автор: Болтовская Людмила Антоновна

учитель “Николаевская СОШ” – филиал МБОУ “Гришковская СОШ”

«Тайна золотого ключика»: конкурс знатоков сказки или  «Литературный КВН»  (для учащихся 5-6 классов)

 

 

 

«Тайна золотого ключика»: конкурс знатоков сказки

или  «Литературный КВН»  (для учащихся 5-6 классов)

Цели и задачи:

  1. Прививать интерес к чтению.
  2. Развивать творческое воображение, память, внимание, эстетическое восприятие.

3.Работать над выразительностью речи, над умением инсценировать отрывки сказки, развивать артистические способности.

  1. Воспитывать чувство дружбы, коллективизма.
  2. Развивать интерес к дальнейшему изучению произведений.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Провести знакомство с историей написания сказок «Приключения Пиноккио» К.Коллоди и «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстого. Подобрать разные издания сказок. Нарисовать рисунки. Записать музыку и видео из кинофильма «Приключения Буратино».
Дети читают сказку А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»и просматривают фильм, разучивают песню Буратино (муз. А. Рыбакова, сл. Ю. Энтина), составляют девиз, приветствие для своей команды, «художники» рисуют эмблему).

 

У входа в зал детей встречает плакат:

В клуб пришёл, не хмурь лица,

Будь весёлым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь.

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

 

Ведущий 1. Добрый день! Итак, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!

 

Ведущий 2. Мы знаем, вы любите игры, песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее, чем всеми любимые сказки.

 

Ведущий 1. Сказка – это живой урок нравственности, в этом смысле она всегда злободневна, всегда современна, даже если живет уже много лет.  

 

Ведущий 2. Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по сказке Алексея Николаевича Толстого(1882-1945)  «Золотой ключик, или Приключения Буратино » т. к.  ей в этом году исполнилось 80 лет и  проведём конкурс весёлых и находчивых среди команд «Буратино» и  «Золотой ключик».  (Команды входят под музыку).

  Ведущий 1. А сейчас представляем наше жюри, которое будет  оценивать каждый конкурс. (Представление жюри. В его составе:  Лущилина Юлия Николаевна.  Гардт  Ольга Андреевна…).

Ведущий 2. Уважаемые Веселые и Находчивые!

С началом праздника вас поздравляем,

Удачи в конкурсах мы всем вам пожелаем,

Наш КВН по сказке начинаем!

Итак, команды готовы, болельщики во всеоружии – пора начинать!

 

1- ый Конкурс «Приветствие» или «Визитная карточка».

Командам нужно представиться. Назвать название, девиз, обращение к зрителям, пожелания жюри, сопернику.(5 б.)

 Команда «Буратино»: Мы умненькие, благоразумненькие, веселые, остроум-ные, храбрые, отважные. В куклы не играем, но их не обижаем.
Наш девиз: Если ты попал в беду. Если трудно одному.
Ты ищи себе друзей — с ними много веселей.
Ты за дело принимайся. Без друзей не оставайся!

Команда «Золотой ключик»:
Мы любим писать и читать,
Любим играть, петь, танцевать…
Мы добры и дружны.
Звери, птицы, букашки
Нам очень нужны.
Наш девиз: Мы — за воспитание, любовь и понимание…
Наш наказ для всех простой: аккуратен, вежлив будь.
Здороваться не забудь.

(Выходит А.Н.Толстой)  «Когда я был маленький, – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – Буратино). Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было. Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать Вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».
Прошло уже 80 лет, но наш веселый Буратино остается любимцем ребят.

А сейчас я хотел бы проверить, как внимательно вы читали сказку. Для начала ответьте на мои вопросы , пока играет музыка, вы должны вписать правильные ответы.

1 команда.

Объясни слово:

Верстак – Специально оборудованный рабочий стол для столярной, слесарной или другой ручной работы.  

 

Профессия Джузеппе?   (Столяр)

Что нашёл Буратино в корзине со стружками?  (куриное яйцо)

Чем накормил папа Карло Буратино?  (луковкой)

 

2 команда

-Объясни слово:

Рубанок- столярный ручной инструмент, которым можно обработать древесину (путем срезания слоев).   

 

-Профессия Карло? (Шарманщик)

-Как звали старую крысу?  (Шушара)                                                                                                                 

-Какой спектакль показывали в театре?  

                      
                      «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника».

 

Ведущий 1. 2-ой Конкурс «Разминка»

В ходе этого конкурса команды письменно отвечают на вопросы автора.(2 мин.) Пока команды отвечают разминка со зрителями. За каждый правильный ответ получаете сладкий бонус, в конце КВНа можете отдать ваши баллы команде, за которую болеете. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. 

1.Какая книга послужила для Л.Толстого основой для написания «Золотого ключика»? («Приключения Пиноккио» К. Коллоди.)
2. Буратино появился на свет в сказочной стране, но за этой страной скрывается вполне реальное государство. Угадайте какое?
(Если дети затрудняются, им делаются подсказки: Оно расположено на берегу Средиземного моря. Это родина кукольного театра. «Старший брат» Буратино, Пиноккио, и автор книги о нем К. Коллоди происходят именно оттуда) (Италия.)
3. Кто нашел волшебное полено, из которого потом папа Карло смастерил Буратино? (Столяр Джузеппе по прозванию «Сизый нос».)
4. Как Буратино удалось проникнуть в кукольный театр? (Он выменял у мальчика билет на азбуку)
5.Почему Карабас Барабас вместо того, чтобы сжечь Буратино, дал ему 5 золотых монет и отпустил домой? (Он узнал, что нарисованный очаг находится в каморке папы Карло.)
6. Каким способом лиса Алиса и кот Базилио предложили Буратино превратить 5 золотых монет в кучу денег? (Закопать их в землю на Поле Чудес.)
7. Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортила.)
8. Где находился Буратино, когда он узнал тайну золотого ключика? (В глиняном кувшине в харчевне «Три пескаря».)
9. К стволу какого дерева приклеилась борода Карабаса Барабаса в конце боя на опушке леса? (К стволу итальянской сосны.)
10.Что скрывалось за потайной дверью, которую Буратино открыл золотым ключиком? (Кукольный театр чудной красоты.)

3-ий. Конкурс на внимательность

Команды по очереди смотрят музыкальное видео и  отвечают на вопросы.

  1. Что в руках у Фонарщиков? (фонарики и лестницы) 0.9-0.50

2.На каком инструменте играет сверчок? (Скрипка)1.46-3.10

3.Что было написано на клетке где сидели куклы?(Известный театр Бара Баса)4.18-5.07

4.Во что одет Дуремар? (Белая рубашка, жилетка, смокинг, клетчатые штаны, калоши, шапка)6.00-6.55

  1. Сколько кукол спряталось в сундуке?(7+1 буратино) 8.27-9.15
  2. Что подали на обед в харчёвне «Три пискаря»?(Коту –рыбу, лисе -курицу, буратине -три корочки хлеба.)9.20-10.45                                                                       Время на размышление – 30 секунд. Если ответ команды неверен, то право ответа переходит к соперникам. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

4 конкурс «Ты мне, я тебе».                                                                                 В ходе этого конкурса команды отвечают на вопросы соперников и задают свои вопросы по 3 каждой команде соперников. Время на размышление – 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1.Вспомните магическое заклинание кота Базилио и лисы Алисы.  ( Крекс, пекс, фекс.)

  1. Каким лекарством лечили Буратино и кто предложил его использовать? 

 ( Касторкой, Жаба.)

  1. Кто назвал Буратино «безмозглым, доверчивым мальчишкой с коротенькими мыслями» 

  (Черепаха Тортила.)

  1. Как назвали Буратино и его друзья свой новый театр? 

 ( «Молния».)

 

5.Чем лягушки в пруду хотели накормить Буратино?

  ( Дохлым жуком, стрекозиным крылышком, кусочком тины, зёрнышком рачьей, икры и гнилым корешком.)

 

  1. В каких преступлениях обвинили  Буратино сыщики?

 (В том, что он беспризорный, беспаспортный и безработный.)

 

5 конкурс «Капитан, капитан, подтянитесь!»

 В сказке очень много героев: и положительных, и отрицательных, и главных, и эпизодических. Сейчас ваша задача: узнать героя по краткой характеристике и вспомнить, как описывает автор внешность этого героя. (Капитаны по очереди вытягивают билетики с описанием героев): (1 бал)
1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб. (Шарманщик Карло.)
2. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через пороги и на улицу. (Буратино.)
3.Существо немного похоже на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: «Кри-кри, глядело выпуклыми, как из стекла радужными глазами, шевелило усиками». (Говорящий сверчок.)
4. Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска. (Арлекин.)
5. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)
6.Кудрявая хорошенькая девочка с хорошеньким приподнятым носи¬ком. (Мальвина.)
7. Длинный мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок. (Дуремар.)
8. Что было самым примечательным во внешности Карабаса-Барабаса? (Длинная борода).

 

6 конкурс «Домашнее задание»

Команда «Буратино» показывает инсценировку отрывка из сказки «Поле чудес», а команда «Золотые ключики»  сцену «На болоте».Пока команды готовятся игра конкурс с болельщиками«Ученье – свет!»
• Первая книга Буратино? (Азбука).
• В какое учебное заведение так и не попал Буратино? (В школу).
Какими науками занималась Мальвина с Буратино? (Диктантом, арифметикой).
• Чем намеревался Буратино писать диктант? (Носом, сунув его в чернильницу.)
• Кому Буратино не хотел отдавать яблоки в задачке? («Некту», в задаче говорилось «Некто взял у вас два яблока»).
• Какое предложение должен был написать Буратино? («А роза упала на лапу Азора»).
• Что интересного в этом предложении? (Это перевертыш, его можно читать и задом наперед).

Пока жюри подсчитывает баллы ВНИМАНИЕ на экран

(Показ буктрейлера книги юбиляры 80 лет  В.П.Беляев «Старая крепость» и В.П.Катаев «Белеет парус одинокий»

Подведение итогов

Награждение победителей и вручение подарков. (Звучит песня «Золотой ключик» (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина),показывается презентация с рисунками детей.)

 

«Тайна золотого ключика»: конкурс знатоков сказки или  «Литературный КВН»  (для учащихся 5-6 классов)