автор: Булдакова Ирина Сергеевна

учитель музыки МБОУ СШ №10 г.о. Чехов

Симбиоз традиций и инноваций в педагогических подходах при формировании музыкальной культуры обучающихся

 

 

Симбиоз традиций и инноваций в педагогических подходах

при формировании музыкальной культуры обучающихся

 

Аннотация: в статье рассматривается введение наиболее эффективных педагогических подходов в общее и дополнительное образование, которые направлены на формирование навыков ансамблевого пения, общения в коллективе, формирование у обучающихся навыков использования мультимедийных технологий, изучения истории и народных традиций через игру на музыкальных инструментах. 

Ключевые слова: музыкальные инструменты, вокальный коллектив, артикуляция, распевание, упражнения, концертная деятельность.

Актуальность представленной темы обусловлена важностью поиска новых методик, приобщения детей к искусству, для мотивации обучающихся, что поспособствует ранней профессиональной ориентации одаренных школьников к современной музыкальной среде.

Музыка имеет большое значение в жизни человека. Она развивает фантазию, раскрывает творческий потенциал, открывает ребенку мир удивительных эмоций. В то же время требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Как не дать угаснуть зародившейся любви к искусству и с каждой встречей с музыкой только увеличивать желание детей прикоснуться к прекрасному? На сегодняшний день, в эпоху инноваций, важно идти в ногу со временем. Быть актуальным и интересным, научиться применять традиции музыкальной культуры в современной среде. Тем самым помочь ребенку легко и уверенно адаптироваться во внешнем мире и обеспечить успешное саморазвитие.

Целью статьи является введение наиболее эффективных педагогических подходов в общее и дополнительное образование, формирование навыков использования мультимедийных технологий, работа в музыкальных редакторах, создание условий для становления творческой личности, способной к саморазвитию. Изучение истории и народных традиций через игру на музыкальных инструментах.

Практическая значимость заключается в том, что ее реализация в других образовательных учреждениях позволит повысить мотивацию обучающихся, поспособствует ранней профессиональной ориентации одаренных школьников к современной музыкальной среде, профессиональный рост для желающих связать свою жизнь с творчеством. Даст детям возможность импровизировать, творчески мыслить, воплотить в жизнь свой потенциал.

Основную идею статьи можно представить на схеме:

 

Наша культура, традиции являются фундаментом духовного обогащения каждого человека. Подрастающее поколение забывает традиции своего народа, русские национальные костюмы, народные инструменты. Внедряя на уроках внеурочной деятельности, занятиях с вокальным коллективом игру на народных инструментах, элементы народного пения (потешки, скороговорки, музыкальные игры) педагог прививает детям интерес к Родине, истории своего народа [2, c. 20].

Использование ударных, перкуссионных и русских народных инструментов, а также развивает чувство ритма, навыков работать в ансамбле, слышать и исполнять разные ритмические рисунки [2, c. 81].

В работе с музыкальными инструментами для детей будет интересно придумать свою ритмическую партитуру, изменив выбранное произведение. 

Для этого педагогу необходимо:

– показать свой пример аккомпанемента на разных инструментах (например: гусли, деревянные ложки, металлофон, тамбурин, трещотки и др.), для начала лучше взять русские народные мелодии;

– затем научить детей играть данное произведение по ритмической партитуре педагога;

– предложить ребятам выбрать инструменты, чтобы придумать свою ритмическую партитуру; 

– обсудить получившиеся варианты и преимущества инструментов. 

– можно переходить к написанию ритмических партитур и исполнению на музыкальных инструментах известных саундтреков из фильмов, а также классической музыки. 

– добавляем вокальные партии в изменившиеся произведения. 

 

В наше время существует множество музыкальных программ, с помощью которых можно заниматься музыкой в любом месте и в любое время, учить партии, работать с партитурой, создавать аранжировки, записывать голос. Эти программы легко можно установить на смартфон или планшет.

Программы Sibelius, Dorico, Music Score и др. помогают отработать проблемы с ритмом, вокально-исполнительскую технику, записывать и транспонировать нотные партитуры для голоса и инструментов. Программы Cubase, Reaper, Sound Forge, способны исправлять чистоту записанного голоса, видеть ошибки и исправить их с помощью таких плагинов, как AutoTune, RealTune, VariAudio, Waves Tune, Melodyne. 

Программы Лупер или Loop Station позволяет записывать и сразу микшировать звуковые дорожки. Если записать, затем наложить музыкальные фразы друг на друга в любой последовательности, через пару минут будет готова аранжировка для новой песни. 

Применение таких программ в работе поможет детям после окончании школы быть более адаптированы к современной музыкальной среде.

 

Умение играть на различных инструментах, сочинять и записывать собственную ритмическую партитуру. Создавать транскрипции, добавлять вокальные партии в инструментальные произведения. Работать с современными программами (аудио, видео редакторы, редакторы нотных партитур), умение работать с midi клавиатурой, записывать свои произведения, изучать вокальные партий через планшет или смартфон находясь в дороге, создавать аранжировки, записывать и подтягивать голоса, поможет детям и после окончании школы. 

Желая связать свою жизнь с творческой профессией, ученик с легкостью сможет применить полученные знания. Развиваясь в разных направлениях, обучающиеся будут более адаптированы к современной музыкальной среде, научатся творчески мыслить, без ограничений использовать мультимедийные технологии. Тем самым мы поможем ребенку быть более успешным, легко и уверенно продолжать развиваться за пределами школы. 

 

Выделим этапы реализации вокального коллектива «Мелодия»:

Подготовительный период необходим для привлечения в коллектив талантливых детей. Эффективным будут встречи, беседы, выступления, мастер-классы, объявления, рассылки в соцсетях.

Диагностику музыкальных данных начинаем с первых занятий. Чтобы дети не зажимались, необходимо их поддерживать, создавать доброжелательную атмосферу, пресекая любые попытки других участников смеяться или неуважительно относиться к членам коллектива.

Начинаем с самого простого, постепенно усложняя задание. Ребенку предлагается спеть сыгранный на инструменте звук, поступенную мелодию, трезвучие вверх, вниз. Повторить несложные мелодии на металлофоне за педагогом, ритмический рисунок на деревянных ложках.

В организации кружка необходимо установить правила для сохранения детского голоса. Каждый раз до начала пения ребенок должен принять правильное положение и выполнить артикуляционную гимнастику:

  • «Часики» – поворот языком вправо, затем влево при сомкнутых губах.
  • «Качели» – поворот языком вверх, затем вниз при сомкнутых губах. 
  • «Улыбка» – сомкнуть зубы, разомкнуть губы растягивая в улыбке.
  • «Трубочка» – сомкнуть губы вытягивая их вперед и обратно. 
  • «Лошадка» – щелканье языком при разомкнутых губах. 
  • Выполнять языком круговые движения.

Учимся правильно дышать, от этого зависит качество звуковедения. Первое полугодие каждое занятие выполняем упражнения «вне пения»:

  • Руку на живот, делаем медленный вдох, про себя считая до 4. Живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. При каждом последующем вдохе – выдохе увеличиваем счёт на единицу (5, 6, 7).
  • В следующем упражнении быстро чередуем вдох – выдох открытым ртом, не поднимая плечи.
  • Делаем носом резкий вдох и медленно выдыхаем (со звуком «ц») не разжимая зубы.

Упражнения во время пения (например, пропеваем фразу на одном дыхании). Прием цепного дыхания, при котором ребенок должен осторожно и незаметно вливаться в звук коллектива, не нарушая звучание.

Важно помнить:

– дыхание брать мягко и незаметно, четко вливаясь в ноту без «подъезда»;

– не брать дыхание на стыке фраз, а только на длинных нотах;

– всю песню петь на цепном дыхании;

– никогда не делать вдох одновременно с соседом.

Эти упражнения помогут нам приобрести легкий или плавный звук, без напряжения и «выдавливания».

В пении очень важна атака звука. Необходимо мягко, округло и аккуратно начинать пропевать звук. Для округлости звука воспользуемся навыков «зевка» на протяжении всего пения. Приподнимаем верхнее небо, как бы зевая. Сделаем рот более округлым, мысленно пропевая «О». Протягиваем ровно и плавно на одном звуке: «о, у, а, э, и» добавляя после каждой гласной «О» [1, c. 34].

Дикция является важной составляющей вокальных занятий. Певучая, мягкая и свободная речь станет основой красивой мелодии. Для этого необходимо отрабатывать скороговорки. Основываясь на возможностях и недостатках участников коллектива, выбираем упражнения, которые помогут нам освободить мышцы лица и шеи, зажатость челюсти, скованность, вялость или малоподвижность губ, языка. Чтобы раскрепостить челюсти пропеваем слоги: ма-мэ-ми-мо-му, бра, бро, бри, бро, бру.

Важнейшим этапом на занятиях служит распевание. Следует уделить в начале занятия 10-20 минут на вокальные упражнения. Тем самым мы настраиваемся, «разогреваем» голосовой аппарат. Существует множество разных вариантов. Например, пропевание гласных «а» «о» «у» на 1 ноте вверх по полутонам. Мычание с закрытым ртом на согласной «м». Каждый раз начиная с самого простого мы постепенно усложняем упражнения и увеличиваем рабочий диапазон. Постепенно доходя до скачков и элементов двухголосья. Поможет улучшить навык унисонного пения – пение с закрытым ртом с крещендо и диминуэндо.

Главным методом работы над песней является разучивание ее под инструмент. Обговариваем содержание песни, обсуждаем авторов, идею произведения. Обращаем внимание на ошибки и недочеты. Трудные места отрабатываем отдельно, пропевая несколько раз в замедленном темпе, постепенно вливаясь в нужный темп [3, c. 130]. Песню стоит разучивать отдельными частями, сразу обговаривая опорные точки, фразы, динамические оттенки, художественный образ.

Для успешной концертной деятельности помимо чистого пения необходимо развивать актерские способности, внедрять в номера несложные движения, художественный замысел [3, c. 138]. Эмоции способны стать двигателем для совершенствования человека, а эмоции, полученные на концерте от зрителей, заставят вокалиста постоянно совершенствоваться и самовыражаться в творчестве.

С каждым годом растет творческий потенциал участников коллектива, сплоченность, взаимовыручка, поддержка, ответственность за выступление на концерте или конкурсе. Коллектив наполняется дружескими эмоциями, хорошими голосами, добрыми и открытыми детьми, приобретается большой опыт общения. 

Полезно посещать концерты других музыкальных коллективов, это научит детей анализировать, исправлять свои недочеты. Общие поездки в театр оперы, балета, мюзикла повысит уровень культуры детей, даст толчок к успешной самореализации.

 

С каждым годом увеличивается результативность вокального коллектива: ежегодные выступления на школьных мероприятиях, в новогодних сказках, концертах, линейках; увеличивается число победителей и призеров муниципальных и областных конкурсов.

Заключение

Благодаря введению эффективных педагогических подходов в общее и дополнительное образование, игре на народных музыкальных инструментах, заметен профессиональный рост каждого участника вокального коллектива, дети умеют слышать, слушать, петь.

Важным результатом симбиоза традиций и инноваций в педагогических подходах на занятиях с вокальным коллективом является сохранение, усовершенствование музыкальной культуры народа родной страны. Музыкальные эксперименты и изменения, вводимые в народное и современное творчество, привлекает молодое поколение. Восьмиклассники, играющие на ложках, баранах, тамбуринах, маракасах и др. инструментах музыку Моцарта или Говарда Шора, забывают о том, как хотелось им несколько минут назад быть взрослыми, сейчас они опять дети. Дети, старающиеся изо всех сил попадать в такт, придумать свое соло на барабанах или треугольнике, найти интересное произведение для будущих экспериментов. 

Тонкой нитью проходят вместе современность и традиции прошлых поколений. И никто уже не в силах разорвать эту нить. Через время наша современность станет прошлым для будущих поколений и перейдя в традиции, осядет в веках.

Вокалисты, заучивающие старые каноны, транспонирующие их в новых современных программах, когда-то внесут свои изменения в музыкальную жизнь нашей страны.

 

Библиографический список

  1. Варламов А. Е. «Полная школа пения». Учебное пособие, 3-е изд. А. Е. Варламов СПб.: Лань, 2008г.
  2. Пашина О. А. «Народное музыкальное творчество». Учебник. СПб.: Композитор, 2005г.
  3. Жиров В. Л. «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. Учебное пособие для Вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2003 г.
Симбиоз традиций и инноваций в педагогических подходах при формировании музыкальной культуры обучающихся