автор: Букина Лариса Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ “СОШ с.Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области”

Использование игровых технологий в начальной школе

Пояснительная записка

«Использование игровых технологий

в начальной школе»

МБОУ « СОШ с.Вязовка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Букина Лариса Юрьевна учитель начальных классов

Слайд 1.

Опыт моей работы (стаж – 25 лет) показывает, что моделирование уроков  – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности  к саморазвитию.

Слайд 2.

Российское общество в течение последних десятилетий существует в эпоху сложных и противоречивых перемен. В процессе постоянной модернизации находится все это время и школьное образование. Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.   В этих условиях рядовому учителю чрезвычайно важно определить собственные ориентиры педагогической деятельности, соотнеся их с интересами общества, личности и государства. Сегодня представление о том, что школа должна давать  прежде  всего знания, умения, навыки, т. е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.

Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт…  

Слайд 3.

Наше  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области» работает над созданием комфортной образовательной и воспитательной среды для развития обучающихся с учетом их способностей и потребностей.

5 лет назад начальной школе  пришлось столкнуться с проблемой

перехода      на стандарты второго   поколения.

Слайд 4.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного отношения к себе и окружающим.

Все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.

Слайд 5.

Исходя из поставленных задач НОО, мне, как современному учителю, следует:

  • полноценно формировать и развивать способности ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат;
  • формировать познавательные и креативные возможности  у детей, развивать мобильную  самореализующую  личность, способную к обучению на протяжении всей жизни;
  • сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Слайд 6.

Для реализации образовательных задач  возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного  содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока- введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Традиционные методы обучения уже не отвечают современным требованиям. Появилась необходимость ввести в свою педагогическую деятельность новые  направления  работы:

  • -обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников;
  • -выбор оптимального стиля деятельности учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы;
  • -формирование положительной «Я-концепции»  у школьников и собственной креативной личности;
  • -повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся;
  • -осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков;
  • -создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся, которые должны открывать знания, но не получать их в готовом виде.

Слайд 7-8.

В моей работе появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий.

Работаю я в начальных классах. А в этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть. Для успешной реализации ФГОС основной упор в своей работе делаю на игровые технологии.

Игровые технологии:

  • эффективное средство воспитания познавательных процессов;
  • тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки;
  • активизация деятельности учащихся;
  • самая актуальная технология  для учителя начальной школы.

Слайд 9.

В  моем педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Я в своей работе  делаю ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.

Игровую деятельность использую  в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; 
  • как элемент более обширной технологии; 
  • в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); 
  • как технология внеклассной работы.

Слайд 10-12.

Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная,  дидактическая, игра-путешествие. Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в  деятельность, но особенно  в игровую.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу. Для детей игра, прежде всего, – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость – всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность.

Я думаю, что в жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения, самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Слайд 13-14.

Игровые технологии являются составной частью  моей педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет мне  сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Другой позитивной стороной игры, я считаю,  является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс и заинтересованность.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету я считаю – дидактическую  игру. Она помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.

Результативность дидактических игр зависит от:

  • систематического их использования;
  • целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Слайд 15.

В своей работе я часто  использую компьютерные игры. Это очень интересно детям. Работают  и слабые ученики, и сильные. Они очень быстро усваивают материал, используя  компьютер.

На уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, математики  применяю  компьютерные игры из серии СД  Кирилла и Мефодия. Детям очень нравятся такие уроки.

Слайд 16.

Деловые игры – хорошая форма коллективного познания. Они моделируют реальную производственную деятельность. Учащиеся разбиваются на группы, которые получают своё задание.

Вот возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

  • знакомство с реальной ситуацией;
  • построение её имитационной модели;
  • написание сценария;
  • подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
  • разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется объём необходимых знаний, функции и роли участников игры, даются инструкции участникам. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирование общеучебных умений. Она даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Применение современных технологий  я   сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего  поколения- важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

Слайд 17-18.

Применяя современные технологии  и методы  педагогической диагностики,  я подняла  на более качественную ступень формирование  личности. Об этом свидетельствуют  результаты за 3 последних года :

  • административные контрольные работы;
  • 100% уровень  обучения, стабильно высокое качество знаний по предметам с 2013по 2016 год;
  • систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах ;
  • участие и победы в социальных и исследовательских проектах.

 

Слайд 19.

Для подтверждения правильности выбора технологий, я провела простой эксперимент. Для этого взяла два урока математики на одну тему. Один урок провела в традиционной форме,  другой –  в игровой. После опроса учащихся 100% учеников выбрали урок в игровой форме как наиболее интересный. В то же время усвоение учебного материала улучшилось на 28%.

А это значит – я на правильном пути!

Слайд 20.

Главным показателем моей работы  является:  устойчивый интерес детей  к учебной деятельности, готовность их к действию, к выполнению нестандартных заданий

Слайд 21.

Но это еще не предел. Впереди новые цели.

Мой план профессионального развития:

  • совершенствование в овладении игровыми технологиями на  уровне построения модели образовательного процесса;
  • повышение качества обучения через повышение качества урока;
  • встраивание игровых платформ в учебный процесс с точки зрения ФГОС.

Слайд 22.

В заключение   хочу отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших педагогов».

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин  быть Учителем»

                                                             Конфуций

Использование игровых технологий в начальной школе