автор: Богачёва Алла Викторовна
Учитель химии и биологии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №1”, г. Лабытнанги, ЯНАО
Лучшие практики – опыт реализации наставничества для подростков в общеобразовательной организации
В статье наставничество рассматривается как значимый элемент современной образовательной политики, помогающий решить ряд организационных задач в сфере образования. Раскрыто содержание функций наставника, рассмотрена необходимость организации работы учителей-наставников как с обучающимися, нацеленными на достижение новых образовательных результатов, так и с молодыми специалистами и малоопытными учителями: привлечение квалифицированных кадров, передача корпоративной культуры, социализация в профессиональном сообществе. Определено понятие наставничества в образовательной организации. Описана мотивация опытных учителей к занятиям наставнической деятельностью: признание авторитета, расширение полномочий, финансовая поддержка.
., среди которых адаптация и обучение новых работников, снижение текучести кадров, развитие потенциала сотрудников и др.
, его деловых и личностных качеств. Анализируются проблемы, препятствующие внедрению института наставничества на российских предприятиях.
Анализ анкетирования педагогов-наставников позволил выявить трудности учителей, не имевших наставников в начале трудовой деятельности, недостаточную сформированность компетенций наставника, необходимость специальной подготовки для работы наставником, обучения, сопровождения и оценки. Определены ключевые показатели успешности в профессии: общение с детьми, общественная значимость профессии; первые годы работы являются значимым периодом для становления и закрепления в профессии; коммуникативность, мобильность и обучаемость; отсутствие наставника – одна из важных причин возникновения профессиональных затруднений. Описаны направления развития и разнообразия форм наставнической деятельности в школе.
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-modnyy-trend-ili-osoznannaya-neobhodimost
Лучшие практики – опыт реализации наставничества для подростков в общеобразовательной организации
Богачёва А.В., г. Лабытнанги,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Лабытнанги,
заместитель директора по научно-методической работе,
учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория
Каждый человек умеет что-то делать лучше других, его способности в какой-нибудь конкретной сфере определяют направления профессионального и личного развития в течение всей жизни. Наставничество – «индивидуальная огранка» задатков и способностей человека, придание имеющимся навыкам идеально правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. Как огранённый алмаз становится бриллиантом, так и воспитанник под руководством наставника достигает высочайшего мастерства. В этом смысле наставник – это тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования. Каждый талант должен найти своего наставника.
Если бы можно было передать знания, умения, компетенции через текст, то не нужны были бы ни учителя, ни наставники. Но никакие знания нельзя передать иным способом, кроме как от человека к человеку. За каждым профессионалом, мастером, просто успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Считается, что свой опыт нельзя передать другому человеку, но зато можно и нужно помочь ему накопить свой багаж знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций. Люди, которые через наставничество помогают приобрести другим свои знания и навыки, будь то наука, профессия, управление, вызывали, вызывают и будут вызывать уважение. Наставничество нельзя осуществлять по принуждению или решить административным путём. Наставничество – это некое, можно сказать, таинство, это когда человек вкладывает душу, делится секретами своей профессии, которые позволили ему самому быть лучшим среди равных, это своеобразная генетическая потребность человека, достигшего высокого уровня мастерства передать другим накопленные с годами знания и опыт. Именно наставничество, в большей мере даёт возможность таланту развиваться. Будь то одарённый ребёнок, или целеустремлённый талантливый учитель – рядом должен быть человек, который поможет взрастить этот талант, как садовник выращивает дерево. Если талант – это дерево, то наставник – это его корни и садовник одновременно. В семьях наставниками являются родители, бабушки и дедушки, в социальной сфере и образовании – воспитатели и учителя. Необходимо возродить наставничество и на производстве. Это особенно важно для молодых специалистов, имеющих в большинстве своём несколько иллюзорное представление о выбранной профессии. Практика наставничества – это реальные примеры передачи знаний, когда на сложные правила придумываются свои правила и ассоциации, это реальный успех наставляемых воспитанников и подопечных, это реальные люди, являющиеся наставниками и учителями для молодого поколения – поколения олимпиадников, чемпионов в спорте, культуре, образовании, которые своим трудом взращивают новое поколение амбициозных лидеров, готовых менять нашу страну к лучшему. Именно на наставника ложится задача самореализации наставляемого и его раскрытия в выбранном им направлении.
Требования к уровню компетенций и педагогов и обучающихся в условиях рыночной экономики постоянно растут. Для сферы образования наставничество и менторинг – основа развития и успеха. К сожалению, именно наставники, тренеры, учителя часто незаслуженно остаются в тени – приоритетные позиции занимают победители и чемпионы, именно они интересны общественности. Это необходимо исправить. Региональный проект «Педагогический статус», одной из номинаций которого является статус «Наставник», даёт возможность не только продемонстрировать лучшие практики передачи знаний и опыта, которые есть у творческих, заинтересованных педагогов, но и познакомиться с другими эффективными форматами наставничества, которые приемлемы в других сферах. Не секрет, что многие громкие, амбициозные проекты являются таковыми лишь на бумаге. В реальности же они влачат вялотекущее существование, подпитывая интерес к себе скупыми, натянутыми отчётами. Отрадно отметить, что к проекту «Педагогический статус» вышесказанное не относится. Социальные лифты, наконец-то заработали, и кадровая политика в образовательных организациях стала формироваться не по принципам толерантности и лояльности, а всё-таки по профессиональным качествам.
Надо отдать должное, что реализация проекта возможна только благодаря поддержке департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа и Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Проект направлен на актуализацию практики наставничества, её адаптации к новым реалиям. Наставничество должно дополнить и улучшить существующую систему передачи знаний и компетенций, ведь опыт и профессиональные навыки – то, чему нельзя научить в университете, но можно передать из поколения в поколения, от старших коллег или от более компетентных лиц.
Являясь председателем наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив Российской Федерации В.В. Путин поручил возродить и развить такую систему подготовки кадров. В беседе с победителями всероссийского конкурса «Наставник – 2018» В.В. Путин сказал: «Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята смогли реализовать себя в нашей стране. Сейчас в мире идёт напряжённая борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребёнка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той её части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной» [3.1]. «Любой профессионал, любой абсолютно, уверен, всегда мечтает о том, чтобы профессия, которой он посвятил всю свою жизнь, а как правило вы когда имеете дело с наставниками – имеете дело именно с такими людьми, все мечтают, чтобы профессия эта развивалась. Чтобы дело, которое делает этот или другой человек, оказалось в будущем в надежных руках», – сказал Владимир Путин [3.1].
Наставничество в образовании предполагает реализацию практик управления траекторией развития детей и подростков, их уровнем мотивации, творческой и познавательной активности, побуждением к поиску рациональных решений. Наставничество должно выступать способом вдохновления на новое дело и участие в его реализации от планирования до восполнения дефицитных компетенций. Как показывает практика наставничество не имеет границ и возрастных рамок. В своей практике я стараюсь использовать самые разные варианты наставничества. Это в первую очередь ресурсы сети Интернет, среди которых имеется огромное количество образовательных платформ с онлайн ресурсами: видео-лекции, видео-уроки, вебинары, семинары, мастер-классы, открытые мастерские и т.д. К ним можно отнести такие как «Competentum.МАГИСТР»ТМ, онлайн школа «Фоксфорд», образовательная онлайн платформа «Стемфорд», образовательный онлайн-ресурс ЯКласс. Главная идея ресурсов такого рода – сформировать единое образовательное пространство и на полную мощность задействовать интеллектуальные ресурсы всей страны. От этого зависят будущие успехи её развития, в первую очередь – экономического и интеллектуального.
В моей педагогической деятельности интересной является и такая практика наставничества как «дети учат детей». Особенно эффективной такая практика является в кружковом движении, в профильных группах, при реализации индивидуальных учебных планов, а также в онлайн-среде. Зачастую обучающиеся через социальные сети, интернет группы сформированные по интересам, находят эффективные методики решений с пошаговым объяснением, интересные подборки компетентностных заданий. Такого рода обучение снимает завесу стереотипов с любого участника, позволяет взглянуть на свои способности более объективно, и при этом показывает, насколько более широк круг возможностей каждого.
Очень эффективной в моей практике наставничества является и применение технологии мнемотехнических приёмов. Мнемотехника – это своеобразные технологические подходы для запоминания необходимой информации. Мнемотехнические приёмы направлены на мысленное упорядочивание запоминаемой информации и связывание её между собой с помощью ассоциаций. Намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты. По этим связям проще найти информацию в памяти, а найдя её – воспроизвести. Следовательно, если у каких-либо данных таких связей нет, значит их надо создать и на занятиях каждый ребёнок создаёт их для себя индивидуально. Именно на этом и построена большая часть приёмов мнемотехники [2.1]. Применение мнемотехнических приёмов в системе для запоминания информации приводит к тому, что нужная информация переводится в долгосрочную память, и становится доступной без декодирования и вообще без мнемотехник. Для достижения наилучших результатов необходимо найти наиболее подходящий метод запоминания. Каждому имеет смысл попробовать отдельный метод и потренироваться на нём, и затем выбрать наиболее эффективный и удобный. Можно модифицировать и классические методы, чтобы получить то, что лучше всего подойдет под ваш тип мышления и восприятия. Важно просто модернизировать исходный вариант так, чтобы он стал удобнее для отдельно взятого человека [2.2].
Чётких рекомендаций по применению мнемотехнических приёмов, нет и быть не может. Преобразование исходной информации в образы – процесс в некотором роде индивидуальный, опирающийся на личный опыт, ассоциации и т.д., а они у всех разные. Кому-то может быть проще запомнить формулу малахита, вещества зелёного цвета, установив ассоциацию с мхом, потому что в пещерах малахитовые образования похожи на растущий зелёный мох; а кому-то, чтобы запомнить формулу этого же вещества нужно представить паука, потому что темные прожилки на малахите напоминают нити паутины. Понять, что лучше для каждого, можно только практикуясь. Некоторые полезные упражнения описаны в статье А. Смирнова «Мнемотехника, или Как подчинить себе свою память» [2.3]. Такие методики носят универсальный характер и могут быть применены и на всех предметах. Они не привязаны к конкретным носителям, компетенции и организационные схемы могут быть переданы другим субъектам. Кроме этого сохраняется возможность их масштабирования – они могут быть применены как к конкретному ученику, так и целой группе (классу). Другими словами, в практике применения мнемотехнических приёмов может быть увеличено количество участников без изменения качества результата.
По мнению В.В. Путина: «Будущее во многом зависит от умения людей, которые решают те или иные задачи – работать в коллективе. Если в других странах часто ценится, прежде всего, индивидуальный успех, что чрезвычайно важно, но у нашего народа все-таки элемент коллективизма очень сильно присутствует в сердце, в душе. А это становится одним из конкурентных преимуществ сегодняшнего дня. И вот наставничество помогает тому же самому. Помогает создавать как бы коллектив» [3.1].
Для меня наставничество было предопределено любовью к своей профессии. «Без любви к профессии нельзя, невозможно просто добиваться никаких результатов, их просто не будет или они будут посредственными. Именно любовь и преданность своей профессии предполагает желание передать свои знания тем людям, которые в состоянии, которые достойны того, чтобы владея полученным багажом знаний и умений, развивать их дальше. Ну, как же можно любить своё дело, и, хотя бы не попробовать до своего уровня поднять воспитанников или коллег, которые способны к этому, не создать какую-то платформу для того, чтобы они сделали шаг в своё будущее? Я думаю, любой профессионал всегда мечтает о том, чтобы дело, которому он посвятил всю свою жизнь, чтобы его знания были востребованы, профессия развивалась, чтобы его накопленный опыт оказался в будущем в надежных руках», – сказал В. Путин [3.2].
Наставничество как процесс описать очень трудно, это не только процесс обучения. Это нечто намного большее и значимое: накопление личного опыта, самооценка, формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, и многое другое.
На данный момент развитие института наставничества является не только региональной, но и федеральной стратегической инициативой, реализуемой как с целью вовлечения обучающихся и педагогов в активную деятельность, так и с целью разработки, поддержки и сопровождения лидерских проектов, а так же системы разнообразных «социальных лифтов», позволяющих достигать нового уровня карьерного, профессионального, личностного и социального развития.
В марте 2018 года президент России Владимир Путин своим указом учредил знак отличия “За наставничество”, чем почеркнул особую важность такого рода деятельности [1.1]. Это новая государственная награда будет вручаться лучшим наставникам молодежи из числа высококвалифицированных работников различных сфер за личные заслуги.
Разумеется, при любых начинаниях важны результаты. В моей педагогической практике наставничества над одарёнными детьми результаты есть, и они весьма неплохи: в течение пяти лет я вхожу в пятёрку лучших учителей города, подготовивших наибольшее количество победителей и призёров на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предметам химия, биология, экология. Также две воспитанницы заняли призовые места на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2018 году, одна из которых стала победителем, а вторая призёром. В 2018 году моя воспитанница была единственным представителем ЯНАО на заключительном этапе всероссийской предметной олимпиады по экологии. Высоки результаты участия обучающихся и в муниципальных и региональных этапах научно-исследовательских конференций – один победитель и два призёра. Выше указанные достижения обучающихся подтверждаются и результатами ГИА по преподаваемым предметам как у выпускников 9 классов, так и у выпускников 11 классов. У выпускников 9-х классов 2018 года, выбравших химию и биологию в качество ГИА качественная успеваемость составляет -100 % по обоим предметам, у выпускников 11 классов 2018 года, выбравших химию и биологию в качестве ГИА средний балл по этим предметам выше муниципальных, региональных и федеральных показателей. При этом, лучший результат по химии – 79 %, а лучший результат по биологии – 94 %.
Наставничество как в ученической, так и в учительской сфере должно быть направлено на создание возможностей для самореализации молодых амбициозных людей – лидеров с активной гражданской позицией, на которых будет возложена миссия формирования нового государства, государства, в котором будет комфортно жить и работать. Наставничество способствует созданию системы развития и продвижения молодёжи, позволяющей повысить эффективность в любой сфере деятельности через максимальное использование потенциала и возможностей наиболее активной части педагогического коллектива. Именно школа, а в дальнейшем – профессиональные и высшие учебные заведения являются началом всех начал, именно здесь определяются стартовые позиции, потому наставники должны быть в каждой образовательной организации как для обучающихся, нацеленных на достижение высоких образовательных результатов, так и для педагогов, способных обеспечить высококачественную подготовку таких учеников. Реализуемый в ЯНАО проект «Педагогический статус» позволяет лучшим педагогам выполнять функции наставников, методистов, исследователей не только на одном энтузиазме.
Список использованных источников
- Нормативно-правовое обеспечение
-
- Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2018 №94 Об учреждении знака отличия “За наставничество”
- Научная и учебно-методическая литература
-
- Статья «Мнемотехника: что это такое и как ее использовать» https://experimental-psychic.ru/mnemotekhnika/
- Гейссельхарт Р. «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания», ВУЗ: СПбГТИ, 2015
- Статья А. Смирнова «Мнемотехника, или Как подчинить себе свою память» https://lifehacker.ru/mnemotexnika/
- Информационные ресурсы