, берёза, сосна, ель. дуб)

Какое время года? Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево.  Где-то глубоко в земле корни вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенние соки поднимаются верх по стволу и сучьям деревьев, наполняют собой почки, а они начинают надуваться. В такой прекрасный день давайте погуляем по лесу.

Стоп! Слышите стук топора? Откуда он раздаётся? Давайте поспешим на стук. Оглянитесь кругом, что мы видим? Возле самой дороги одинокая старая берёзка. А на её стволе свежие следы от топора. Подойдём к дереву. Осмотрим глубокую рану. Берёзка плачет, её заливает прозрачный берёзовый сок. Вся влага течёт на землю.

Ребята, что же произойдёт с берёзкой?

Да, дерево постепенно засохнет. А чтобы вырастить такое же дерево, нужно не менее 40-50 лет. И такое зло сделал кто-то. Чтобы  сделать 2-3 глоточка берёзового сока. Каждую весну гибнут тысячи берёз от топоров и ножей. Как мы должны поступить, чтобы помочь берёзке? (замазать, рассказать друзьям эту печальную историю, чтобы они задумались)

Учитель:   какие самые страшные раны человек наносит деревьям в лесу? (лесные пожары; надписи на деревьях, неразумная добыча березового сока.)

  В настоящее время леса уничтожаются  в результате лесозаготовок, лесных пожаров, а также вследствие строительства железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, городов.   Потеря лесных богатств — одна из экологических проблем.

  1. Самостоятельная работа по тесту «Как поступишь ты?»

 

  1. Костёр надо разводить:

– на поляне

– под деревом

  1. Ветки для костра надо:

– ломать с живых деревьев

– подбирать с земли

  1. Прежде чем уйти, костёр надо

– залить водой

– засыпать торфом

  1. Мусор надо:

– взять с собой

– оставить в лесу

  1. Увидев ежика, надо:

– взять его домой

– пройти мимо

6.. Увидев гнездо в траве, надо:

– пройти мимо

– поглажу, покормлю птенцов

  1. Обнаружив в дупле лесные орехи, грибы, надо:

– съесть их

– не трогать

  1. В лесу надо:

– слушать громкую музыку

 – вести себя тихо и сдержанно

 

Выполняют тест с последующей самопроверкой по эталону. Оценивают свою работу.

Учитель: – Мы открываем следующую «Страницу жизни»  2 страница «Голубая»

Сейчас, ответив на вопрос, мы узнаем, о каком голубом поле будем говорить.

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Что это? (Ответ:Воздух)

Действительно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане. Все живое дышит воздухом. Поэтому он должен быть чистым.

– Рассмотрите  иллюстрацию и найдите  нарушения экологии

– Чем опасно загрязнение воздуха?

Что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище? (Ответы детей)

  1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
  2.  Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
  3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.

Учитель: – Вы правильно ответили, как сделать воздух чистым. Если каждый человек очистит воздух вокруг себя, то мы сможем очистить небо над всей планетой. Наша планета выздоровеет и будет счастлива.

– Если мы решили поставленную задачу, то покажите сигнальными карточками

ФИЗМИНУТКА

Учитель: _ Ребята и мы переходим на последнюю «Странцу жизни» нашего журнала.   3 страница «Синяя»

– Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета слились в один. Какого цвета будет такой вертящийся глобус?  Конечно, синего, потому что  две трети земной поверхности занимает вода.

– Эта страница о воде. Где больше всего воды на Земле? (В океане.) А еще где находится вода? ( В морях, в озерах, в реках, в ручьях.) Снег — это вода и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? (Соленая) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой.

– Посмотрите на нашу   страницу, как вы думаете,  почему на ней так много тёмных пятен? (Ответы детей)

– Рассмотрите иллюстрации и найдите на них  экологические нарушения

– К чему всё это ведёт?

  1. Результат деятельности

Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? ( Обсуждение вопроса в группе)

Давайте составим «Свод правил бережного отношения к воде»

1.Экономно расходовать воду, не оставлять кран открытым.  

  1. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
    – Как вы считаете, мы решили экологическую проблему воды? (сигнальные карточки)

 

  1. Итог урока

Учитель:-Окружающая природа как условие жизни и здоровья людей.

Не бросать мусор, где попало, охранять природу и соблюдать чистоту. Для охраны природы создана целая наука – экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

В природе нет мусора, нет и отходов,

Давайте учиться, друзья, у природы.

Девочка.    Мы на планете вместе живем:

Мальчик.    Эта планета наш общий дом:

Девочка.    Быстрые реки и синее море:

Мальчик.   Лес и поляны, и дальние горы:

Девочка.    Дом для зайчонка, дом для оленя…

Мальчик.    Дом для дельфина, кита и тюленя.

Вместе.     Всех приютила наша планета,

                 Только для мусора места здесь нет!

  1. Рефлексия

(УУД :умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности)

– Оцените свои достижения на уроке :

«Я»- как чувствовал себя, доволен ли работой; «

 «Мы»-комфортно ли  было работать в группе, какие  затруднения были в общении; «Дело»-какие учебные задачи были решены , что узнали, чему научились?

Оцени работу с помощью знака (на с. 79- показ знака).

-Я надеюсь, что после сегодняшнего урока  на нашей ЗЕМЛЕ станет на 24 эколога больше.

Учебное занятие по окружающему миру: “Почему мы часто слышим слово “экология”?