автор: Берникова Лариса Сергеевна

Старший воспитатель МБДОУ “Детский сад № 3” г.о. Самара

Авторская программа дополнительного образования воспитанников младшего дошкольного возраста “Добрые встречи с творчеством А.Л. Барто”

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3» городского округа Самара

443004 г. Самара, ул. Нефтяников, д. 14а

тел.: (846) 330-37-16 факс: (846) 330-37-16 е-mail: mdou-3k@yandex.ru

 

Авторская программа дополнительного образования воспитанников младшего дошкольного возраста

«Добрые встречи с творчеством А.Л. Барто»

 

Старший воспитатель Берникова Л.С.

 

Самара

Пояснительная записка.

 

  В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность реализации данной программы дополнительного образования.

 

  Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое  развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи.

 Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка.

  Восприятие литературных произведений – это психическая деятельность,

направленная на воссоздание художественных образов, которые представлены в авторских словесных описаниях (А.В.Запорожеца, Б.М. Теплова, Д.Б.Эльконина). Эта деятельность основана на синтезе познавательных и эмоционально-волевых процессов, деятельности воссоздающего воображения, когда ребенок, чтобы понять литературное произведение, воображает, то есть пытается увидеть, картины, нарисованные автором. От точности и яркости воссозданных образов зависит глубина осмысления дошкольником текста. Важнейшим аспектом восприятия литературы также являются осознание ребенком языковых особенностей художественного текста, умение услышать интонацию слова, уловить его оттенки, постигнуть образный смысл. В период раннего и дошкольного детства происходит интенсивный процесс развития восприятия. Одним из условий развития восприятия воспитанниками дошкольного возраста литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным. Самая тесная связь возникает между речью, словом и музыкой.

 

Обоснование значимости программы.

  Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

  Особое место в нашем Бюджетном учреждении занимает ознакомление воспитанников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

  При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

  Начало прошлого столетия отмечено примерами незаурядного внимания к тому, как ребенок воспринимает поэтическое слово, и стремлением помочь ему освоить достижения литературной классики, не споткнувшись о барьеры и собственной неопытности, и языковых эталонов выражения мысли в произведениях изящной словесности. Большинство первых детских книжек – стихотворные. Да и сами малыши явно отдают предпочтение стихам. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие, лаконичные образы, выразительные аллитерации помогают малышу концентрировать внимание, лучше представить себе, о чем говорится в стихотворении.

  Дети, которым много читают стихов, обладают великолепной памятью и чувством ритма, безо всякого труда запоминают длинные тексты. Стихи способствуют развитию речи, обогащают словарный запас ребенка, учат его использовать образные определения и метафоры, помогают освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью.  Агния Барто знала все детские проказы, маленькие хитрости и умела весело обо всем рассказать и необидно пошутить в своих стихах. Она писала о детях и для детей. Мастерство поэтессы – без назидательности и нравоучения весело и остроумно высмеять недостатки ребят – делает ее стихи действенными и доходчивыми. Автор как бы разговаривает с ребенком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний – но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница.

  Музыка, точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких, выразительных образах. Музыка – это искусство интонации. Проникновение ребенка в музыкальный образ литературного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. «Музыка выступает как могучее средство не только познания, но и превращения любого логического факта в факт эмоционально одухотворенный, поэтому волнующий и гораздо глубже входящий в сознание ребенка», – писал Д.Б. Кабалевский.

  В целях нравственного воспитания младших дошкольников помогают произведения классиков художественной литературы: К. Чуковского, Г. Ладонщикова, Т. Осеевой, Д. Хармса и многих других. Среди них особое место занимают стихи Агнии Львовны Барто.

  Роль чтения, особенно детских стихов, в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика.

  Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.

  Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

  Гипотеза: Оптимизация процесса, при котором приобщение воспитанников младшего дошкольного возраста к творчеству А.Л. Барто является эффективным.

 

  Цель: Приобщить воспитанников младшего дошкольного возраста к творчеству Агнии Львовны Барто.

 

  Исходя из поставленной цели, определили следующие задачи:

  1. Познакомить воспитанников младшего дошкольного возраста с творчеством А.Л. Барто (многообразием образов, стихотворной формой).
  2. Учить  воспитанников младшего дошкольного возраста понимать характер персонажей, их переживания, эмоциональное состояние.
  3. Развивать дружеские взаимоотношения воспитанников младшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых ситуаций.
  4. Формировать правильное выразительное чтение, речь, обогащать словарный запас.
  5. Развивать память, внимание, логическое мышление и творческие способности воспитанников.
  6. Воспитать интерес и любовь к книгам.
  7. Привить родителям (законным представителям) желание знакомить детей с творчеством А.Л. Барто.

 

  Методические рекомендации ознакомления младших дошкольников с художественной литературой и развитие речи.

 

  Ознакомление младших дошкольников с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить воспитанников слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

  Очень важно обращать детское внимание на образный язык произведений, привлекая к повторению отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если воспитанники повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в старшем возрасте.

  Работа по ознакомлению с художественной литературой ставит задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

  Для чтения воспитанникам младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений как «Игрушки» А. Барто воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, эмоциональное настроение. Это несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой доступной форме: смежная рифма, короткие стиховые строчки.  Воспитанники, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха и легко воспринимают текст.

  Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

  При повторном чтении воспитанники начинают запоминать стиховые строчки, усваивают смысл стихотворения, обогащают свою речь тем, что запоминают отдельные слова и выражения.

 

  Методы и приемы:

 

  Для работы над реализацией авторской программы были запланированы  следующие способы, методы и приемы:

 

  1. Авторская программа реализуется совместно с воспитателями возрастных групп младшего дошкольного возраста, и музыкальным руководителем.
  2. Выразительное чтение стихотворений педагогом; театральная инсценировка стихотворений воспитанниками; исполнение стихотворений детьми по ролям.
  3. Создание в Бюджетном учреждении условий для погружения ребенка в литературное произведение: обогащение среды, наполнение ее игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями.
  4. Осуществление интеграции разных видов образовательного процесса в литературном развитии ребенка – младшего дошкольного возраста.
  5. Создать воспитанникам возможность остаться с книгой наедине, чтобы ребенок мог возвращаться к прочитанному произведению, автору.

 

  Содержание программы.

  Программа  составлена на возрастную группу младшего дошкольного возраста. Она охватывает два возрастных периода развития воспитанников: младший дошкольный возраста (3-5 лет, вторая младшая и средняя группа).

 

  Тематическое планирование образовательной области «Развитие речи», «Художественно эстетическое развитие» во второй младшей группе – Приложение № 1.

 

  План реализации авторской программы:

 

  • Подготовительный этап:
  • Познакомить воспитанников и родителей (законных представителей) с авторской программой, обозначить значимость выбранного направления.
  • Провести работу по подбору необходимой литературы, музыкального и иллюстрационного материала, портрета А. Барто.
  • Подготовить наглядные пособия для продуктивной деятельности; костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности.
  • Составить тематический  план мероприятий с воспитанниками младшего дошкольного возраста.

 

  • Основной этап:
  • Чтение и заучивание стихотворений А. Барто.
  • Знакомство с новыми произведениями, рассматривание иллюстраций к стихотворениям.
  • Разучивание цикла песен О. Девочкиной «Игрушки» на стихи А.Л. Барто.
  • Рисование рисунков к стихотворениям А.Л. Барто.
  • Выставка «В Стране веселого детства» (книги, портрет А. Барто).
  • Инсценировка воспитанниками старшего дошкольного возраста стихотворения А.Л. Барто  «Медвежонок – невежа».
  • Организационно – образовательная деятельность  для воспитанников младшего дошкольного возраста по стихам А. Барто «Игрушки», «Книжка – малышка».
  • Игровой досуг для детей средней группы «Мы вчера играли в стадо».
  • Конкурс
  • Консультация для родителей (законных представителей) «Творчество Агнии Барто».

 

  • Заключительный этап:
  • Создание фотоотчета.

 

  • Ожидаемые результаты:
  • Речь воспитанников младшего дошкольного возраста  станет разнообразнее, стихи обогатят и активизируют словарный запас воспитанников.
  • У родителей (законных представителей) появится желание знакомить детей с творчеством поэтессы.
  • Дети и родители (законные представители) поближе узнают творчество А. Барто.
  • Разовьется умение эмоционально откликаться на литературное произведение, сопереживание герою.
  • Включение в систему организационно-педагогических мероприятий Бюджетного учреждения демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младшего дошкольного возраста и родителей (законных представителей).
  • Благодаря музыкально – игровым ситуациям укрепится эмоционально-положительная атмосфера в группе сверстников, обстановка радости от общения детей друг с другом.

Планирование конечных продуктов авторской программы «Добрые встречи с творчеством А.Л. Барто»

Тема проектов Конечный продукт Формы работы
Образовательный проект с воспитанниками дошкольного возраста по ознакомлению с книжной культурой «Добрые встречи с творчеством А.Л. Барто» Экскурсия

в МБУК

г.о. Самара «Централизованную систему детских библиотек» библиотеку – филиала № 15»

Биография А.Л. Барто – Приложение № 2

Посещение библиотеки – филиала № 15. (Создание фотоотчета).

Оформление уголков чтения в Группах Бюджетного учреждения.

Создание «Книжной больницы» в Группах Бюджетного учреждения.

Создание семейных библиотек.

Клубный литературный час «Много добрых, ярких встреч открывает книга» – встреча с детским писателем

В.В. Семеновым

Оформление тематической выставки посвященной творчеству детского писателя В.В. Семенову.

Знакомство с биографией детского писателя В.В. Семенова.

Образовательный проект во второй младшей группе «Книжкина неделя» Создание книг – самоделок по произведениям А.Л. Барто.

Презентация книг – самоделок по произведениям А.Л. Барто.

Оформление макетов по мотивам любимых стихотворений А.Л. Барто

Театрализованная игра воспитанников средней группы «Любочка»  

А.Л. Барто

Постановка театрализованной игры воспитанников средней группы  для показа воспитанникам Бюджетного учреждения и воспитанникам МБДОУ «Детский сад № 466 комбинированного вида» «Любочка»  А.Л. Барто
Конкурс детского изобразительного искусства совместно с  родителями (законными представителями) по стихотворениям «Игрушки»

А.Л. Барто

Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных стихотворений «Игрушки» А.Л. Барто.
Театрализованная игра воспитанников старшего дошкольного возраста по сказке для маленьких и больших «Медвежонок – невежа» А.Л. Барто Постановка театрализованной игры воспитанников старшего дошкольного возраста  для показа воспитанникам младшего дошкольного возраста Бюджетного учреждения и воспитанникам МБДОУ «Детский сад № 466 комбинированного вида» «Медвежонок – невежа»  А.Л. Барто
В рамках проведения «Дня открытых дверей» организационно-образовательная деятельность с воспитанниками второй младшей группы «Сундучок сказок» Создание единого образовательного пространства «Бюджетное учреждение – семья»

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать, на вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.

Общее родительское собрание «Волшебный мир книги» (Театрализованная игра старших дошкольников по сказке А.Л. Барто «Медвежонок – невежа») Подведение родителей (законных представителей) к выводу о том, что чтение

Детям детских книг играет огромную роль для всестороннего развития ребенка.

Анкетирование родителей (законных представителей) «Ребенок и книга» Анализ по результатам анкетирования родителей (законных представителей) «Ребенок и книга»
Итоговое мероприятие реализации образовательного проекта по ознакомлению воспитанников дошкольного возраста с книжной культурой «Добрые встречи с книгой» Конкурс чтецов «Любимые стихи Агнии Барто» среди воспитанников ДОУ Куйбышевского района г.о. Самара посвященном 110-летию со дня рождения

А.Л. Барто.

Конкурс чтецов «Любимые стихи Агнии Барто» среди воспитанников ДОУ Куйбышевского района г.о. Самара посвященном 110-летию со дня рождения

А.Л. Барто.

Цель конкурса: Создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития воспитанников.

Сценарий конкурса Конкурс чтецов «Любимые стихи Агнии Барто» среди воспитанников ДОУ Куйбышевского района г.о. Самара посвященном 110-летию со дня рождения

А.Л. Барто – Приложение № 3

 

  Взаимодействие с семьей (родителями (законными представителями)) в процессе реализации воспитательной системы.

   В воспитательной системе семья рассматривается как социальный заказчик и партнер. Изучается позиция родителей (законных представителей), учитывается их мнение при выборе направлений дополнительного образования. Регулярно проводятся социально-педагогические опросы и анкетирование; используются информация, полученная на родительских собраниях, результаты работы педагогов с родителями (законными представителями). Родители – активные участники воспитательной системы. Взаимодействие с семьи и Бюджетного учреждения – важнейшее условие эффективной деятельности Бюджетного учреждения.

  Родительский комитет (орган общественного самоуправления Бюджетного учреждения) поддерживает генеральную линию образовательного процесса в Бюджетном учреждении, принимая участие:

  • В поддержке образовательных программ для реализации воспитательных целей и задач;
  • родительских клубах и других мероприятиях;
  • проектной деятельности.

  Родители (законные представители) выступают и как «эксперты» образовательной системы Бюджетного учреждения. Их мнение, оценки качества образовательного процесса учитываются при аттестации педагогических работников.

 

  Диагностические методики – Приложение № 4.

  Анкетирование родителей (законных представителей) – Приложение № 5.

 

  Формы подведения итогов:

  Конкурсы, выставки совместных работ, проекты, ООД с участием родителей (законных представителей), мастер-классы педагогов с воспитанниками и родителями (законными представителями).

 

  Условия реализации программы.

  Материально-техническое оснащение:

  Материал необходимый для реализации авторской программы «Добрые встречи с творчеством А.Л. Барто», компьютер, проектор, аудио и видео аппаратура.

  Методическая копилка:

  Разработки конспектов ООД, проектов, консультаций для родителей (законных представителей),  анкет для воспитанников и родителей (законных представителей)

  Материально – техническое обеспечение:

  Для непрерывного и успешного образовательного  процесса в наличии имеются оборудование и материалы:

  • помещение МБДОУ «Детский сад № 3» городского округа Самара.
  • качественное электроосвещение.
  • столы и стулья.
  • интерактивная доска, компьютер, магнитофон.
  • телевизор.

  Для реализации данной программы имеется:

  • дидактические и наглядные пособия.
  • современные средства ТСО.
  • методическая литература.
  • репродукции картин.
  • художественная литература.
  • аудиозаписи.

     Методические приемы:

  • Игровой  (использование сюрпризных моментов, дидактическая игра).
  • Наглядный (использование схем, сигнальных карточек, демонстрационного материала, картины).
  • Словесный (указание, беседа, объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова, вопросы, напоминание, индивидуальные ответы воспитанников).
  • Практический (формирования навыков и умений, углубления знаний, планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков)

  Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения (метод упражнений, метод, метод практических работ, метод игры, помощь воспитателя).

  • Поощрение, совместный анализ работ

  Все методические приемы направлены на регуляцию поведения воспитанников в процессе совместной деятельности:

  Форма обучения: специально организованная деятельность; подгрупповые  и индивидуальные упражнения.

  Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями (законных представителей) творческие работы, участие в конкурсах различного уровня,  участие в проекте, создание презентации.

  Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 3» городского округа Самара

  Срок реализации: 1 год.

  Форма подведения итогов: диагностическое обследование воспитанников  по усвоению программы – Приложение № 4.

 

  Содержание деятельности по реализации воспитательной системы

 

  В непосредственно образовательной деятельности используются                  различные программы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Пилотный вариант Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.

  1. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Творческий Центр СФЕРА Москва. 2013 – 54 с.
  2. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Творческий Центр СФЕРА Москва. 2012 – 287 с.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Творческий Центр СФЕРА Москва. 2012 – 137 с.

 

  Художественная литература:

  1. Барто А. Вовка добрая душа.- Москва: «Детская литература», 1985 –  14 с.
  2. Барто А. Дом переехал.- Москва: «Малыш», 1982 – 12 с.
  3. Барто А. За цветами в зимний лес.- Москва: «Детская литература», 1988 – 111с.
  4. Барто А. Игрушки.- Москва: «Малыш», 1988 – 6с.
  5. Барто А. Мы с Тамарой.- Москва: «Детская литература», 1973 – 110с.
  6. Барто А. Просто стихи.- Москва: «Малыш», 1979 – 12с.
  7. Барто А. Снегирь.- Москва: «Малыш», 1986 – 10с.
  8. Барто А. Стихи детям.- Алма-Ата: «Мектеп», 1989 – 208с
  9. Барто А. Стихи детям.- Москва: « Детская литература», 1981 – 638с

 

  Заключение.

  В ходе реализации авторской программы должны быть  решены следующие задачи:

 

  1. Познакомить воспитанников младшего дошкольного возраста с творчеством А. Барто (разнообразием образов, стихотворных форм).
  2. Развитие у воспитанников младшего дошкольного возраста умения совместной деятельности, доброжелательности в музыкально-игровых ситуациях.
  3. Обогащение словарного запаса, активизация речи у воспитанников младшего дошкольного возраста.
  4. Привлечение родителей  (законных представителей) к совместному сотрудничеству реализации авторской программы позволяет заинтересовать их жизнью Бюджетного учреждения, совместная деятельность родителей (законных представителей) и детей сплачивает семью и формирует у ребенка стойкое положительное отношение к Бюджетному учреждению.
  5. Создателем авторской программы задумывается решение мировоззренческой задачи, а именно:
  • Эмоциональные проявления ребенка, обогащение опыта эмоциональных отношений и переживаний.
  • Интерес ребенка не к самому процессу, а к результату деятельности.
  • Накопленный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные  эмоции.

   Список используемой литературы:

 

  1. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. Творческий Центр СФЕРА Москва. 2013 – 54 с.
  2. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Творческий Центр СФЕРА Москва. 2012 – 287 с.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Творческий Центр СФЕРА Москва. 2012 – 137 с.

 

Авторская программа дополнительного образования воспитанников младшего дошкольного возраста “Добрые встречи с творчеством А.Л. Барто”