автор: Буйских Светлана Александровна

учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 20 г.Белорецк Республика Башкортостан

Воспитательная программа “Мы-России сыны”

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Белорецк Республика Башкортостан

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Мы – России сыны»

на 2016-2020 уч.годы

Автор: учитель начальных классов Буйских Светлана Александровна

Программа рассмотрена на педагогическом совете школы

Протокол № 1 от 29.08. 2016 г.

Белорецк – 2016г.

Пояснительная записка

В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Заметным явлением в системе российского образования стал новый вид общеобразовательных программ – кадетское образование. Основными целями деятельности кадетского  объединения являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация  в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.  Кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей.

Приоритетными направлениями в программе содержания и воспитания обучающихся кадетских классов  являются:

– Военно-патриотическое воспитание;

– Формирование потребности в здоровом образе жизни;

– Художественно-эстетическое образование.

– Формирование духовно-нравственных качеств личности

Программа содержания и  воспитания ориентирована  на кадетов 4 класса,  учитывает их физиологические и психологические особенности.

В этом возрасте идет бурный, неравномерный рост и развитие организма. Происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Именно поэтому целесообразно в этом возрастном периоде активно заниматься общеукрепляющей, физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Данная программа позволяет обучающимся (кадетам) наилучшим образом интегрировать свое физическое и интеллектуальное развитие в единое целое, а педагогам получить в руки наиболее продуктивный путь воспитания и формирования гармонично развитой личности, готовой к выполнению гражданского долга. Определенный  военизированный уклад жизни,  форма, военные учебно-тренировочные мероприятия, походы, учебное оружие, занятия рукопашным боем, кадетские балы, военные церемониалы, и.т.д. интересны детям. Этот интерес необходимо использовать для выплескивания энергии, внутренней, зачастую негативной, напряженности, характерной данному, возрастному периоду, а также реализации потребностей в самоутверждении и признании.  

Цель программы:  – создание условий для интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития личности кадетов, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Задачи:

Обучающие:

-дать навыки и умения по начальной военной подготовке и их практическому применению;

Воспитательные:

-формирование морально волевых качеств личности (дисципли-нированности, силы воли, ответственности и др.);

-формирование уважительного отношения к истории своей Родины и осознание собственного долга перед Отечеством;

-вовлечение кадетов в социально-значимую деятельность (акции милосердия, увековечивания памяти погибших при защите Отечества и т.д.);

-формирование у кадетов высокой общей культуры, этики поведения, лидерских и организаторских качеств, способствующих выбору жизненного пути;

Развивающие:

Содействовать:

-духовному и физическому развитию личности;

-развитию коммуникативных качеств личности, коллективизма, толерантности;

-укреплению физического здоровья;

-развитию способности оценивать собственное физическое и духовное состояние;

Компоненты модели патриотического воспитания в условиях кадетского образования:

Гражданско-патриотический компонент: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Военно-патриотический компонент: формирование у школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Духовно-нравственный компонент: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов и ориентиров в процессе патриотического воспитания.

Историко-краеведческий компонент: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко- культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

-Социально-патриотический компонент: активизация духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

-Спортивно-патриотический компонент: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Цели:

-достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.

-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедли-вость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

-иметь ценностное отношение к России, к своей малой родине;

-иметь первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

-знать свои права и обязанности, иметь   представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

-осознавать свои поступки;

Личностная культура:

-знать моральные нормы и правила нравственного поведения;

-уважительно относиться  к традиционным российским религиям;

-быть неравнодушным к жизненным проблемам других людей;

-анализировать нравственную сторону своих поступков;

-почтительно относиться к родителям, к старшим, заботиться о  младших;

-бережно относиться к  традициям семьи и школы;

-иметь первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

-уметь самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-владеть первоначальными способами сбережения здоровья;

Учебно-познавательная компетентность:

-иметь положительную мотивацию к  познанию;

-иметь сформированный запас УУД;

-иметь потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах творческой деятельности;

-владеть способами преобразования, модифицирования учебной ситуации;

-уметь решать учебно-познавательные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий;

-быть способным к организации собственной деятельности;

Информационно-коммуникативная компетентность:

-владеть первоначальными навыками работы с источниками информации;

-уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

-иметь первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми: быть доброжелательным, уметь слушать собеседника, обосновывать  свое мнение;

Общекультурная компетентность:

-иметь первоначальный опыт приобщения к ценностям своего народа, традициям, обычаям;

-чувство прекрасного;

-иметь внешний опрятный вид

-уважать культурные ценности других народов;

Учебно-тематический план

№ п.п Разделы и темы Всего часов Теория Практика
1 Патриотическое направление 56 31 25
2 Гражданское и интеллектуальное направление 28 16 12
3 Художественно-эстетическое направление 76 15 61
4 Формирование здорового образа жизни 48 25 23
5 Культурно-нравственное направление 28 15 13
ИТОГО 236 102 134

Содержание программы

Патриотическое направление

Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему; воспитание у кадет любви к родному краю как к своей малой Родине.

Соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, воспитание трудолюбия, культуры труда.

Патриотическое направление было и остается одним из главных в комплексной программе воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания.

“Патриотизм – любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, “своего народа”. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – все это формирует патриотизм. Воспитание кадетов в духе патриотизма является основной частью всей воспитательной работы в школе.

Гражданское и интеллектуальное направление

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; приобщение к моральным и духовным ценностям.

Воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу – есть гражданское воспитание. Оно тесно связано с патриотическим и характеризуется понятием – гражданственность, которое оценивает отношение человека к обществу. Развитие России по пути правового государства и гражданского общества отразилось на формировании у кадетов сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением.

Для достижения желаемых результатов в данном направлении необходимо формирование гражданского сознания и деятельных позиций личности через активное вовлечение в социальную деятельность, через изменение школьного климата, развитие самоуправления.

Культурно-нравственное направление

Цель: формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей; осознание кадетами семьи как важнейшей жизненной ценности; создание условий для интеллектуального, нравственного и духовного развития детей; воспитание личности, способной рационально и эффективно мыслить, проявлять свои интеллектуальные умения.

Соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию. Предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры. Организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.

Культурно-нравственное направление в воспитании будущих защитников Родины должно считаться основной заботой, как семьи, так и школы.

Эстетическое направление

Цель: развитие общей культуры кадет через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.

Соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.

Эстетическое направление в воспитании предполагает создание и развитие системы кружковой работы во внеурочное время – это кружки вокальный, танцевальный, этики.

Важнейшей задачей этого направления является работа по формированию у каждого кадета языка вежливости, правил хорошего тона, изящных манер поведения, в основе которых заложено отношение между людьми, возрождение традиций воспитания образованных и дисциплинированных будущих офицеров.

Формирование здорового образа жизни

Цель: создание условий для физического развития кадет.

Соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности школьника осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ. Организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация данной программы предполагает:

систему краеведческих знаний,

устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,

уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

любовь и бережное отношение к родной природе;

посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.


Методическое обеспечение программы

Тематические уроки:

Полезны везде и всегда солнце, воздух и вода. Урок-спектакль.

Цикл бесед о войне.

Музыкально- литературная композиция «Солдат».

Встреча с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне

Круглый стол.

Кадет  кадету –  друг и брат. Совместный праздник кадетов.

Встреча с ветеранами ВОВ. Круглый стол.

Мои права и обязанности.  Составление памятки.

Беседа о школьном уставе.

Семейные традиции. Семейные посиделки.

В здоровом теле здоровый дух! Спартакиада.

У   Учитель в нашей жизни. Ролевая игра.

Традиционные русские народные праздники. Праздник «Вербный базар»

Урок милосердия и доброты. Концерт для детей из приюта.

Толерантный ли ты? Урок-тренинг.

«Хорошая учеба – это настоящий труд». Интеллектуальный конкурс.

«Мир моих увлечений». Урок-презентация.

Конституция – главный закон моего государства. Беседа.

Круглый год: как рождаются опасные ситуации на дороге. Урок-экскурсия.

Осторожно, огонь. Видеоурок.

Сопереживание товарищам      в радости и в горе. Урок-тренинг.

Защита Родины –   долг перед Отечеством. Конкурс «Рыцарский турнир»

Поговорим о том, как мы выглядим.

Человек в космосе. Видеоурок.

Сохраним нашу планету. Экологическая сказка для первоклассников.

След войны в моем доме   (ко Дню Победы). Круглый стол.

Правила, обязательные     для всех. Игра по ПДД.

Праздники:

Моя Родина

Осенняя ярмарка

Новогодний бал

Праздник в зимнем лесу

Зарница

Смотр-конкурс песни и строя

День Защитника Отечества

Торжественное принятие клятвы кадет

Кадетский бал

«Помнит мир спасенный…»

Прощание с начальной школой

Первый день лета

Экскурсии:

Музей  полиции

МЧС

Аллея Героев

Выставочный зал

Памятники г. Белорецка

Кадетский корпус г.  г. Москва

Оружейная Палата

Музей Великой Отечественной войны

Музей космонавтики

Киностудия «Мосфильм»

Храм Христа Спасителя

Бородинская панорама

Планетарий

Центр океанографии и морской биологии

Пожарная часть

Цирк г. Магнитогорск

Аквапарк г. Магнитогорск

Информационное обеспечение программы

Нормативно-правовая база:

  1. Закон «Об образовании в РФ» от 07.05.2013г;
  2. Приказ Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  3. Положение о программа дополнительного образования детей МОБУ ДОД ЦВР от 05.11.2013г.;
  4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 26.06.2012г.
  5. Устав МОБУ ДОД ЦВР № 01-01 от 15.11.2011г.

Материально – техническое обеспечение:

  1. Интерактивная доска
  2. Компьютер
  3. Музыкальный центр
  4. Компакт-диски
  5. Спортивный зал
  6. Детский центр гуманитарного и спортивного развития.

Список литературы

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2006. – 61 с.
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2009. – 25 с.
  3. В. А. Бойчук Аспекты духовно-нравственного воспитания младших школьников (теория и практика воспитания): Учебно-методическое пособие.- Уфа:БИРО, 2011.-92с.
  4. Мазыкина  Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2008.- N 6.- С. 13-17.(1)
  5. Рожков С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2009.- N 12.- С. 7.
  6. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2012. – 177 с.
Воспитательная программа “Мы-России сыны”