автор: Былинкина Людмила Александровна
Учитель МБОУ “Кузедеевская школа-интернат”
«Профориентация и трудовая деятельность в воспитательном процессе для детей с ОВЗ»
Выступление на педагогическом совете МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»
Слайд 1
«Профориентация и трудовая деятельность в воспитательном процессе.»
Слайд 2 великие педагоги
Труду, как человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказываний о труде можно найти в философских произведениях, в трудах классиков литературы, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого. Важное значение придавали такие педагоги, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский.
Слайд 3 Макаренко
Великий педагог, А.С.Макаренко считал, что способность к труду и трудолюбие не дарованы ребенку природой, а воспитываются в нем. При этом труд не должен быть кабалой и насилием, а обязательно творческим, сознательным, радостным процессом и раскрывать потенциал личности. Важно переключать детей с одного вида труда на другой, тогда развитие будет разносторонним.
Слайд 4 Труд
Алексей Иванович Дьячков советский педагог-дефектолог, доктор педагогических наук, указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику детей с ОВЗ труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На протяжении всей истории организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков олигофренопедагогики. Прежде всего рассматривалась роль труда, как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т.е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ. Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и, если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность и не даёт ничего ни разуму, ни душе.
Слайд 5 цели
Трудовая подготовка для детей с ОВЗ даже более значимы, чем для нормально развивающихся воспитанников. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями детей самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность детей с ОВЗ, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы.
Слайд 6 задачи
Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания.
Слайд 7 условия
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
Слайд 8 средства и приемы
В процессе всей работы педагоги акцентируют внимание на результатах труда, его значимости для людей. Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы
Слайд 9 виды
Разделение труда на виды условное, так как четких границ между ними нет. Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности – способности к труду.
Слайд 10 -11 самообслуживание
Опыт показывает, что при поступлении в интернат младшие школьники обнаруживают порой полную беспомощность в самообслуживании, весьма слабо владеют культурно – гигиеническими навыками. Неприученные ранее к элементарному уходу за собой. Они требуют от воспитателя большого терпения и внимания. Если при поступлении ребёнка в школу – интернат, воспитатель правильно смог организовать воспитательную работу по привитию навыков самообслуживающего труда на протяжении всех лет обучения, то при выпуске из школы – интерната выпускники в самостоятельной жизни легко ориентируются в мире профессий, знают уровень своих профессиональных возможностей. Имеют необходимые навыки и умения для самостоятельного ведения домашнего хозяйства. Знают, что трудовая деятельность – это средство существования.
Слайд 12 -13 хозяйственно –бытовой труд
Ребята учатся наводить и поддерживать порядок в спальных комнатах, игровых. Вырабатывая самостоятельность, стремление содержать свои вещи в надлежащем порядке, вовремя увидеть (заметить) возникший беспорядок в игровой, спальне, шкафах с одеждой и играми, на рабочих местах, обязательно следует объяснить, что в каждый предмет обихода вложен большой человеческий труд, напоминать о необходимости соблюдать правило: каждой вещи – своё место, беседа-практикум «Чистота ковров и уход за ними»; уборка игрушек. Всё это укрепляет интерес к труду. Интерес к труду усиливает и коллективный труд, ребенок осознаёт себя членом коллектива. Формирование интереса к труду влияет на развитие положительных взаимоотношений между детьми. Интересная, содержательная коллективная работа объединяет детей общей целью. Они становятся более организованными, дружными, внимательными друг к другу.
Слайд 14 ручной труд
Ручной труд – развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании, развитии его творческих, технических способностей. Ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие воспитанников. Дети с ОВЗ в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретённые знания
Слайд 15 труд в природе
С младшего школьного возраста необходимо приучать детей ухаживать за растениями, к работе на пришкольном участке. Необходимо учитывать индивидуальные склонности и возможности (сбор и посев семян, уход за растениями, прополка цветников, уборка закреплённой территории около школы и т.д.) Труд в природе должен приобщать детей к сельскохозяйственным работам, воспитывать положительное отношение к труду, уважение к людям труда.
Слайд 16 формы организации труда
Слайд 17
Дежурство, как форма организации труда детей была исследована кандидатом педагогических наук Зоей Николаевной Борисовой в 1953 году. Дежурства являются более сложной формой детской трудовой деятельности. Они предъявляют к ребёнку самые разнообразные требования: уметь сосредоточиться на выполнение задания, удерживать в памяти последовательность выполнения конкретных дел, уметь договориться с товарищами и их распределении. Дежурство приучает детей к большей самостоятельности, формирует у них чувство ответственности за порученное дело. Вводить дежурство следует постепенно. Вначале назначать наиболее сильных, ловких детей дежурными по столовой, спальне, игровой: их работа является своеобразным образцом для всех остальных. Наблюдая за тем, как дети выполняют свои обязанности, в случае необходимости помогать им. После того, как дети завершат работу, обязательно надо подчеркнуть, как необходимо всё то, что они делами. Особенно нуждаются в поддержке и одобрении воспитателя нерешительные, пассивные дети.
Слайд 18-19 дежурство по столовой
Во время дежурства по столовой воспитанники развивают навыки сервировки столов, навыки накрытия и уборки с них после приёма пищи. В младшем школьном возрасте следует формировать и культурно – гигиенические навыки во время еды: умение аккуратно есть, правильно держать ложку, убирать посуду со стола, протирать стол.
Слайд 20 дежурство по интернату
Слайд 21 дежурство по игровой
В процессе трудовой деятельности воспитанники приобретают опыт, повышается их самостоятельность, появляется уверенность в своих силах. Применение вышеуказанных практических занятий в школе-интернате прокладывает учащимся прямую дорогу к их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной жизни вне стен школы. У наших воспитанников мы развиваем навыки самообслуживания во время дежурства («Кто аккуратнее заправит свою постель?», «Кто лучше сложит покрывало?». Дети учатся правильно убирать за собой постель. С этой целью систематически проводятся практические занятия, чтобы дети усвоили последовательность выполнения работы.
Слайд 22 -25 поручения
Трудовые поручения: «Сложить книги в тумбочке», «Вытереть пыль на подоконнике, тумбочках». Беседа -практикум «Каждой вещи – свое место», «Наведем порядок на полках, в шкафу», и т.д. По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся выполнять задания быстро, правильно, аккуратно. В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умение замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.
Слайд 26
Объяснение – для сообщения правил поведения и последовательность выполнения различных трудовых приемов и операций.
Беседа– всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.
Инструктаж – применяется для сообщения правил по ТБ перед практическими занятиями. Инструктаж проводится непосредственно перед началом работы. Профориентационая беседа – один из распространенных методов. Она должна всегда быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение воспитанниками более глубоких сведений способствует осмыслению воспитанниками знаний о труде, мире труда и людях трудовых профессий. Всегда должна проходить красной нитью зависимость между получаемыми знаниями в интернате, школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем.
Просмотр художественных фильмов и телевизионных передач – важная форма работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению. Важен не только подбор и содержание фильмов, а их последующее совместное, общее обсуждение. Процесс обсуждения помогает правильно понимать содержание и идейный смысл увиденного.
Социально-значимые акции – с общественно-значимым смыслом, где воспитанники могут проявить свое личное отношение к труду. Такая форма может увлечь воспитанников общим делом, идеей, дает возможность показать свои трудовые умения и навыки другим людям.
Неделя труда – это активная форма работы, которая включает в себя: встречи со специалистами разных профессий, выпуск стенгазет, тематические воспитательские часы, выставки поделок и творческих работ.
Слайд 27
В школе – интернате ежегодно проводится месячник «Мир профессий».
Слайд 28 стенд
Воспитанники в течение месяца изучали информацию со стенда, знакомились с историей возникновения таких профессий: как строитель, парикмахер, повар, водитель, портной, продавец. Рассматривали иллюстрации с изображением разных профессий, учились различать типы профессий, взаимоотношения человека и объекта действия. Дети делали для себя соответствующие выводы, тем самым повышали свои знания о данных профессиях.
Слайд 29
Ребята, с большим удовольствием, рисовали и раскрашивали раскраски к конкурсу «Труд в почете любой». Работы воспитанников были размещены на стенде. После подведения итогов, дети награждены грамотами. Благодаря этому конкурсу дети развивали творческие способности, логическое мышление и память.
Слайд 30 итоговое занятие
Итоговое занятие «В мире профессий» было проведено в форме конкурсов. Такая форма проведения занятия обеспечивает работу всех детей интерната, позволяет воспитанникам раскрыть свои способности.
Слайд 31
В конкурсную программу был включен парад профессий и такие конкурсы: как, самая – самая, бюро находок, профессия на букву, таинственное слово, импровизация, храбрый портняжка, юные строители. Во время выполнения конкурсантами заданий, ведущими проводилась игра со зрителями: хлопните в ладоши, угадай профессию. После каждого конкурса подводился итог, жюри вместе со зрителями определяли победителя. В конце конкурсной программы мы поблагодарили ребят за участие в мероприятии, наградили грамотами самых активных воспитанников.
Слайд 32
В течении недели смотрели документальный фильм – «Профессия каждого, самая важная». После просмотра фильма, с воспитанниками состоялась беседа, на которой дети поделились своими впечатлениями. Многие из ребят ранее не видели металлургические цеха в действии. При помощи фильма дети узнали, как плавится металл, как работают люди данной профессии. Очень понравилась профессия кузнеца, дети с восхищением смотрели, как из металла куют разные детали. Так же воспитанники сказали много добрых слов о таких профессиях как: доярка, повар, строитель, пекарь и т.д.
Слайд 33
Мероприятие на тему: «Человек, труд, профессия»
Библиотекарь рассказала о своей профессии, использовала ролевые игры при знакомстве с другими профессиями, ребята отгадывали загадки, играли в дидактические игры.
Слайд 34
Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми. В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру.
Экскурсия в поселковую библиотеку. Ребята познакомились с профессией библиотекарь, узнали много нового и интересного про книги и библиотеку, а так же приняли участие в развлекательной программе «День рождения Снеговика»
Слайд 35-36
Экскурсия в городскую библиотеку города Осинники. Ребята знакомились с профессиями по ходу экскурсии. Это кондуктор и машинист в электропоезде; продавец и кассир в магазине; гардеробщица, уборщица, библиотекарь, корреспондент, оператор- в библиотеке; служитель храма, продавец в лавке – в храме святой троицы.
Совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, что благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. В ходе экскурсий решается задача формирования основ безопасного поведения в различных ситуациях Выполнение различных попутных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, чувство взаимопомощи, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Экскурсии благотворно сказываются на физическое развитие воспитанников, благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности.