автор: Бруслов Игорь Александрович
педагог- психолог
МБОУ «Специальная(коррекционная) школа № 18», г. Новый Уренгой
Эмоционально безопасные принципы разработки алгоритма включения педагогических сотрудников в сопровождение родителей как участников воспитательно – образовательного процесса.
Эмоционально безопасные принципы разработки алгоритма включения педагогических сотрудников в сопровождение родителей как участников воспитательно – образовательного процесса.
Бруслов Игорь Александрович,
педагог-психолог,
МБОУ «Специальная(коррекционная) школа № 18»,
г. Новый Уренгой
Аннотация
В статье рассмотрены пути преодоления препятствий, возникающих при работе по удовлетворению потребностей семей, имеющих в своём составе детей с ОВЗ и инвалидов. Предложенные методы работы могут быть использованы при формировании стратегии психолого-педагогического сопровождения специалистами социально-психологических служб, а так же при точечной коррекционной работе педагогических сотрудников и узких специалистов дошкольных учреждений, массовых и специальных школ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, консультативная работа, гуманистический мотив, психоэмоциональный ресурс, концепция «реалистичного мира», образ комфортного человека.
В нашем обиходе существует множество способов наладить и укрепить отношения с окружающим миром путём формирования надежной эмоциональной связи с сородичами. Наряду с явными плюсами развлекательного общения, возможность эффективно позвать на помощь и своевременно получить ее позволяет успешно выполнить ряд хозяйственно – бытовых задач, а порой и выжить. В случае возникновения непонимания или даже частичного разрыва связи социальный инстинкт будет толкать нас на решение коммуникативных проблем. Мы подчинимся и бросим туда все силы, неосознанно концентрируясь на негативных последствиях, и, от того, стараясь еще сильнее.
Сталкиваясь с препятствиями, по определению непреодолимыми, даже морально стойкий и собранный человек рискует начать зацикливаться на них. Не найдя решения, он начинает вытеснять из области осознанного целые блоки фактов и важной информации. Так работает древнейший из психологических механизмов защиты нас от самих себя. Непомерно разрастающиеся тяжелый эмоциональный фон становится неумолимым спутником хронических проблем со здоровьем, воспринимаемых нами в качестве явной и однозначной несправедливости.
Выдерживая подобное давление и, не имея возможности полноценно реализоваться в стадии реагирования, человек превращается в заложника дизадаптивного состояния, становясь вечной жертвой или неугомонным охотником в погоня за неуловимой добычей. Зачем тащить на себе, если можно толкать перед собой, найти того, кто будет толкать за тебя или обосновать ненужность каких – либо действий.
Фиксируя подобные состояния у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, которые обучаются по адаптированной образовательной программе, педагогические сотрудники школы обязаны, осознавая всю меру ответственности и важности, тонко дозировать допустимую безопасную степень влияния. Подобная эмоционально-интеллектуальная точность в сочетании с поддержкой и принятием позволит если не полностью локализовать последствия дезадаптивных состояний, то замедлит их распространение в структуре личности родителей.
Все утверждения, выводы и примеры, приведенные далее, являются следствиями анализа практического опыта, применения общеизвестных методов психологического консультирования на практике. Дополнение и адаптация алгоритма консультативной работы – это неотъемлемая часть его индивидуализации в каждом отдельном случае использования. В данной работе он будет приведен в общем виде, со многими допущениями и пренебрежениями, смешанными состояниями, особо сложными поведенческими последствиями и формами реагирования консультируемых.
В качестве основной цели стоит воспринимать желание автора обобщить и назвать события, встречаемые в работе педагогических сотрудников, сделав их (события) доступнее к осмыслению, а так же устранить возможные тактические препятствия к своевременной и методически выверенной реакции на них.
Будь с собой в ладах или -Ваш универсальный инструмент.
Маловероятно, что нам когда – либо удастся воплотить в жизнь образ мастера своего дела, далекого от подготовительных навыков и целиком сконцентрированного на самом процессе профессиональной деятельности и качестве ее продукта. Подобно тому, как хороший художник умеет самостоятельно смешивать краски, понимает что такое пропорции и соблюдает перспективу, сотрудник службы психологической помощи обязан регулярно проводить ревизию своих коммуникативных навыков и знать актуальный уровень своих эмоциональных компетенций, социально пригодных умений, развивать и поддерживать их.
Воспринимая свое внутреннее пространство как универсальный рабочий инструмент, представитель социально –психологической службы школы сможет не просто удержать себя в ресурсном состоянии, но и успешно сместить акцент в деятельности с цели на процесс. Так как воздействие на себя изнутри, самовоспитание и работа с осознанностью, не требует особых внешних условий и делает прогресс возможным практически в любой момент времени, равно как и подведение позитивных итогов, работу над ошибками, получение обратной связи.
Тогда и только тогда решения начнут приходить сами собой для тех, кто в них нуждается, при минимальном расходе физических сил и эмоциональной энергии со стороны курирующего специалиста.
В тех же случаях, когда консультативная работа и мероприятия по сопровождению представителей ребенка требуют некого плато: совмещение внимания и принятия со способностью оставаться на месте, предоставить такую возможность и испытать «гордость за то, что невредим», существенно проще,если твоя мотивация в меньшей степени зависит от внешних показателей результативности труда.
За основную цель в подготовке специалистов, сопровождающих родителей детей с ОВЗ, автор предлагает принять осознанный переход от инстинктивного желания оказать помощь к формированию помощи как профессионального навыка, творческого естественного процесса, обогащенного гуманистическим мотивом и желанием, сохранить и приумножить психоэмоциональный ресурс родителей, а уже потом осуществить их переход на функционально более приемлемый уровень.
Не все то золото что блестит.
Признаем мы это или нет, но гордого звания «специалист» порой недостаточно для того, чтобы построить эмоционально-безопасную, стабильную коммуникацию, основанную на доверии. Люди не склонны доверять статусу, не подкрепленному личностными качествами, не выраженными в действиях. Даже если нам кажется, что в роли педагога мы вы глядим и звучим собрано, естественно и свободно, наши внутренние противоречия, пусть и мало заметные, все равно найдут выход в языке тела и общем посыле. В качестве основного направления в подготовке себя, как основного ресурса психолого-педагогического сопровождения, автор предлагает рассмотреть принятие концепции «реалистичного мира», как фактора образования суждений в оценивании задач на разных этапах. Это позволит эффективно препятствовать идеализации профессиональных стремлений, одновременно смещая акцент мышления в область фактической нейтральности жизненных обстоятельств и их последствий. Прекратив попытки подогнать рабочий процесс под контролируемый сценарий – значит избежать иррационального состояния, вызванного крахом ожиданий, потерей мотивации и возникновения сомнений в своей профессиональной пригодности. В противовес слабо-контролируемым событиям, таким, как внешнее оценивания вашей деятельности, ее результативности и интенсивности, стоит формировать и поддерживать союзы с единомышленниками из педагогической среды, основываясь на принципах нелинейного взаимодействия, то есть практически без опоры на формальный авторитет. Продуктивность таких союзов будет выражаться в росте их регулятивной и информационной функциях, являющихся вспомогательными факторами, облегчающими становление молодых специалистов и профилактикой эмоционального выгорания их заслуженных коллег.
И лишь когда мы сделаем достаточно, чтобы обезопасить себя, создав когнитивный, эмоциональный и методический ресурс, безопасный переход к алгоритмизации непосредственной работы по сопровождению становится возможен. Его реализация будет проходить умеренной, чуткой и непринужденной манере.
Алгоритм консультативной работы, представленный в этой статье, может и должен быть изменен в каждом индивидуальном случае. В противовес желанию оказать помощь и «позитивное» влияние на кого то, кто, по нашему мнению, в этом нуждается, рациональные основания подсказывают нам отодвинуть этот процесс на второй план для получения доверительного контакта.
В таком случае нам станут доступны истинные мотивы родителя, достоверные события его жизни, правдиво отражающие причины переживаний, дающие возможность строить предположения, а не гадать.
Мы, прежде всего, должны умерить пыл самоуверенного спасателя, проверять кажущуюся правильность действий, безусловность и безотлагательность выводов. Все это не должно мешать чуткости, умеренности и тонкости в работе по построению первичного контакта. Руководствуясь принципом: «Не убеждай, не агитируй, не мотивируй!», стоит, прежде всего. вспомнить о наблюдении, как об основном орудии педагогики, применимом не только в работе с детьми, но и в контакте с их представителем. Родственные связи родителей и их детей проявляются во многом, в том числе, и в ролевых сценариях, поведенческих паттернах и характерных эмоциональных реакциях. Сложно опровергнуть важность подобной информации, собранной в консультативной работе с родителем, как фундамента в познаний и угадывании потребностей детей.
Исследование чувствительности родителя к безопасности во время консультативной работы позволить сделать первичные предположения об его уровне эмоционального интеллекта, общей адаптивности и устойчивости к стрессу. Подобную работу проще и безопаснее всего проводить, анализируя бессознательные телесные реакции родителя, параллельно осуществляя привычные действия ничем не примечательные и не требующие глубокой эмоциональной работы со стороны специалиста (при составлении социальной карты, в ходе проведения анкетирования, обсуждая режимные моменты в работе школы). Закрытость позы родителя, отрывистость его движений и наличие предметов щитов, может навести нас на определенные выводы о потребностях в более тонкой настройке контакта, а значит, в его эмоциональной уязвимости. Что незамедлительно должно отразиться на том количестве запланированного участия всей семьи в таких процедурах, как адаптация ребенка, решение спорных ситуаций с педагогами, участие в культурно массовых мероприятиях. Приходить к активности родителей постепенно стоит еще и потому, что человек, к кому бы я обратился за помощью – это не просто один или несколько персон, работающих в сплоченной команде. В рамках терапии это, скорее, внутренний образ для каждого из сопровождаемых, начинающий существовать с момента первой свободной минуты, первой улыбки, первых слез счастья.
Комфортный человек или профессионал?
Собирательный образ комфортного человека и (или) грамотного психолога-профессионала содержит в себе описание ряда установок, различимых в спектре от «для галочки» и до «действительно верит в то, что делает». В основе обязательных эмоционально интеллектуальных умений стоит разместить доступность, основанную на честности как специалиста с самим собой, так и с родителем, выступающем в качестве сопровождаемой стороны. Именно доступность и безусловная честность позволят признаться, к примеру, в отсутствии свободного времени и сил для проведения консультации, запланированной встречи или тренингового мероприятия. Чем чаще «высококлассный специалист» скрывает истинное положение вещей по части собственных возможностей, ресурса и настроения, тем неестественнее он будет звучать и действовать.Подмена доверия трудовой вымученностью и долговыми обязательствами рано или поздно станет не просто достояние коллег, совместно проводящих перерывы. Принужденность не лучший союзник в работе с родителями и представителями детей. Внезапный отказ от работы с их стороны или невозможность развивать успех – вот лишь малая часть накопительного эффекта : сильнее лжеца будет осмеян правдоруб, сам не следующий своим советам. Безопасность наряду с большинством потребностей физического порядка, в наше время принято считать вопросом положительно решенным. И это действительно так: дикие звери не гуляют по улицам, разбойничьи банды не грабят хозяйственные обозы. Но кто занят безопасностью эмоциональной? Пассивной агрессией, склонностью к манипуляциям, привычкой подловить в разговоре? Это стало обыденностью для нас, способом проявить инициативу, интеллектуальное превосходство, право вынести финальное экспертное – авторитетное мнение. Привычки подобного рода встречаются в среде сотрудников служб психологической помощи намного чаще, чем хотелось бы. Они были и остаются людьми, подверженными последствиям эмоционального выгорания и профессиональной. Для них работа по осознанному использованию эмоций, неизбежно возникающих в ответ на действия собеседника, требует не просто зазубривание предпочтительных словесных связок и правил внимательного слушания. Глубокая проработка своей эмоциональной памяти и как, следствие, отсутствие спусковых крючков, является непременной зоной ответственности для каждого, кто хочет не просто демонстрировать включенность и профессионализм. Идти на безопасное сближение, а порой, и требуемые контролируемые провокации, можно, лишь имея достаточный уровень уверенности в самом себе, в своих истинных мотивах контакта, не вступающих в противоречие с жаждой эмоциональной мести. Так создается изолированное от случайностей и естественное коммуникативное терапевтическое пространство, делающее возможным оживление самых сложных событий в обстановке принятия, своевременного и достаточного для них. Это укрепляет связь и дает опыт позитивного взаимодействия.
Я ваш временный психолог или Почему не стоит быть «отчасти в теме»?
Постоянство в контакте с разбираемым вопросом не просто условный нормативный пункт. Его отсутствие невозможно компенсировать за счет энтузиазма, активности и всепроникающего позитива. Речь так же идет не о совокупности потраченного времени: оно далеко не всегда равно полученному устойчивому результату. Именно постоянство включенности и истинной заинтересованности, вызванных глубоким ценностным ориентированием, играет роль в формировании доверительного контакта между специалистом и сопровождаемым представителем ребенка. Искра, зажечь которую способно лишь душевное пламя, никогда не произойдет от тлеющего огонька формального участия.
Поддержка и принятие, осуществляемое на основе ценностных ориентиров специалиста службы психологической помощи, отвечает стандартам центральной идее профессиональной деятельности любого психолога, педагога или социального работника: трудовая жизнь есть продолжение осознанной жизни общественной. То, что социально приемлемо выдавать за поддержку, помощь или принятие, не принесет положительного эффекта, если реализуется только согласно профессиональному правилу.
В реальности родителям требуется не просто быть выслушанными. Не лицеприятная, эмоционально перегруженная информация, может буквально жаждать выхода и встречая в ответ лишь директиву и условия делового общения, будет возвращена назад, на более глубокие уровни мышления и восприятия. Вызванные таким образом внутренние противоречия и переживания накапливаются в ожидании горестной развязки в форме конфликтов, ухода от взаимодействия, непонимания и немой отупляющей злобы.
Простая внимательность к таким «мелочам» в расписании родителя, как невосполнимость времени, приоритеты в виде трудовой деятельности и хозяйственного расчета, первичные потребности, позволяет приблизиться к той форме помощи, которая может и не решает проблемы напрямую, но вооружает родителя на самостоятельную борьбу с ними.
Даже тем из нас, кто каждый день не имеет дело с грузом нерешаемых препятствий стоит знать, что быть раздраженным, не испытывать наслаждения и радости каждый момент времени, ворчать и выражать недовольство -это вполне объяснимоесостояние, работа с которым не должна сводиться к сокрытию и подавлению.
Помочь родителям осознать, что существенно поднять качество жизни возможно, освободившись от самоистязаний, по мнению автора, сможет только тот, кто предоставит различимый личный пример, выраженный в деятельности и рациональном подходе к собственной профессиональной жизни.
Список литературы:
- Основы, принципы и методы системы воспитания и обучения Сухомлинского. Педагогика доброты и человечности (по трудам В.А. Сухомлинского), – М.: Амрита-Русь, Серия «Антология гуманной педагогики», 2023г.,-240 с.
- Дробышевский С. В. Антропогенез, – М.: Модерн, 2017 г.-168 с.
- Токсичный позитив. Как перестать подавлять негативные эмоции и оставаться искренними с собой, Гудман Уитни; пер. с англ. А. Лаировой., -М.: Издательство МИФ, 2023 г.-288 с.