автор: Булгаков Юрий Витальевич
учитель физической культуры МБОУ “Гимназии №7”
тема: Методические особенности проведения занятий с юными футболистами в группе начальной подготовки.
Статья содержит методические рекомендации по подготовке юных футболистов в группе начальной подготовки.
Методические особенности проведения занятий с юными футболистами в группе начальной подготовки.
Принципы многолетней тренировки футболистов во многом определены возрастными границами. Если условно обозначить по годам, то это будет выглядеть так:
- Начальная подготовка- 8-10 лет.
Школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
- Углубленная подготовка – 11 – 15 лет.
Ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики мини-футбола. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
- Спортивное совершенствование – 17-18 лет.
Основное внимание уделяется развитию тех физических качеств, которые необходимы для овладения сложными техническими приемами, групповыми и командными тактическими действиями. Техническая и тактическая подготовка ставит своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов в условиях противодействия соперников. Также именно в этот период осуществляется конкретизация игровых функций занимающихся и предусматриваются углубленные теоретические знания [4].
Основные задачи начальной подготовки:
1) укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;
2) постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта;
3) изучение основ техники футбола;
4) обучение индивидуальной и групповой тактики игры;
5) приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;
6) отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий футболом;
7) привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
8) воспитание черт спортивного характера.
Основные средства:
1) подвижные игры и игровые упражнения;
2) общеразвивающие упражнения;
3) элементы акробатики и самостраховки;
4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
5) метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей);
6) скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);
7) гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;
8) упражнения для развития общей выносливости.
Начальная подготовка один из наиболее важных этапов подготовки, так как именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством. На этапе начальной подготовки целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки [5].
Двигательные навыки у юных футболистов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха. С самого начала занятий необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях. Одной из задач занятий на первом году является овладение основами техники избранного вида спорта. Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков.
Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях, контроль эффективности технической подготовки осуществляется тренером. Контроль за эффективностью физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольно-переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств. При планировании контрольных испытаний по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день – испытания на скорость, во второй – на силу и выносливость [1].
Участие в соревнованиях. Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На этапе начальной подготовки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. Особое преимущество отдается игровым соревновательным методам. Программа соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований и доступным нормам нагрузок.
Требования, предъявляемые к учебно-тренировочным занятиям футболом:
- Обучение или совершенствование должно осуществляться с первой минуты занятия.
- Следует всячески избегать методических шаблонов.
- Строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
- Воздействие тренировки должно быть всесторонним (оздоровительным, образовательным, воспитательным).
- Задачи тренировки должны быть конкретны. Больше 3-х задач в тренировке не ставить.
- Подготовительная часть тренировки должна занимать 10—20% времени, основная – 70—80% , заключительная – 5—10%.
Примерный план (структура) тренировочного занятия.
Подготовительная часть занятия.
Целью является организация и подготовка занимающихся к последующей деятельности.
Задачи:
- Организация группы для занятия, мобилизация внимания, регулирование эмоциональным состоянием занимающихся.
- Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.
Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
Продолжительность этапа составляет 10—20% общего времени занятия (10—15 мин.). Основной ориентир времени разминки — температура окружающей среды (+ 8 =12—13 мин., + 10 = 9 мин., + 14 = 6 мин., + 15 = 5 мин.).
Чтобы занятие было более эффективно, в подготовительной части необходимо проводить упражнения без больших пауз; чередовать их так, чтобы воздействовать на различные группы мышц, менять характер выполнения (упражнения, направленные на развитие силы, — с упражнениями на растягивание и расслабление; упражнения медленные и плавные — с упражнениями быстрыми). Подготовительная часть тренировки решает 2 задачи: разогревание и настройка. Разогревание — способствует раскрытию кровеносных капилляров обслуживающих мышечную массу. Понижается вязкость мышц. Повышается температура тела и вместе с этим повышается возбудимость дыхательного центра. Повышается нервнорефлекторная связь с мышцами. Начинаем с упражнений, которые охватывают мелкие группы мышц, а затем и крупные. Используем упражнения умеренной мощности, не продолжительные. Настройка — решает задачу нервно-координационной настройки (повышая тонус ЦНС), психологической подготовки на предстоящую деятельность, увеличивает обменные процессы.
Основная часть тренировки.
Целью является обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств.
Задачи, решаемые на данном этапе:
- Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.
- Воспитание моральных и волевых качеств, подготовка организма к повышенным напряжениям. Овладение техникой и тактикой игры.
Средства: Упражнения для работы над физическими качествами, упражнения по технике и тактике игры.
Продолжительность основной части составляет 70—80% времени, отведенного на занятие.
Методические указания. Продолжительность и построение этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия. Основная часть может состоять из двух разделов: 1. Изучение и совершенствование техники и тактики игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств. 2. Закрепление изучаемого материала в играх. Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.
Заключительная часть тренировки.
Целью является завершение занятия.
Задачи:
- Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления (главная задача – восстановление).
- Совершенствование технических приемов в условиях утомления.
- Подведение итогов занятия. Можно проводить и подчистку какого-либо элемента. Если в основной части была большая нагрузка, то подвижные игры в заключительной части давать нельзя. Если была монотонная работа — можно.
Методические указания. В этой части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений — снизить нагрузку и привести организм в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение.
Средства: медленная ходьба и бег, строевые упражнения и упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приёмах игры, разбор ошибок и замечаний по занятию.
Продолжительность: 5—10% общего времени занятия.
На всех этапах предусмотрены контрольные измерения и тестирования, что позволяет оценивать в динамике эффективность тренировочного процесса и перспективность каждого футболиста [4,7].
Таким образом, знание закономерностей влияния тренировочных нагрузок на организм футболистов позволяет строить тренировочный процесс методически грамотно и рационально. Известно, что большинство используемых в практике тренировочных средств оказывают, как правило, комплексное, сопряжённое воздействие.
В возрасте 8-10 лет физическая подготовка складывается из обучения и тренировки, как единого педагогического процесса. Двигательные навыки у юных футболистов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха. С самого начала занятий необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях. Одной из задач занятий на первом году является овладение основами техники избранного вида спорта. Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и закреплению двигательных навыков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреев С.Н. Футбол в школе. – М.: Просвещение, 2006.
- Банников С.Е. Играйте в футбол. – М.: Норма-Инфра, 2007.
- Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: ФиС, 2005.
- Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – М.: Просвещение, 2010.
- Лисенчук Г. А. Управление подготовкой футболистов. – Киев: Олимпийская литература, 2011.
- Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. – М.: Советский спорт, 2009.
- Новокщенов И.Н. Основы специальной физической подготовки футболистов различной игровой специализации. – Волгоград: ВГАФК, 2013.
- Савин С. А. Футболист в игре и тренировке. – М., ФиС, 2007.
- Суворов В.В. Возрастные особенности соревновательной деятельности юных футболистов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
- Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС. 2008.
- Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. – М.: Терра Спорт, 2014.