автор: Бондина Ольга Сергеевна
Воспитатель БДОУ города Омска “Детский сад №77”
“Проблемы развития речи дошкольников”
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»
К.Д.Ушинский
Что такое речь? В толковом словаре С. Ожегова, «Речь – это способность говорить»[1]. Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам ребенка дошкольника относится: восприятие, память, мышление, речь, воображение. По данным Л.С.Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова[2, с. 65].Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.
Работая в детском саду воспитателем уже 10 лет, я проводила диагностику по развитию речи. После подведения итогов я обратила внимание на то, что уровень детей по речевому развитию с каждым набором становится чуть ниже предыдущих показателей. Тогда я решила попробовать выявить наиболее актуальные проблемы развития речи дошкольников. На базе учреждения провела анкетирование родителей. На основании результатов я пришла к выводу, что все родители считают речь важным компонентом при развитии ребёнка. Но большинство родителей не задумываются о том, как её развивать. Почти все родители убеждены в том, что дети начнут говорить, когда придёт время. Некоторые родители отметили, что нужно читать детям и заучивать стихотворения для развития речи. Ещё часть ответили, что с детьми нужно разговаривать. Многие родители отметили, что дети больше интересуются гаджетами нежели книгами. Исходя из анкетирования, я отметила наиболее актуальные проблемы.
1) Повышенная занятость родителей – многие родители работают до позднего вечера, а когда все собираются дома, то приступают к домашним обязанностям. Проще включить мультфильм, чем прочитать книгу.
2) Экранная зависимость детей (вытекает из первой проблемы). Раньше, дети играли во дворе с друзьями, а теперь детям больше нравится пользоваться современными техническими средствами – компьютерами, планшетами. Им не нужно подбирать слова, чтобы поиграть со сверстниками, намного легче играть в виртуальные игры, где не нужно вести диалог. Дети смотрят мультфильмы по сказкам, а раньше их читали в оригинале. Я считаю, что современные дети не понимают ценность книги. А где как не в книге мы сможем увидеть красоту описанной автором природы, почувствовать слово автора, представить внешний вид и одежду героев?
Я считаю, что нужно детей научить ценить книгу, её содержание. Поэтому, решила развивать речь дошкольников через восприятие художественной литературы в совместной работе с родителями. Таким образом, будем развивать речь и одновременно прививать интерес к литературе. А родители полноценные участники воспитательного процесса.
Всю работу я разделила на три категории.
Первая категория – работа с детьми. А именно, непосредственно – образовательная деятельность по развитию речи, заучивание стихотворений А.С. Пушкина, Плещеева, В. Орлова, А. Барто, В. Маяковского, С. Есенина и потешек по программе и по возрасту. Заучивали чистоговорки, скороговорки. Проводилась индивидуальная работы по звуковой культуре речи, артикуляционная гимнастика. Участвовали с детьми в конкурсах чтецов не только на базе учреждения, но и на городских этапах. Разучивались новые пальчиковые игры. Играли в театрализованные игры, сюжетно – ролевые, игры – драматизации, дидактические игры. Проводились беседы, ситуативные разговоры «Для чего нужны нам книги», «Что такое библиотека?», «Моя любимая сказка» и т.д.
Вторая категория – работа с родителями. Для родителей устраивались консультации: «Какие книги читать детям четырёх лет», «Как научить ребёнка слушать», «В какие игры можно играть по дороге в детский сад», «Куда сходить с ребёнком в выходные» и мн. др. Устраивались мастер классы «Заучивание стихотворений по мнемотаблицам», «Пальчиковые игры для дошкольников», «Изготовление дидактического материала для развития речи». На родительском собрании родители изготовили нетрадиционные атрибуты для развития мелкой моторики – шарики с различными крупами, ёжики из паралона, принесли для уголка ракушки, камушки и различные по текстуре ткани и т.д. Родители сшили костюмы для героев сказок, изготовили маски, атрибуты к играм
Третья категория – совместная работа с детьми и родителями. Здесь я внесла в свой план посещение библиотек, музеев, театров.
Моя работа направлена на то, чтобы родители знали, чем занять своего ребёнка, какие книги ему читать, какие стихотворения с ним учить, в какие игры с ним играть. Хочется, чтобы родители смогли уделять больше времени своему ребёнку с пользой для его развития.
Я убеждена, что только в совместной работе с родителями мы сможем достичь максимального результата.
Список используемой литературы
- Ожегов С.И. «Словарь русского языка», Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.