автор: Больбат Александр Анатольевич
преподаватель
ГБПОУ СК «Кисловодский медицинский колледж»
Ценностные принципы социально – гуманитарного познания и национально-культурные задачи в современной системе образования РФ
ЦЕННОСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНО КУЛЬТУРНЫЕ ЗАДАЧИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Больбат Александр Анатольвич
преподаватель обществознания
Современное информационное общество характеризуется тем, что информация стала основным ресурсом, влияющим на различные сферы жизни общества – от политики и экономики до культуры и образования.
Проблема гуманитаризации образования связана с тем, что она напрямую перекликается с задачами, стоящими перед российским образованием и отраженными, в частности, в Стратегических приоритетах в сфере реализации государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 N 1701) в условиях современной культуры.
Главными педагогическим идеями в истории развития образования были стремление научить учеников самостоятельно рассуждать и мыслить, индивидуальное развитие способностей и склонностей, уважение личности учащегося, что находит отражение в тенденциях развития современного образования.
Современное информационное общество характеризуется динамичными изменениями в экономике, политике, культуре, в отношениях между обществом и личностью, обществом и государством. Об индустриальном обществе как информационном стали говорить, фактически, в связи с развитием компьютерных технологий. Проблемная ситуация сформировалась сразу: человек, как творец информационной культуры и информации как таковой, оказывается зависимым от нее и от средств ее передачи в обществе. Под воздействием этих перемен образование как часть социальной системы перестраивает свою структуру, содержание и направления развития. С позиции именно такого понимания роли образования особую значимость приобрела проблема гуманитаризации образования, способствующая преодолению односторонности и фрагментарности подготовки специалистов, расширению их культурного кругозора, становлению и развитию гражданской позиции и профессионально-творческой деятельности по окончании учебного заведения.
Цели и ориентация отечественного образования на формирование «человека культуры» и критически мыслящую личность также обусловливают необходимость принципиально иного подхода к подготовке специалиста в социальном пространстве постинформационной культуры.
В этой связи необходимость гуманитаризации как особой «технологии», как психолого-педагогического механизма воплощения гуманистических идей в педагогическом процессе в условиях постинформационной культуры еще более актуализируется.
28 ноября 2023 г. В.В. Путин сказал: “На Западе сейчас практикуют не только политику культуры отмены, но и фактически отмену гуманитарного образования. В результате примитивными становятся и культура, и образование».
Сегодня мы существуем в рамках эпохи, в которой происходит стремительное развитие информационных компьютерных технологий, при помощи которых обучающиеся имеют возможность без промедления извлекать любую информацию и расширить содержание учебного материала. В наши дни, вследствие использования современных технологий, у обучающихся не существует никаких затруднений для получения любой информации. Но, научить обучающегося самостоятельно думать, используя такие логические операции, как сравнение, анализ, синтез и делать индуктивные и дедуктивные выводы не сможет ни одна современная компьютерная технология. В современную эпоху перед преподавателем стоит задача, состоящая в создании среды, обеспечивающей максимальное развитие собственного творческого потенциала обучающегося и его обучения навыкам активного автономного поиска требующихся знаний.
Благодаря современным технологиям, обеспечивающим моментальный доступ к необходимой информации, у обучающихся не возникает никаких проблем с получением ответов на поставленные вопросы. Но, регулярное использование цифровых гаджетов ухудшает их способность к непосредственной аргументированной коммуникации, и главные сложности при этом возникают как при выработке собственной позиции, так и в ее отстаивании с помощью доказательства.
Процесс гуманитаризации современного образования как раз и направлен на прививание учащемуся навыков самостоятельной мыслительной деятельности. В процессе преподавания дисциплин и, в первую очередь – гуманитарных, педагог выступает в качестве организатора взаимодействия обучающихся в познавательном процессе и при этом, сознательно генерирует такие ситуации, при которых у каждого имеется право на высказывание своей собственной точки зрения.
В концепции развития российского образования в качестве одной из задач провозглашается формирование у обучающихся нестандартного критического мышления и способности к поиску взвешенных решений, которые основаны на сформированных умениях самостоятельного исследования окружающей действительности.
Итак, в современном постинформационном обществе наблюдается тенденция, связанная с необходимостью развитии у обучающихся навыков самостоятельной эвристической деятельности. Она напрямую связана с проблемой сохранения уникальности и самобытности российского социокультурного пространства. Необходимо установить прочную связь процесса обучения с размышлением, которая в сочетании с воспитанием будет способствовать не только формированию высоких нравственных качеств и идеалов, но и углублению знаний.
Выпускник учебного заведения должен мыслить самостоятельно, иметь способность заметить трудности, возникающие в реальной действительности и находить способы их рационального преодоления и ясно осознавать, в какой ситуации каким образом можно применить приобретенные им знания в окружающем мире. Задачей современного педагога является создание условий, которые позволяют личности обучающегося развивать собственные интеллектуальные способности и формировать навыки критического мышления.
Критическое мышление является одним из видов интеллектуальной человеческой деятельности, который характеризуют высокий уровень восприятия и понимания, объективность подхода к окружающему индивида информационному полю. Мыслительный процесс начинается при возникновении задачи или проблемы, которая не имеет стандартного способа решения. При возникновении стремления что-либо понять, в чём-либо разобраться, можно вести речь о собственно «мышлении».
В современной социокультурной ситуации отчетливо проясняется необходимость изменения стратегии «классического» преподавания. При этом, основная сложность состоит в том, что современных обучающихся крайне сложно вызвать на диалог, они напротив желают получения готовых знаний без приложения особых усилий для их усвоения.
С целью активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, необходимо использование широкого спектра как организационных, так и дидактических средств. Поэтому, при проведении занятий также необходимо учитывать ряд особенностей современных обучающихся, которым довольно сложно продолжительный период времени заниматься только одним видом деятельности. На занятиях необходимо использование разнообразных видов учебной работы, таких, как беседа, дискуссия, демонстрация слайдов и видео, интерактивные задания, работа в малых группах. Безусловно, на стадии подготовки, это требует от преподавателя довольно трудоемкой работы, но результат этого стоит. Ведь целью преподавателя является создание комфортных условий обучения, при которых обучающийся может почувствовать свою интеллектуальную состоятельность и успешность, что делает сам процесс обучения гораздо продуктивней.
Для достижения этих целей в наши дни является обязательным широко использовать информационные и мультимедийные технологии. Приемы и методы использования мультимедиа на занятии различны, но при их использовании выполняется главная задача – сделать занятие интересным. Преимущество подобных занятий состоит в повышении качества процесса обучения через новизну деятельности.
Ключевую роль в развитии критического мышления обучающихся в современной культурной ситуации играют интерактивные упражнения, которые помогают вовлечь обучающихся в изучение темы, проверить имеющиеся знания и произвести их закрепление на практике. Для создания и использования подобных упражнений сегодня используются различные сервисы, в которых можно найти обширную библиотеку уже готовых упражнений. Материалы разделены по дисциплинам, отдельным темам и соответствуют различным уровням образования – от дошкольного до профессионального.
Использование заданий, которые предназначены для поддержки процесса обучения с помощью интерактивных упражнений является эффективным как при закреплении материала, так и во время лекционного занятия. Основная идея интерактивных заданий, заключается в том, что обучающиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к определенной учебной дисциплине.
Как на лекционных, так и практических занятиях также целесообразно использовать прием работы в малых группах, который дает всем обучающимся возможность участвовать в учебном процессе и направлен на развитие их критического мышления – групповая работа с так называемой «ПОПС – формулой», что помогает обучающемуся выстроить чёткий и аргументированный ответ, который содержит и его собственное мнение, и ряд объективных фактов. Подобная форма обучения чаще всего используется при проведении работы с «малыми группами». Групповая деятельность обучающихся в познавательном процессе, освоении учебного материала означает, что каждый из участников группы вносит в данный процесс свой персональный вклад, при этом происходит живой обмен информацией, мнениями и идеями. Данный прием позволяет в кратком выступлении, которое состоит из четырех-пяти суждений, четко заявить свою позицию, привести только один аргумент, который является корректно сформулированным и проиллюстрированным, а в выводе подтвердить верность своей позиции.
Представленный прием является замечательным инструментом в построении дискуссии. С его помощью можно выстроить выступление в краткой, лаконичной, аргументированной форме, прийти к соответствующему выводу, что, несомненно, вызывает интерес у одногруппников и является побуждающим мотивом к аргументированному спору.
В современных социокультурных условиях огромного количества в сущности бесполезной и бессистемной информации, эффективным и высокотехнологичным приемом для ее анализа, синтеза, обобщения и рефлексии является синквейн. Он заставляет учащегося находить в информации наиболее важные элементы, делать умозаключения и формулировать их в краткой форме. К тому же, синквейн представляет собой форму свободного интеллектуального творчества. Благодаря этому, в данном приеме наблюдается гармоничное сочетание всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Все это, безусловно, является основополагающим в процессе формирования учебно-познавательных компетенций.
Синквейн является концентрацией информации, чувств, ассоциаций. С его помощью можно достичь сужения оценки событий и явлений, выражения собственной позиции в освещении события, факта, предмета. Грамотно составленный синквейн носит ярко выраженный эмоциональный оттенок, что также немаловажно в процессе обучения.
Методика интеллектуальной провокации также традиционно применяется в преподавании социально-гуманитарных дисциплин. Она направлена на аудиторию, которая склонна к интеллектуальным затруднениям и восприимчивую к стандартным идеям, что в целом характерно для информационной культуры. Сущность данного метода заключается в том, чтобы неожиданным, вызывающим высказыванием заставить обучающегося усомниться в мнимом знании и вызвать в нем интеллектуальный отклик. Для эффективности, интеллектуальная провокация должна затрагивать такие предметные области бытия человека, которые потенциально касаются экзистенции современного молодого человека, каковым является обучающийся. Как уже упоминалось выше, центральными элементами данного метода, являются:
– вызов устоявшемуся мнению;
– неожиданность провоцирующего высказывания.
В завершении занятия полезно провести так называемую «рефлексию», во время которой каждый обучающийся выражает свое мнение о том, что дало лично для него данное занятие касательно как получения новой информации, так и в собственной самооценке. С педагогическим опытом приходит осознание того, что рефлексия в значительной степени помогает преподавателю в процессе занятия отмечать, какой материал был понятен, а что требует доработки. Стоит помнить и о том, что рефлексия представляет собой то «новое», к которому устремляется современная педагогика – «учить учиться». Рефлексия помогает обучающемуся не только осмыслить пройденный материал, но и сформировать логическую цепочку, произвести систематизацию полученного опыта и сделать сравнение своих успехов с достижениями других обучающихся.
Итак, хочется выделить ряд основных преимуществ, которые достигаются в результате применения вышеуказанных интерактивных приемов на учебных занятиях:
– при воспроизведении учебного материала, обучающиеся гораздо лучше и на более длительный срок запоминают его, а с помощью оценивания их работы, возможно понять, что они усвоили, а что нет по данной теме;
– предоставляемая информация становится более понятной при обратной связи обучающихся с преподавателем;
– между преподавателем и обучающимися появляется взаимодействие, при котором преподаватель не только осуществляет анализ деятельности обучающихся, но и сами обучающиеся начинают вести себя по-другому и не желают находиться в роли пассивных слушателей, что улучшает и ускоряет образовательный процесс.
Во время использования на занятиях интерактивных методов, обучающиеся подсознательно расположены к диалогу и не опасаются того, что их будут опрашивать и оценивать. Это делает атмосферу на занятии более раскрепощенной и предоставляет возможность для активизации учебного процесса.
При этом, интерактивное занятие должно быть организовано таким образом, чтобы исключить возможность «отсидеться» отдельной категории обучающихся, а включить их в общий рабочий процесс, и тем самым предоставить возможность ощутить собственную значимость.
Современные компьютерные технологии представляют собой крайне эффективный инструмент, но они являются лишь инструментом. Современные технологии не предназначены для замены педагога. Скорее, идея заключается в создании такой среды обучения, которая позволит переключить организацию учебного процесса с «театра одного актера» на сотрудничество и продуктивную совместную учебную деятельность.