автор: Белякова Ирина Евгеньевна

воспитатель МБУ детский сад №5 “Филиппок”

Конспект занятия по «Художественно- эстетическому развитию творчество» Тема: «Народные промыслы России» в подготовительной группе

 

 

     Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

            детский сад  №5 «Филиппок»

         городского округа  Тольятти

          

Конспект занятия по  

«Художественно- эстетическому развитию творчество»

Тема: «Народные промыслы России»

                                        в подготовительной группе

                                                    

Конспект составлен:

воспитателем высшей 

категории Белякова И. Е.

 

 

Цель: научить лепить дымковского индюка конструктивным способом, используя в украшении  игрушки налеп.

 

1.Образовательные задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с изделиями народного промысла, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке.
  2. Показать пластичность передачи движений в лепке;
  3. Закреплять умение лепить птиц из целого куска пластилина, соблюдая  пропорции и детали.  Дополняя изделия деталями путём налепа;

      4.Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, хвост;

 5.Развивать желание лепить дымковские игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие;

  1. Упражнять в выполнении приёмов раскатывания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей.
  2.   Воспитательные задачи:

1.Воспитывать уверенность, инициативность, самостоятельность.

  1. Воспитывать умение действовать в коллективе. 
  2. Закреплять умение организовывать своё рабочее место, готовить всё необходимое для занятий, без напоминания убирать своё рабочее место. 
  3. Развивающие задачи:

1.Закреплять  технические умения и навыки работы с разнообразным материалом для лепки.

2.Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре через слушание музыки

  1. Формировать  эстетическое отношение к  окружающему миру средствами декоративно-прикладного искусства.

Интеграция видов деятельности: социально-комммуникативное, речевое развитие, физическое развитие образовательная область по ФГОС ДО:  «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

Наглядные (демонстрация видио, слайды).

Словесные (беседы,вопрос-ответ).

Практические(декаративная лепка).

Место проведения: изостудия.

Материал для занятия:

  • Игрушки и посуда (Гжель, Филимоновская, Городецкая, Дымковская);
  • пластилин;
  • дощечки для пластилина;
  • салфетки;
  • стеки;
  • аудиозапись, ноутбук, экран

 

Предварительная работа:

Знакомство с народными промыслами дымковских мастеров, рассматривание  и лепка игрушек.

 

        Ход ОД

 1.Введение в ситуацию                                         

   В студии оформлен стол для занятия «Народные промыслы по лепке». входят дети, здороваются с гостями и рассаживаются вокруг кубов.

(Дети садятся на палас в позе лотоса с прямыми спинками)

Воспитатель:  Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли, 

                         Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

                         Чтоб ввести нас в мир России,

                          мир преданий и добра.

                          Чтоб сказать, что есть в России

                          чудо – люди мастера!

А вот какие чудо – мастера к нам пришли, вы сами сейчас отгадаете.

Слайд №1(правильный ответ на экране «Гжель»)

Ребенок: 

Синяя сказка – глаза загляденья

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая…

                           (Гжель)

Воспитатель: Ребята, а почему в загадке о Гжели говорится синяя сказка?

Дети: Потому что мастера используют в росписи синие цвета.

Воспитатель: Что расписывают Гжельские мастера?

Дети: Делают из неё посуду. А используют материал фарфор.

Воспитатель: А сейчас угадайте, что это за роспись?

Слайд №2 (правильный ответ на экране «Городецкая роспись»)

Ребенок: Коль на досточке девица

           Иль удачный молодец,

           Чудо-конь и чудо-птица

           Это значит…

                     (Городец)

Воспитатель: Из чего выполнены изделия Городецкой росписи?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А про какой промысел сейчас будет загадка? Послушайте, подумайте и скажите.

Слайд №3 (правильный ответ на экране «Филимоновская роспись»)

Ребенок: Есть под Тулой деревенька

           Её в честь дедушки зовут.

           И живут там мастерицы,

           Что добро в дома несут.

           И добро там не простое

           И не злато, серебро.

           А какой такой игрушки,

           Мастерицы речь ведут?

                      (Филимоновская свистулька)

 

Воспитатель: Филимоновскую игрушку делали из чего?

Дети: Филимоновскую игрушку, свистульку делали из глины.

Воспитатель: Молодцы! А чем отличается филимоновские игрушки от других игрушек?

Дети: У филимоновских игрушек короткие ноги и вытянутые шеи с маленькими головками.

Воспитатель: Ребята, а с этим промыслом мы знакомы со средней группы и, думаю, вы без ошибки отгадаете, но всё же послушайте, как о нём говорится в стихотворении:

Слайд №4 (правильный ответ на экране «Дымковские игрушки»)

Ребенок: Вот индюк нарядный,

                 Весь такой он складный.

                 У большого индюка

                 Все расписаны бока.

                 Посмотрите, пышный хвост

                 У него совсем не прост.

                 Точно солнечный цветок

                 И высокий гребешок,

                 Красный краскою горя, как корона у царя!

                 Индюк сказочно красив,

                 Он напыщен, горделив.

                 Смотрит свысока вокруг,

                 Птица важная — индюк.

                                                                       (Дымковский индюк)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами и вылепить дымковского индюка?

Дети: Да! Хотим.

Воспитатель:Из чего делают дымковские игрушки?

Дети: Дымковские игрушки делают из глины.

Воспитатель:

– Правильно, вот мы с вами и будем лепить такого красивого дымковского индюка из пластилина. Ребята, мы с вами уже лепили дымковского индюка, разделяя кусок пластилина на несколько частей. А сегодня мы будем лепить из целого куска пластилина. Давайте вспомним, что интересного, особенного есть у дымковских птиц?

Дети: Они красивые, у них хвосты изогнуты, пышные, крылья волнистые.

Воспитатель: Верно! У дымковских птиц богатое оперение, волнообразное, как меха у гармошки.

Давайте с вами подумаем, с чего начнём работу?

Дети: Лепить будем из целого куска пластилина. Катаем  цилиндрический столбик, сгибая его виде крючка, а потом, сплющиваем и оттягиваем хвост, крылья прищипываем. А дальше делаем гребешок, бородку и придумываем, как украсить дымковского индюка. Дети вспоминают элементы дымковской росписи.

 

Воспитатель: Ребята, а какие приёмы лепки мы будем с вами использовать?

Слайд №5 (приёмы лепки на экране по ответам детей)

Дети: Раскатывание, сплющивание,  оттягивание, прищипывание, разглаживание,соединение,скатывание. Ещё  будем использовать при украшении налепы.

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы готовы лепить дымковского индюка. 

Приступаем к работе. ( Ребята проходят по коррекционным дорожкам за столы).

(Во время работы педагог включает негромкую музыку, использует русские народные мелодии. Воспитатель проверяет, правильно ли дети пользуются приёмами лепки, подсказывает, помогает советом, ведёт постоянно индивидуальную работу.)

Слайд №6 (мультимидийная физкультминутка)

Физкультминутка (выполняют  движения по тексту, стоя на коррекционных ковриках)

Чтобы ровной была спинка,

Очень нам нужна разминка,

Ну – ка, встань, не зевай,

И за нами повторяй!

Стоят ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая.

Вверх руками потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись.

Влево, вправо повернулись.

Сели, встали, сели, встали.

На носочках постояли.

И проходим на места.

Чтобы продолжить лепить индюка..

 

      Воспитатель предлагает ребятам пройти на свои стульчики и продолжить своё творчество. Придумать свой  узор для росписи дымковского индюка. При этом вспоминает вместе с детьми элементы дымковской росписи (колечки, круги, точки, волнистые линии).

 Итог

      После окончания работы воспитатель предлагает выставку работ дымковский индюков. Ребята сами оценивают свою работу и работу своих сверстников. При этом воспитатель помогает ребятам в том, что все индюки получились очень разные и красивы каждый по-своему. 

      Можно предложить каждому ребёнку сказать несколько слов о своём  индюке.

    Воспитатель хвалит ребят за хорошие работы.

 

Конспект занятия по «Художественно- эстетическому развитию творчество» Тема: «Народные промыслы России» в подготовительной группе