автор: Брюханова Татьяна Геннадьевна
учитель музыки
Государственное бюджетное учреждение «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» ОСП «Марьино»

О духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

«Комплексный реабилитационно-образовательный центр»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Статья


«О духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки»

подготовила 

учитель музыки

   Брюханова Татьяна Геннадьевна

г. Москва
2025

Аннотация. В статье рассматриваются методические приемы и педагогические стратегии, направленные на использование музыкального материала как инструмента духовно-нравственного воспитания. Подчеркивается важность подбора репертуара, отражающего общечеловеческие ценности, такие как доброта, милосердие, справедливость и патриотизм. Анализируются возможности использования различных видов музыкальной деятельности, включая пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игру на музыкальных инструментах, для формирования позитивных нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья.  

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, музыка, ограниченные возможности здоровья, дети, уроки музыки, музыкальные инструменты, пение, музыкальная терапия. 

 

В современном обществе проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стоит особенно остро. В эпоху глобализации, информационного перенасыщения, крайне важно уделять внимание формированию у детей устойчивых моральных ориентиров, чувства патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны и мира. Особенно актуален этот вопрос при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [4], поскольку они в большей степени нуждаются в поддержке и помощи в адаптации к социуму, формировании позитивной самооценки и развитии личностного потенциала. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – это процесс, требующий особого подхода, учитывающего индивидуальные потребности каждого ребенка. В основе успешного обучения лежит понимание специфики нарушений развития, создание адаптированной образовательной среды и применение эффективных педагогических технологий. 

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс, направленный на формирование системы ценностей, убеждений и личностных установок. Воспитание пронизывает практически все сферы жизни человека.  В основе духовно-нравственного воспитания «ядром» являются компоненты духовности и нравственности. Духовность – это совокупность ценностей, способствующих положительному влиянию на внутренние ориентиры личности. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова даётся следующее определение: «Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». Нравственность – это практическое проявление духовности. Компонентами нравственности являются моральные нормы и правила, которыми руководствуется человек. Основной целью духовно-нравственного воспитания является формирование гармонично развитой личности [7]. Задачи духовно-нравственного воспитания заключаются в формировании ценностных ориентаций, развитии моральных качеств, формировании культуры поведения и развития духовного потенциала человека. 

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет музыка и музыкальное образование. Музыка способствует формированию моральных ценностей личности, через музыкальный и литературный текст, сюжетные линии, анализа лейтмотивов [1]. Например, патриотические гимны воспитывают чувство гордости за страну и народ, народные песни передают мудрость поколений и традиций, религиозные песнопения укрепляют веру и духовные принципы. Музыка способна вдохновить на благородные поступки, пробудить сострадание, сформировать активную гражданскую позицию. Она становится своеобразным нравственным компасом, указывающим путь к добродетели и духовному совершенству. Музыка, как вид искусства, обладает уникальной способностью воздействовать на эмоциональную сферу человека, пробуждать чувства и переживания, формировать эстетический вкус. Благодаря своей выразительности и универсальности, музыка способна преодолевать языковые и культурные барьеры, объединять людей разных возрастов и национальностей. В процессе обучения музыке у детей формируется чувство прекрасного, которое является эстетическим качеством личности человека. Музыка способствует развитию эмоционального интеллекта, который играет важную роль в межличностном общении, успешной адаптации в обществе и формировании гармоничной личности. 

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода, учитывающего их индивидуальные особенности, образовательные потребности и возможности [3]. При организации уроков музыки необходимо создавать благоприятную, поддерживающую атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверенно. В процессе обучения музыке детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке используются различные методы и приемы, направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка. Очень важно выстроить урок так, чтобы в него входили все необходимые виды деятельности, способствующие коррекции имеющихся нарушений и дальнейшему развитию каждого ученика. Основой урока является слушание музыки, для которого существенной составляющей будет подготовка и подбор музыкальных произведений, отражающих различные нравственные категории. В структуру урока должны входить пение, игровое музицирование, изучение музыкальных форм и жанров. При анализе музыки с обучающимися желательно обсуждать чувства и эмоции, которые она вызывает, делиться впечатлениями. Необходимая часть урока музыки в коррекционном образовательном учреждении – пение, исполнение песен [8]. Чтобы положительно влиять на формирование внутреннего мира детей и личностных компонентов обучающихся, содержание песен должно включать в себя характеристику человеческих ценностей, любовь к Родине, уважение к старшим, дружбу и взаимопомощь. Для выражения эмоционального содержания музыки музыкальный материал песни можно интонировать, используя танцевальные движения. Это также развивает координацию и чувство ритма. Умение работать в коллективе, постигать азы общения осуществляется благодаря совместной игре на музыкальных инструментах. Игра на простых музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, даёт заряд бодрости. Творческая деятельность на уроке музыки должна быть направляема учителем с целью решения необходимых тематических задач. Создание собственных музыкальных композиций, рисунков, стихов на темы духовных и нравственных ценностей способствует полноценному развитию. Отметим из практического опыта работы и наблюдения за личностным ростом детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), обучающихся в реабилитационном центре, что дети с ДЦП в ходе музыкального образования успешно развиваются и социализируются. Их духовно-нравственные, эстетические, личностные, патриотические качества оцениваются на достаточно высоком уровне. Данное предположение обоснованно рядом эмпирических и экспериментальных исследований. 

  На современном уроке музыки применяются мультимедийные технологии. Просмотр видеороликов, прослушивание аудиозаписей, использование интерактивных игр и приложений применяют для развития музыкальных способностей и расширения кругозора.  Некоторые дети чрезмерно увлекаются фантастикой, смотрят фильмы ужасов, многие познавательные, необходимые для воспитания музыкальные фильмы им не известны. Создать образовательное пространство, несущее духовно-нравственные идеалы, основная задача учителя музыки.  

При выборе музыкального репертуара для уроков музыки с детьми с ограниченными возможностями учитываются возрастные особенности детей, их музыкальные предпочтения и уровень развития.  В младшем школьном возрасте дети имеют повышенную восприимчивость, музыкальное обучение способствует формированию нравственного поведения.  В подростковом возрасте музыка помогает запустить процесс формирования гармоничной личности, высокого уровня ценностно-смысловой сферы. Важно подбирать произведения, отражающие различные жанры и стили музыки, а также произведения, связанные с историей и культурой России. 

Духовно-нравственное воспитание в процессе уроков музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя следующие аспекты:

  1. Знакомство с традициями народной культуры. Знакомство происходит, через осознание народных идеалов страны, восприятие музыкальных народных произведений в контексте духовной музыки. Для детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста на уроках музыки используются элементы народной песни и танца, устное поэтическое творчество, имитация среды бытования. Музыкальные примеры, «Во поле березка стояла», «Не летай соловей», «Калинка»;
  2. Развитие способности переживать музыке и человеку, через осознание радости и горя, отношения к жизни и взаимосвязь собственной жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и общечеловеческих духовных и нравственных ценностей. Основными музыкальными произведениями становятся произведения русских классических деятелей, а именно: «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром», П.И. Чайковский; «Симфония № 4», П.И. Чайковский; кантата «Александр Невский», С.С. Прокофьев; «Детский альбом», П.И. Чайковский; «Рассвет на Москве-реке», увертюра к опере «Хованщина», М.П. Мусоргский; «Ария князя Игоря», опера «Князь Игорь»,  А.П. Бородин;
  3. Развитие эмоциональной сферы. Для детей с ограниченными возможностями здоровья важны эмоции, так как развитие эмоциональной сферы влияет на общее развитии человека. Сегодня большинство специалистов-практиков считают, что музыка в контексте духовно-нравственного воспитания способствует развитию эмоциональной сферы за счёт формирования навыков образного мышления, расширения кругозора и духовных представлений [5]. Основными классическими произведениями для развития эмоциональной сферы на уроках музыки являются: «Утро», Э. Григ; «Аве Мария», Ф. Шуберт; «Элегия», И.С. Бах; «Сентиментальный вальс», П.И. Чайковский; цикл «Времена года», П.И. Чайковский. 

          На каждом уроке музыки звучит песня. Занятия вокалом полезны для здоровья, имеют терапевтическое воздействие. Музыкальная терапия помогает детям с ограниченными возможностями здоровья в реабилитации и социализации. Слушание и исполнение песен способно повлиять на настроение, изменить ощущения, эмоциональное состояние. Духовно-нравственное воспитание реализуется в музыкальной работе над песней в классе. В репертуар урока входят патриотически песни: «День Победы», «С чего начинается Родина», «Я люблю тебя, Россия»; песни о дружбе и любви («Улыбка», «Когда мои друзья со мной», «Дорогою добра»). 

Педагог играет ключевую роль в духовно-нравственном воспитании детей с ОВЗ на уроках музыки. Он должен быть не только профессионалом в своей области, но и обладать высоким уровнем эмпатии, терпения и понимания. Учитель музыки должен создавать на уроках атмосферу доверия и взаимоуважения, поддерживать инициативу и творческую активность детей, помогать раскрыть свой потенциал и поверить в свои силы. Эффективность духовно-нравственного воспитания на уроках музыки с детьми с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от взаимодействия педагога с семьей. Родители являются ближайшими и наиболее важными воспитателями ребенка, поэтому их участие в образовательном процессе имеет огромное значение. Следует стремиться к установлению доверительных отношений с родителями, информировать их о целях и задачах духовно-нравственного воспитания, знакомить с репертуаром и методами работы, а также учитывать их мнение и пожелания. Работа педагога и родителей позволяет создать единое воспитательное пространство, в котором ребенок чувствует себя окруженным заботой и вниманием, что способствует его гармоничному развитию.  Для достижения максимального эффекта духовно-нравственного воспитания на уроках музыки необходимо использовать комплексный подход, сочетающий различные виды деятельности и формы работы [2]. Помимо традиционных уроков, можно проводить тематические музыкальные вечера, концерты, конкурсы, экскурсии в музеи и театры, а также организовывать совместные проекты с другими образовательные учреждениями и организациями. Важно, чтобы все мероприятия были направлены на формирование у детей позитивных моральных качеств, развитие чувства патриотизма и гражданственности, а также приобщение к культурному наследию России.

Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания на уроках музыки с детьми ограниченными возможностями здоровья должна быть комплексной и включать в себя не только оценку знаний, но и оценку личностных качеств ребенка [6]. Внимание обращается на изменение в поведении, отношении к окружению, проявлении эмпатии и сочувствия. Так же для оценки можно использовать методы, такие как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ творческих работ и портфолио. 

Таким образом, духовно-нравственное воспитание на уроках музыки играет важную роль в формировании личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование разнообразных методов и приемов, адаптированных к особенностям детей, позволяет формировать у них чувство прекрасного, развивать эмоциональный интеллект, воспитывать любовь к Родине, уважение к культуре и истории своей страны и мира. 

 

О духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки

Следите за новостями в соцсетях

Вконтакте Телеграм Одноклассники

А также подписывайтесь на канал Научно-образовательный вестник «Pedproject.Moscow» в Telegram