автор: Бушина Анастасия Владимировна
воспитатель МАДОУ Детский сад №9 , Динской район, станица Нововеличковская
Консультация “В детский сад -без слез!”
Консультация для родителей на тему: «В детский сад — без слёз! Период адаптации: что нужно знать родителям».
Бушина Анастасия Владимировна-воспитатель
МАДОУ Детский сад №9 станица Нововеличковская
Все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие чадо вынуждены знакомиться с детским садом. С этот момента перед ними встаёт множество вопросов, таких как, что такое адаптация и как она проходит, в каком возрасте отдать своего ребенка дошкольное учреждение, как ускорить процесс привыкание к новым, неизведанным условиям и требованиям. Подобные тревоги абсолютно естественны для каждого родителя, так как на несколько лет детский сад станет вторым домом для их ребёнка. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит физическое и психологическое здоровье малышей. Вот почему этот острый вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери дошкольного учреждения распахнутся перед новыми дошколятами.
Психологический климат семьи
Если малыш идет в детский сад из благополучной семьи, в которой он чувствует себя любимым и нужным, то его адаптация проходит легче. Он быстро понимает, что родители уходят не навсегда, и обязательно его заберут, что они его любят, защитят при неудачах и всегда поддержат.
Ребенок, проживающий в семье, в которой конфликты происходят на его глазах и абсолютно его не замечают, не прислушиваются и постоянно критикуют, будет труднее привыкать к новым условиям. Он будет бояться критики, неадекватно реагировать на замечания и испытывать трудности во взаимодействиях как с детьми так взрослыми.
Периоды адаптации ребенка к детскому саду
Обычно выделяют три периода адаптации ребенка к детскому саду:
- Острый. Ребенок находится в постоянном напряжении, испытывает волнения, плачет, капризничает, иногда даже закатывает серьезные истерики.
- Умеренный. Напряжение становится умеренным, малыш начинает более спокойно реагировать на расставание с родителями, быстрее успокаиваться после их ухода. Налаживаются сон и аппетит.
- Компенсированный период обусловлен стабилизацией состояния ребенка. Он вливается в общение со сверстниками и воспитателями, начинает активно участвовать в играх, проявляет познавательный интерес в стенах детского сада.
Важные навыки для будущего дошколёнка
Как облегчить адаптацию малыша к детскому саду? Один из самых важных моментов – это самостоятельность в как можно больших сферах его жизни. Чем больше ребенок будет уметь делать, тем легче будет в саду и ему самому, и воспитателям.
Самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя бы частично. Если ребенок умеет делать это с небольшой помощью, то ему не придется сидеть и ждать, когда его переоденут, никто не будет ругать его за самостоятельность, он будет учиться нести ответственность за свои вещи. Умение держать ложку и доносить еду до рта, малыш должен, научится до того, как пойдет в детский сад. Иначе он рискует оставаться голодным или ему придется ждать, пока до него дойдет очередь, и его покормят. Хорошо, если к поступлению в детский сад ребенок может каким-либо словом сообщить воспитателю или помощнику воспитателя о своей потребности сходить в туалет. В этом случае у него в шкафчике будет не так много мокрых вещей к приходу родителей.
Взаимодействовать с детьми и со взрослыми. Никого не обижать и не бояться, пытаться договариваться на простом уровне. Общение в детском саду – неизбежно, а при отсутствии умений возникают проблемы с коммуникацией и адаптацией.
Ребенок должен быть знаком с разнообразной едой. Трудно привыкнуть к пище детского сада тем детям, кто привык питаться только полуфабрикатами или пюреобразной консистенции.
Действия, которые необходимые делать
Придумать с ребенком свой ритуал расставания, который будет вселять в него уверенность в том, что вы обязательно вернется.Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Оставляя его с кем-либо из других взрослых, применяйте одно и то же действие, чтобы малыш его запомнил. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с вами в раздевалке детского сада.
Чтобы у ребенка появился опыт расставания с мамой и взаимодействия с другими взрослыми, начать привлекать его к общению с другими взрослыми. Можно начать с их общения в присутствии мамы, а затем начать отлучаться на все более длительное время.
Стараться формировать положительную самооценку и представления малыша о себе: говорить ему, какой он самостоятельный, умный, общительный и веселый. При этом необходимо стараться избегать высказываний о том, что ребенок сердитый и капризный.
Действия, которые делать не стоит
Не пытаться оставить ребенка одного дома, отправившись даже в магазин, рядом с домом. Это может, повысит у ребенка уровень тревожности, он и за несколько минут может попасть в опасность в собственной квартире.
Никогда не уходить от ребенка в тот момент, когда он отвлекся. В этой ситуации он сильно пугается, что мама исчезла неизвестно куда. В следующий раз он будет всеми силами стараться не отпустить маму от себя ни на шаг.
Не следует каждый раз после расставания покупать малышу игрушки или вкусное угощение: если у него закрепится понимание, что после разлуки его ждет что-то материальное, такие покупки придется делать каждый день, когда малыш пойдет в детский сад.
Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитателем. Она расскажет вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома, и здесь воспитатель поможет вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы, если они возникают. Со своей стороны вы, беседуя с ней, можете помочь ей лучше понять реакции ее нового маленького воспитанника.
Дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка вашей крохи, психологическая грамотность родителей, а также создания эмоционально благоприятной атмосферы в семье.