автор: Болдырев Владимир Анатольевич

Преподаватель ГБПОУ “Краснодарский краевой базовый медицинский колледж” МЗ Краснодарского края.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ  БОЛДЫРЕВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ,

КОВАЛЕВА МАРИНА АНДРЕЕВНА

ГБПОУ «Краснодарский  краевой базовый медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

 

Технологичность учебного процесса- это такой отбор преподавателем форм, методов, приемов и средств обучения и такое установление последовательности их применения в ходе учебного занятия, который обеспечивает наивысшую эффективность учебно-познавательной деятельности студентов.

Объектами технологизации в образовательной деятельности должны выступать: цели, содержание, организационные способы восприятия, переработки и представления информации, формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.

Преподаватель сам решает вопрос о выборе форм, методов и средств обучения; это право ему предоставлено Законом об образовании. Но в зависимости от опыта, уровня квалификации, личного понимания преподавателем сущности смысла и видения задач изучения учебной дисциплины, занятие может строиться более или менее эффективно, более или менее экономично…

Эффективность (результативность) обучения измеряется взаимосвязанными величинами:

  • -затраты  времени;
  • -объем  усвоенного материала;
  • -качество  усвоения

Обучение эффективно и экономично, когда за один и тот же отрезок времени (учебное занятие) студенты освоили больший по объему материал или усвоили на более качественном уровне.

Основные показатели технологичности учебного занятия:

1.Обязательное наличие поурочных планов.

2.Подбор и своевременная подготовка разнообразных средств

обучения.

3.Накопляемость отметок, использование разных форм контроля.

4.Четкое структурирование учебного занятия(этапов), исходя из типа и форм организации занятия и определения их дидактических задач. Прописать  этапы занятия и инструкции домашнего задания; анализ деятельности студентов.

5.Дозировка времени и эффективности использования времени на учебном занятии.

6.Оптимальное сочетание на занятии методов, приемов и средств обучения.

7.Активизация познавательной деятельности и развитие мыслительной активности.

 

8.Организация самостоятельной деятельности и самоконтроля студентов, уровень их  работоспособности.

9.Создание условий для поддержания интереса и формирования мотивации и благополучных эмоционально-деловых отношений.

В процессе изучения нового учебного материала могут быть использованы такие методы обучения, как:

  • чтение лекции;
  • объяснение;

–    рассказ;

–  беседа;

    – демонстрация учебного кинофильма;

    – самостоятельная работа с книгой;

   – самостоятельная работа  с обучающей программой;

 – поисковая лабораторная работа;

 – учебная дискуссия;

  – доклады студентов;

Для повышения эффективности учебного процесса могут быть использованы приемы обучения:

-направленные   на развитие мыслительной активности;

 

-направленные на развитие  познавательной активности; в частности,     на использование межпредметных связей ,связь с жизнью, практикой;

 

-направленные  на создание и поддержание интереса к изучаемому материалу;

 

-направленные на развитие профессионально значимых качеств;

 

-наглядные приемы обучения, способствующие лучшему

пониманию учебного материала.

Проектирование образовательного процесса любого типа, как уже отмечалось, – одно из наиболее трудоемких и одновременно ответственных видов деятельности педагога.

Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательного учреждения и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность. Образовательные технологии – это процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении. С учетом факторов внешней и внутренней среды выявление существующих перспективных образовательных технологий опирается на использовании трех вспомогательных инструментов:

 

– инвентаризация технологического достояния;

– оценка технологического достояния;

– постоянное наблюдение за внешней средой

На основании теоретических исследований сформулированы  признаки технологичности образовательного процесса.

Признаками технологичности образовательного процесса являются:

-детальное описание образовательных целей;

-поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных  результатов – целей;

-системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной информации;

-системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса; гарантированность достигаемых результатов;

-воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Общепризнанной классификации образовательных технологий в российской педагогике нет, поэтому предлагается вариант классификации образовательных технологий различного уровня, удобный для использования в практической деятельности преподавателей .

— методологические образовательные технологии (на уровне педагогических теорий, концепций, подходов),;

— стратегические образовательные технологии (на уровне организационной формы взаимодействия),;

– тактические образовательные технологии (на уровне методики, формы и/или метода обучения, приема).

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.