автор: Букина Лариса Юрьевна
учитель начальных классов МБОУ “СОШ с.Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области”
Использование игровых технологий в начальной школе
Пояснительная записка
«Использование игровых технологий
в начальной школе»
МБОУ « СОШ с.Вязовка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Букина Лариса Юрьевна учитель начальных классов
Слайд 1.
Опыт моей работы (стаж – 25 лет) показывает, что моделирование уроков – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности к саморазвитию.
Слайд 2.
Российское общество в течение последних десятилетий существует в эпоху сложных и противоречивых перемен. В процессе постоянной модернизации находится все это время и школьное образование. Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. В этих условиях рядовому учителю чрезвычайно важно определить собственные ориентиры педагогической деятельности, соотнеся их с интересами общества, личности и государства. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т. е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.
Живем в эпоху нанотехнологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт…
Слайд 3.
Наше Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области» работает над созданием комфортной образовательной и воспитательной среды для развития обучающихся с учетом их способностей и потребностей.
5 лет назад начальной школе пришлось столкнуться с проблемой
перехода на стандарты второго поколения.
Слайд 4.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного отношения к себе и окружающим.
Все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.
Слайд 5.
Исходя из поставленных задач НОО, мне, как современному учителю, следует:
- полноценно формировать и развивать способности ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат;
- формировать познавательные и креативные возможности у детей, развивать мобильную самореализующую личность, способную к обучению на протяжении всей жизни;
- сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Слайд 6.
Для реализации образовательных задач возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока- введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Традиционные методы обучения уже не отвечают современным требованиям. Появилась необходимость ввести в свою педагогическую деятельность новые направления работы:
- -обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников;
- -выбор оптимального стиля деятельности учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы;
- -формирование положительной «Я-концепции» у школьников и собственной креативной личности;
- -повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся;
- -осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков;
- -создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся, которые должны открывать знания, но не получать их в готовом виде.
Слайд 7-8.
В моей работе появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий.
Работаю я в начальных классах. А в этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть. Для успешной реализации ФГОС основной упор в своей работе делаю на игровые технологии.
Игровые технологии:
- эффективное средство воспитания познавательных процессов;
- тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки;
- активизация деятельности учащихся;
- самая актуальная технология для учителя начальной школы.
Слайд 9.
В моем педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Я в своей работе делаю ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.
Игровую деятельность использую в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Слайд 10-12.
Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, дидактическая, игра-путешествие. Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую.
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу. Для детей игра, прежде всего, – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость – всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность.
Я думаю, что в жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения, самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Слайд 13-14.
Игровые технологии являются составной частью моей педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет мне сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Другой позитивной стороной игры, я считаю, является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие в учебный процесс и заинтересованность.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету я считаю – дидактическую игру. Она помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.
Результативность дидактических игр зависит от:
- систематического их использования;
- целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Слайд 15.
В своей работе я часто использую компьютерные игры. Это очень интересно детям. Работают и слабые ученики, и сильные. Они очень быстро усваивают материал, используя компьютер.
На уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, математики применяю компьютерные игры из серии СД Кирилла и Мефодия. Детям очень нравятся такие уроки.
Слайд 16.
Деловые игры – хорошая форма коллективного познания. Они моделируют реальную производственную деятельность. Учащиеся разбиваются на группы, которые получают своё задание.
Вот возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение её имитационной модели;
- написание сценария;
- подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
- разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.
При разработке содержания игры ставятся игровые и учебные цели, определяется объём необходимых знаний, функции и роли участников игры, даются инструкции участникам. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирование общеучебных умений. Она даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Применение современных технологий я сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения- важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Слайд 17-18.
Применяя современные технологии и методы педагогической диагностики, я подняла на более качественную ступень формирование личности. Об этом свидетельствуют результаты за 3 последних года :
- административные контрольные работы;
- 100% уровень обучения, стабильно высокое качество знаний по предметам с 2013по 2016 год;
- систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах ;
- участие и победы в социальных и исследовательских проектах.
Слайд 19.
Для подтверждения правильности выбора технологий, я провела простой эксперимент. Для этого взяла два урока математики на одну тему. Один урок провела в традиционной форме, другой – в игровой. После опроса учащихся 100% учеников выбрали урок в игровой форме как наиболее интересный. В то же время усвоение учебного материала улучшилось на 28%.
А это значит – я на правильном пути!
Слайд 20.
Главным показателем моей работы является: устойчивый интерес детей к учебной деятельности, готовность их к действию, к выполнению нестандартных заданий
Слайд 21.
Но это еще не предел. Впереди новые цели.
Мой план профессионального развития:
- совершенствование в овладении игровыми технологиями на уровне построения модели образовательного процесса;
- повышение качества обучения через повышение качества урока;
- встраивание игровых платформ в учебный процесс с точки зрения ФГОС.
Слайд 22.
В заключение хочу отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших педагогов».
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть Учителем»
Конфуций